занятие Школы принимающих родителей: Как познакомить приемного ребёнка со своей семьей
методическая разработка на тему

Занятие содержит теоретический материал и практические упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШПР: Как познакомить ребенка со своей семьей

Выполнила

педагог-психолог

 КГБОУ «Рубцовский центр сопровождения»

Кашаргина Елена Павловна

Рубцовск, 2011

Содержание

  1. Актуальность данного вопроса……………………………………………………..3
  2. Базовые, классические подходы к решению

       данной проблемы (ссылка на литературу)…………………………………………4

  1. Передовые технологии (ссылка на литературу)……………………………………6
  2. Из личной практики (описание личного опыта)…………………………………...10
  3. Выход на предлагаемую «практическую часть»……………………………….…..11
  4. Ход раскрытия темы для целевой группы…………………………………….……11
  5. Практическое упражнение «Сделай как надо»…..………………………………...13
  6. Практическое упражнение «Семейный комикс»…………………………………..15
  7. Библиографический список…………………………………………………………18

1. Актуальность данного вопроса

Согласно Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2020 годы в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Самую многочисленную группу из детей, относимых к числу наиболее уязвимых категорий составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей). Социальная реабилитация и адаптация, интеграция с обществом данной группы детей является одной из наиболее приоритетных национальных проблем.

Неотъемлемым условием успешной адаптации детей-сирот является процесс их социализации, который предполагает развитие личности и межличностного общения, подготовку к самостоятельной жизни и работе, то есть интеграцию в окружающий социум, в сообщество обычных людей, нормально развивающую среду сверстников.

Большинство детей, находящихся в сиротских учреждениях – это дети с проблемами в развитии, нередко пережившие тяжелые психические травмы и нуждающиеся в особо благоприятных условиях для компенсации всех этих проблем.

Многочисленные зарубежные (Дж. Боулби, А. Кадушин, Б.Дж. Сэдок [14, 4, 3]) и отечественные (В.С. Мухина, И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.А. Басилова и др. [9, 13, 8, 1]) исследования доказали, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие, наблюдается негативный эффект воспитания в социальной адаптации детей.

Как указывают В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова, замещающая профессиональная семья в настоящее время и ближайшие десятилетия является выходом для России в решении проблемы интеграции детей-сирот в общество [11, с. 79].

В известной детской песне поется о том, что дружба начинается с улыбки, а взаимоотношения ребенка с замещающей семьей начинается со знакомства. Часто специалистами органов опеки и попечительства понимание «знакомства» сводится к первой встречи ребенка и кандидатов в замещающие родители. Как указывает Г.С. Красницкая, именно первая встреча для многих специалистов опеки и попечительства часто является критерием успешности подбора. Если ребенок идет на контакт с кандидатами, значит, семейное устройство можно оформлять. Однако специалисты, работающие в зарубежных центрах по усыновлению, специалисты детских учреждений, передающих детей на патронат или в приемную семью, имеют иной взгляд. Практика показывает, что знакомство ребенка с семьей может варьироваться от одного контакта до серии встреч, растянувшихся на многие месяцы [6, с. 1]. 

Любое человеческое существо, замечает Г.С. Красницкая, испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни. В том, что даже маленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждался каждый, кто знаком с этой процедурой. Легко заметить изменения в привычном поведении детей. Работники домов ребенка свидетельствуют, что даже самые маленькие дети ведут себя беспокойно. Дети постарше возбуждены, расторможены. Они капризничают, плачут, «прилипают» к сотрудникам, просят, чтобы их не отдавали [7, с. 1].

От того насколько грамотно будет организовано знакомство ребенка с семьей приемных родителей, во многом определится успешность адаптации и интеграция ребенка в приемной семье, а самое важное его психологическое благополучие.

В настоящее время в России нет общепринятого алгоритма знакомства ребенка и замещающей семьи, поэтому решение данной проблемы является актуальным и востребованным практикой.

2. Базовые, классические подходы к решению данной проблемы (ссылка на литературу)

Проблему знакомства ребенка с семьей приемных родителей возможно проследить в теоретико-методологических подходах в рамках изучения замещающих семей. Во всех подходах наблюдается общая тенденция: указание на то, что для нормального развития и благополучия ребенку необходимо чувство стабильности и безопасности. Несомненно, что данные принципы имеют прямое отношения и к процессу знакомства ребенка с семьей приемных родителей.

