Занятие по внеурочной деятельности: Клуб юного читателя «Читай-ка» во 2 классе. Метод смыслового чтения.
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Ситкина Наталья Евгеньевна

Конспект внеурочного занятия Клуб юного читателя "Читай-ка" 2 класс, проведенного с использованием метода смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности: Клуб юного читателя «Читай-ка»

во 2 классе

Метод смыслового чтения

Тема занятия: «Что сказала бы мама» Л. Воронкова

Цель занятия: расширить читательский кругозор детей: познакомить с книгой Л.Воронковой «Что сказала бы мама»  

Тип занятия: изучение нового материала, практическая работа с текстом Стратегии смыслового чтения: чтение с остановками, синквейн, рассечение вопроса

Задачи:  Знакомство со  стратегией: чтение с остановками. Совершенствовать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать свою точку зрения.  Развивать навык чтения вслух.

Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Анализ урока

Вызов

- Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткем из ниточек урок, Он знакомства нашего исток. А исток начало многих дел. Я хочу, чтоб каждый захотел Прямо здесь и слушать, и читать, Думать, говорить, мечтать.

- Сегодня на занятии мы будем читать рассказ Л.Воронковой «Что сказала бы мама?» Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь в этом рассказе? Определите это по названию.  

Подготовка учащихся к работе. Настрой на работу.

Учащимся предлагается сделать прогноз, о ком или о чём будет говориться в тексте.

Учащиеся приняли и сохранили учебную задачу.            

Прогнозирование обучающимися  дальнейшего содержания текста,

Осмысление

-Сейчас приступаем к чтению рассказа Л. Воронковой. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.

Будьте внимательны к «словам-незнакомцам», которые вам встретятся во время чтения.

-Чтение 1 части рассказа.

-Где, когда и с кем происходит действие рассказа?

-Отчего весело было на лугу?

-Первая часть оканчивается словом «вдруг», а как вы думаете, что там, на лугу, где было так весело, может произойти.

Чтение 2 части рассказа.

-Встретились ли вам слова- «незнакомцы»?

-Попробуем сами объяснить значение слова «пчельник»: какие насекомые вдруг появились на лугу?

-Что общего в этих словах?

-Как вы представляете себе пчельник?

 

-Подберите синоним к слову пчельник.

-Значение слова колхозный мы узнаем из толкового словаря.

- Сбылись ли ваши предсказания? Как же развивались события дальше?  

- Кем был Васятка, которого кусали пчёлы?

- Но ведь сын пчеловода, кажется, должен лучше всех знать и о повадках пчёл, и их опасности для человека. Как же он мог попасть к пчёлам?

- Как вам кажется, с какими чувствами кричал Ваня ребятам?

-Да, трудная сложилась ситуация. Как же поступят ребята?

 -А что бы вы посоветовали им?  

-А как поступили дети, какой сделали выбор, вы сейчас узнаете, прочитав конец рассказа.

Чтение 3 части рассказа. 

- Совпали ли ваши предположения с рассказом?

 -Как бы вы оценили их поступки?

 -Что же Ваня не воспользовался советом товарищей и не ушел?

  -Как вы думаете, страшно ли было Ване, когда он шел к пчелам?

-Какая была реакция мамы Васятки?  Сочувствовала ли она Ване?

-Как пострадал Ваня, зачитайте текст.

 -Как отреагировала бабушка Вани, увидев внука?  

-За что бабушка назвала Ваню простофилей?

 

-Права ли она?

-Как папа оценил поступок Вани?

- Можно ли назвать поведение Вани поступком? Почему?

-Выразите свое мнение о Ване, составив синквейн: 

 -Кто? (Ваня)

 -Какой? Какой? (Смелый, самоотверженный)

-Что делает? Что делает? Что делает? (Не жалеет себя, возвращается на пасеку, спасает Васю) -Предложение о…

.(Ваня не оставил человека в беде)

-Кто ? (Надежный товарищ)

          

        

               

После чтения каждой части ведётся фронтальная беседа по содержанию текста:

-В деревне. На лугу

-С друзьями: Гринькой, Федей и Ваней.

-На лугу было красиво, весь луг в цветах.

-Трава была высокая, и в ней можно было играть в прятки.

Прогнозы детей:

-Может, кто-то упадет и ударится.

-Может, появится злая собака или нехороший человек.

-Может, начнется гроза.

-Пчельник, колхозный.

-Пчёлы.

-Корень слова пчел.

Предположения детей:

-Пчелиный домик.

-Место на лугу, где находится много пчелиных домиков.

-Пасека.

Один из учащихся находит значение слова и читает вслух.

-Мы такого не ожидали. Вдруг появилось много пчёл.

-Васятка-сын пчеловода.

-Он был маленьким.

-Он был встревожен, обеспокоен.

-Придут малышу на помощь.

-Успокоить малыша, взять за руку, сказать, что нельзя махать руками, отвести к маме.

-Нет, не совпали.

- Гринька и Федя струсили, бросили товарища, не помогли младшему.

-Ваня не смог оставить в беде малыша. Он добрый и храбрый.

-Было страшно. Но он старался не поддаваться страху.

-Сочувствовала, что ему от пчёл досталось.

- «Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.»
-Она удивилась, почему Ваню покусали пчёлы, а его друзей нет.

-Она посчитала, что Гринька и Федя поступили разумно, когда ушли домой, а Ваня- нет.

-Не права. Ваня помог младшему, он совершил отважный поступок, хоть и сам пострадал.

-Папа гордился своим сыном.

-Не оставил товарища в беде.

           Ваня

   Смелый.Отважный.

Не жалеет себя. Помогает.

Не оставил человека в беде.

Надежный товарищ.

Обучающие читают сами  и слушают, извлекая нужную информацию, соотносят с  имеющимися знаниями, опытом .

Происходит  осознание значимости чтения для личного развития -умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать свою точку зрения;

овладение техникой чтения вслух; участие в диалоге, в общей беседе; расширение словарного запаса.

Обучающиеся перерабатывают полученную информацию,  делают самостоятельные  выводы -участвовуют в диалоге, в общей беседе

Рефлексия

Чему же научил вас этот рассказ?.

-Как бы вы сформулировали тему  рассказа?

-Прочитайте пословицы, выберите ту, которая подходит к рассказу?

  Как поживешь, так и прослывешь.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Мир не без добрых людей.

 Спасибо за работу.

-В нашей жизни не все  спокойно, и если кому-то нужна наша помощь, Нужно обязательно прийти на выручку.

-Товарища выручай, даже если самому приходится трудно.

Приложение: карточки с частями рассказа.

Любовь Воронкова  

                                                  Что сказала бы мама

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
— Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.
Вдруг….

Вдруг Федя сказал:
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.
— Эй, ребята,- закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
—Ребята, отступай! скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
—Ребята!-крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!

— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают.
—Надо его отца позвать,- сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
— Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы,- ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

 

Библиография:

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит https://vk.com/doc3260116_453393168?hash=fdaa9cbee0aac9c358&dl=c56483540b62fee518
  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. Школа, 1999. № 18.
  3. Как правильно составить синквейн https://yandex.ru/q/question/relations/kak_pravilno_sostavit_sinkvein_stoit_li_72c3733f/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=df852c3d-b728-4f8f-ae02-37c85fd2174a


 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Клуб юных историков" Хлопова, Лимова

Программа внеурочной деятельности по программе "Школа 2100"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб юных поэтов»( 1  год, общеобразовательный  )...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»

Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литерат...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Пояснительная записка Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»:Программа курса внеурочной деятель...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю".

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...