Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации в общеобразовательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_oznakomleniya_detey_s_gorodetskoy_rospisyu_na_zanyatiyakh_v_kruzhke.docx | 167.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика ознакомления детей с городецкой росписью на занятиях в кружке
Городецкая роспись, развивающаяся во второй половине 19 столетия в деревнях по реке Узоле, украшала не только прялочные донца. Мастера этого района изготавливали и расписывали короба – мочесники, детскую резную игрушку – коней, птиц, упряжки. В росписи использовали яркие локальные тона красного, зеленого, желтого, черного цвета. Для росписи характерны цветной фон и особые колористические и графически-живописные приемы письма. Традиционная роспись клеевыми красками восстановлена в последние годы.
Современный технологический процесс выполнения росписи распадается на несколько этапов:
1. Для того, чтобы расписать изделие из дерева, его нужно отшлифовать наждачной бумагой с мелким зерном в одном направлении (т.е. вдоль волокон).
2. Покрыть порозаполнителем (можно использовать желатин пищевой), который наносят полужесткой плоской кистью–флейцем. Сушат при t°18-23° (просушенную поверхность вновь шлифуют).
3. Прогрунтовать (клей ПВА). Грунт также наносят щетинным флейцем. Сушка – в течение 2 часов при t°18-23° (опять же шлифуют). После чего приступают к росписи.
4. После росписи специальными красками (темпера, акрил, возможна гуашь) изделие сушат, потом лакируют.
В городецкой росписи можно использовать темперные краски поливинилацетатные (ПВА): белила цинковые (титановые), кадмий желтый, кадмий оранжевый, охру светлую, охру красную, сиену натуральную, кобальт фиолетовый, окись хрома, капут–мортуум, кадмий красный, светлый (темный), ультрамарин, сажу газовую.
Краски при высыхании немного светлеют, но после лакирования они приобретают первоначальный цвет.
Для лакирования изделий с Городецкой росписью применяют масляные лаки и нитролаки.
Тампон для покрытия изделия лаком готовят из ваты и небольшого лоскута ткани ( кроме ворсистой). Движение по поверхности изделия должны быть вдоль основного направления волокон дерева. Сушка естественная в течение 2 часов.
В каждом народном промысле применяют свои материалы, инструменты и оборудование, что связано с местными традициями, видами выпускаемых изделий.
Рабочее место современного мастера, о котором нужно знать при оборудовании помещения школьного кружка, состоит из стола и стула. Стол на каркасе из металлических труб квадратного сечения имеет тумбу с выдвижным ящиком для хранения красок и инструмента. Крышка стола покрыта моющимся пластиком светлого тона. В рабочей зоне стола предусмотрена съемная доска для образования проема, необходимого при росписи крупногабаритных вещей – ларцов, шкатулок и т.п. В столе имеется полочка для временного хранения готовых изделий или полуфабриката. Для удобства работы под столом смонтирована подножка, наклон и уровень которой можно регулировать.
Стул представляет собой полумягкое сиденье и спинку, которым можно придать необходимые высоту и наклон.
Рабочее место должно иметь хорошее освещение: в дневное время – рассеянный свет с левой стороны, при недостатке естественной освещенности используют люминесцентные светильники.
Основной рабочий инструмент декоративной росписи – кисть. В зависимости от вида росписи используют круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти, начиная с самых мелких (№ 1-6) для исполнения различных усиков, приписок и заканчивая большими для крупных сочных мазков. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями.
Для нанесения простого орнамента служат «штампики», которые вырезают из различных материалов, хорошо удерживающих краску. Изображение круглых элементов росписи – ягодок, фруктов, других плодов – наносят «тычком» - спичкой с ватой.
В народных промыслах издавна применяются самодельные кисти из хвоста белки. Можно самому сделать тонкие кисти. Для этого прямые ости, расположенные сбоку и на конце хвоста, выстригают маленькими ножницами. Собранный в пучки волос тщательно обезжиривают, для чего промывают 4-5 раз в 2-процентном горячем растворе кальцинированной соды, затем выдерживают в течение 6 часов в 3-процентном нашатырном спирте и, наконец, прополоскав в теплой воде, сушат. Просушенный волос раскладывают на доске ровными рядами, сортируют по длине. Собрав пучок, закручивают его в небольшой листок бумаги. Получившуюся трубочку с волосом выстукивают торцом о край стола. Благодаря этому получается компактный округлый в сечении пучок, кончик которого приобретает постепенно утончающуюся форму. Пучок обвязывают ниткой в нижней трети. Основание можно покрыть масляным, шеллачным лаком или клеем. Когда лак застынет, кисть вставляют в подобранный по размеру, предварительно размоченный в воде черенок гусиного пера. У готовой кисти волоски не должны топорщиться в стороны, а кончик должен быть заостренным. Не следует подрезать выступающие волоски – это испортит кисть.
В росписи по дереву используют готовые краски, лаки и растворители, а также специально приготовленные грунты, шпатлевки, эмульсии.
Приёмы городецкой росписи
Для окраски больших поверхностей используют крупные мягкие кисти, для росписи – небольшие, с острым кончиком, который позволяет проводить мазки с ровными краями. Сплошную окраску плоскости производят за один прием.
Процесс Городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой и, наконец, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.
Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня или птицы, позволит самостоятельно писать их. Но прежде чем приступить к росписи сложных изображений, учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного Городецкого цветка – фантастической розы-купавки, бутонов (Приложение 1).
В Городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки, торцовая часть которых дает фактурную пунктирную спиральку или ровный кружок, сплошь заметный цветом.
Применение таких простых приемов и последующие поиски новых их разновидностей значительно обогатят роспись.
О росписи Городецкий мастер рассказывает: «Барыньку ставишь одну на половинки, а между барынями – место для кавалера. Кофта у барыни либо черная, либо красная, а юбки делаешь голубыми или розовыми. И красные тоже. У кавалера рубашка красная, брюки черные, других-то не напишешь брюк. Вот поставлены барыни и кавалеры, между ними остается пустое место, там орнамент делается – яблочко. Одно, побольше, и два маленьких поближе к шее. Если позволяет место, помещаешь еще яблочки, тут твердого закону нет. А если не найдешь места, так сверку яблоки не делаешь. Соединяешь линиями, стебельками зелеными и листья прибавляешь. Потом делаешь три прямых нижних корешка. По красным яблочкам даешь коричневую точечку и белилами серпик наводишь. Разживку белую городецкие мастера любили. Как начнешь яблочки белилами разживлять, так и барыне и кавалеру делаешь круглое лицо, линии, пуговицы, а кавалеру еще часы и цепочку…» [13, 46-47].
Выполнение цветочных мотивов
Обучение приемам росписи начинается с цветного кружка - «яблочка». Сначала отрабатывается сам прием нанесения кистью этих кружков, затем следуют листы, на которых кружок - «яблочко» - как бы получает объем от дужек - мазков, разбегающихся от центра. Вокруг кружков тычком расставляются точки. Новый прием росписи – кисть ритмично прикладывается от самого кончика до черенка, оставляя на бумаге отпечаток своего силуэта. Когда эти силуэты «обегут» кружок, возникает рисунок цветка. Здесь уже возможны варианты узоров цветка, составленных из кружка и отпечатанных лепестков. Можно уложить все лепестки внутри круга, оставив точку центра.
Если чуть выйти за границы круга, получится новый силуэт – «цветок-солнышко». Можно расположить «солнышко» лепестков за пределами круга, нарисовать внутри самого круга кружек поменьше, ввести в разделку уже знакомый прием «оживок» кистевыми «дужками».
Варианты оформления круга, знакомство с «оживками», введение в них дополнительного цвета – все это разработано для показа и объяснения школьниками (Приложение 1).
Выполнение орнаментальных мотивов
От азбуки цветочных форм орнамента школьники переходят к компоновке орнаментальных мотивов, вначале достаточно простых: веточка, окруженная листочками с одним цветком (затем с двумя, тремя и т.д. цветками); веточки, наклоненные друг к другу или образующие движение по кругу. Затем следуют более сложные задания: композиция в полосе, круге, композиция прямоугольного (квадратного) панно; роспись цветочными мотивами спинки стульчика, разделочной доски, полочки (Приложение 1).
Важно, чтобы сначала школьники на отдельных листах бумаги рисовали силуэтные изображения предметов, которые предстоит украсить росписью. Затем делали эскизы самой росписи. Эскизы служат как бы преддверием будущих композиций. В процессе работы в них вносятся соответствующие корректировки, и первоначальный эскиз чаще всего существенным образом отличается от конечного результата.
«Бабочка» над цветком на спинке стульчика, на разделочной доске. Этот неожиданный для Городецкой росписи образ может быть использован детьми как воспоминание о летнем отдыхе. Бабочка не рисуется по контуру, не переводится с заранее вырезанного картонного силуэта, а создается кистевым мазком.
Крылья бабочки – те же лепестки или круги цветов Городецкого «розана», усики – штрих тонкой разделки. Прикладывается к бумаге, к поверхности дощечки кисть боковой плоскостью – готово тельце бабочки. Крылья раскрашивают цветными пятнами, или силуэт крыла очерчивают линией, или совмещаются оба приема. Композиции росписи, в которые введены бабочки, поражают декоративностью.
Выполнение основных элементов
С не меньшим удовольствием школьники рисуют коней и птиц среди цветочного орнамента. Силуэт черного коня в основном на всех композициях одинаковый, но по-своему выразительный. К тому же помещается в неповторяющиеся схемы цветочного орнамента и воспринимается каждый раз по-новому. Однако сбруя седло коня могут быть щедро украшены орнаментом. Узоры его разнообразны.
Белая графика разделок деликатно очерчивает гриву, развевающиеся хвосты коней и узор уздечек. Узор может выполняться различными приемами: прикладыванием, примакиванием, тычком; с использованием разнообразных инструментов. Открытый черный цвет коней подчеркивает декоративность росписи. Но возможны и варианты в выборе цвета коня, в зависимости от колорита композиции (Приложение1).
Процесс выполнения росписи коня можно проследить на примере работы Городецкого мастера.
«Пододвинув к себе поближе чашечку с заранее намолотой сажей, мастер размешивал ее деревянной палочкой до сметанообразного состояния. Оправив кисть о край чашечки, мастер начинал быстрыми уверенными движениями малевать коней. Тут все выполнялось по привычному, хорошо отработанному порядку. Сначала проводил плавную округлую линию шей коня, затем очерчивал его живот, закрашивал круп и заднюю ногу, затем переднюю полусогнутую и так далее. Уже потом рисовал голову и уши и, наконец, хвост. Если какой-либо конь вышел при этом не по вкусу мастеру, он быстро изменял рисунок – шею покруче загнет, голову иначе наклонит, хвост сделает попышнее.
