Программа с использованием элементов «Су-джок» терапии, как кинезеологического метода коррекционного развития детей с ОВЗ
методическая разработка

Уланова Ирина Владимировна

В поисках эффективных средств коррекции отклонений в развитии речи и высших психических функций детей с ОВЗ, возникает необходимость ориентироваться на новейшие технологии развития этих компонентов.Занятия эффективны для детей с задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР) и др.

Кинезеологические упражнения позволяют: улучшить память, внимание, речь, лучше освоить пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.Одной из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий общепризнанной и доказавшей свою значимость является Су-Джок терапия, как метод кинезиологического направления.

Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.Цель программы – общее укрепление организма, улучшение психоэмоционального состояния.

Задачи программы:

- нормализация общего мышечного тонуса пальцев рук, стимулирование речевых областей в коре головного мозга;

- содействие снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация общего тонуса организма;

- активизация межполушарного взаимодействия;

- совершенствование навыков ориентации в пространстве, развитие памяти внимания;

- развитие памяти, внимания, мышления, самоконтроля.

Техника Су-Джок практически не имеет противопоказаний по отношению кдетскому организму основных групп здоровья.

Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития одновременно и мелкой моторики и двигательной активности и речи дошкольников. Применение Су-Джок массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает умственную работоспособность детей.

Планируемые результаты освоения программы

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- кровоснабжение всего организма, в частности, головного мозга;

- способствует расслаблению, возвращая хорошее самочувствие, уравновешенность;

- укрепляет здоровье и препятствует развитию нарушений в организме;

- благоприятствует восстановлению нарушенных функций;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.

К планируемым результатам освоения программы можно отнести:

- благоприятное воздействие на весь организм, снижение заболеваемости;

- стимуляция речевых зон коры головного мозга;

- развитие координации движений и мелкой моторики;

- развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Развивая мелкую моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.

Практика показывает, что под влиянием сенсомоторной работы с помощью Су-Джок инструментария в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sudzhok_s_titul.doc538.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта образовательной программы

1.

Образовательная

 организация

ГОУ РК «Санаторная школа-интернат №1» г.Воркуты

2.

Полное название программы

Программа с использованием элементов «Су-джок» терапии, как кинезеологического метода коррекционного развития детей с ОВЗ

3.

Направленность программы

Здоровьесберегающая, образовательная

4.

Сведения о разработчиках

4.1.

ФИО, должность

Уланова Ирина Владимировна, педагог-психолог

5.

Сведения о программе:

5.1.

Срок реализации

С января  по май учебного года

5.2.

Возраст обучающихся

5–7 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- форма организации содержания и учебного процесса

здоровьесберегающая общеразвивающая

игровая, речевая

5.4.

Цель программы

Общее укрепление детского организма, улучшение психоэмоционального состояния

6.

Формы и методы образовательной деятельности

Методы: словесные, наблюдение, практические, массаж;

Формы: объяснение, демонстрация

7.

Формы мониторинга результативности

Наблюдение, успешное закрепление знаний в упражнениях, играх.

8.

Результативность реализации программы

Развитие координации движений и мелкой моторики; произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

9.

Дата утверждения программы        

 26.05.2020 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1.Направленность программы…………………….……………...……...……4

1.2.Актуальность программы……………………………………..…………….5

1.3.Цель программы………………………………………………………….…..5

1.4.Задачи программы………………………………………………………...…5

1.5. Принципы и подходы к формированию рабочий программы…………………………………………………………………..…....6

1.6.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей  ……………….…………………………………………………………….6

1.7. Планируемые результаты освоения  программы……………...……...…..8

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Структура и содержание программы……….….……………...……...……..9

2.2. Тематическое планирование развивающих занятий………………..….....10

2.3. Содержание программы……………………………….……………....…....11

2.4. Организация образовательного процесса ………………...………….……13

2.5.Методы и приемы……………………………………………..…..………...13

2.6.Список литературы……………………………………….….………….......15

Приложения

Приложение 1. Картотека игр и упражнений с Су-джок мячиком…………...16

Приложение 2. Картотека сказок с использованием Су-джок мячика……….21

Приложение 3. Конспект занятия……………………………………………... 28


I. Целевой раздел

  1. Направленность программы

В настоящее время особое внимание как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Учитывая статистические данные системы здравоохранения, фиксирующие состояние здоровья детей можно сказать, что острой медико-социальной проблемой остается ухудшение общего состояния здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.

