Диагностические методы изучения личности учащихся.
методическая разработка по теме
Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metody.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностические методы
изучения личности учащихся»
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она выполняет следующие функции:
- Информационная – выявление относительного уровня развития, уровня состояния педагогического взаимодействия.
- Прогнозирующая – выявление потенциальных возможностей развития, определение прогноза организации взаимодействия с учеником.
- Оценочная – представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
- Развивающая функция – использование диагностики для демонстрации ученику возможностей и перспектив развития, создание условий для самореализации и саморазвития.
Основные методы педагогической диагностики: беседа, метод наблюдения, опрос, проективные методы, анкетирование, графические и рисуночные методы, сочинения и др.
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики:
Десять моих «Я».
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный
Я- красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Мои любимые вещи
Учащимся предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
- Любимый цвет –
- Любимое имя –
- Любимое дерево –
- Любимый цветок –
- Любимый урок – и т.д.
Самореклама
Учащиеся готовят себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования в саморекламе – искренность.
Сказки
Учащиеся с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих произведениях они могут раскрыть свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом пользуется методика написания сказок. Могут быть предложены следующие темы:
- Сказка о моем портфеле.
- Необычная история об обычном дневнике.
- Сказочные каникулы.
- Необычные приключения обычного школьника.
- Сказочная история о том, как…
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Дается задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что и у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда на сердце может быть легко, а когда тяжело и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Градусник
Перед диагностикой необходимо провести беседу о назначении градусника. Какой бывает высокая или пониженная температура тела человека. Педагог объясняет, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 39, 40, 41 градусов. Нормальная температура тела человека 36,6 градусов. У него нет тревоги, все хорошо, все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35 градусов. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения предлагается поиграть в игру. Педагог называет учебные предметы, а дети записывают ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.
Например: русский язык – 39 гр., математика – 36,6 гр.
Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.
Краски
Учащиеся получают набор красок и листы рисовальной бумаги. На листе кружки с надписями: звонок, книга, учитель, школа, класс, портфель, урок и т.д. задача детей – раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о его негативных эмоциях по отношению к ним.
Фотография
Эту методику уместно использовать в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок всего класса. Для этого каждый ученик получает лист с квадратиками по количеству учеников в классе. В этих квадратиках дети должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Учитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, с каким настроением выполняет задание.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: + нужно брать, - не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя или какой-то предмет, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из тем:
- Мое самое любимое занятие.
- Мой самый любимый предмет.
- Мой самый счастливый день в школе.
- Мой выходной день.
- Мои школьные трудности.
Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Содержание сочинение тоже может о многом рассказать: об интересах, эмоциях, чувствах, переживаниях. По результатам работы над сочинениями необходимо организовать работуя6 индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и др.
Что такое хорошо и что такое плохо
Это метод незаконченных предложений. Учащимся предлагается продолжить высказывания:
Хорошая школа – это…
Плохая школа – это…
Хороший ученик – это…
Плохой ученик – это…
Хороший учитель – это…
Плохой учитель – это…
Хороший урок – это…
Плохой урок – это…
Предложения можно предлагать различные, в зависимости от цели исследования.
Номинация
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
- Самый интересный предмет
- Самый полезный предмет
- Самый ненужный предмет
- Самый трудный предмет
- Самый легкий предмет
- Самый веселый предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
Подарки
Учащихся просят пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ребенку из класса к Новому году. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в классе. Важно, кого называют в первую очередь в своем списке, все ли ребята попали в список, какие чувства дети испытывают при распределении праздничных подарков.
Пьедестал
Учащимся раздаются листы бумаги с пьедесталами. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну из ступенек оставить для себя.
На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений.
Мультфильм о нашем классе
Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Дети работаю самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя, кадры склеиваются и дети озвучивают каждый свой кадр.
Эта методика интересна тем, что она позволяет получить много информации о классе:
- Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
- Какие имена чаще всего называются?
- Какая эмоциональная окраска мультфильма?
- какие проблемы поднимает мультфильм?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...
Диагностические методы изучения личности учащихся
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...
Диагностические методы изучения личности учащегося
В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению ...
Диагностические методы изучения личности учащегося
Классные часы...
Диагностические методы изучения личности учащегося
Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Дл...
Диагностические методы изучения личности учащихся
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка....
Комментарии
Диагностические методы изучения личности учащихся.
Очень рада, что мой материал
Спасибо!!!