Затем он брал, например, красную или оранжевую краску и малевал поочередно заранее оставленное на конях место для седла. Потом кистью белильными мазками выполнялась «разживка» («оживка»), что способствовало оживлению рисунка. Разживки становятся красивым дополнением к черным силуэтам коней, еще более усиливая их декоративную звучность» [13, 50-51].
Если цветы в росписи живописны и узорны, то сами птицы воспринимаются, прежде всего, четкостью силуэтов. В большинстве композиций силуэты птиц черные, но могут встречаться и голубые, и малиновые.
Узорами расписывают птицам хвосты, превращая их то в изысканные веера, то в распустившиеся цветы. Белильные «оживки» крыльев, грудок, обводка хвостов птиц должны быть изящными и не разрушать цельности силуэтного пятна (Приложение1).
Композиционные и цветовые приёмы
(на примере разделочных досок)
Насыщенность цветом, их мажорная приподнятость характеризует большинство детских работ при всей ограниченности палитры красок, используемых в росписи. Рассмотрим несколько вариантов композиций на разделочных досках. Схемы композиций росписи являются традиционными.
Доска 1. Парное изображение голубых птиц на черном фоне. Над ними по обе стороны симметрично от большого красного цветка (розана) – веточки зеленых листьев с бутонами. Цветок и бутоны сочно обведены белильными «оживками».
Верхней гирлянде отвечает цветочный мотив в нижней части доски. Та же симметрия рисунка росписи – центральный крупный цветок, по бокам кружки – «яблочки» и листочки зелени. Как и в верхней части цветочной гирлянды, внизу – разделка белилами силуэта цветка. На черном фоне голубизна птиц выступают особенно контрастно и декоративно.
Доска 2. Схема росписи второй доски близка первой. Фон доски черный, та же пара птиц, только малиновых. Разделка белилами их так же аккуратна. Птицы узорны и в то же время, как и первая пара, хорошо читаются по силуэту.
В отличие от строгой симметрии букетов цветов в росписи предыдущей доски здесь цветы и листья более свободно размещены. Но в этом присутствует логика и убедительность решения композиции. Вихревой каскад цветов, листьев, бутонов цветов вокруг птиц делает более монументальными изображения самих птиц, и их статичность в центре композиции росписи становится оправданной.
Характерно, что композиции росписи на красных фонах строятся в большинстве своем на живописных крупных пятнах цветов, силуэтов коней и птиц, которые лишь слегка тронуты узором разделок. Способность видеть красоту многих оттенков красного цвета позволяет детям справляться со сложной живописной задачей нахождения контрастных и вместе с тем гармонирующих с красным оттенком других цветов.
Палитра на черном фоне более сложная и разнообразная. Здесь появляется возможность усилить контраст: рядом с желтым или голубым положить фиолетовый, розовый мазок; обвести белым силуэт листьев, цветка; составить узор крыльев у птицы из чередующихся мазков красного, синего, желтого, белого цветов. Но силуэт крыльев, составленных из таких мазочков, хорошо читается. Черный цвет фона позволяет раскладывать внутри силуэта птицы, цветка, листьев, любые оттенки цветов, чередуя их по ритму, размеру точек, полосок, дужек, волнистых или прямых линий. Графика разделок здесь более активна. Допустима и детальная проработка отдельных частей, но при условии, если найдены и скомпонованы основные цветовые массы.
Расписывая различные бытовые и декоративные предметы, нельзя забывать об особенностях искусства росписи. Прежде всего, нужно помнить о красоте самого материала – дерева. Как бы ярко ни была окрашена деревянная вещь, нужно чтобы и зритель, и человек, непосредственно пользующийся этой вещью, всегда чувствовал, что она сделана из дерева. Многое зависит от колорита росписи. Для народной декоративной живописи характерен теплый колорит. Даже в тех случаях, когда холодные тона занимают значительное место, ощущение «деревянности» материала не исчезает. Об этом говорят смягченность граней и округлость форм изделий.
2.2 Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Искусство городецкой росписи»
Введение
Художественное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Изучая декоративное народное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приёмов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Обучение многим техническим приёмам городецкой росписи вполне доступно для детей 1-4 классов, это открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. Именно для этой возрастной группы разработана серия занятий, рассчитанная на 1 учебный год с учётом одного часа в неделю.
Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития городецкой росписи, подарить радость творчества, научить работать. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с процессом изготовления красивых и полезных вещей особенно важна для общего художественного развития детей, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду.
В выборе тем творческих заданий, их чередовании присутствует определённая последовательность, принцип от «простого к более сложному», к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приёмов и навыков в работе над росписью. Занятия в кружке начинаются с освоения орнаментальных форм и цветочных мотивов городецкой росписи (используются таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы). Азбука росписи рисуется в альбомах. Экскурсия в музей обогатит ребят новыми зрительными впечатлениями и образами. Знакомство с произведениями народных мастеров вдохновит учеников на создание самостоятельных работ, разовьёт художественный вкус.
