Осмысление
| -Сейчас приступаем к чтению рассказа Л. Воронковой. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором. Будьте внимательны к «словам-незнакомцам», которые вам встретятся во время чтения. -Чтение 1 части рассказа. -Где, когда и с кем происходит действие рассказа?
-Отчего весело было на лугу?
-Первая часть оканчивается словом «вдруг», а как вы думаете, что там, на лугу, где было так весело, может произойти.
Чтение 2 части рассказа. -Встретились ли вам слова- «незнакомцы»?
-Попробуем сами объяснить значение слова «пчельник»: какие насекомые вдруг появились на лугу? -Что общего в этих словах? -Как вы представляете себе пчельник?
-Подберите синоним к слову пчельник. -Значение слова колхозный мы узнаем из толкового словаря.
- Сбылись ли ваши предсказания? Как же развивались события дальше? - Кем был Васятка, которого кусали пчёлы? - Но ведь сын пчеловода, кажется, должен лучше всех знать и о повадках пчёл, и их опасности для человека. Как же он мог попасть к пчёлам? - Как вам кажется, с какими чувствами кричал Ваня ребятам? -Да, трудная сложилась ситуация. Как же поступят ребята? -А что бы вы посоветовали им?
-А как поступили дети, какой сделали выбор, вы сейчас узнаете, прочитав конец рассказа. Чтение 3 части рассказа. - Совпали ли ваши предположения с рассказом? -Как бы вы оценили их поступки?
-Что же Ваня не воспользовался советом товарищей и не ушел?
-Как вы думаете, страшно ли было Ване, когда он шел к пчелам?
-Какая была реакция мамы Васятки? Сочувствовала ли она Ване? -Как пострадал Ваня, зачитайте текст.
-Как отреагировала бабушка Вани, увидев внука?
-За что бабушка назвала Ваню простофилей?
-Права ли она?
-Как папа оценил поступок Вани?
- Можно ли назвать поведение Вани поступком? Почему? -Выразите свое мнение о Ване, составив синквейн: -Кто? (Ваня) -Какой? Какой? (Смелый, самоотверженный) -Что делает? Что делает? Что делает? (Не жалеет себя, возвращается на пасеку, спасает Васю) -Предложение о… .(Ваня не оставил человека в беде) -Кто ? (Надежный товарищ)
| После чтения каждой части ведётся фронтальная беседа по содержанию текста:
-В деревне. На лугу -С друзьями: Гринькой, Федей и Ваней.
-На лугу было красиво, весь луг в цветах. -Трава была высокая, и в ней можно было играть в прятки.
Прогнозы детей: -Может, кто-то упадет и ударится. -Может, появится злая собака или нехороший человек. -Может, начнется гроза.
-Пчельник, колхозный.
-Пчёлы. -Корень слова пчел. Предположения детей: -Пчелиный домик. -Место на лугу, где находится много пчелиных домиков.
-Пасека.
Один из учащихся находит значение слова и читает вслух. -Мы такого не ожидали. Вдруг появилось много пчёл.
-Васятка-сын пчеловода. -Он был маленьким.
-Он был встревожен, обеспокоен.
-Придут малышу на помощь.
-Успокоить малыша, взять за руку, сказать, что нельзя махать руками, отвести к маме.
-Нет, не совпали.
- Гринька и Федя струсили, бросили товарища, не помогли младшему.
-Ваня не смог оставить в беде малыша. Он добрый и храбрый.
-Было страшно. Но он старался не поддаваться страху.
-Сочувствовала, что ему от пчёл досталось.
- «Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.» -Она удивилась, почему Ваню покусали пчёлы, а его друзей нет. -Она посчитала, что Гринька и Федя поступили разумно, когда ушли домой, а Ваня- нет. -Не права. Ваня помог младшему, он совершил отважный поступок, хоть и сам пострадал. -Папа гордился своим сыном. -Не оставил товарища в беде.
Ваня | Смелый.Отважный. | Не жалеет себя. Помогает. | Не оставил человека в беде. | Надежный товарищ. |
| Обучающие читают сами и слушают, извлекая нужную информацию, соотносят с имеющимися знаниями, опытом . Происходит осознание значимости чтения для личного развития -умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать свою точку зрения; овладение техникой чтения вслух; участие в диалоге, в общей беседе; расширение словарного запаса. Обучающиеся перерабатывают полученную информацию, делают самостоятельные выводы -участвовуют в диалоге, в общей беседе |
Приложение: карточки с частями рассказа.
Любовь Воронкова Что сказала бы мама Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними. — Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим. Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах. Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам. Вдруг….
|
Вдруг Федя сказал: — Что-то здесь пчёл много! — Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят. — Эй, ребята,- закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят! Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики. —Ребята, отступай! скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают. Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него. —Ребята!-крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!
|
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают. —Надо его отца позвать,- сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем. И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник. — Иди сюда! — крикнул он Васятке. Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл. Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки: — Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет! — Мне ничего, — сказал Ваня. И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся. — Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил? — Пчёлы,- ответил Ваня. — А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули? — Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит — перестанет. Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся. — Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала? Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама? А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу: — Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
|
|