В поисках эффективных средств коррекции отклонений в развитии речи и высших психических функций детей с ОВЗ, возникает необходимость ориентироваться на новейшие технологии развития этих компонентов.

Специалисты пришли к выводу о необходимости комплексного сопровождения ребенка на основе универсальных нейробиологических и социокультурных механизмов развития и причиной тому служит значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга, и в первую очередь стволовых. Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Смягчить или устранить эти последствия можно с помощью кинезиологических (телесно-ориентированных) упражнений, которые позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Занятия эффективны для детей с задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР) и др.

Кинезеологические упражнения позволяют: улучшить память, внимание, речь, лучше освоить пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

  1. Актуальность программы обусловлена необходимостью сохранения и укрепления психического здоровья детей.

Для достижения этой цели и в соответствии с современными тенденциями, направленными на здоровьесбережение, наряду с традиционными формами работы необходим постоянный поиск новых средств и методов. Одной из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий общепризнанной и доказавшей свою значимость является Су-Джок терапия, как метод кинезиологического направления.

Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.

  1. Цель программы – общее укрепление организма, улучшение психоэмоционального состояния.
  2. Задачи программы:

- нормализация общего мышечного тонуса пальцев рук, стимулирование речевых областей в коре головного мозга;

- содействие снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация общего тонуса организма;

- активизация межполушарного взаимодействия;

- совершенствование навыков ориентации в пространстве, развитие памяти внимания;

- развитие памяти, внимания, мышления, самоконтроля.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Психологические принципы, на которых базируется разработка данной здоровьесберегающей программы, определяются основными теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии, разработанными школой Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, в нейропсихологии - А.Р. Лурия. Это:

  1. Принцип безопасности;
  2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка;
  3. Принцип положительного подкрепления;
  4. Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными;
  5. Принцип уважительного отношения друг к другу.
  1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развитиядетей

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

Одной из таких нетрадиционных инновационных техник является техника Су-Джок. Предполагается, что систематические упражнения Су-Джок, тренирующие движения кистей рук и мелких мышц пальцев рук и ног, а также их оздоравливающее действие, основанное на знаниях восточной медицины, будут благоприятно воздействовать как на тактильные области и речевую зону, так и общее оздоровление дошкольников.

Техника Су-Джок практически не имеет противопоказаний по отношению кдетскому организму основных групп здоровья.

Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития одновременно и мелкой моторики и двигательной активности и речи дошкольников. Применение Су-Джок массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает умственную работоспособность детей.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- кровоснабжение всего организма, в частности, головного мозга;

- способствует расслаблению, возвращая хорошее самочувствие, уравновешенность;

- укрепляет здоровье и препятствует развитию нарушений в организме;

- благоприятствует восстановлению нарушенных функций;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.

К планируемым результатам освоения программы можно отнести:

- благоприятное воздействие на весь организм, снижение заболеваемости;

- стимуляция речевых зон коры головного мозга;

- развитие координации движений и мелкой моторики;

- развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Развивая мелкую моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.

Практика показывает, что под влиянием сенсомоторной работы с помощью Су-Джок инструментария в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.  Структура и содержание программы

Занятия оказывают огромное влияние на развитие психических процессов детей: развитие мышления (дети научатся анализировать, классифицировать, обобщать предметы и понятия); внимания (повысится уровень работоспособности); памяти (увеличится объем зрительного и слухового запоминания); творческого воображения, связной речи, и, в конечном итоге, полноценной подготовке детей к школе.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования Су-Джок терапия, реализуемая как одна из современных инновационных здоровьесберегающих технологий, представлена в пяти образовательных областях.

В рамках образовательной области «Познание» дошкольники приобретают новые знания о технике Су-Джок, как об одной из доступных детскому возрасту здоровьесберегающих технологий, о ее происхождении и особенностях, разучивают и совершенствуют навыки владения общеразвивающими упражнениями со специальными массажерами. Происходит развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания.

В образовательной области «Физическая культура» применение Су-Джок терапии направлено на гармоничное развитие и сохранение таких физических качеств у детей как ловкость, гибкость, сила, мелкая моторика, координация. Происходит развитие общей физической активности дошкольников.