Программа способствует:
- развитию художественно-творческой активности;
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;
- овладению образным языком декоративно - прикладного искусства;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности;
- пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами;
- умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе учащихся, на основе взаимопонимания при выполнении коллективной работы.
Цель программы
Формирование высокого интеллекта и творческого мышления через мастерство и приобщение к культурным достижениям, традициям и ценностям русского народа.
Задачи программы
Обучающие: закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературного чтения, способствовать их систематизации; расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства городецкой росписи.
Развивающие: реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; развивать творческие способности; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
При разработке данной программы использовалась примерная программа по внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерные программы по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Программа разработана для занятий с детьми 7 – 8 лет и рассчитана поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности в течение 1 учебного года (1 класс).
Основной формой работы являются учебные занятия, которые проводятся 1 раз в неделю. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий), викторин. Практическая деятельность осуществляется через посещение музея, выставок декоративно – прикладного искусства, художественно-творческую деятельность.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Искусство городецкой росписи» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
- интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- оценивание жизненных ситуаций (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться объяснять свой выбор художественных материалов, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии и адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств городецкой росписи, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- стремиться к художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оценка планируемых результатов освоения программы:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Итоговое занятие проводится в форме презентации результата проектной деятельности в социуме.
Методы организации учебно – воспитательного процесса: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проектный.
Методические приёмы: рассказ, объяснение, демонстрация презентаций.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Инструкции по технике безопасности.
- Презентации по темам курса.
- Оборудование для практических занятий.
- Аудио и видео материалы.
- Технические средства.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Общее кол-во часов | Теор. занятия | Практ. занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
Орнамент, композиция и цвет в росписи | ||||
2. | Краткие сведения по цветоведению | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Краткие сведения о композиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Ознакомление с орнаментами, используемыми в росписи | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Анализ орнаментальных композиций | 1 | - | 1 |
Работа над росписью по городецким мотивам | ||||
6. | Изучение техники росписи мастеров Городца | 3 | 0,5 | 2,5 |
7. | Цветовое решение городецких росписей | 1 | 0,5 | 0,5 |
I четверть. Итого: | 9 | 3,5 | 5,5 | |
8. | Составление композиций | 2 | 0,5 | 1,5 |
9. | Подготовка деревянной основы к росписи | 1 | - | 1 |
10. | Исполнение росписи изделия | 3 | 0,5 | 2,5 |
II четверть. Итого: | 6 | 1 | 5 | |
Работа над росписью малых форм | ||||
11. | Экскурсия в музей народного творчества. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Игрушки и игры в Древней Руси. Панно коллективное «Игрушки». | 2 | 1 | 1 |
13. | Составление композиции и работа над эскизом игрушки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14. | Подготовка деревянной основы к росписи. | 1 | - | 1 |
15. |
Роспись изделия народной игрушки в стиле городецкой росписи. | 3 | 0,5 | 2,5 |
16. | Подготовка к празднику: « Город мастеров » | 2 | 0,5 | 1,5 |
17. | Проведение мероприятия | 1 | - | 1 |
III четверть Итого: | 11 | 3 | 8 | |
Творческая коллективная работа на тему: «Все мы родом из детства» (Проектная деятельность) | ||||
18. | Экскурсия в детский сад | 1 | 1 | - |
19. | Разработка эскизов росписи деталей детской мебели | 1 | - | 1 |
20. | Работа над композицией | 1 | 0,5 | 0,5 |
21. | Исполнение росписи | 3 | - | 3 |
22. | Подготовка презентации изделий | 1 | - | 1 |
23. | Проведение презентации в детском саду. | 1 | 1 | - |
IV четверть Итого: | 8 | 2,5 | 5,5 | |
Всего: | 34 | 10 | 24 |
Примерное содержание программы
Тема 1: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. БЕСЕДА. 1 час.
Цели: ознакомить учащихся с содержанием работы в кружке; продолжать знакомить детей с народными ремеслами России, с произведениями и историей развития Городецкой росписи; развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.
Задачи: развивать усидчивость, внимание; показ презентации «Городецкая роспись»; дать сведения о материалах и инструментах, об организации рабочего места.
Задание: выполнение необходимых записей в альбоме.
Оборудование: для кружковцев: альбом, карандаш; для руководителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции, изделия, таблицы, презентация «Городецкая роспись»
Ход занятия
- Организационный момент. Знакомство учащихся с содержанием работы в кружке. 10 мин.
- Теоретическая часть. Рассказ педагога с демонстрацией городецкой росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 20-25 мин.
- Беседа с детьми, ответы детей на вопросы преподавателя. 5-7 мин.
- Заключительная часть. Организационные вопросы. 5 мин.
Тема 2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ. 1 час.
Цели: развивать познавательную активность детей; развивать чувство цветовой гармонии; воспитывать аккуратность.
Задачи: познакомить детей с цветоведением; закрепить знания детей о холодных и тёплых цветах; дать знания детям об основных и дополнительных цветах; продолжать развивать цветовосприятие.
Материалы: для руководителя: иллюстрации, таблицы (цветовой круг); для кружковцев: краски (гуашь), кисти, альбом.
Занятие начинается с изучением физических свойств цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность). Дается понятие об основных и дополнительных цветах, родственных. Рассказывается о физическом, эмоциональном, психологическом и символическом значении цвета. Рассказ подтверждается примерами из окружающей жизни.
