Программа "Школа приемных родителей"
рабочая программа

Акопян Асмик Ашотовна

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  2. Учебно-тематический план……………………………………………………..7
  3. Критерии оценки эффективности реализации программы………………….21
  4. Список литературы и сайтография…………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время в России создаются все необходимые условия для детей, которые остались без попечения своих родителей. Уже создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создана и активно развивается как институт опеки и попечительства - профессиональная замещающая семья. Главной задачей ресоциализации детей сирот является выбор формы устройства. В настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья. Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации ребенка (подростка), приобщения его к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.

К счастью, анализ статистических данных показывает, что зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями. Но обычно люди, желающие взять ребенка из детского дома, не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки. Это приводит к совершению ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. В связи с этим, актуальными являются разработка и внедрение различного рода комплексных программ обучения и сопровождения принимающих семей. Подготовка и дальнейшее сопровождение приемных семей способствуют уменьшению числа отказов от приемного ребенка, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Обучение в Школе для приёмных родителей – это, прежде всего, возможность оценить свой семейный ресурс, осознать собственную готовность к приему ребенка-сироты, принять взвешенное решение. Замещающие родители сталкиваются с кризисами, с которыми не так уж и легко справиться. В силу неосведомленности многие семьи так и живут, накапливая один неразрешенный кризис за другим, что приводит к запутанному «клубку» проблем, которые в дальнейшем имеют неприятные последствия.

В связи с этим 30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», вступил в силу Федеральный закон от 01.09.2012 года № 351-Ф3, который предусматривает введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.

Программа написана в соответствии с Примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах (утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681).

Поэтому актуальным становится вопрос о том, в чем особенность воспитания детей-сирот в семье, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, где могут возникнуть сложности в воспитании и как их можно обойти.

Теоретико-методологическим основаниями являются:

  1. Cистемный подход;
  2. Теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации (Д. Боулби, Л. М. Шипицина, Д., Э. Фромм.);
  3. Теории развития в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский);
  4. Концепции активизации личностного потенциала. (Ослон Н.Н., Холмогорова  А.Б.).

Цель программы: повышение компетенций лиц, желающих принять в свою семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (далее – кандидаты в принимающие родители) в областях психолого-педагогической, медико-социальной и правовой подготовки.

Задачи программы:

•Выявить и сформировать психолого-педагогические компетенции, а также родительские умения и навыки для обучения, воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации.

• Оказать помощь кандидатам в принимающие родители в определении своей психологической готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей в определении истинных мотивов к принятию ребенка в семью, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка.

• Познакомить кандидатов в принимающие родители с основами

законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот.

•Сформировать у кандидатов в принимающие родители представления и знания в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.

• Ознакомить кандидатов в принимающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами

«трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения.

• Ознакомить кандидатов в принимающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

• Ознакомить кандидатов в принимающие родители с существующими

формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

 

Методы работы:

Лекции, групповые консультации, групповые консультации с элементами тренинговых упражнений, индивидуальные консультации, тренинги, дискуссии, семинары, круглые столы, решение кейсов, практикумы.

Программа реализуется в четыре этапа:

диагностический, обучающий, аналитический и заключительный.
Целью диагностического этапа работы является изучение степени осознанности участниками группы мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью. Проводится диагностическая работа по выявлению психологических особенностей лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; по изучению супружеских, внутрисемейных отношений; отношения к воспитанию детей.
Целью обучающего этапа работы является обучение, информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер. Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На аналитическом этапе программы осуществляется изучение основных изменений, произошедших с кандидатами в замещающую семью после прохождения курса программы.
На заключительном этапе проводится итоговая аттестация в форме тестирования с целью выявления уровня освоения кандидатами теоретических знаний.

Срок реализации: 3 месяца ( 2 раза в неделю по 2 часа)  48 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

Тема

Форма работы

Время проведения

Специалисты

Содержание

 

Собеседование с кандидатами в приемные родители

-Анкетирование

-Индивидуальное

Консультирование

До начала обучения

Педагог-психолог

 

-Знакомство со слушателями школы;

- выявить ведущие, с точки зрения кандидатов, мотивы приема ребенка в семью.

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители программу подготовки кандидатов в замещающие родители

Лекция

3 ч

Социальный педагог

 

Педагог-психолог

 

 

Обсуждение содержания и цели программы. Выявление причин, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Проведение тренинга не тему: «Я хочу стать родителем». Знакомство участников тренинга, обсуждение правил тренинга. Далее участникам предлагается рассказать о своем решении взять приемного ребенка.

Рефлексия.

Тренинг

1 ч

2

«Выбери меня»

Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка.

