Конспект открытого занятия по развитию пространственных представлений у учащихся 3 класса коррекционной школы «Спасение принцессы»
план-конспект занятия (3 класс)

Степанова Елена Анатольевна

Занятие для детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталось) начальной школы по развитию пространчственных отношений и навыков взаимодействия друг с другом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию пространственных представлений у учащихся 3 класса коррекционной школы «Спасение принцессы»

Цель: Развитие пространственных представлений, развитие сотрудничества

Задачи:

-развивать умение понять и принять инструкцию, подаваемую на слух;

-развивать умение ориентироваться в пространстве;

-развивать зрительно-пространственную ориентировку на бумаге;

-развивать пространственные отношения между фигурами;

-развивать умение самостоятельно употреблять слова, обозначающие расположение в пространстве;

-формировать умение работать в паре;

-развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мыслительные процессы.

Ход занятия:

Вводная часть

Упражнение «Импульс»

Участники группы встают в круг и берут друг друга за руки. Ведущий сжимает руку соседа справа, тот передает импульс пожатия следующему игроку, и так идет по цепочке, пока импульс не вернется к водящему.  Потом эта операция повторяется с условием, что нужно сделать это, как можно быстрее. Последний этап игры - импульс подается в две стороны, и кто-то получает импульс сразу в две руки. Ведущий спрашивает этого участника игры о его ощущениях. 

Упражнение «Движение по 4-м направлениям» (позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивает межполушарное взаимодействие и повышает энергетизацию организма, включает структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение)

На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях - вправо -влево, вверх - вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 сек., упражнение выполняется со слегка прикушенным языком.

Основная часть

-Ребята, мне сейчас позвонил принц и сказал, что одну очень красивую принцессу схватил злой дракон и удерживает ее в своей темнице, до которой никто не знает дорогу. Нам нужно помочь принцу найти дорогу до принцессы. Дракон в кабинете спрятал задания, вам их нужно найти. За каждое выполненное задание он будет давать вам один фрагмент дороги или несколько, в зависимости от того, как вы его выполните.

-Кто первый желает найти задание? Выходите на середину ковра. Я буду помогать вам искать листочек с заданием, меня внимательно слушайте и выполняйте мои команды.

Один из учащихся выходит на ковер и выполняет команды психолога:

-два шага вперед

-три шага назад

-кругом

-четыре шага налево

-повернись направо

-один шаг вперед и т.д.

-Попробуй здесь найти листочек с заданием №1

Игра «Наоборот»

Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкцию, подаваемую на слух.

Инструкция: чтобы проверить, как вы внимательно меня слушаете, мы с вами

сейчас будем играть в игру «Наоборот». Я буду называть разные слова, при этом бросать мяч, а вы будете говорить их противоположные значения.

Психолог кидает детям мяч и называет слово, ребенок говорит слово с противоположным значением.

Право – лево      лето – зима        светло - темно       высоко-низко

Верх – низ          день - ночь        вперед – назад       далеко-близко

-Скажите, трудно вам было подбирать противоположные слова?

-А теперь садимся за столы.

-Молодцы, за это задание Дракончик дает вам один фрагмент дороги.

-Кто следующий хочет поискать задание?

И так по очереди дети ищут листочки с заданиями:

Упражнение «Лабиринты»

Цели: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4. 

Инструкция: сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.

Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.

Упражнение «Запомни фигуры»

Цель: развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, памяти.

Каждому ребенку дается карточка с изображенными на них геометрическими фигурами. Учащимся необходимо запомнить за 2 минуты взаимное расположение этих фигур и затем по памяти выложить у себя на столе эти фигуры так же, как они были расположены на рисунке.

Игра с Дарами Фребеля

Цель: развитие воображения, внимания, пространственной ориентации, умения слушать друг друга.

Инструкция: у каждого из вас по одинаковому набору различных фигур. Сейчас вы по очереди задумаете какой-то предмет или сюжет и будете строить его у себя на столе, рассказывая остальным ребятам. Они будут слушать инструкции водящего и выполнять то же самое у себя на парте. Затем проверим у кого получилось наиболее похоже с водящим.

Рисунок

Цель: научиться ориентироваться на листе бумаги, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д., развитие мышления.

Инструкция: на память о сегодняшнем занятии мы нарисуем сейчас рисунок. Я буду вам говорить, что где нужно нарисовать.

1. В самом центре листа нарисуй дерево, какое ты хочешь.
2. Справа от дерева нарисуй дом.

3. Слева от дерева нарисуй машину.
4. Перед деревом нарисуй гриб.

5. между деревом и домиком нарисуй цветочек.
6. В левом верхнем углу нарисуй солнышко.
7. Справа от солнышка нарисуй в ряд 5 облаков, так, чтобы четвертое облако было синим, последнее самым маленьким, а из 2-го шел дождик.

За каждое выполненное задание дети получают фрагменты дороги.

-А теперь, когда все фрагменты у вас, давайте соберем дорогу по схеме и поможем принцу освободить принцессу.

3. Заключительная часть.

Психолог спрашивает у учеников, что они нового узнали на занятии, какое упражнение (задание) понравилось им больше. Какое задание показалось вам более сложным?

Спасибо большое. на этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственного представления у учащихся младших классов

Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и п...

Консультация для родителей и педагогов «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей»

Консультация для родителей и педагогов  «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей» представлена в форме буклета....

Конспект группового занятия. Тема: развитие пространственно- временных представлений.

Конспект группового дефектологического занятия в 1 класее...

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития ...

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект открытого классного часа "Путешествие в страну Вежливости" 2 класс коррекционная школа

Конспект открытого классного часа "Путешествие в страну Вежливости" 2 класс коррекционная школа...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки для 1 класса

Занятие направлено на уточнение и закрепление навыков ориентирования в пространстве и на плоскости...