Задание: Основные цвета – выкраска основных цветов. Прямоугольники, нарисованные на бумаге под выкраской с основными цветами, закрашиваются родственными цветами. Рядом с фигурами, заполненными основными цветами, помещаются прямоугольники, закрашенные дополнительными цветами.
Тема 3. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ. 1 час.
Цели: продолжать знакомить детей с народными традициями росписи, назначением росписи в быту, эстетикой быта предков; воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Задачи: познакомить с основными законами композиции в росписи, дать понятие о композиционном центре, симметрии, ритме, масштабности; развивать стилевое единство в работах; воспитывать трудолюбие.
Материалы: для руководителя: диафильм, схемы, таблицы, иллюстрации; для кружковцев: альбом, карандаш, краски (гуашь).
В начале занятия обращается внимание на значение композиции в работе над росписью. Дается определение композиции. Рассказ ведется на примере композиционных решений городецких резных и расписных донец, их стилевого единства. Единство состоит в свободной кистевой манере письма. Дается понятие о ритме в композиции.
Задание:
1. Зарисовки основных композиционных схем, построенных в круге, прямоугольнике, квадрате, полосе, с различным расположением главного центра.
2. Построение орнамента по заданному элементу с использованием принципа симметрии.
Тема 4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРНАМЕНТАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В РОСПИСИ. 1 час.
Цели: освоение детьми законов изобразительного искусства: симметрии и асимметрии в искусстве; ритма и движения в искусстве; выбора формата и грамотной передачи основных пропорций в рисунке;
Задачи: продолжать познакомить с городецким орнаментом; научить основным принципам построения композиции; развивать умение анализировать; воспитывать аккуратность.
Материалы: для руководителя: изделия с городецкой росписью, репродукции по теме, таблицы; для кружковцев: альбом, карандаш, краски (гуашь), кисти.
Рассказ об орнаменте, о его значении в народном творчестве. Орнамент – важное средство художественной выразительности. Объяснение различий орнамента и узора. Показ основных принципов построения орнамента из его элементов. Обращается внимание на стилизацию, отличительные особенности городецкого орнамента.
Задание: Зарисовка орнаментов, используя наглядные пособия. Зарисовка орнаментов, используя изделия, репродукции с произведений мастеров.
Тема 5. АНАЛИЗ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ. 1 час.
Цели: развивать творческое мышление, развивать художественную активность, воспитывать чувство коллективизма.
Задачи: закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях; учить детей составлять узор в полосе, используя схемы и таблицы элементов городецкой росписи.
Материалы: для руководителя: набор орнаментальных элементов Городца, схемы, таблицы; для кружковцев: кисти, краски (гуашь), альбом с зарисовками.
Дети вспоминают историю орнамента, основные принципы композиции. Повторяются колористические приемы, анализируются цветовые сочетания.
Задание: Коллективная работа. Ребятам предлагается составить узор в полосе, используя различные элементы, предложенные руководителем. Необходимо выбрать наиболее удачные мотивы.
Тема 6. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ РОСПИСИ МАСТЕРОВ ГОРОДЦА. 3 часа.
Цели: продолжать формировать интерес к русскому народному изобразительному творчеству.
Задачи: научить кистевым приемам письма; продолжать знакомить детей с элементами росписи; развивать навыки и умения детей в кистевой манере росписи; воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Материалы: для руководителя: изделия Городецких мастеров; иллюстрации работ городецких мастеров; таблицы с элементами городецкого орнамента; кисти, краски, бумага; для кружковцев: краски (гуашь); круглые кисти, палитра, тряпочка, альбом.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Беседа. Городец – центр народного художественного промысла (история его развития, народные умельцы, их работы). Рассказ сопровождается показом слайдов, фотоматериалов, таблиц, открыток.
3. Педрисунок. Показываются основные приемы росписи: выполнение цветочных мотивов, орнаментальных, фигуры людей. Все лица писались однотипно:
- нанесение белого кружка;
- рисовка быстрыми движениями кисти тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы.
В начале зарождения промысла роспись велась яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться в начале XX века.
На этом занятии дети детально изучают принцип построения орнамента, овладевают грамотой Городецкого письма.
4. Задание. В альбоме кружковцы наносят основные цветовые приемы (подмалевок), отрабатывая круговые движения кистью.
После выполнения подмалевка приступают к детальной проработке орнаментальной композиции. Перед началом выполнения работы руководитель акцентирует внимание на сложных моментах, приучает к аккуратному исполнению образца.
Исполнение элементов методом «прикладывания»:
- кончик кисти слегка прикасается к бумаге;
- затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывается и так же резко отрывают.
Отработав этот прием, можно по-разному применять его.
Завершающим важным этапом в работе над созданием Городецкой композиции является оживка. Оживка служит для создания выразительности элементов росписи. Оживкой в этой работе являются тачки разной величины, дужки.
5. Анализ. На заключительном этапе проводится анализ выполненных образцов. Каждая работа кружковца рассматривается, прежде всего, с позиций достоверной передачи характерных особенностей типовых Городецких композиций. Также учитывается аккуратность исполнения. На обнаруженные недостатки следует указать.
6. Домашнее задание. Отработать написание изученного материала. Принести к следующему занятию два листа бумаги, затонированные охрой, краски (гуашь), кисти, зарисовки.