Сторонники теория объектных отношений (Р. Фейербейрн, Д. Винникот, М. Клайн, М. Балинт, М. Малер и О. Кернберг) центральным для нормального психического развития считают не в удовлетворении инстинктов и влечений, а в установлении удовлетворительных отношений с ближайшим окружением. Согласно теории объектных отношений устойчивые и интегрированные образы себя и других людей возникают в результате стабильных и эмоционально уравновешенных отношений с близкими взрослыми.

Близкой позиции придерживается и американская интерперсональная психоаналитическая школа, берущая начало от работ Г. Салливена, считавшего надежные и эмоционально удовлетворительные отношения в детстве – базой нормального психического развития. К. Хорни, одна из наиболее ярких представительниц этой школы, вводит понятие «базисной тревоги» и описывает факторы среды, которые можно расценить, как депривационные, обусловленные нарушением отношений и взаимодействия в семье. Среди данных факторов фигурирует нестабильное поведение. По всей видимости, нестабильность включает в себя и элемент непредсказуемости, неожиданности, которые вызывают тревогу [15, с. 255 – 261]. 

В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова изучая приемные семьи, использовали обширный методический комплекс на базе системного подхода к семье. Суть этого подхода заключается в утверждении, что семья – это нечто большее, чем сумма ее отдельных членов, что она обладает собственными закономерностями функционирования и развития, которые оказывают значительное влияние на включенных в нее людей.

Согласно системному подходу ребенок, попадая в замещающую семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы как целого (в противном случае он будет отвергнут). Поэтому ребенку необходимо познакомиться с ценностями, традициями, ритуалами семьи, которые определяют паттерны взаимодействия в семье [12, с. 43].

В определенной мере уточняет системный подход, указывают В.Н. Ослон, социально – экологическая теория У. Бронффенбреннера. Экологический подход, считает В.Н. Ослон,  вооружает нас целостным взглядом на взаимодействие и позволяет проанализировать бытие семьи в различных системах ее «жизненной среды», в которые она включена непосредственно или косвенно: макро- (отношение к замещающей семье государства и общества), экзо- («территориальная» ситуация семьи, в которой она проживает, отношение к ней различных институтов, в том числе институтов защиты детства, населения, нормативные правовые условия ее организации и функционирования, обусловленные региональным законодательством), мезо- (взаимоотношение семьи с ее социальным окружением) и микро- (структурные, микро- и макродинамические, идеологические характеристики семьи, система отношения членов семьи, в том числе и приемного ребенка, к себе и миру [10, с. 3].

Поэтому из выше сказанного, возможно сделать вывод, что с точки зрения экологического подхода знакомство ребенка с семьей приемных родителей включает и знакомство со всеми системами в которые семья включена.

Согласно теории размещения, замечает Г.С. Красницкая, знакомство ребенка с семьей должно  осуществляться постепенно, шаг за шагом. Ни в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса [6, с. 1]. 

Таким образом, из анализа рассмотренных подходов к работе с замещающими семьями можно сделать вывод, что процедура знакомства ребенка с семьей приемных родителей – это значимый фактор, который влияет на дальнейшее развитие  отношений в замещающей семье. Чтобы знакомство ребенка с семьей приемных родителей прошло успешно, его необходимо сделать максимально безопасным в восприятии самого ребенка.

3. Передовые технологии (ссылка на литературу)

В настоящее время общепринятых технологий знакомства ребенка с семьей приемных родителей нет.

Как указывает Г.С. Красницкая, в каждом конкретном случае вопрос решается на месте руководителем того учреждения, где находится ребенок. Некоторые директора детских домов приводят кандидатов в группу, не фиксируя на этом внимания детей, дают возможность посмотреть на подобранного ребенка в естественной обстановке. Затем в кабинете детально знакомят с личным делом, дают характеристику ребенку, отвечают на вопросы приемных родителей.

