АРТ – ТЕРАПИЯ –КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Разумова Наталья Ивановна

     Арт – терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Её привлекательность можно объяснить тем, что в отличии от основных коррекционно – развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.66 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ – ТЕРАПИЯ –КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Подготовила:

Разумова Наталья Ивановна

     Арт – терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Её привлекательность можно объяснить тем, что в отличии от основных коррекционно – развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации.

     Арт – терапия в современном мире является самостоятельным направлением и заняло своё место на пересечении психологии, педагогики, медицины и искусства сравнительно недавно. Его преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во – первых, это то, что арт – терапефтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во -  вторых, продукт творчества ребенка дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В – третьих, арт – терапия создает возможности осознания собственной ценности.

Немаловажным является и то, что атр – терапия является средством невербального обращения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет своей речью, кому сложно выразить свои мысли в словах .

       Использование разных технологий арт – терапии в работе с школьниками является эффективным способом развития мелкой моторики.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

  • Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного исскуства: рисование, лепкой, декоративно-прикладным исскуством и т.д.;
  • Имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
  • Музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
  • Сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
  • Кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную;
  • Коррекционную ритмику – воздействие движениями, хореотерапию;
  • Игровая терапия и т.д.

     Использование разных видов арт – терапии и их интеграция наиболее эффективно развивает мышление детей. Исследователями (Л.С.Выготским, А,В,Запорожцем, А,Н,Леонтьевым, Д,Б,Элькониным, Ю,Т,Матасовым и др.)

     Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы артпедагогики.

Рассмотрев педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном и образовательном процессе, мы пришли к выводу, что для получения положительного результата необходимым являются, как практические (материально – техническое обеспечение, квалифицированные педагоги), так и теоретические. Арт – терапия очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

        Педагоги школы в своей работе активно используют элементы:

        Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, пережевает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах. Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия, начинается формирование и развитие мысленных процессов. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Главным является их успокаивающее и расслабляющие действие. Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивным изменениям в эмоционально-личностной сфере, повышения самооценки, коммуникабильности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Активно тот метод используется на уроках рисования.

        Сказотерапия, сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки с детьми с ОВЗ способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступном для понимания словами сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает к чему приводит тот или иной поступок героя.  Активно тот метод используется на на занятиях по сказкетерапии.

        Песочная терапия, где увлекательные упражнения и игры позволяет ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и избавиться от страхов, комплексов и эмоционального напряжения, развивает как мелкую моторику, так и сенсорику. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свои внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Этот метод активно используется психологом на занятиях в сенсорной комнате.

        Цветотерапия, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти занятия в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или желтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зеленым. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

        Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие. Такой метод хорошо используется на музыкальных занятиях.

        Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т.д.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белозорова Л.А. Влияние арт-терапии на психологическое здоровье личности /Л.А.Белозорова, О.Н.Бондарева, О.Н.Князева // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2010.-№4(29).-С.22-26.
  2. Киселева Т.Ю. Педагогическая арт-терапия как стредство социокультурного становления личности / Т.Ю.Киселева // Социокультурные проблемы современного человека: материалы международной научно -практической конференции / под ред. О.А.Шашиковой, Н.Я.Большуновой.-Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.-Ч.Ш.-С.47-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников...

программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....

Арт-терапия-эффективный метод развития познавательной и психоэмоциональной сферы детей с ТМНР.

Как помочь ребёнку с интеллектуальными нарушениями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», войти в мир взрослых? Сделать это можно через игру ...

Статья на тему: Стимулирование здорового образа жизни - как одно из эффективных условий личностного развития детей.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окру...

Работа по сенсомоторному развитию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого являе...

Программа с использованием элементов «Су-джок» терапии, как кинезеологического метода коррекционного развития детей с ОВЗ

В поисках эффективных средств коррекции отклонений в развитии речи и высших психических функций детей с ОВЗ, возникает необходимость ориентироваться на новейшие технологии развития этих компонентов.За...

Эффективные методы нравственного воспитания детей

Статья "Эффективные методы нравственного воспитания детей"...