7. Литература. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие. – М.: Просвещение, 1987.
Тема 7. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ГОРОДЕЦКИХ РОСПИСЕЙ. 1 час.
Цели: продолжать знакомить с цветом в росписи; развивать технические навыки письма; воспитывать трудолюбие.
Задачи: научить детей выполнять элементы росписи: розан и купавка;
побуждать детей использовать полученные знания по колористике.
Материалы: для руководителя: таблицы с элементами росписи, динамические таблицы; для кружковцев: альбом (с тонированным листом), краски гуашь, кисти.
Цвет в росписи Городца. Фон и его значение в Городецких росписях. В своих работах народные мастера использовали яркие, звучные, локальные тона оранжевого, красного, синего цвета. Листья в Городецких росписях по тональности обычно темнее цветов.
Задание: Прорисовка в цвете элементов Городецкой росписи – розана и купавки. На светлом фоне намечается рисунок, после этого приступают к наложению многоцветных мазков с последующей оживкой.
Тема 8. СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ. 2 часа.
Цели: продолжать расширять представления детей о жизни, укладе, быте нашего народа в прошлом; рассказать о мастерах, которые отражали в росписях культуру своего времени; развивать творческую активность детей.
Задачи: закреплять знания и умения по композиционному построению; составить эскиз для будущего изделия.
Материалы: для руководителя: таблицы композиционных решений; иллюстрации, фотоматериал, ватман, кисти, краски;
для кружковцев: альбом с зарисовками; тонированная бумага, кисти, краски.
Освоение многоярусных композиций, выбор композиционного решения будущего изделия. Цветовое решение эскиза. Изучение компоновки орнамента в изделиях мастеров, объяснение правил гармонического заполнения поверхности.
Задание:
1. Разработка эскизов в цвете будущего изделия.
2. Рисунок эскиза в натуральную величину изделия.
Тема 9. ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЫ К РОСПИСИ. 1 час.
Цели: прививать интерес к трудовой деятельности; развивать технические навыки; воспитывать трудолюбие.
Задачи: формировать знания и умения по первичной обработке древесины;
выполнить рисунок на поверхности заготовки;
Материалы: для руководителя: наждачная бумага, копировальная бумага, таблицы; для кружковцев: альбом с зарисовками, эскизы, копировальная бумага, наждачная бумага, кисти, краски (темпера), клей ПВА, деревянная заготовка.
Даются сведения о первичной обработке заготовки, повторяются законы графической грамоты.
Задание: Обработка изделий наждачной бумагой (разделочная доска, панно). Покрытие поверхности грунтом. Закрашивание фона. Перевод рисунка на заготовку.
Тема 10. ИСПОЛНЕНИЕ РОСПИСИ ИЗДЕЛИЯ. 3 часа.
Цели: закрепить знания по технике городецкой росписи; развивать фантазию, воображение; воспитывать чувство прекрасного.
Задачи: учить детей по формату заготовки грамотно передавать основные пропорции в рисунке; выполнить роспись на доске/панно.
Материалы: для руководителя: изделия с городецкой росписью, фотоматериалы, иллюстрации; для кружковцев: эскизы, широкая кисть, деревянные заготовки, палитра, краски (темпера).
Ведется работа над изготовлением росписи изделия. Анализ работы. Смысловое решение композиций. Гармоничное сочетание цветов.
Задание:
1. Нанесение краски на намеченные части рисунка.
2. Получение объемных форм за счет нанесения «оттеневки».
3. Выполнение оживки.
4. Просмотр выполненных работ.
5. Покрытие изделий лаком.
Тема 12. ИГРУШКИ И ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. МОЯ ИГРУШКА. 2 часа.
Цели: расширить знания детей об истории народной игрушки; приобщить детей к культурным традициям своего народа, дать понятие того, что и он сам их участник; расширять представления детей о многообразии народных промыслов и их значимости в жизни народа; воспитывать положительное мировосприятие, создание комфортной среды для развития творческой личности ребёнка.
Задачи: продемонстрировать народные игрушки, вызвать к ним интерес;
вызвать желание самим придумать игрушку и украсить её городецкими узорами; составить коллективное панно «Игрушки», развивать ответственность за качество своей работы как части коллективной, учить оценивать работу товарищей.
Материалы: для руководителя: предметы народного творчества (игрушки), фотоматериалы, презентация, 2 листа ватмана, краски, кисть, ножницы, клей;
для кружковцев: альбом, карандаш, кисти, гуашь, ножницы.
1.По возможности продемонстрировать народные игрушки из разных материалов и объяснить функции игрушек в Древней Руси и в наше время, а также, какой была кукла в старину, почему у нее не было лица. Соломенная игрушка как самая простая в изготовлении. Богородская игрушка и ее особенности. Городецкая игрушка: конь-качалка, погремушка. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи. Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов.
2.Рекомендуется провести пластическую игру «Я — игрушка» (перевоплощение детей в различные игрушки).
3.Русская народная игра «Бояре» удачно завершит занятие, дав возможность детям успешно совмещать труд и отдых.
Задание: Создание коллективного панно «Игрушки»: дети создают красочное изображение любой старинной игрушки, затем вырезают его и наклеивают на общий картон. Каждый ребенок создает свой рассказ-обоснование, как играть с изображенной им игрушкой.
Тема 13. СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ И РАБОТА С ЭСКИЗОМ. 1 час.