Кто-то из руководителей делает с точностью да наоборот: сначала знакомят с документами, а потом с детьми в естественной обстановке. Либо ребенка под благовидным предлогом приглашают в специальную комнату, кабинет, где сотрудник беседует с ребенком на разные темы, просит выполнить поручения. После ухода детей кандидаты определяются с выбором или им дают время подумать [7, с. 9].

Подобную технологию можно проследить и в книге К. Гласс «Будь моей мамой», описывающей процедуру знакомства в Великобритании. Сначала консилиум специалистов знакомит ее с документальной информацией ребенка, а после ее согласия принять девочку в фостерскую семью, социальный работник привозит ребенка в его «новый» дом. Оставшись наедине со своей новой подопечной фостерная мама знакомит девочку с домом, показывает комнаты родных и приемных детей, проживающих в доме, говорит о правилах, которых необходимо придерживаться в семье, знакомит с кошкой и рассказывает, как с ней необходимо обращаться. Затем состоялось знакомство с другими детьми, вернувшимися из школы. Таким образом, первоначально ребенка познакомили с обычным повседневным распорядком жизни в семье [2].

Но намного более приемлемым и не тревожным для ребенка представляется технология постепенного знакомства, которую детально описывает Г.С. Красницкая. С целью более точного прояснения ситуации, указывает Г.С. Красницкая, процедуру постепенного знакомства можно условно разделить на 3 этапа: подготовка, первая встреча, последующие встречи.

Стадия начального знакомства ребенка с потенциальными родителями представляет собой нечто большее, чем просто установление социальных контактов. Потенциальным родителям трудно выдержать длительный период первых встреч, если они не понимают цели и не видят движения вперед. Каждая пара должна быть уверена в том, что все, что происходит вокруг, имеет свой смысл.

На каком-то этапе знакомства ребенок решает, что ему хочется побывать в доме, где живут его новые друзья. Часто эта встреча длится всего несколько часов, и ребенок только начинает думать о том, что он сможет увидеть дом своих потенциальных родителей. Также как и первая встреча, первый визит в дом должен быть тщательно спланирован для того, чтобы избежать ненужных тревог и огорчений. Обычно, во время первого визита домой к будущим родителям ребенка сопровождает тот сотрудник учреждения, к которому ребенок больше всего привязан.

Первый визит ребенка в дом будущих родителей может сопровождаться волнениями и страхами, идущими из его прошлого опыта, а также новыми волнениями, связанными с предстоящими отношениями. Иногда из-за этих страхов сопровождающим работникам приходится оставаться с ребенком все время, пока он находится в новом доме.

Процесс привыкания к новому дому движется постепенно, и от ребенка зависит количество дневных посещений, их цели и продолжительность того времени, на которое сопровождающее лицо может уехать и оставить его в доме с новыми родителями. Между визитами обязательно нужны беседы с ребенком о том, что происходит, и как все к этому относятся.

Раньше или позже наступает время, когда ребенок спрашивает: «А можно я останусь в этом доме на ночь?» Первый раз ребенок проводит в доме только одну ночь, и при этом, для надежности, у него есть номер телефона и адрес, где находится сопровождавший его человек. За первым визитом следуют другие, и постепенно количество ночей, проведенных вне детского учреждения, увеличивается.

Однако лучше, если ребенка обратно в учреждение отвозят после визита с ночевкой не родители, а приезжают сотрудники для того, чтобы не возникла аналогия с возвратом или отказом (это болезненная процедура для обеих сторон, которую надо всячески избегать).

Предварительные встречи оказываются очень полезными, если они проводятся целенаправленно. Часто их рассматривают просто как возможность для будущих родителей и ребенка лучше узнать друг друга и таким образом облегчить процесс окончательного переезда ребенка в семью. Конечно, процесс переселения ребенка в новый дом дело непростое.

Так же Г.С. Красницкая описывает технологию, при которой процедуру знакомства делят на два этапа:

 - Заочное знакомство. Хотя на него отводится не так уж много времени, сделать можно немало. Естественно, выбор приемов зависит от возраста ребенка. Самый распространенный – обмен письмами и фотографиями. Как только ребенок начинает дифференцировать знакомых людей от незнакомых, стоит показывать фотографии приемных родителей. Лучше если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Хорошо, если будущие родители пришлют малышу игрушку, а потом с собой привезут такую же и при встрече покажут ее, поиграют с ребенком.

