"Сенсорная интеграция" - презентация педагога-психолога
презентация к уроку

Пастухова Светлана Сергеевна

Материал о сенсорной интеграции: понятие, виды, упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.pptx369.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

п Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов деятельности. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией. Введение

Слайд 3

Существует несколько понятий сенсорной интеграции это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать ; это обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание; сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрировать внимание; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения ; это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Слайд 4

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные , вестибулярные либо тактильные раздражители . Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве. Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.

Слайд 5

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка. Эти проблемы приводят к « нарушению сенсорной интеграции ». Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию , в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д. У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты ( гипосензитивность ) или наоборот – чрезмерно чувствительны ( гиперсинзитивность ).

Слайд 6

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей 1. Тактильная дисфункция : эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались; сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль; раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.; избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице; делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.

Слайд 7

2. Вестибулярная дисфункция : медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине; боятся упасть, даже если такой угрозы нет; пугаются , когда находятся вниз головой.

Слайд 8

3. Проприорецептивная дисфункция : умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг; шлепают ногами во время ходьбы; любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы; трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами; жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки; трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают ; трудно поднимаются и спускаются по ступенькам; плохо удерживают позу; не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

Слайд 9

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают снижение самооценки, фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей, чувство физической и психологической небезопасности, трудности в освоении знаний.

Слайд 10

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции необходимо постараться исключить возможность отвлекаться; чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания; если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю; постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.); твердые , гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или обогревательные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи; запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители. В помещении, где находятся дети (игровая комната), должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть .

Слайд 11

Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражнения Тактильная дисфункция . При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать : тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики , работа с материалами разной фактуры и плотности. При высокой сенсорной чувствительности: всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди помните , что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.) учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье ).

Слайд 12

Так же можно использовать крепкий массаж, прием « Сендвич » - ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими. Используются игры где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать. Ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Слайд 13

Вестибулярная дисфункция. При низкой сенсорной чувствительности: - поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия . При высокой сенсорной чувствительности. - разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения. Раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот / грудную клетку, так чтобы ноги касались земли. Прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту. Игры с большим мячом: положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой .

Слайд 14

Можно использовать традиционные игры с потешками , такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д. «Падания» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами. Хождения по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть». Игра перелезание через стулья, 2 стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу. Качание в гамаке, гамак должен быть подвешен петлей и обхватывать все тело ребенка.

Слайд 15

Проприоцептивная дисфункция . При низкой сенсорной чувствительности. размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще; обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу; прививайте правило «вытянутой руки» для других людей. При высокой сенсорной чувствительности: используйте все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение , рисование и раскрашивание. Обязательное изучение материалов различной фактуры. Так же можно использовать такие упражнения: поочередные движения правой и левой руки; синхронные движения обоих рук; учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения; учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

Слайд 16

В работе с детьми используются : любые пальчиковые игры; игра в мяч (ловить его); хлопки в ладоши; собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.

Слайд 17

Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. данному человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. К таким упражнениям относится адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”. Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.

Слайд 18

Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга» • Комплекс упражнений № 1 • Комплекс упражнений № 2 • Упражнение "Перекрестные шаги" • Упражнение "Сам себе качели" • Упражнение "Помпа" • Упражнение "Восьмерка" на удачу • Упражнение "Тянем-потянем" • Упражнение "Зарядись энергией" • Упражнение "Думающий колпак" • Упражнение " Энергетизатор " • Упражнения "Слон" и "Сова" • Упражнения "Ленивые восьмерки" и "Двойные рисунки" • Упражнения на движения, пересекающие среднюю линию тела • Упражнения, растягивающие мышцы тела • Упражнения, повышающие энергию тела www.razumniki.ru http://www.razumniki.ru/gimnastika_mozga.html

Слайд 19

Заключение Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В зависимости от поставленных задач можно использовать подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей. Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны», поедание хрустящих продуктов (яблоки, сухие хлопья, морковь, орехи и т.д.), лазание по лестнице, перетягивание каната и т.д. Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких предметов и игрушек. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

Слайд 20

Список литературы 1. Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса , 2004. – 400 с 2. Улла Кислинг . Сенсорная интеграция в диалоге.М ., Теревинф , 2011.

Слайд 21

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Игры с аутичными детьми в контексте сенсорной интеграции (презентация)

что такое сенсорная интеграция и какие бывают стереотипии....

Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

Доклад "Интеграция деятельности классного руководителя и педагога-психолога для эффективности воспитательной работы в школе

Произошедшая модернизация системы образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов привело к интеграции деятельности педагогов и специалистов. ...

Сенсорное развитие в работе педагога - психолога

Сенсорное развитие ребенка - это развитие  восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п...

Презентация педагога-психолога для родителей учащихся 4-х классов "Трудности при переходе в основную школу"

Данная презентация поможет просветить родителей в теме психологической помощи при переходе в основную школу....

Презентация педагога-психолога "Особенности учебной деятельности детей с ЗПР"

Данная презентация раскрывает специфику трудностей обучения младших школьников с ЗПР. Кратко привоятся рекомендации для родителей....


 

Комментарии

Пастухова Светлана Сергеевна

Материал для педагога-психолога. Применение упражнений на практике.