Лекция

2 ч

 

 

 

1 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Рассмотрение проблем подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

 

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, эмоциональное развитие, гигиена и т.д.) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

 

Тренинг «Психологический портрет приемного родителя и ребенка». Выявить значимые качества личности родителя и ребенка, которые помогут им достигнуть гармонии в отношениях, обозначить зоны психологического риска.

Тренинг

3

«Есть ли разница в развитие и поведение ребенка, оставшегося без родителей и у ребенка с родными родителями?!»

 

Лекция

Практикум

 

2 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности.

Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.

4

«Как может повлиять разрыв с кровной семьей на ребенка?»

 

Лекция

 

 

2 ч

 

 

 

2 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Особенности психического состояния детей, попадающих в приют.

Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи.

 

Дискуссия на тему «Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности». Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления.

 

Дискуссия на тему: «Как сказать ребенку, что он приемный».

Дискуссия

5

Семья как развивающаяся система

Лекция

Практикум

4 ч

Педагог-психолог

 

 

Представление о семье как о развивающейся системе. Стадии и кризисы развития семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

 

Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Паттерны семейного взаимодействия.

6

Адаптация семьи и ребенка

Лекция

 

 

Дискуссия

 

Тренинг

1,5 ч

 

 

1 ч

 

1 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Обсуждение темы: «Как подготовиться к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним»

Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации.

Дискуссия на тему: «Типичные ошибки воспитания в приемной семье».

 

Тренинг «Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги».

7

«Трудное» поведение приемного ребенка

Лекция

2 ч

 

 

1 ч

Педагог-психолог

Формы "трудного" поведения приемного ребенка. Их

причины и способы работы с ними.

 

Круглый стол: «Формирование моральных норм у ребенка».

Круглый стол

8

«Люблю»- как это проявить?!

Лекция

 

2 ч

 

2 ч

Педагог-психолог

Способы выражения любви к ребенку. Особенности поощрения и наказания при воспитании приемных детей. Негативные последствия физического наказания ребенка. Взаимодействие между кровными и приемными детьми. Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей.

 

Групповые консультации: «Стили семейного воспитания».

 

Групповые консультации

9

«Здоровый образ жизни»

Лекция

 

 

 

3  ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

 

Врач-педиатр

Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка. Состояние здоровья детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения психического развития детей.

10

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

Лекция

Решение кейсов

4 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.

11

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Лекция

 

Тренинг

4 ч

Педагог-психолог

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приемной семье.

12

Организационно-правовые основы создания и функционирования приемной семьи

Лекция

Семинар

3 ч

Социальный педагог

 

Юрист

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства.

Права и обязанности кандидатов в приемные родители.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Ответственность приемных родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

13

Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка

Лекция

 

 

2 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Семья как реабилитирующая среда.

Особенности взаимодействия в семье (семейные границы, иерархия, семейные роли, мифы, правила, традиции).

Игры детей в семье: от манипуляционной до сюжетно-ролевой. Усложнение игры с возрастом. Участие родителей в игре. Домашнее чтение. Развитие интересов и увлечений ребёнка, вовлечение в творческие кружки, секции, школы.

14

Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

Лекция

 

2 ч

Социальный педагог

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (презентация Службы сопровождения Центра).

15

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

Семинар

2,5 ч

Педагог-психолог

 

Социальный педагог

Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

Оценка степени освоения курса подготовки лиц

 

 

Критерии оценки эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы по следующим критериям:

  1. Степень достижения целей и решения задач программы;
  2. Степень выполнения программных мероприятий;
  3. Формирование родительских умений и навыков по прохождению ШПР;
  4. Посещаемость обучающихся (кандидатов в приемные родители)
  5. Успешная сдача итоговой аттестации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.https://irsu.info/course/school/

2.https://www.a-dobra.ru/prog/club/school/

3.http://dd95.ucoz.ru/1111/News/Psihologi/programma_shpr.pdf

4. Абросова, Л. М. Настольная книга приемного родителя / Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, Д.Г. Пирогов, О.В. Суковатова. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007.

5. Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.

6. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.

7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998.

8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000.

9. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999.

10. Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.

11. Капилина (Пичугина), М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева. – М.: Никея, 2015.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akopyan_a.a._shpr.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  2. Учебно-тематический план……………………………………………………..7
  3. Критерии оценки эффективности реализации программы………………….21
  4. Список литературы и сайтография…………………………………………….22

Пояснительная записка

В настоящее время в России создаются все необходимые условия для детей, которые остались без попечения своих родителей. Уже создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создана и активно развивается как институт опеки и попечительства - профессиональная замещающая семья. Главной задачей ресоциализации детей сирот является выбор формы устройства. В настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья. Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации ребенка (подростка), приобщения его к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.