В работе домов ребенка, отмечает Г.С. Красницкая, можно наблюдать такую практику при знакомстве ребенка с приемными родителями-иностранцами. За неделю до приезда усыновителей, старший воспитатель проводит специальные занятия с ребенком (возраст от 1,5 до 3 – 4-х лет), разглядывая с ним альбом с фотографиями, учит различать папу, маму, собаку или кошку, дом, сопровождая словами на языке усыновителей. Детям дают альбом с собой, просят показать фотографии другим детям. Очевидно, что этот прием подходит для детей любого возраста.

Если кандидаты – иностранные граждане, полезно чтобы в группе были люди, хотя бы немного знающие язык, чтобы они в течение дня могли называть предметы обихода и привычные действия, петь песенки на русском языке и языке усыновителей. Воспитатели могут рассматривать специальные красочные книги, которые помогают взрослым и ребенку осваивать азы нового языка, включать записи песенок, знакомых сказок, звучащих на двух языках.

Чтобы ребенку было легче пережить стадию «культурного шока», особенно важна предварительная языковая подготовка детей старшего возраста. Следует дать ребенку понять, что люди, живущие в разных странах, говорят по-разному. Полезно организовать специальное изучение языка, пригласив учителя. Не стоит бояться, что будет неправильное произношение. Как показывает жизнь, произношение сформируется, когда он будет жить в языковой среде. На этом этапе подготовки важно, чтобы ребенок быстрее преодолел языковый барьер.

Естественно, что подготовка будет зависеть и от возможностей учреждения, в котором находится ребенок, как материальных, так и кадровых.

- Личное знакомство.

Последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча – в группе или в специальном помещении.

В этот момент ярко видно, был ли подготовлен ребенок. Неподготовленные дети жмутся к сопровождающему взрослому, не хотят отходить от него, капризничают или закатывают истерику при попытке воспитателя вывести его из группы. Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом, идентифицировав с фотографией появившихся взрослых, идут на контакт. Кто-то делает робкие шаги, а кто-то бросается с криками: «Мама! Папа!» (в зависимости от темперамента).

До окончательного оформления вопроса (составление договора передачи, принятие решения об установлении опеки или решения суда) может быть использовано совместное проживание в течение нескольких дней родителей и ребенка, а если возникли осложнения, то и значимого для ребенка взрослого, который выступает в роли посредника. Совместные прогулки, еда, времяпровождение (игры, рассматривание книг, телевидения) с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

Г.С. Красницкая считает достаточно оправданным и такой опыт подготовки к усыновлению, как пребывание детей в семьях кандидатов в усыновители во время летнего отдыха, каникул. Это дает возможность детям присмотреться к новым взрослым, приобщиться к жизни в семье. Взрослые получают возможность ближе узнать ребенка, определиться в выборе и принятии решения. Все вместе это позволяет минимизировать ошибки в подборе детям новых родителей.

Полезным является и такой опыт, когда перед усыновлением ребенок некоторое время живет в семье или на правах опекаемого, приемного ребенка, или находящегося под патронатом семьи.

Часто представители органов опеки и сотрудники детских учреждений выдвигают аргумент, что если усыновление не будет утверждено или у приемных родителей изменится ситуация, а у ребенка уже появится желание жить в этой семье, то возврат в учреждение для него еще одна травма.

Г.С. Красницкая полагает, что здесь важно иметь в виду, что любой опыт в жизни ребенка, даже неудачный, – это полезный опыт. Он дает понимание многообразности жизни, в которой не все гладко, есть встречи и расставания, радости и горе, а преодоление трудностей закаляет психику. Дети понимают, что не все надежды сбываются, и многое зависит не только от их желания. Кроме того, дети в силу пластичности и гибкости нервной системы легче переносят и меньше, чем взрослые, драматизируют произошедшее, быстрее забывают прошлое. И, наконец, такой опыт позволяет сделать более правильный выбор в наилучших интересах ребенка и сократить число неудачных усыновлений [7, с. 2 – 6]. 

