ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Клуб юного переговорщика»
рабочая программа (4 класс)
Знакомство и обучение детей медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, самоуважению; формирует с учетом возрастных особенностей активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность; учит сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_yunogo_peregovorshchika_6_klass.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
ПО ВОПРОСАМ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ
«Клуб юного переговорщика»
10-12 лет
Пояснительная записка.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства.
Обучение детей, и подростков ненасильственным методам взаимодействия с другими способствует решению этих задач, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Знакомство и обучение детей медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, самоуважению; формирует с учетом возрастных особенностей активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность; учит сопереживанию, умению понять, простить другого, проявлять эмпатию к окружающим.
Программа интерактивных занятий «Курс юного переговорщика» для детей и подростков по вопросам ненасильственных методов разрешения споров и конфликтов разработана ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии и с пунктом 1 (II полугодие) плана работы Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы на 2020 год, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Координационного Совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы Т. А. Голиковой от 12 февраля 2020 г. № 1130 п – П 12.
Нормативно-правовое основание программы:
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193 –ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).
- Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденный протоколом Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 25 сентября 2019 г. № 23;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».
Программа интерактивных занятий «Курс юного переговорщика» предназначена для детей и подростков возрастной категории 10 – 12 лет. Формат занятий – групповой. Для организации образовательного процесса используются различные интерактивные формы занятий: дискуссия, деловые игры (разыгрывание ролей), кейсы, моделирование ситуаций. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося).
Программа состоит из 3 модулей. Модули программы реализуются последовательно, режим занятий определяется возможностями преподавателя и
образовательной организации.
Требования к уровню преподавателя, реализующего данную программу: педагогическое образование (среднее профессиональное/высшее), повышение квалификации/профессиональная переподготовка по вопросам медиации.
Цель программы: Овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации.
Задачи программы:
Обучающие:
- Сформировать целостное представление о природе конфликтов, научиться систематизировать и анализировать причины их возникновения;
- Сформировать умения разрешать конфликтные ситуации применяя техники и инструменты медиации;
- сформировать навыки социокультурной компетенции.
Развивающие:
- развивать психологическую готовность и умение ориентироваться в особенностях конфликтных процессов в современных
условиях;
- развивать способность понимать и регулировать собственное эмоциональное состояние;
- развивать способность к аналитическому мышлению, навыки работы в группе сверстников.
Воспитательные:
- воспитание социально ценных отношений и переживаний в сообществе;
- сплочение коллектива;
- развитие самооценки ребенка;
- развитие позиции активной ответственности.
Режим занятий: групповая, 1 раза в неделю по 1 академическому часу в день; 34 недели в зависимости от календарного планирования занятий.
Содержание.
Программа строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, с учетом возрастных особенностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и базовых потребностей ребенка (В. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили). Согласно подходу гуманистической психологии ребенок – субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задачи программы – помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.
Методологическую основу программы составляет метод «школьная медиация», разработанный АНО «Научно-методический центр медиации и права», восстановительная медиация (Р. Р. Максудов), теории К. Томаса, Р. Килманна, Х. Бесемера, Т. Гордона.
Программа состоит из 3 модулей:
Модуль 1. Правила и способы успешной коммуникации (Принципы конструктивного взаимодействия; Эмоции и чувства; Технологии ненасильственного общения). Установление контакта, представление ведущего и знакомство участников команды. Принципы проведения занятий – принципы медиации: добровольность,
конфиденциальность, нейтральность ведущего, равноправие, открытость, уважение, сотрудничество. Способы реализации этих принципов, правила группы.
Тренировка наблюдательности, внимания, способности замечать детали. Формирование понимания своих чувств, эмоций, состояний, связанных с трудными ситуациями. Обсуждение и выбор способов решения конфликтных ситуаций.
Содействие формированию принятия участниками друг друга. Знакомство с технологией ненасильственного общения. Знакомство с приемом «Я-сообщение». Проигрывание различных ситуаций взаимодействия.
Модуль 2. Конфликт и медиация (Понятие конфликта; Как разрешаются конфликты; Технология медиации). Знакомство с понятием конфликт. Обсуждение конструктивной и деструктивной роли конфликта, просмотр видеоролика «Мост». Проигрывание и обсуждение ситуаций по теме: «Как обычно разрешаются конфликты» (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый).
Углубленное знакомство участников друг с другом. Введение в тему «Медиация». Медиативные технологии в школе. Прояснение интересов сторон. Движение от позиций сторон к их потребностям и истинным целям. Создание безопасного и комфортного пространства для беседы.
Модуль 3. Восстановительный и медиативный подходы (Восстановительный подход; Медиативный подход; Круг). Определение восстановительного подхода, его роль и значение в работе медиатора. Разбор конкретных ситуаций для медиации. Знакомство с планом проведения восстановительной беседы. Упражнения на развитие сотрудничества и взаимопомощи.
Определение медиативного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи. Знакомство с планом медиативной беседы. Проигрывание ситуаций.
Знакомство с технологией Круга, правилами проведения Круга. Проведение Круга по актуальной теме. Рефлексия проведения Круга.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут иметь представление:
- о природе конфликтов и способах их регулирования;
- о медиации как методе урегулирования споров;
- об особенностях медиативного и восстановительного подходов;
- о целях и технологии проведения Круга сообщества (далее – Круг).
