Методы изучения познавательных процессов первоклассников.
методическая разработка (1 класс)
Методы изучения познавательных процессов первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_dlya_diagnostiki_poznavatelnyh_protsessov.docx | 98.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы изучения познавательных процессов первоклассников.
1. Общий кругозор
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей?
- Как называется город (село), где ты живешь?
- Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Что остается на земле после дождя?
- Чем отличается день от ночи?
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
- Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.
Ориентировка в окружающем, запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т.п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
- Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность
Методика – беседа Нежновой Т.А.
вопросы беседы | варианты ответов | баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? | а) очень хочу б) так себе, не знаю в) не хочу | а) 2 б) 1 в) 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? | а) интерес к учению, занятиям: хочу стать умным, грамотным и т.п. б) интерес к внешней школьной атрибутике – форма, портфель и т.п. в) внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, мама сказала и т.п. | а) 2 б) 1 в) 0 |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься? | а) освоение некоторых навыков чтения. письма, счёта: с мамой писали, считали… б) приобретение формы, портфеля, книг… в) занятия, не относящиеся к школе | а) 2 б) 1 в) 0 |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? | а) уроки, школьные занятия б) внеучебные занятия и проч., не связ. с учением моменты: перемена, личность учителя, вид класса, школы в) уроки художественно-физкультурного цикла | а) 2 б) 1 в) 0 |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, как бы ты проводил день. чем занимался? | а) занятия учебного цикла: писать буквы, читать… б) дошкольные занятия: рисование, конструирование в) занятия, не имеющие отношения к школе: прогулка, игры… | а) 2 б) 1 в) 0 |
Обработка результатов:
Преобладание ответов «А»: ориентация на содержание учебной деятельности
Преобладание ответов «Б»: ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни
Преобладание ответов «В»: ориентация на внешкольные виды деятельности
Оценка :
10 - 9 баллов – школьно-учебная ориентация ребёнка, положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника сформирована достаточно.
8 – 5 баллов – интерес к внешним атрибутам школьной жизни, начало формирования позиции школьника.
4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе, внутренняя позиция школьника не сформирована.
3. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю."
Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:
A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) "кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.
Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.
4. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека.
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем ...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
3. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4. Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,
уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,
чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
1 или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О
баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Обработка результатов:
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
5. Тест на развитие зрительного анализа
Ребёнку последовательно предъявляют 4 фигуры, начерченные на листке в клеточку, предлагают на своём листке сделать также:
Результат: каждая фигура оценивается отдельно, максимальное количество баллов – 8, минимальное – 0
Фигура полностью соответствует – 2 балла, по форме соответствует, размеры или пропорции нарушены – 1 балл, не соответствует эталону – 0 баллов.
Оценка :
8-7 баллов – хорошо развито образно-схематическое мышление
6-3 балла - ребёнок не умеет выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру. Воспринимают фигуру целостно, схватывают и запоминают её целиком, не анализируют её свойства.
2 - 0 балов – зрительный анализатор развит слабо, к школе не готов.
6. Тест кратковременной памяти и умозаключений
Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.
Инструкция: «Ты любишь разные рассказы? Сейчас я расскажу тебе маленький рассказик, а ты послушай внимательно и постарайся его запомнить, чтобы потом повторить слово в слово. Согласен?».
Ход проведения:
1 этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ до тех пор, пока он не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем, сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
2 этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Обработка результатов:
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Определение умственной активности
Из наблюдения во время обследования ребенка делаются выводы об уровне развития его умственной активности.
Низкий уровень – если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы. При выполнении теста фонематического слуха его интересует не обнаружение ошибок экспериментатора, а возможность проявления внешней реакции (хлопок по столу).
Средний уровень – если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно мало, и те направлены не на сущность задания, а на второстепенные моменты.