4. Из личной практики (описание личного опыта)

В личной практике приходилось наблюдать различные варианты знакомства. На мой взгляд, наименее безболезненным и комфортным для ребенка является постепенно сближение с приемной семьей. Когда ребенок и приемная семья знакомятся еще до появления идеи о создании приемной семьи. Это становится возможным при включении ребенка в различные социальные институты с образовательным и воспитательным потенциалом открытого социума (обучение в школе, музыкальной, художественной школах, участие в различных творческих объединениях и т.п.). При таких условиях ребенок заводит себе друзей, воспитывающихся в семьях, начинает бывать у них дома, знакомится с родителями.

Так получилось у Лизы М., нашей бывшей воспитанницы. С первого класса девочка дружила со своей одноклассницей Викой. Лиза часто бывала в гостях у Вики, хорошо узнала семью девочки. Такая дружба продолжалась на протяжении 6 лет. На седьмой год знакомства у мамы Вики созрело желание принять Лизу в свою семью. И хотя ранее Лиза была твердо уверена, что никогда не пойдет ни в какую семью, то предложение мамы лучшей подруги не оставило девочку равнодушной – у ней появилось желание жить в семье.

Еще на протяжении почти года, пока «новая» мама оформляла документы, Лиза была на гостевом режиме: проводила все выходные и праздники в своей «будущей» семье.

Теперь Лиза и Вика стали сестрами. У Лизы складываются теплые, доверительные отношения не только с мамой и сестрой, но и с бабушкой, дядей (и даже собакой, любимцем всей семьи).

5. Выход на предлагаемую «практическую часть»

Таким образом, при подготовке кандидатов в приемные родители особенно важным становится осознание кандидатами, что важнейшей их задачей является обеспечение ребенку чувства безопасности. Кандидатам необходимо понять, что, попадая в замещающую семью, ребенок оказывается в системе с уже сложившейся структурой, со своими правилами. Детям для успешной адаптации очень важно иметь возможность структурировать свои отношения с окружающими и достаточно четко понимать и осознавать значение правил, устанавливаемых родителями, осознавать свое «место» в семье, возможности, которые открывает для него замещающая семья. Успех адаптации во многом зависит от того, насколько хорошо родители смогут познакомить ребенка со своей семьей: ее членами, правилами, которыми следует руководствоваться, распорядком повседневной жизни, спецификой взаимодействия с каждым членом семьи. Во многом поведение ребенка будет определяться тем, насколько понятно и доступно вы познакомите его с конкретными действиями, которые приемлемы в конкретных ситуациях, с конкретными предметами, людьми. При этом необходимо отметить, что при знакомстве основное внимание следует уделять тому, что можно и нужно, а не тому, что нельзя. Ведь в противном случае ребенку придется опытным путем проверять, а как нужно и можно (вести себя в той или иной ситуации, с тем или иным человеком и т.п.). И сомнительно, что это получится у него с первой попытки. Лучше всего продемонстрировать это на практике с помощью практического упражнения.

6. Ход раскрытия темы для целевой группы

Попадая в замещающую семью, ребенок оказывается в системе с уже сложившейся структурой, со своими правилами.

Семья – это нечто большее, чем сумма ее отдельных членов, что она обладает собственными закономерностями функционирования и развития, которые оказывают значительное влияние на включенных в нее людей

бытие семьи в различных системах ее «жизненной среды», в которые она включена непосредственно или косвенно: взаимоотношение семьи с ее социальным окружением

отношение к ней различных институтов, в том числе институтов защиты детства, населения, нормативные правовые условия ее организации и функционирования, обусловленные региональным законодательством

идеологические характеристики семьи, система отношения членов семьи, в том числе и приемного ребенка, к себе и миру

Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому. Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни.

Ребенок хочет и боится жить в новой семье.

От того насколько грамотно будет организовано знакомство ребенка с семьей приемных родителей, во многом определится успешность адаптации и интеграция ребенка в приемной семье, а самое важное его психологическое благополучие.

процедура знакомства ребенка с семьей приемных родителей – это значимый фактор, который влияет на дальнейшее развитие  отношений в замещающей семье. Чтобы знакомство ребенка с семьей приемных родителей прошло успешно, его необходимо сделать максимально безопасным в восприятии самого ребенка.