Техника Су-Джок находит свое непосредственное отражение также в образовательной области «Речевое развитие». Благодаря проговариванию стихотворений во время проведения упражнений, сказок, рассматриванию иллюстраций и беседам, сопровождающим занятия, происходит развитие всех компонентов речи, практическое овладение нормами речи, развитие ее звуковой и интонационной культуры.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» также реализует свои основные функции через использование техники Су-Джок. Дошкольники из разных возрастных групп, участвующие в проекте, знакомятся друг с другом, учатся вести беседы и выражать свои чувства после прослушанной информации или музыкального сопровождения. Происходит формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение Су-Джок терапии направлено развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности.

2.2.Тематическое планирование развивающих занятий для детей от 5 до 7лет (1 занятие в неделю по 20 минут, всего 18 занятий)

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

январь

1

«Наш новый друг – шарик-массажер»

20 мин

2

«Продолжаем знакомство с шариком»

20 мин

Февраль

3

«Транспорт»

20 мин

4

«Планета Земля»

20 мин

5

«Мир вокруг нас»

20 мин

6

«Я познаю мир»

20 мин

Март

7

«Веселая семейка»

20 мин

8

«Дружба крепкая»

20 мин

9

«Приятного аппетита!»

20 мин

10

«Домашние любимцы»

20 мин

Апрель

11

«Весна»

20 мин

12

«Птицы»

20 мин

13

«Растения»

20 мин

14

«В лесной чаще»

20 мин

Май

15

«Мы рисуем солнышко»

20 мин

16

«Сундучок со сказкой»

20 мин

17

«Чудесница-вода»

20 мин

18

«Краски лета»

20 мин

2.3.Содержание программы

Январь

 «Что такое Су-Джок?»

Неделя

Тема

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Каникулы

3 неделя

«Наш новый друг – шарик-массажер»

4 неделя

«Продолжаем знакомство с

шариком»

Основные

виды

деятельно

сти

1. Беседа «Знакомство с Су-Джок»

2. Комплекс упражнений с

использованием

шаров-массажеров «Шарик

непростой»

3. Массаж пальцев пружинным

кольцом «Дорожка»

1. Комплекс упражнений с

использованием

шаров-массажеров «Я мячом

круги катаю»

2. Массаж пальцев пружинным

кольцом «Вышли пальцы

погулять»

Игры

П/и «Найди домик шарику» Дыхательная гимнастика

«Ветерок»

Игра м/п «Путаница»

Дыхательная гимнастика

«Наберем воздух»

Февраль

«Мир вокруг нас»

Неделя

Тема

1 неделя

«Транспорт»

2 неделя

«Планета Земля»

3 неделя

«Мир вокруг нас»

4 неделя

«Я познаю мир»

Основные

виды

деятельно

сти

1. Комплекс упражнений с

шариком «Поехали!»

2. Комплекс упр-й с кольцом «Дорожка»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Рыбки»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Мишкины

запасы»

3. Самомассаж стоп с шариком «Колючки»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Снежок»

2. Комплекс упр-й с

кольцом

«Мальчик-пальчик»

3. Самомассаж стоп

шариком «Ножки на

колючей дорожке»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Волки и

зайцы»

2. Комплекс упр-й с

Кольцо

3. Самомассаж стоп с шариком «Колючки»

Игры

Игра м/п «Трамвайчик»

Дыхательная гимнастика

«Регулировщик»

Игра м/п «Потерянная

игрушка»

Дыхательная гимнастика

«Йоги»

Рассказывание сказки «Ежик»

Дыхательная

гимнастика «Кошка»

Игра м/п «Найди

пару» Дыхательная

гимнастика «Насос»

Март

 «Веселая семейка»

Неделя

Тема

1 неделя

«Веселая семейка»

2 неделя

«Дружба крепкая»

3 неделя

«Приятного аппетита!»

