Взаимодействие специалиста ЦППМСП и педагогов ОУ по сопровождению детей с СДВГ.
методическая разработка

Швецова Наталья Александровна

Взаимодействие педагога-психолога Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи и педагогов образовательных учреждений по сопровождению детей с СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы170.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие специалиста ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие» и педагогов ОУ по сопровождению детей с СДВГ ( из опыта работы). Составитель: педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Санкт-Петербурга Швецова Н.А.

Слайд 2

Основные направления деятельности ТПМПК: 1) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; 2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; 3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением. 4 ) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; 5) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии .

Слайд 3

Причины обращения в ТПМПК детей с СДВГ: эмоционально-личностные проблемы; нарушения поведения; трудности усвоения учебного материала; проблем общения со сверстниками и взрослыми Последствия : трудности усвоения образовательных программ; поведенческие нарушения; трудности формирования коммуникативных навыков и межличностных отношений «группа риска » школьной и социальной дезадаптации » Трудности социализации, девиантное и делинквентное поведение

Слайд 4

Основные проявления СДВГ Гиперактивность повышенная двигательная активность Дефицит активного внимания трудности концентрации внимания Импульсивность Т рудности саморегуляции и самоконтроля деятельности и своего эмоционального состояния, что может проявляться в нарушениях поведения. Ребёнок может быть агрессивным и провоцировать конфликты, может срывать уроки, бросаться предметами и толкаться . Обстановка в классе или группе, где есть такой ребёнок, часто становится напряженной . При этом наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, что связано с тем, что развиваются только определённые участки коры головного мозга и функции.

Слайд 5

Запрос педагогу-психологу ЦППМСП «Доверие»: Причина : нарушения поведения мальчика в школе . В школе отмечались следующие проявления: постоянные конфликтные ситуации с одноклассниками и учителями; агрессивные реакции в виде словесных высказываний, а также с применением физической силы; трудности в установлении социальных контактов и формировании коммуникативных навыков, выраженные признаки негативизма; несоблюдение социальных норм поведения. Родители Педагоги школы

Слайд 6

Углублённая психолого-педагогическая диагностика в рамках деятельности ТПМПК (определение уровня развития когнитивной сферы и эмоционально-личностных особенностей) Методики : Беседа, наблюдение, сбор анамнеза и изучение медицинских заключений; Методика Векслера ( WISC ) для определения уровня интеллектуального развития детей; Определение общего эмоционального фона ребёнка по тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (модификация методики О.А. Ореховой); Тест Тулуз-Пьерона - первично направлен на изучение свойств внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение) и психомоторного темпа, вторично – оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности во времени. Результаты отражают их воз­растное психофизиологическое развитие ребёнка. Скорость выполнения теста связана с возрастным созреванием нервной системы.

Слайд 7

Результаты обследования педагогом - психологом ТПМПК: В процессе наблюдения за поведением ребёнка отмечались признаки выраженной эмоциональной лабильности, импульсивности, расторможенности, негативизма. Для мальчика были характерны повышенная двигательная активность и крайне выраженная возбудимость психической деятельности. Функциональный уровень организации способностей интеллекта соответствовал показателям хорошей возрастной нормы. Также было доминирование позитивных чувств над негативными. Но при этом наблюдалось доминирование негативного отношения к деятельности и социальным ценностям, что связано с постоянными конфликтными ситуациями в школе во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Это является «группой риска» по развитию эмоциональных проблем, что в дальнейшем требовало психокоррекционной работы по снятию негативных эмоциональных переживаний . На основании данных протокола был вычислен показатель эмоционального благополучия ребёнка (ЭБ), который являлся ниже диапазона возрастной нормы. Отмечалась быстрая умственная утомляемость , истощаемость произвольного внимания, неравномерность темпа деятельности, снижение формирования функций самоконтроля и произвольной регуляции деятельности.

Слайд 8

Заключение ТПМПК На основании результатов диагностики, был сделан вывод о недостаточном формировании эмоционально-волевой сферы ребёнка, а также рисках развития школьной и социальной дезадаптации . Родителям по результатам обследования на ТПМПК были даны следующие рекомендации: 1 . Обучение по ООПНОО. 2. Рекомендованы занятия с педагогом-психологом по развитию эмоционально-волевой сферы. 3. Рекомендована консультация невролога, врача-психиатра в ПНД Петродворцового района.( Родители рекомендации выполнили в полном обьёме ).

