Нейропсихологическое коррекционное занятие
рабочая программа
Школьная неуспеваемость в началных классах часто обусловлена недостаточной сформированнойтью первого-энергетического блока головного мозга, в следствии чего у ребенка проявляется повышенная утомляемость и истощаемость всех психических процессов. Нейропсихологические игры и упражнения, которые в большинстве своем очень просты в применении , при регулярном их проведении способны исправить эти нарушения и повысить энергетический потенциал мозга ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическое коррекционное занятие
Возраст: 7 лет
Повышенная утомляемость, истощаемость, снижение памяти, неустойчивость внимания, нарушение мыслительной деятельности, неуклюжесть.
Форма занятия: индивидуальная (так как имеются нарушения внимания, повышенная утомляемость, истощаемость, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние раздражители (других детей, их действия), не уставал от группы).
Тема: «Заблудившийся зайка». «Зайка шел к нам в гости и заблудился. Если мы с тобой выполним все задания, то поможем ему найтись».
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Задачи: обучение правильному дыханию; развитие памяти, внимания, мышления; повышение работоспособности; раскрытие потенциальных возможностей; развитие общей и мелкой моторики.
Этапы занятия:
1. Организационная часть.
2. Работа по теме занятия.
3. Динамическая пауза.
4. Продолжение работы по теме занятия.
5. Итог занятия.
Оборудование: гимнастический коврик; гимнастический мяч (фитбол); игрушки-животные; демонстрационный материал с изображением овощей и фруктов; сюжетные картинки; детские музыкальные инструменты.
Занятие №1.
- Приветствие/знакомство.
Игра «расскажи мне о себе» (ребенок рассказывает о себе, психолог рассказывает о себе: кто он, чем они будут заниматься).
- Дыхательные упражнения.
Упражнение № 1 Вдох-пауза-выдох-пауза. При выполнении дыхательных упражнений очень эффективно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Упражнение № 2 Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
- Глазодвигательные упражнения.
Упражнение № 1 – Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.) – глаза в исходное положение – пассивный выдох – пауза. – Глаза влево – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза. – Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза. – Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.
Упражнение № 2 – Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза. – Глаза и язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза. – Глаза и язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
3. Растяжки и стабилизация тонуса мышц.
Упражнение №1 «Кобра».
Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены, вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.
Упражнение №2 «Звезда».
Ребенок ложится в позу «звезды» на спину – слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки, аналогично предыдущим: оттягивается пятка правой ноги и левая рука – по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали.
Упражнение №3 «Солдатик».
Лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется.
- Упражнения, направленные на развитие сенсомоторной координации
Упражнение №1.«Покачай головой».
Ход упражнения: ребенок должен знать понятия «да» и «нет» и правильно отвечать, качая или кивая головой. Удостоверьтесь, что ребенок удобно сидит на полу или на стуле. Задавайте ему шуточные вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например: «В классе идет снег?», «Ты любишь есть мороженое на завтрак?»). Попросите его отвечать с помощью движений головы. Позвольте ему самому решать, сколь долго он сможет кивать и качать головой. Варианты проведения: если ребенок не понимает значение слов «да» и «нет», адаптируйте задание: попросите ребенка просто качать головой.
Упражнение №2 «Прыгаем как животные».
Материалы: гимнастический коврик или другая мягкая поверхность, мягкие игрушки – животные. Ход упражнения: попросите ребенка встать на мягкую поверхность, например на гимнастический коврик или ковер. Он должен выбрать животное, прыгать, как это животное, и изображать его голос и повадки (он может вести себя как кролик, изображая руками длинные уши; как кенгуру, прижимая к животу мяч вместо кармана; как обезьяна, почесываясь и издавая звуки). Помогите, если это необходимо. Варианты проведения: ребенок может прыгать по комнате, следуя за педагогом, другим учащимся или источником звука (держась за плечо проводника).
Упражнение №3 «Прыгаем на мяче» .
Материал: гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры – выберите подходящий для ребенка размер (ему должно быть удобно сидеть, поставив ступни на пол). Ход упражнения: предложите ребенку сесть на гимнастический мяч, поставив ноги на пол и положив руки на мяч по бокам. Попросите ребенка попрыгать вверх и вниз пять-десять минут, не падая с мяча. Варианты проведения: - Используйте мяч с ручками. - Попросите ребенка раскачивать мяч из стороны в сторону, перенося вес. - Поиграйте с ребенком в ладушки, когда он сидит на мяче. - Положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.
- Динамическая пауза
Устал? Давай поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».
Я буду давать задания, а ты их будешь выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..
Встань пожалуйста, сядь…пожалуйста сядь…пожалуйста подними вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опусти руки…пожалуйста опусти руки… Пожалуйста, встань…пожалуйста, подпрыгни на месте один раз…сядь на место…пожалуйста, сядь…
- Упражнения, направленные на развитие ВПФ
Упражнение №1 «Постучалки».
Постучите деревянной палочкой, металлической ложкой и т. п. по любым предметам, находящимся вокруг. Привлеките внимание ребенка к этим звукам и попросите его их запомнить. Дайте ему те же «палочки» и «озвучьте» вместе с ним стол, диван, стекло, траву, плитку и т. д.
Упражнение №2 «Угадай, что за звук».
Ребенку предлагается послушать, как звучат несколько детских музыкальных инструментов, а затем с закрытыми глазами определить, какой инструмент звучит. Усложняем задание, предлагая для угадывания последовательность из двух или трех инструментов.
Упражнение №3.«Овощи и фрукты» (зрительная память)
В течение 30 сек. Тебе нужно смотреть на рисунок. Запоминай, что на нем нарисовано и по моей команде назови то, что помнишь. Молодец!
Упражнение №4 «Найди отличия».
Ребенку предлагают сравнить два похожих изображения, в которых различаются только некоторые мелочи, и найти все отличия.
Упражнение №5 «Прослушай и перескажи».
Прослушивание (прочтение) рассказов с последующим пересказом и беседой о смысле воспринятого.
Упражнение №6. Составление рассказа по картинке или серии картинок.
Перед ребенком выкладывается картинка с понятным сюжетом или серия картинок в правильной смысловой последовательности, которые отражают определенное развертывающееся событие. Ребенок должен воспроизвести заданный сюжет. Если он не может самостоятельно рассказать историю по данным картинкам, сделайте это за него, потом вместе с ним. После этого предложите ему ответить на вопросы по картинкам. И наконец, дайте это задание еще и еще раз на другой картинке со схожим сюжетом. На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) коренным образом (вплоть до полного абсурда) меняет сюжет.
- Прощание.
Психолог и ребенок берутся за руки, смотрят друг на друга и психолог говорит: «наше занятие подошло к концу. Ты здорово справился! А вот и наш зайка нашелся! Спасибо что помог! Мне очень понравилось как ты делал то-то.., у тебя хорошо получалось это…». Ребенок в свою очередь благодарит психолога и озвучивает, что ему понравилось, а где было сложно.
Список литературы
- Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет.//Вестник МГУ. 1996, №2
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997
- Семенович А.В. Ведение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005. – 319 с.: ил.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза. М., 2007.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное
- обучение. М.- В. 2005.
- Материалы лекций по дисциплине «Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-298972-1379792446.jpg)
коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"
Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся. 2. Обогощать словарь учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-298972-1379792446.jpg)
план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132623-1554115650.jpg)
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА РГСУ
Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087637-1543493879.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов
Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-4 класс (вариант 6.1)
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется в 1-4 классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...