Цели: закрепление знаний и умений составления композиции; развивать творчество, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.
Задачи: выполнить эскиз росписи игрушки на фигурном листе.
Материалы: для руководителя: фотоматериалы, бумага, краски, кисти; ля кружковцев: альбом с зарисовками, бумага, краски, кисти.
Беседа о художественной выразительности орнамента на изделии, о подчинении орнамента форме. Предлагаются варианты эскизных решений: при использовании одной комбинации могут получиться разнообразные решения эскизов.
Задание: Используя знания по основам композиции и собранный материал по теме, создать эскиз в натуральную величину будущей игрушки.
Тема 14. ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЫ К РОСПИСИ. 1 час.
Цели: закрепление знаний по обработке древесины; развивать технические навыки; воспитывать трудолюбие.
Задачи: напомнить детям правила техники безопасности; подготовить заготовку к росписи.
Материалы: для руководителя: схемы, таблицы; для кружковцев: деревянная заготовка игрушки, наждачная бумага, клей ПВА, широкая кисть (флейц).
Повторяются методы обработки древесины, правила техники безопасности.
Задание: Обработка деревянной заготовки: шлифовка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА, повторная шлифовка.
Тема 15. РОСПИСЬ ИЗДЕЛИЯ. 3 часа.
Цели: выполнить роспись игрушки; развивать технические навыки в росписи изделия малой формы; воспитывать любовь к народной игрушке.
Материалы: для руководителя: фильм о Городце и его мастерах; для кружковцев: эскизы в натуральную величину, обработанная заготовка, краски (темпера), кисти, копировальная бумага.
Просмотр фильма о Городце. Обсуждение.
Задание: Выполнить роспись игрушки:
- Перевести рисунок на заготовку;
2. Выполнить подмалевок;
3. Сделать оттеневку;
4. Завершить работу оживкой.
Тема 16. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА. 1 час.
Цели: исправление ошибок, лакировка изделия; развивать технические навыки в работе с материалом; воспитывать трудолюбие.
Материалы: для руководителя: лак для покрытия деревянной поверхности, перчатки, респираторы; для кружковцев: игрушка с росписью, тампон для покрытия лаком, перчатки, халат.
Просмотр игрушек с выполненной росписью. Обсуждение работ, исправление ошибок. Повторение правил техники безопасности при работе с лаком.
Задание: Исправить ошибки в росписи, провести окончательную отделку. Покрыть изделие лаком.
Рекомедация: пользоваться акриловыми лаками, т.к. они совершенно бесцветные и не имеют запаха.
Тема 16. ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ: «ГОРОД МАСТЕРОВ». 2 часа.
Цели: подготовка к празднику; подбор материала по теме; развивать фантазию, воображение; развивать художественную творческую активность; воспитывать аккуратность.
Задачи: распределить роли для всех кружковцев в учетом возрастных возможностей; систематизировать изученный материал; вызвать желание у детей продемонстрировать свои умении перед будущими гостями праздника.
Материалы: для руководителя: книги, журналы, материалы по истории росписи Городца, музыкальные записи (русский фольклор); для кружковцев: альбом с зарисовками, бумага, краски, кисти.
Разрабатывается сценарий праздника. Подбирается материал, выполняются эскизы наглядного материала. Распределяются задания.
Задание: Нарисовать наглядные пособия, подготовиться к празднику.
Тема 17. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. 1 час.
Цели: провести мероприятие; развивать творческую активность; воспитывать трудолюбие, коллективизм.
Материалы: для руководителя: сценарий праздника, изделия Городецкой росписи; сувениры; для кружковцев: стихи, пословицы, рисунки, плакат.
Праздник проводится в виде путешествия по истории Городецкой росписи. Каждая станция имеет свое название. Ведущим является руководитель, кружковцы помогают ему (читают стихи, пословицы). Среди зрителей родители, учителя, школьники. Одновременно с ходом праздника кружковцами ведется роспись плаката по городецким мотивам. В конце мероприятия работа вывешивается на доску.
ТВОРЧЕСКАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
«ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
(Проектная деятельность)
Тема 18. ЭКСКУРСИЯ В ДЕТСКИЙ САД. 1 час.
Цели: создание общей развивающей среды; продолжать расширять кругозор , стимулировать познавательную деятельность детей; воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, способствовать социализации детей; учить использовать свои знания и умения в повседневной жизни.
Задачи: посетить соседний детский сад, оценить эстетичность оформления интерьера групп, детских уголков; создать положительный эмоциональный настрой при общении с малышами; вызвать желание у кружковцев создать нарядный интерьер для малышей в стиле городецкой росписи.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Знакомство с маршрутом. Знакомство с режимом пребывания детей в детском саду.
2. Постановка задач: отметить, как оформлены помещения в детском саду, есть ли нарядная роспись, узоры на предметах мебели, игрушках; на каких предметах мебели вы бы выполнили роспись ( например, в игровых уголках: «уголок ряженья», «кухня», «парикмахерская», «театральный уголок» и т.д.)
3. Посещение детского сада. Общение с малышами.
4. Возвращение. Обсуждение полученных впечатлений. Распределение заданий по желанию кружковцев: например, роспись стульчика, детского стола, рамы для зеркала, разделочных досок для «кухни» и т.д.
Задание: дома продумать композицию узора на выбранном предмете.