Высокий уровень – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту. Охотно поддерживает разговор, сам задает вопросы, в выполнение задания включается без промедления, самостоятельно преодолевает возникающие трудности, пытается продолжить общение с экспериментатором и по окончании собеседования.
Таблица 3 Определение уровня развития способностей по всем 4-м тестам
| Низкий | Средний | Высокий |
Фонематический слух | 0 баллов | 1 балл | 2-3 балла |
Словарное развитие | 6 л: 6,5 б. | 6 л: 7-12б. | 6 л: 12,5 б. |
Развитие саморегуляции | 1 балл | 2-3 балла | 4-5 баллов |
Кратковременная память | 6 л: 8; 7 л: 7 | 6 л: 5-7; 7 л: 4-6 | 6 л: 1-4; 7 л: 1-3 |
Логическое мышление | 6 л: 10 | 6 лет: 5-9 | 6 лет: 1-4 |
7. Методика «4-ый лишний»
Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом исключения
Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой по общему признаку, а 4-ая лишняя.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? А как одним словом можно назвать оставшиеся три предмета? »
Оценка:
«0» - не найдено лишнее изображение;
«1» - изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет;
«2» - обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.
8. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):
1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.
Инструкция. "Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным."
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.
Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.
9. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)
Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.
- Лесенка
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье) [5].
Методика «Два домика» на исследование межличностных отношений.
Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в классе используют социометрический метод. Мы воспользовались одной из модификаций этого метода, которая называется «Два домика». Ребенку предлагается посмотреть на рисунок, на котором, нарисованы два практически одинаковых домика, один красный и чуть побольше - это домик ребенка и ему предлагается выбрать в него все, что он хочет (игрушки, предметы обихода, школьные принадлежности, еду и т. п.). Другой черный и чуть поменьше и в нем есть все то же самое, что и в его домике, но чуть-чуть поменьше. И дается задание «расселить» по этим домикам своих одноклассников. Для упрощения ребенку предлагается список (можно зачитывать, а ребенок будет говорить в какой домик он помещает того или иного одноклассника), важно учитывать комментарии ребенка по поводу «расселения». Эмоциональное состояние ребенка, характер отношений со сверстниками, симпатии и антипатии определяется количественным «расселением» детей в разные домики, характером высказываний и обоснованием своего выбора. Чем больше детей ребенок «поселил» в черный домик, тем хуже его взаимоотношения с одноклассниками и тем хуже он чувствует себя в школе, тем больше он не удовлетворен своим статусом. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время подсчитывается количество «отверженных» и «принятых» детей [11].
- Мотивация учения и адаптация ребенка к школе
Для оценки уровня школьной адаптации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.
При разработке анкеты, авторами было опрошено более 200 школьников шести-восьмилетнего возраста. Было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Вопросы анкеты
- Тебе нравится в школе или не очень?
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Для дифференциации детей по уровню школьной адаптации разработана система бальных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ («не знаю», «бывает по- разному» и т.п.) оценивается в 1 бал;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов. Оценки в 2 балла у авторов отсутствуют, так как по их словам, математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой адаптацией.
Учащиеся, набравшие 25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 – 24 балла характерны для средней нормы, 15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета, допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка....
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...
Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего
В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...
Метод проектов в процессе изучения окружающего мира в исследовательской деятельности младших школьников
Дипломная работа...
Метод проектов в процессе изучения окружающего мира в исследовательской деятельности младших школьников
Введение. 2Глава 1. Проектно–исследовательская деятельность в начальной школе. 21.1. Возможности и специфика организации проектной деятельности в начальных классах. 21.2. Возрастные особенн...
Развитие познавательный процессов у старших дошкольников(будущих первоклассников) Мастер -класс
Данный мастер-класс содержит материал, который можно использовать на " Дне открытых дверей" для будущих первоклассников. Он содержит развивающие задания, которые помогут до...
«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».
Актуальность внедрения современного метода Мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована тем, что в современной жизни дети испытывают перегрузку: гро...