Слайд 9

Психокоррекционная работа Занятия по программе «Коррекция нарушений поведения у младших школьников» (работа с гиперактивными детьми )» направлены: на снижение эмоционального напряжения у учащихся; повышение уровня и расширение содержания саморегуляции ; развитие возможностей детей в реализации их потенциала. Форма проведения занятий групповая , режим – 2 раза в неделю.

Слайд 10

Работа с педагогами ОУ: 1) Педагог-психолог : консультативная помощь по вопросам организации диагностической, психокоррекционной работы с данным ребёнком, а также по установлению конструктивных отношений с мальчиком и его родителями ; методическая помощь - предоставлены диагностические пакеты для исследования познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, а также материалы для проведения коррекционных занятий в 1-м классе. Была оказана помощь в разработке родительского собрание по теме: «Адаптация первоклассников к школьным условиям обучения». 2) Учитель начальных классов – даны рекомендации по вопросам повышения качества учебной деятельности ребёнка, по управлению негативным эмоциональным состоянием детей в классе конструктивными способами . 3) Администрация школы – даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в данном классе.

Слайд 11

Работа с педагогами ОУ: По результатам динамического наблюдения данном ОУ было проведено заседание ППк по вопросам трудностей учебно-воспитательного процесса данного учащегося с участием: представителей Отдела образования Петродворцового района ; администрации , педагогов и специалистов Службы сопровождения школы; специалистов ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района «Доверие » ( директор Денисова М.Ю. педагог-психолог Швецова Н.А .), где были озвучены результаты коррекционно-развивающей работы, даны конкретные рекомендации по обеспечению дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку с учетом психофизических и эмоционально-личностных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 12

Коррекционно-развивающая работа На занятиях первоклассник учился понимать свой внутренний мир и мир других людей, регулировать свои эмоции. Применялись задания для расширения возможностей личности в понимании, осознанном выражении своих и распознавании чужих эмоциональных проявлений. Мальчик учился осваивать приемы осознанной произвольной регуляции и позитивного мышления в ситуациях конфликта. Также проводилось обучение по распознаванию и снятию напряжения и негативного эмоционального состояния, эффективным способам саморегуляции и самоконтроля. В связи с необходимостью комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими трудности формирования произвольных видов деятельности, были включены в программу задания на развитие мышления, памяти, произвольного внимания (зрительно и слухового) и умения действовать по инструкции. Также уделялось внимание развитию речи и актуализации активного словарного запаса.

Слайд 13

Анализ результатов психокоррекционной работы В процессе коррекционно-развивающей работы по программе «Коррекция нарушений поведения у младших школьников» (работа с гиперактивными детьми)» можно сказать о положительной динамике и позитивных тенденциях в эмоциональной сфере , статусе ребёнка, улучшении показателей межличностных отношений в группе. значительно снизилось число конфликтных ситуаций, разрешаемых деструктивными способами, увеличилась продуктивность и качество выполнения заданий, улучшились функции произвольного внимания, стали формироваться навыки функций самоконтроля и саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения.

Слайд 14

Анализ результатов психокоррекционной работы по тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (модификация методики О.А. Ореховой).

Слайд 15

Анализ результатов психокоррекционной работы по тесту Тулуз-Пьерона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие между психологом и педагогами в процессе сопровождения ребенка в образовательном учреждении»

Материал содержит информацию опроцессе взаимодействия между психологом и педагогом в образовательном процессе....

Взаимодействие специалистов по сопровождению детей с ОВЗ.

Взаимодействие специалистов по сопровождению детей с ОВЗ...

Взаимодействие специалистов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ , имеющих ТНР

Презентация с опытом работы образовательного учреждения по организации обучения детей с тяжелыми нарушениямт речи (ТНР) в общеобразовательной школе. Представлена система работа осуществления  пси...

Статья на тему «Психологическое и педагогическое сопровождение детей с СДВГ»

      Все особенности ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), связаны с его центральной нервной системой. Такой ребенок не является  не невоспитанным, ...

Взаимодействие специалистов службы сопровождения с семьей

Основные подходы и принципы взаимодействия школьной службы сопровождения с родителями на примере ГБОУ школы № 370, г. Санкт-Петербурга...