Успех адаптации во многом зависит от того, насколько хорошо родители смогут познакомить ребенка со своей семьей: ее членами, правилами, которыми следует руководствоваться, распорядком повседневной жизни, спецификой взаимодействия с каждым членом семьи.

Начните с заочного знакомства. Хотя на него отводится не так уж много времени, сделать можно немало. Естественно, выбор приемов зависит от возраста ребенка. Самый распространенный – обмен письмами и фотографиями. Как только ребенок начинает дифференцировать знакомых людей от незнакомых, стоит показывать фотографии приемных родителей. Лучше если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Хорошо, если будущие родители пришлют малышу игрушку, а потом с собой привезут такую же и при встрече покажут ее, поиграют с ребенком.

Личное знакомство – последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи. В зависимости от условий учреждения, личностных особенностей ребенка выбирается место, где будет происходить первая встреча – в группе или в специальном помещении.

Во многом поведение ребенка будет определяться тем, насколько понятно и доступно вы познакомите его с конкретными действиями, которые приемлемы в конкретных ситуациях, с конкретными предметами, людьми. При этом необходимо отметить, что при знакомстве основное внимание следует уделять тому, что можно и нужно, а не тому, что нельзя. Ведь в противном случае ребенку придется опытным путем проверять, а как нужно и можно (вести себя в той или иной ситуации, с тем или иным человеком и т.п.). И сомнительно, что это получится у него с первой попытки.

Сейчас на практике мы с Вами постараемся определить эффективную стратегию знакомства ребенка с правилами Вашей семьи.

7. Практическое упражнение «Сделай как надо»

Цель – создать условия для понимания кандидатами важности и значимости выбора правильной стратегии поведения при знакомстве ребенка со своей семьей.

Задачи:

- способствовать практическому усвоению эффективных стратегий поведения при знакомстве ребенка со своей семьей;

- способствовать развитию умения анализировать свое поведение с позиции ребенка.

Необходимые материалы: 2 газеты (один разворот квадратной формы), инструкции (см. Приложение 1).

Жанр – упражнение-соревнование

Уровень физической активности – средний

Назначение: основное – на практике показать эффективные приемы взаимодействия с приемным ребенком на этапе знакомства с семьей; возможное – вводное упражнение, выводящее на тему занятия.

Продолжительность: 15 – 20 минут

Количество участников: 8 – 20 человек.

Описание: участники сидят в кругу. Сначала они делятся на две группы. Для этого по очереди каждому участнику необходимо назвать свое имя и определить с какой буквы она начинается: гласной или согласной. Участники имена, которых начинаются с согласной буквы встают. Участники рассаживаются в две группы. Необходимо образовать два небольших круга, чтобы участники не могли подглядывать за действиями друг друга. Обе группы получают газету и инструкцию. Инструкция одной группы указывает на то, что необходимо сделать, а инструкция другой группы – чего делать не нужно.

Инструкция: «Сейчас мы проведем маленькое соревнование. Каждая команда получит газету и инструкцию, содержащую информацию о ваших действиях. Задача каждой команды, полностью следуя инструкции получить нужный результат. У вас 5 минут».

Команды получают следующие инструкции, данные в приложении.

По истечении 5 минут команды демонстрируют что, по их мнению, им необходимо было сделать. Выявляются победители. Затем ведущий просит команды озвучить инструкции, которые были им даны.  

Обсуждение:

- какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение?

- хотелось ли вам сделать все как нужно и победить?

- что вам помешало?

- как вы думаете, если бы ваша инструкция указывала на то, что вам нужно сделать, вы бы справились с заданием?

- попытайтесь вспомнить о чем чаще вы говорите своим детям: о том, что нужно делать или наоборот, о том, чего делать не стоит?

- какие выводы для себя вы можете сделать?

Примечание: в обсуждении необходимо отметить, что ребенок делает не так как надо не потому что хочет сделать на зло, а потому что просто не знает как надо. Самый короткий путь добиться нужного поведения ребенка – показать как надо.