4 неделя

«Домашние любимцы»

Основные

виды

деятельно

сти

1. Комплекс упр-й с

Шариком «Кормилец»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Моя семья»

1. Комплекс упр-й с

шариком «На лужке»

2. Комплекс упр-й с

кольцом

«Мальчик-пальчик»

1. Комплекс упр-й с

шариком

«Помощники»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Сушки»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Котик»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Наши

питомцы»

Игры

Игра м/п «Клад»

Дыхательная гимнастика

«Обними себя»

Игра м/п «Путаница»

Дыхательная гимнастика

«Обними себя»

П/и «Быстрые ложки»

Дыхательная

гимнастика «Каша

кипит»

Игра м/п «По

зернышку»

Дыхательная

гимнастика «Кошка»

Апрель

 «Природа»

Неделя

Тема

1 неделя

«Весна»

2 неделя

«Птицы»

3 неделя

«Растения»

4 неделя

«В лесной чаще»

Основные

виды

деятельно

сти

1. Комплекс упр-й с

шариком «Ладошки

солнышку покажем»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Ручеек»

3. Самомассаж стоп

шариком «Ножки на

колючей дорожке»семья»

1. Комплекс упр-й с

шариком

«Воробушки»

2. Комплекс упр-й с

кольцом

«Сорока-ворона»

1. Комплекс упр-й с

горошинами

«Горошек»

2. Самомассаж стоп

шариком «По

неведомым

дорожкам»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Ежик»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Белка»

3. Самомассаж стоп

шариком «Ножки

на колючей

дорожке»

Игры

Игра м/п «Найди домикшарику»

Дыхательная гимнастика

«Ветерок»

Игра м/п «Летает-не

летает»

Дыхательная гимнастика

«Петух»

Аппликация зерном

Дыхательная

гимнастика «Косим траву»

Игра м/п «Найдем

ежика»

Дыхательная

гимнастика «Ау!»

Май

«Волшебный мир детства»

Неделя

Тема

1 неделя

«Мы рисуем солнышко»

2 неделя

«Сундучок со сказкой»

3 неделя

«Чудесница-вода»

4 неделя

«Краски лета»

Основные

виды

деятельно

сти

1. Комплекс упражнений с

шариком «Ловкие

пальчики»

2. Комплекс упр-й с

кольцом «Пальчики

хотят играть»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Колобок»

2. Комплекс упр-й с

кольцом

«Змей-горыныч»

3. Самомассаж стоп

шариком «Поневедомым

дорожкам»

1. Комплекс упр-й с

шариком «Рыбки»

2. Комплекс упр-й с

кольцом

«Аквариум»

3. Обтирание стоп

мокрым

полотенцем.

1. Комплекс упр-й с

шариком «На

лужке»

2. Комплекс упр-й с

Кольцом«Дорожка»

3. Самомассаж стоп

с шариком

«Колючки»

Игры

Рисование массажнымшариком на соленом тесте

Дыхательная гимнастика «Ладошки»

Игра м/п «Клад»

Дыхательная гимнастика

«Гуси летят»

Дыхательная

гимнастика

«Бульканье»

П/и «Веночек»

Дыхательная

гимнастика «Пчелка»

2.4.  Организация образовательного процесса

Формы работы – индивидуальные и групповые занятия.

Количество детей в группе– 3-4 человека.

Время занятия – занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Оснащение занятий: специальные шарики-массажеры с пружинными кольцами, пружинные браслеты, а также другие предметы дополнительного воздействия на главный объект данной техники – ладони и стопы – семена, различные зерна (фасоль, горох, черный перец, семена подсолнечника, тыквы, яблока, виноградные косточки, рис, гречка, пшено).

Принципы проведения занятий: системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность построения занятия; доступность; развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Сроки реализации: С января по май учебного года.

Этапы:

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

2.5.Методы и приемы

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Следующий прием  - массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением, сказкой или потешкой.

2.6. Источники используемой литературы

  1. Алтухова Т.А. Нейропсихологические основы предупреждения икоррекции нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие. –Белгород:Изд-во БелГУ, 2008.- 64 с.
  2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.:Издательский дом «Литера» 20073. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо:ОЛИСС, 2011. – 192с.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо:

ОЛИСС, 2011. – 192с.

  1. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Сериикниг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.-256 с.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция вдетском возрасте: Учеб пособие для высш. учеб заведений. – М.:Издательский центр «Академия» 2002. -232с.
  3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое психофизиологическоесопровождение обучения. М.:ТЦ Сфера, 2003. – 288с.
  4. http://dohcolonoc.ru
  5. http://samopoznanie.ru

Приложение 1

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

С СУ-ДЖОК-МЯЧИКОМ

1.  «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке)

2. «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать)

3. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком)

4. «Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика)

5. «Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат

Им пинцет очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай.

(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой)

6. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем)

7. «Кручу - верчу»

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой  крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д.)

8. «Колкие иголки»

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Нас уколет можжевельник.