К счастью, анализ статистических данных показывает, что зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями. Но обычно люди, желающие взять ребенка из детского дома, не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки. Это приводит к совершению ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. В связи с этим, актуальными являются разработка и внедрение различного рода комплексных программ обучения и сопровождения принимающих семей. Подготовка и дальнейшее сопровождение приемных семей способствуют уменьшению числа отказов от приемного ребенка, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Обучение в Школе для приёмных родителей – это, прежде всего, возможность оценить свой семейный ресурс, осознать собственную готовность к приему ребенка-сироты, принять взвешенное решение. Замещающие родители сталкиваются с кризисами, с которыми не так уж и легко справиться. В силу неосведомленности многие семьи так и живут, накапливая один неразрешенный кризис за другим, что приводит к запутанному «клубку» проблем, которые в дальнейшем имеют неприятные последствия.

В связи с этим 30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», вступил в силу Федеральный закон от 01.09.2012 года № 351-Ф3, который предусматривает введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.

Программа написана в соответствии с Примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах (утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681).

Поэтому актуальным становится вопрос о том, в чем особенность воспитания детей-сирот в семье, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, где могут возникнуть сложности в воспитании и как их можно обойти.

Теоретико-методологическим основаниями являются:

  1. Cистемный подход;
  2. Теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации (Д. Боулби, Л. М. Шипицина, Д., Э. Фромм.);
  3. Теории развития в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский);
  4. Концепции активизации личностного потенциала. (Ослон Н.Н., Холмогорова  А.Б.).

Цель программы: повышение компетенций лиц, желающих принять в свою семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (далее – кандидаты в принимающие родители) в областях психолого-педагогической, медико-социальной и правовой подготовки.

Задачи программы:

•Выявить и сформировать психолого-педагогические компетенции, а также родительские умения и навыки для обучения, воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации.

• Оказать помощь кандидатам в принимающие родители в определении своей психологической готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей в определении истинных мотивов к принятию ребенка в семью, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка.

• Познакомить кандидатов в принимающие родители с основами

законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот.

•Сформировать у кандидатов в принимающие родители представления и знания в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.

• Ознакомить кандидатов в принимающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами

«трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения.

• Ознакомить кандидатов в принимающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

• Ознакомить кандидатов в принимающие родители с существующими

формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Методы работы:

Лекции, групповые консультации, групповые консультации с элементами тренинговых упражнений, индивидуальные консультации, тренинги, дискуссии, семинары, круглые столы, решение кейсов, практикумы.

Программа реализуется в четыре этапа:

диагностический, обучающий, аналитический и заключительный.
Целью диагностического этапа работы является изучение степени осознанности участниками группы мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью. Проводится диагностическая работа по выявлению психологических особенностей лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; по изучению супружеских, внутрисемейных отношений; отношения к воспитанию детей.
Целью обучающего этапа работы является обучение, информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер. Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На аналитическом этапе программы осуществляется изучение основных изменений, произошедших с кандидатами в замещающую семью после прохождения курса программы.
На заключительном этапе проводится итоговая аттестация в форме тестирования с целью выявления уровня освоения кандидатами теоретических знаний.

Срок реализации: 3 месяца ( 2 раза в неделю по 2 часа)  48 часов

План работы

Тема

Форма работы

Время проведения

Специалисты

Содержание

Собеседование с кандидатами в приемные родители

-Анкетирование

-Индивидуальное

Консультирование

До начала обучения

Педагог-психолог

-Знакомство со слушателями школы;

- выявить ведущие, с точки зрения кандидатов, мотивы приема ребенка в семью.

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители программу подготовки кандидатов в замещающие родители

Лекция

3 ч

Социальный педагог

Педагог-психолог

Обсуждение содержания и цели программы. Выявление причин, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведение тренинга не тему: «Я хочу стать родителем». Знакомство участников тренинга, обсуждение правил тренинга. Далее участникам предлагается рассказать о своем решении взять приемного ребенка.

Рефлексия.

Тренинг

1 ч

2

«Выбери меня»

Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка.

Лекция

2 ч

1 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Рассмотрение проблем подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, эмоциональное развитие, гигиена и т.д.) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Тренинг «Психологический портрет приемного родителя и ребенка». Выявить значимые качества личности родителя и ребенка, которые помогут им достигнуть гармонии в отношениях, обозначить зоны психологического риска.

Тренинг

3

«Есть ли разница в развитие и поведение ребенка, оставшегося без родителей и у ребенка с родными родителями?!»