Приложение 1

Инструкция первой группе: вам необходимо сделать колпак сказочника по приведенной ниже инструкции.  Разверните газету, расположите так, чтобы перед вами был ромб. Соедините верхний уголок с нижним, чтобы получился треугольник, вершина треугольника должна быть внизу. Соедините правый уголок треугольника с левым. Разверните обратно. У вас получится линия перегиба на середине треугольника. Соедините верхний правый уголок с нижней вершиной треугольника, так, чтобы правая сторона треугольника легла по намеченной линии середины треугольника. Левый уголок также соедините с нижней вершиной, чтобы и левая сторона треугольника легла по линии перегиба. У вас получился ромб. Разверните обратно. Теперь у вас три линии перегиба. Положите правую сторону треугольника к линии перегиба, которая была намечена при перегибе левой стороны треугольника, она лежит слева от центра треугольника. Левую сторону треугольника положите поверх правой. У вас получится фигура, с тремя острыми уголками внизу. Загните нижние правый и левый уголки вверх, чтобы основания получившихся треугольников совпадали с основанием большого треугольника. У центрального уголка загните вверх только верхний слой. А нижний загните в другую сторону, к внутренней стороне треугольника. Расправьте шляпу изнутри.

Инструкция второй группе: вам необходимо сделать кое-что с газетой. Ниже описано, что вам с газетой делать не нужно. Вам не нужно считать сколько раз в газете повторяется буквы «А», «В», «Д», «Л», «О», «И», «Е», «М». Вам не нужно считать сколько раз в газете повторяется слово «или», «внимание», «спасибо».  Вам  не нужно читать газету. Вам не нужно отыскивать в газете слова «мама», «дедушка», «луг», «озеро». Вам не нужно считать, сколько страниц в газете. Вам не нужно мять газету. Вам не нужно рвать газету на полоски. Вам не нужно делать из газеты самолетик. Вам не нужно стелить газету на пол. Вам не нужно писать между строк. Вам не нужно рассматривать картинки в газете. Вам не нужно считать, сколько фотографий в газете. Вам не нужно протыкать газету. Вам не нужно вырывать буквы из газеты. Вам не нужно кидать газету. Вам не нужно садиться на газету. Вам не нужно сворачивать газету в трубочку. Вам не нужно вставать на газету. Вам не нужно передавать газету друг другу. Вам не нужно отдавать газету кому-то. Вам не нужно поджигать газету. Вам не нужно рассматривать газету. Вам не нужно протирать газетой ботинки. Вам не нужно делить газету между собой. Вам не нужно класть газету в карман. Вам не нужно класть газету в сумки. Вам не нужно расстилать газету на стул. Вам не нужно заворачивать в газету книгу. Вам не нужно делать что-либо из того, что описано в этой инструкции.

8. Упражнение «Семейный комикс»

Цель – создать условия для усвоения кандидатами предлагаемой технологии знакомства приемного ребенка со своей семьей.

Задачи:

- способствовать практическому усвоению алгоритма технологии;

- способствовать развитию умения анализировать свое поведение с позиции ребенка.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А4, разделенные на 8 квадратов (можно использовать альбом для рисования) (Приложение 2), карандаши простые и цветные, авторучки.

Жанр – упражнение.

Уровень физической активности – низкий

Назначение: основное – на практике отработать алгоритм предлагаемой технологии знакомства приемного ребенка со своей семьей; возможное – диагностика межличностных отношений в семье.

Продолжительность: 15 – 30 минут

Количество участников: 8 – 14 человек.

Описание:

Выполняется упражнение в ходе, которого родители знакомятся с предложенной технологией на практике.

Родителям предлагается технология знакомства ребенка со своей семьей с помощью «семейного комикса». Для начала необходимо просто представить членов семьи, которые проживают вместе. Затем предлагается вспомнить и отобразить какую-либо ситуацию в семье (празднование чьего-то дня рождения, Нового годы, успешное разрешение какой-либо неурядицы, один из обычных повседневных дней и т.п.).  Постепенно в число героев комикса включаются и члены семьи, которые проживают отдельно.

Сначала комикс создается родителями, которые читают его ребенку. При этом родителям полезно задать ребенку вопросы следующего содержательного плана: кто из героев ему нравиться больше всего? Что именно ему нравиться в этом герое? Какой герой ему особенно не нравиться? Чем именно он не нравится? Что бы он хотел в нем изменить? Каким бы делом он хотел заниматься вместе с каждым из героев? Форму вопросов необходимо варьировать в зависимости от возраста ребенка.