(Дети катают мяч между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивая темп и приговаривает)

9.  «Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам)

10. «Колючий ежик»

 Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)

11. «Веселый мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

12. «Мой веселый мячик»

Прыгал мячик по дорожке,

(Катаем мячик между ладоней)

И попал в мои ладошки,

(Спрятали мячик в ладошках)

Будем мы с тобой играть, (Перекладываем с одной руки в другую)

Мои ручки развивать.

Здравствуй мячик желтый бок,

(Перекладываем мячик с одной ладошки в другую)

Кругленький как колобок.

Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

Я тебя слегка сожму

(катаем мячик в ладошках)

Покатаю, покручу,

А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)

Прыгай дальше колобок.

13.  «Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто        

(сжимаем массажный мячик в правой руке)

Есть в печи место      

(перекладываем в левую руки и сжимаем)

Испечем мы каравай

(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекладывай, валяй.

(катаеммяч ладошками)

14. «Веселый счет»

«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)  

Чтоб иголки посчитать.          (катаем между ладошек)  

Раз, два, три, четыре, пять!  (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  

Начинаем счет опять.            (перекладываем мячик в другую руку)  

Раз, два, три, четыре, пять!  (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

15. «Мяч»

Здравствуй мячик интересный

(перекладываем мячик с одной руки в другую)

Для ребяток ты полезный

Мы с тобой хотим поиграть,

(катаем мячик между ладоней)

Свои ручки развивать.

Мы сожмем тебя немножко

(сжимаем мячик в руках)

И тихонько разожмем

А потом тебя подбросим, (подбрасываем и ловим мячик)

И тихонечко потрем.

16. «Ежик»

Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

А потом беги опять (подбрасываем мячик вверх и ловом)

Дружно весело играть.

Мячик в руки мы возьмем

(перекладываем мячик с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем мячик в ладошках)

С ним немножко мы поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем. (катаем мячик в ладошках)

17. «Мячик-ежик

Мячик-ежик мы возьмем,      

(берем массажный мячик)  

Покатаем и потрем.                

(катаем между ладошек)  

Вверх подбросим и поймаем,  

(можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.              

(пальчиками одной руки нажимаем на шпики)  

Пустим ежика на стол,            

(кладем мячик на стол)  

Ручкой ежика прижмем          

(ручкой прижимаем мячик)  

И немножко покатаем…          

(ручкой катаем мячик)  

Потом ручку поменяем.          

(меняем ручку и тоже катаем мячик)

18. «В огороде и в саду»

В огороде ли, в саду

(круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)

Фрукты, овощи найду,

Там картофель, апельсины

(соединение мизинцев)

Дыня, репа, мандарины,

(соединение безымянных пальцев).

Лук, лимон и кабачок,

(соединение указательных пальцев)

И у всех отличный вкус!

(пальцы в «замке» - сжимание массажного мяча.)

19. «Поиграем с ежиком»

Ежик, ежик колкий, (крутим мячик между ладошками)

 Где твои иголки?

 Нужно бельчонку (крутим мячик ладошкой на груди)

 Сшить распашонку,

 Починить штанишки (крутим мячик ладошкой на ножке)

 Шалуну зайчишки.

 Фыркнул ежик отойдите, (крутим мячик ладошками на полу)

 Не спешите, не просите.

 Если дам иголки

 Съедят меня волки.

20. «Шарик»

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!  (выполняем упражнения в соответствии с текстом)

21. «Волшебный шарик»

Этот шарик непростой,        

(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      

(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем         

(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.  

Раз катаем, два катаем           

(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем          

(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,      

(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.    

(выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

22. «Поиграем с шариком»

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.  

(выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.    

(выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

23. «Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

(Массажировать и закреплять название пальцев.)

24. «Апельсин»

Мы делили апельсин (сжимать и разжимать кольцо в ладони)

Много нас, а он один

Эта долька для чижа (массаж пальцев кольцом, начиная с большого)

Эта долька для ужа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для моржа

А для волка кожура!     (сжимать и разжимать кольцо в ладони)

25. «Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

(Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.)

26. «Семья»

Этот пальчик — дедушка.  

Этот пальчик — бабушка.   (массаж кольцом начиная с большого пальца)

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!  (сжимать и разжимать кольцо в ладони)

27. «Гриб»

Этот пальчик — в лес пошёл,

 Этот пальчик — гриб нашёл,

 Этот пальчик — занял место,

 Этот пальчик — ляжет тесно,

 Этот пальчик — много ел,

 Оттого и растолстел.