Тема 19. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗОВ РОСПИСИ ДЕТАЛЕЙ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ. 1 час.
Цели: развивать пространственное воображение, учить выполнять эскизы росписи элементов мебели в одном стиле, воспитывать усидчивость и трудолюбие, заботливое отношение к малышам, уважение к труду народных мастеров.
Задачи: рассмотреть домашние эскизы; учесть навыки детей для определения объема работ каждого ребёнка; рассмотреть варианты росписи мебели мастерами Городца, отметить аккуратность и тщательность их работы; нацелить ребят на конечный результат – выполнение росписи для малышей.
Материалы: для руководителя: схемы, таблицы, материалы для наглядного показа примеров росписи на мебели, материалы для росписи; для кружковцев: композиция в карандаше, бумага, карандаш.
Ведётся индивидуальная работа с эскизами.
Задание: выполнить окончательный эскиз росписи предмета, его отдельных частей.
Тема 20. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ. 1 час.
Цели: закрепить знания о композиции в росписи; закрепить знания по цветоведению; воспитывать творческое отношение к своей работе; воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Задачи: продолжать работу над композицией в цвете; побуждать детей вносить собственные фантазийные элементы в роспись (бабочки, стилизованные образы сказочных героев или животных).
Материалы: для руководителя: бумага, иллюстрации с сюжетными композициями, карандаш, краски; для кружковцев: эскиз в карандаше, краски, кисти.
Задание: выполнить роспись в цвете на бумаге.
Тема 21. ИСПОЛНЕНИЕ РОСПИСИ. 3 часа.
Цели: закрепить художественные навыки и умения детей; учить оценивать собственную работу и работу своих товарищей; воспитывать понимание сопричастности к культуре и традициям своего народа, к людям труда как важнейшее условие социализации детей.
Задачи: учить использовать полученные умения и навыки на пользу людям; воспитывать стремление выполнить свою работу как можно лучше; учить доводить начатое дело до конца.
Материалы: для руководителя: схемы, таблицы, бумага, краски; для кружковцев: деревянные предметы для росписи, шкурка, кисти, тычок, губка, краски, собственные эскизы, рабочий халат.
Ведется индивидуальная работа над росписью деревянных предметов. Работа выполняется в едином цветовом колорите. В росписи используются различные варианты элементов и мотивов (орнаментальных, цветочных, растительных, используются фантазийные сказочные образы). Анализ работ.
Задание: выполнить роспись с использованием различных приёмов и материалов ( примакивание, прикладывание, и т.д.)
Тема 22. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗДЕЛИЙ. 1 час.
Цель: развивать творческую активность у детей; воспитывать чувство коллективизма; окончательно оформить работы.
Задачи: покрыть изделие лаком; подобрать сопроводительный материал для презентации (стихи, пословицы)
Материалы: для руководителя: литературный и музыкальный ряд, лак; для кружковцев: рабочий халат, перчатки, кисти.
Задание: окончательно оформить работы, покрыть лаком. Дать ребятам возможность продумать как они представят малышам свою работу ( с использованием загадки, стихотворения, сюрпризного момента, сказочной сценки).
Тема 23. ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ В ДЕТСКОМ САДУ. 1 час.
Цель: использование развивающих игровых моментов в творчестве; формирование опыта общения и творческого взаимодействия в детском коллективе; раскрытие потенциальных творческих возможностей и способностей ребенка в области художественно-творческой деятельности; создать единое образовательное пространство: детский сад – школа; формировать преемственность знаний, умений и навыков.
Задачи: провести праздник с участием кружковцев и детей подготовительной группы; воспитание уважения к труду; приобщение детей к традициям народа.
Материалы: народные костюмы, расписанные предметы городецкой росписью.
Зал украшен в стиле Ярмарки, на стенах аппликации из городецких букетов, выставочные стенды. Участвуют дети подготовительной группы, воспитатели, руководитель кружка и кружковцы.
Оценка достижения планируемых результатов программы
Одним из основных способов и приёмов контроля за содержанием и качеством занятий в кружке является анкетирование кружковцев по различным темам и разделам учебной программы (Приложение 4). Важно, чтобы все вопросы охватывали весь спектр учебных и воспитательных задач, предусмотренных данной программой, учитывали возрастные возможности школьников. Предложенные анкеты с вопросами и заданиями представляют собой тестовые задания, которые должны решить конкретные задачи. Поэтому в ряде анкет содержатся и практические задания.
Цели и задачи анкетирования учащихся:
1. Выявить степень усвоения теоретического материала (история росписи, приёмы композиции, цветоведение).
2. Определить уровень эстетического развития учащихся 1 класса (творческое воображение, пространственное представление, эстетический вкус).
3. Определить уровень развития художественных способностей и творческих интересов учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»...
Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников
Аннотация. В статье обосновывается эффективность музейных занятий, ис-пользуемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью ре-ализации общекультурного направления развития личности...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления студия «Волшебная кисточка»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления студии"Волшебная кистоточка". Составитель рабочей программы учитель начальных классов Кошеленко Елена Валентино...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности "Младший хор начальной школы (третий год обучения)"
В работе с хором ставится важнейшая задача, это выявление одаренной личности, развитие её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка. Важно через хоровую деятельнос...
«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»
acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо, они одиноки, замкнуты, б...