Затем ребенку можно предложить нарисовать себя в комиксе, приготовленном родителями, поместив себя в тот квадратик, который он желает. В дальнейшем можно с самого начала создавать комикс вместе с ребенком, при этом можно брать за основу сюжета любую как реальную, так и вымышленную ситуацию. Однако у всех героев должны быть реальные прототипы, из числа членов семьи. В комиксы по желанию ребенка так же можно включать кровных родственников ребенка.

В целях знакомства кандидатов с данной технологией им предлагается проделать ее алгоритм. Если в группе участвует семейная пара, то они рисуют каждый свой комикс. Затем они могут оценить, насколько хорошо они знают друг друга.

Инструкция участникам:

1. Сейчас Вам необходимо нарисовать комикс, в котором главными героями – будут члены Вашей семьи. Пожалуйста, нарисуйте каждого члена Вашей семьи за его любимым занятием. Сначала представьте только тех, кто живет с Вами вместе. В области для надписи, поздоровайтесь, представьтесь и расскажите о любимом занятии от имени того, кому посвящен данный квадратик (например, в квадратике изображен отец семейства, а в облачке для надписи: «Здравствуй! Меня зовут дядя Сережа. Больше всего я люблю кататься на велосипеде»).

Если у Вас есть возможность посвятить каждому отдельный квадратик. Если количество членов Вашей семьи превышает количество квадратиков, то в одном квадратике необходимо рассказать о нескольких людях. Постарайтесь, чтобы в таком случае, герои на одном квадратике были заняты общим делом.

2. Участники делятся на пары, в которых один играет роль родителя, другой ребенка. Родитель представляет свою семью, используя комикс. Затем участники меняются местами.

Обсуждение:

Насколько легко Вам было создавать «семейный комикс»?

Помог ли Вам комикс в представлении Вашей семьи?

Помог ли комикс тому, кто был в роли ребенка, познакомится с семьей партнера?

3. Ведущий информирует участников о возможностях использования комикса при знакомстве приемного ребенка со своей семьей:

- рассказывает о возможных способах создания комикса (первоначальном, когда родители готовят комикс, а затем ребенок помещает в него героя, прототипом которого является он сам; в последующих случаях комикс создается совместно с приемным ребенком);

- о содержательном плане возможных вопросов к ребенку?

Библиографический список

  1. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребневой. М.: Полиграфсервис, 1998
  2. Гласс К. Будь моей мамой. Искалеченное детство. – М.: РИПОЛ – классик, 2010
  3. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери в (зарубежной психологии) // Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 146 – 151
  4. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994, Т. 2
  5. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. М.: Класс, 2000
  6. Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребёнком? http://innewfamily.narod.ru/menu2/1firstMeeting.htm
  7. Красницкая Г.С. Подготовка ребенка к жизни в семье http://innewfamily.narod.ru/menu2/1firstMeeting.htm
  8. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология, 1990, № 3, с. 12 – 16
  9. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985
  10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей семьи  http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=more&id=534
  11.  Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из наиболее перспективных моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии, 2001,  № 3, с. 79 – 91
  12.  Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи http://www.hr-portal.ru/article/psikhologicheskoe-soprovozhdenie-zameshchayushchei-professionalnoi-semi
  13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.3-е изд. – СПб.: Питер, 2007
  14. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995, № 3, с. 139 – 149
  15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: ПИТЕР, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания "Счастливая семья. Какая она?" "Моя семья-моя радость" "Родителям второклассников" "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков?"

Одной из самых трудных форм работы классного руководителя является работа с родителями. Из разговоров с коллегами знаю, что для многих, особенно ...

Полезные советы: родители первые и самые важные учителя своего ребёнка.

Уважаемые родители! Эти советы помогут вам  воспитывать ребёнка, прочтите!...

Рекомендации родителям "Как познакомить детей с историей своей семьи"

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные тра...

Как познакомить детей с историей своей семьи.

Материал даёт рекомендации родителям о том. как знакомить детей с историей своей семьи....

Анкета для родителей: "Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?"

Материал поможет выявить отношение родителей к вопросам взаимодействия семьи и школы...