(массаж пальцев кольцом, начиная с мизинца)

28. «Друзья»

Вместе пальчики друзья.        

Колечко катим, ты и я.

(Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных, на два мизинца.)

Приложение 2

Картотека сказок с использованием Су-джок мячика

СКАЗКА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Жила-была маленькая девочка. Мама очень ее любила, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так её и прозвали: Красная Шапочка. Ребята давайте поможем маме Красной Шапочки приготовить пирожки.

Массаж мячиком «Су – Джок

Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили:

(сжимаем и разжимаем шарик в ладошках)

Пряники, оладушки, блинчики, витушки,

Пышные пампушки, пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

(поочередно надавливаем мячиком на каждый палец).

Мама говорит: Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, и отнеси ей пирожки и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, и мы вместе с ней.

Солнечным погожим днём, мы с тобою в лес идём,

Мы с собой несём корзинку, вот хорошая тропинка,

Мы по ней сейчас пройдём,

(ходьба на месте)

Тут цветок и там цветок.

(движениями показываем, как рвём цветок)

Мы сорвали на венок.

Дыхательные упражнения

(короткий вдох, на длинном протяжном выдохе говорим: «Ах, как пахнет!»)

Мы идём с тобой по лесу, а вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок, мы присядем на пенёк.

Присела Красная шапочка на пенёк, над ней летают бабочки.

Гимнастика для глаз

Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок, выпить сладкий сок.

(проследить глазами за движением бабочки)

И легко порхая, над травой кружит.

(круговые движениями глазами)

Так звезда ночная, на волне дрожит.

(жмуримся и открываем глаза)

Отдохнула девочка и пошла дальше. Идёт она лесом, а навстречу ей - серый Волк. Нас ребята много, давайте напугаем его, и он убежит. Дети хором говорят: «У-У-У». Волк испугался и убежал. Ну, вот мы и пришли к бабушкиному домику. Красная Шапочка вошла и увидела бабушку, которая ей была очень рада. Здравствуй, внученька моя! Долго я тебя ждала. Наконец-то ты пришла. Я пришла не одна, я гостей привела. Бабушка поставила на стол варенье, пирожки и оладушки, налила чай и пригласила всех ребят обедать.

Массаж кольцом Су-Джок»

Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу.

Сашу, Колю и Ирину, и, конечно же, Марину.

(поочередно надеваем колечко на каждый палец)

Все за стол садятся дружно, ведь давно обедать нужно!

Оладушки вареньем смажем – бабушке спасибо скажем!

(шариком гладим по ладони)

Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны!

СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ»

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес – по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Пришли в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она их звать. Давайте поможем Машеньке.

Дыхательные упражнения

(короткий вдох носом, на длинном протяжном выдохе говорим: «Ау!» 3 раза меняем силу голоса от тихого к громкому).

Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась. Увидела огонек и на него и пришла. Вошла в избушку, села у окна на лавочку. Вечером пришел медведь, увидел Машеньку, обрадовался. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Думал, думала и придумала. Решила она испечь пироги. Но чтобы пирожки приготовить нам нужна начинка. Давайте поможем Машеньке собрать ягоды.

Гимнастика для глаз

 Мы отправились гулять, грибы - ягоды искать.

(шагают на месте)

Светит солнце в вышине,

(смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне,

(смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит,

Ежик под кустом шуршит.

(смотрят вниз)

Слева ель растёт - старушка,

(смотрят влево)

Справа сосенки - подружки.

(смотрят вправо)

Где вы, ягоды, ау! все равно я вас найду!

Массаж кольцом «Су-Джок»

Клюкву и морошку, и чернику, и бруснику, Землянику, ежевику, костянику, голубику, и малину, и клубнику (на каждое название ягоды надеваем кольцо)

Быстро ягодки берем, и в корзиночку их кладем (сжимаем и разжимаем ладони)

Ребята поможем Машеньке слепить пирожки.

Массаж мячиком «Су-Джок»

 Мы лепили пирожки,

(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)

Тесто мяли мы слегка,

(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)

А потом его катали,

(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)

Ягоду в начинку клали, в печку жаркую сажали,

(положить мячик на ладонь и прикрыть другой ладонью)

Зарумянился бочок, мы достали пирожок.

