Особенности организации урока рисования в начальной школе для умственно отсталых обучающихся
статья по изобразительному искусству (изо)
Особенности организации урока рисования в начальной школе для умственно отсталых обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_uroka_izo_v_nachalnoy_shkole.docx | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации урока рисованияв начальной школе для умственно отсталых обучающихся
Так, в работе «Воображение и творчество в детском возрасте», впервые опубликованной в 1930 г., Л. С. Выготский ва основании фактов, собранных исследователями детского рисунка — Л. Бюлером, Г. Кершенштейнером, Д. Селли, А. В. Бакушинским и другими — выделяет четыре ступени в развитии рисования у детей.
Первая ступень — стадия примитивных, неполных и схематических изображений, когда дети рисуют по памяти. Они часто воспроизводят то, что знают относительно объекта, а не только видимое в данный момент. Поэтому возникают «рентгеновские» рисунки, изменения положения объекта и другие особенности, свойственные этой стадии.
Вторая ступень — переходная от схематических изображений к более правдоподобным. Лучше отражаются пропорции, передаются важнейшие детали.
Третья ступень, хотя и характеризуется в основном контурными рисунками, является ступенью правдоподобного изображения. Считается, что подавляющее большинство людей остается на этой стадии. Дети достигают ее в 10—11 лет.
Четвертая ступень связана с более пластическим изображением, когда используется светотень, перспектива и передается движение.
Разрабатывая тематику уроков, мы стремимся прежде всего учитывать особенности изобразительной деятельности обучающихся с УО.
При планировании учебного материала мы исходим из четырех основных видов занятий, предусмотренных программой по рисованию (рисование с натуры, декоративное, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве). При всех видах работы ученик привязан к объекту изображения. От него требуется знание этого объекта и умение передать его на плоскость. Основным критерием качества рисунка, является его сходство с реальным объектом. При выполнении узоров такой критерий необязателен.
Декоративное рисование не требует абсолютного знания объекта, поэтому возможности детей значительно расширяются.
Прежде чем перейти к рисованию с натуры, целесообразно сформировать некоторые технические навыки на уроках декоративного рисования.Так как при выполнении узоров с образца обучающимся значительно легче, чем в реальном предмете, понять направление линий, окраску элементов и их чередование.
К рисованию с натуры следует приступать когда дети научатся работать карандашом, ластиком, определять основную форму и цвет предмета.
Урокам тематического рисования отводится сравнительно небольшое место. Это самый трудный вид занятий. Т.к в декоративном и рисовании с натуры есть всегда объект перед глазами, который дает им возможность проконтролировать свою работу, то в рисовании на тему рисунки бедны по содержанию. Обучающихся в этом виде дейстельности беспомощны.
Важны в уроках рисования подготовительные занятия. Их цель научить слушать, выполнять задания учителя, правильно держать карандаш и альбом, пользоваться ластиком, различать цвета( красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, оранжевый, черный, белый) и знать их названия, проводить толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальный, горизонтальные, наклонные), раскрашивать простой рисунок не выходя за пределы контура. Эти занятия предназначены для первоклассников. Эти занятия должны включать в себя различные виды упражнений для коррекции двигательной сферы и пространственной ориентировки.
1-2 класс рисование чаще всего по трафаретам, по опорным точкам в тетрадях, соединение прямыми линиями точек, различные геометрические фигуры и несложные рисунки.
В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
I п е р и о д
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками; отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II п е р и о д
совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;
III п е р и о д
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....
Особенности организации исследовательской работы в начальной школе в рамках курса «Я - исследователь»
Отчет о проделанной работе....
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого.К описан...
Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»
В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...
Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...