Лекция

Практикум

2 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности.

Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка.

4

«Как может повлиять разрыв с кровной семьей на ребенка?»

Лекция

2 ч

2 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Особенности психического состояния детей, попадающих в приют.

Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи.

Дискуссия на тему «Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности». Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления.

Дискуссия на тему: «Как сказать ребенку, что он приемный».

Дискуссия

5

Семья как развивающаяся система

Лекция

Практикум

4 ч

Педагог-психолог

Представление о семье как о развивающейся системе. Стадии и кризисы развития семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Паттерны семейного взаимодействия.

6

Адаптация семьи и ребенка

Лекция

 

Дискуссия

Тренинг

1,5 ч

1 ч

1 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Обсуждение темы: «Как подготовиться к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним»

Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации.

Дискуссия на тему: «Типичные ошибки воспитания в приемной семье».

Тренинг «Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги».

7

«Трудное» поведение приемного ребенка

Лекция

2 ч

1 ч

Педагог-психолог

Формы "трудного" поведения приемного ребенка. Их

причины и способы работы с ними.

Круглый стол: «Формирование моральных норм у ребенка».

Круглый стол

8

«Люблю»- как это проявить?!

Лекция

2 ч

2 ч

Педагог-психолог

Способы выражения любви к ребенку. Особенности поощрения и наказания при воспитании приемных детей. Негативные последствия физического наказания ребенка. Взаимодействие между кровными и приемными детьми. Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей.

Групповые консультации: «Стили семейного воспитания».

Групповые консультации

9

«Здоровый образ жизни»

Лекция

3  ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Врач-педиатр

Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка. Состояние здоровья детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения психического развития детей.

10

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

Лекция

Решение кейсов

4 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.

11

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Лекция

Тренинг

4 ч

Педагог-психолог

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приемной семье.

12

Организационно-правовые основы создания и функционирования приемной семьи

Лекция

Семинар

3 ч

Социальный педагог

Юрист

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства.

Права и обязанности кандидатов в приемные родители.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.

Ответственность приемных родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

13

Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка

Лекция

2 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Семья как реабилитирующая среда.

Особенности взаимодействия в семье (семейные границы, иерархия, семейные роли, мифы, правила, традиции).

Игры детей в семье: от манипуляционной до сюжетно-ролевой. Усложнение игры с возрастом. Участие родителей в игре. Домашнее чтение. Развитие интересов и увлечений ребёнка, вовлечение в творческие кружки, секции, школы.

14

Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

Лекция

2 ч

Социальный педагог

Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (презентация Службы сопровождения Центра).

15

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

Семинар

2,5 ч

Педагог-психолог

Социальный педагог

Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

Оценка степени освоения курса подготовки лиц

Критерии оценки эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы по следующим критериям:

  1. Степень достижения целей и решения задач программы;
  2. Степень выполнения программных мероприятий;
  3. Формирование родительских умений и навыков по прохождению ШПР;
  4. Посещаемость обучающихся (кандидатов в приемные родители)
  5. Успешная сдача итоговой аттестации

Список литературы:

1.https://irsu.info/course/school/

2.https://www.a-dobra.ru/prog/club/school/

3.http://dd95.ucoz.ru/1111/News/Psihologi/programma_shpr.pdf

4. Абросова, Л. М. Настольная книга приемного родителя / Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, Д.Г. Пирогов, О.В. Суковатова. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007.

5. Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.

6. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.

7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998.

8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000.

9. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999.

10. Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.

11. Капилина (Пичугина), М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева. – М.: Никея, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс

Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:·         Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...

занятие Школы принимающих родителей: Как познакомить приемного ребёнка со своей семьей

Занятие содержит теоретический материал и практические упражнения...

Приемная семья - надежная опора

Статья, направленная на повышение психологической грамотности приемных родителей, популяризацию создания приемной семьи, содержит сСоветы приемным родителям...

Адреса электронных приемных различных служб и вышестоящих органов

Адреса электронных приемных правоохранительных и контрольно- надзорных органов...

ШЗР «Что способствует возникновению привязанности ребенка к приемным родителям»

Большинство людей сочувствуют детям, которые растут в детских домах и интернатах. Испытывают спектр различных чувств: от ощущения несправедливости, несовершенства мира, возмущения безрассудством их ро...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЕЙС «ЯЗЫК ЭМОДЗИ» (Коррекционно – развивающее направление для педагогов до приемного родителя для воспитанников с ОВЗ и детьми инвалидами)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЕЙС«ЯЗЫК ЭМОДЗИ»(Коррекционно – развивающее направление для педагогов до приемного родителя для воспитанников с ОВЗ и детьми инвалидами)Методические рекомендации пед...