(раскрывают ладони, показывают мячик)

Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси дедушке и бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Машенька залезла в короб. Медведь видит короб стоит, взвалил его на спину и пошёл в деревню. Пришёл в деревню, а там собаки. Короб оставил, а сам убежал. Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны.

        

СКАЗКА «КОЛОБОК»

Хотите попасть в сказку? Тогда слушайте загадку.

Он от дедушки ушёл

И от бабушки ушёл.

В лес попал, гулял,

Хвастался и пропал.(Колобок).

Жили-были дед да баба. Захотелось деду колобка. Давайте поможем бабушке слепить колобок.

Массаж мячиком «Су – Джок»

Мы лепили колобка,

(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)

Тесто мяли мы слегка,

(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)

А потом его катали,

(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)

На окошечко сажали.

(раскрывают ладони, показывают колобок)

Он с окошка прыг, да прыг,

Укатился озорник.

(стучат шариком по ладони)

Ну, а где же он? Давайте его, поищем (ходьба на месте).

Массаж кольцом «Су – Джок»

Вот он наш колобок!

Замечательный какой.

Круглый, красивый,

Весёлый, озорной,

Вкусный, румяный,

Сдобный, любопытный,

Смелый, любознательный (поочередно надеваем колечко на каждый палец, дети по желанию сами могут охарактеризовать колобка).

Непростой наш колобок он от зайчика ушёл, и от волка серого ушёл, и от медведя ушёл, и лису обманул. К деду с бабой он вернулся, и быть послушным обещал. Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны.

СКАЗКА «МОЙ  МАЛЕНЬКИЙ ЕЖИК»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. 

Дыхательная гимнастика

(Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза).

Открываем шарик и достаём массажное колечко.

Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

        

Приложение 3

Конспект занятия

«Наш новый друг – шарик-массажер»

Программное содержание:

1.Познакомить детей с Су-джок мячиками.

2.Тренировать умение детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

3.Развивать речь с движением, мелкую и артикуляционную моторику, логическое мышление, память, внимание.

4.Воспитывать интерес к играм с Су-джок мячиками.

Материалы и оборудования:

Су-джок мячики, эластичные кольца, мягкая игрушка Ежик, разрезные картинки с изображением ежа, цветные коробочки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Беседа «Знакомство с Су-Джок» (Дети вместе с педагогом стоят в кругу).

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Ежик. Давайте подарим ему свои улыбки, а он улыбнется вам. Ежик пришел к на не с пустыми руками, он принес нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? Возьмите из мешочка по одному предмету.

-Чудесный шарик, не простой, он колючий, вот какой! Поиграем с ним.

Комплекс упражнений с использованием шаров-массажеров

«Шарик непростой»

Этот шарик непростой,        

(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      

(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем         

(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.  

Раз катаем, два катаем           

(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем          

(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,      

(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.    

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

2.Основная часть

-Ребята, у меня для вас есть конверт. Хотите узнать, что в нем находится? (работа с разрезной картинкой)

- Скажите, кого вы видите на картинке. (Ежик)

- Верно. Это ежик, он сегодня пришел к нам на занятие и приготовил для вас много интересных заданий. (Дети присели на стульчики).

 Массаж пальцев пружинным кольцом дорожка

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

(Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.)

Подвижная игра «Найди домик шарику»

- Ребятки, а наш гость перемешал волшебные мячики и теперь мы должны помочь ему разобрать их по цветам и положить их каждый в определенную коробочку в соответствии с цветом шарика.

(Педагог называет каждого ребенка и предлагает ему собрать мячик определенного цвета, не забывая и себя)

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

- Ребята, сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику, послушайте инструкцию:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

«Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

3.Итог занятия

- Ежику очень понравилось играть с вами, ребята, но ему пора отправляться домой. Скажем ему все вместе: «До свиданья, Ежик!»  (Звучит музыка, на столе появляется коробка).  Еж оставил нам коробку с сюрпризом, хотите посмотреть, что же там? (педагог раздает детям медальки с изображением ежика). Попрощаемся с нашим гостем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятия по танцевально-двигательной терапии:žСоздают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

Использование ИЗО и ДПИ в ГПД для успешного личностного развития детей с ТНР

Сущность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять...

Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.

Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....

АРТ – ТЕРАПИЯ –КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

   Арт – терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Её привлекательность можно объяснить тем, что в отличии...