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут знать:
- способы разрешения конфликтных ситуаций;
- принципы медиации;
- показания к применению медиативного и восстановительного подходов.
По окончании срока реализации программы обучающиеся будут владеть:
- основными инструментами медиации;
- навыками построения конструктивного диалога со сверстниками;
- способностью понимать и принимать позицию активной ответственности.
Уровень усвоения обучающимися программы определяется соответствующими критериями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Итоговый контроль осуществляется в форме опроса по темам программы.
№ п/ п | Тема | Характеристика основных видов деятельности | Количество часов |
Модуль 1. Правила и способы успешной коммуникации (12 часов) | |||
1 | Принципы конструктивного взаимодействия | Установление контакта, представление ведущего и знакомство участников команды. Принципы проведения занятий – принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, нейтральность ведущего, равноправие, открытость, уважение, сотрудничество. Способы реализации этих принципов, правила группы. | 4 |
2 | Эмоции и чувства | Тренировка наблюдательности, внимания, способности замечать детали. Формирование понимания своих чувств, эмоций, состояний, связанных с трудными ситуациями. | 4 |
3 | Технологии ненасильственного общения | Содействие формированию принятия участниками друг друга. Знакомство с технологией ненасильственного общения. Знакомство с приемом «Я-сообщение». Проигрывание различных ситуаций взаимодействия. | 4 |
Итого по модулю | 12 ч. | ||
Модуль 2. Конфликт и медиация (10 часов) | |||
4 | Понятие конфликта | Знакомство с понятием конфликт. Обсуждение конструктивной и деструктивной роли конфликта, просмотр видеоролика «Мост». Дискуссия. | 2 |
5 | Как разрешаются конфликты | Проигрывание и обсуждение ситуаций по теме: «Как обычно разрешаются конфликты» (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый). | 4 |
6 | Медиация | Углубленное знакомство участников друг с другом. Введение в тему «Медиация». Медиативные технологии в школе. Прояснение интересов сторон. Движение от позиций сторон к их потребностям и истинным целям. Создание безопасного и комфортного пространства для беседы. | 4 |
Итого по модулю | 10 ч. | ||
Модуль 3. Восстановительный и медиативный подходы (12 ч.) | |||
7 | Восстановительный подход | Определение восстановительного подхода, его роль и значение в работе медиатора. Разбор конкретных ситуаций для медиации. Знакомство с планом проведения восстановительной беседы. Упражнения на развитие сотрудничества и взаимопомощи. | 4 ч. |
8 | Медиативный подход | Определение медиативного подхода. Служба медиации, ее структура, цели и задачи. Знакомство с планом медиативной беседы. Проигрывание ситуаций. | 4 ч. |
9 | Круг | Знакомство с технологией Круга, правилами проведения Круга. Проведение Круга по | 4 ч. |
Тематическое планирование
актуальной теме. Рефлексия проведения Круга. | |||
Итого по модулю | 12 ч. | ||
Общее количество часов по программе | 34 ч. |
Литература.
- Азбука медиации / сост. Шамликашвили Ц., Ташевский С. – Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011.–64 с.
- Баныкина С. В., Егоров В. К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. – Москва, 2007– 125 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Москва: Астрель, 2010.–251c.
- Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее / Томас Гордон при участии Ноэля Берча. – Москва: Ломоносовъ, 2010.–432с.
- Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для ядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Подготовлены Минпросвещения России и согласованы с Минюстом России. Протокол заседания Правительственной комиссии от 25 сентября 2019 г. № 23 –18 с.
- Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков открытого или закрытого типа / М. В. Быкова, А. А. Винокуров, В. П. Графский, А. Х. Пачеко-Рейнага, А. А. Пентин. – Москва: ФГБУ
«ФИМ», 2019.– 48 с.
- Прокофьева Н. И. Психологические аспекты ведения переговоров. – Москва: Феникс, 2012.– 147 c.
- Стейнберг Лоуренс. Переходный возраст. Не упустите момент / пер. с англ. Юлии Константиновой.– Москва: Манн, Иванови Фербер, 2017. – 304 с.
- Шамликашвили Ц. А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. – Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013.–128 с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аудитория не менее 30 кв. м, столы и стулья или стулья с откидными столиками. Оборудование:
- Компьютер и мультимедийная установка для воспроизведения видео файлов;
- Флипчарт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Клуб юных историков" Хлопова, Лимова
Программа внеурочной деятельности по программе "Школа 2100"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб юных поэтов»( 1 год, общеобразовательный )...
Программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"
Здесь представлена программа внеурочной деятельности по направлению художественное творчество[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10127489","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных знатоков»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие...
Программа внеурочной деятельности "Клуб юных знатоков"
Программа внеурочной деятельности для 2 класса. Основным направлением программы является проектная деятельность...
Занятие по внеурочной деятельности: Клуб юного читателя «Читай-ка» во 2 классе. Метод смыслового чтения.
Конспект внеурочного занятия Клуб юного читателя "Читай-ка" 2 класс, проведенного с использованием метода смыслового чтения....