Нейропсихологическое коррекционное занятие
рабочая программа

Школьная неуспеваемость в началных классах часто обусловлена недостаточной сформированнойтью первого-энергетического блока головного мозга, в следствии чего у ребенка проявляется повышенная утомляемость и истощаемость всех психических процессов.  Нейропсихологические игры и упражнения, которые в большинстве своем очень просты в применении , при регулярном их проведении способны исправить эти нарушения и повысить энергетический потенциал мозга ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyropsihologicheskoe_korrektsionnoe_zanyatie.doc96.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологическое коррекционное занятие

Возраст: 7 лет

Повышенная утомляемость, истощаемость, снижение памяти, неустойчивость внимания, нарушение мыслительной деятельности, неуклюжесть.

Форма занятия: индивидуальная (так как имеются нарушения внимания, повышенная утомляемость, истощаемость, чтобы ребенок не отвлекался на  посторонние раздражители (других детей, их действия), не уставал от группы).

Тема: «Заблудившийся зайка». «Зайка шел к нам в гости и заблудился. Если мы с тобой выполним все задания, то поможем ему найтись».

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Задачи: обучение правильному дыханию;  развитие памяти,  внимания, мышления; повышение работоспособности; раскрытие потенциальных возможностей; развитие общей и мелкой моторики.

Этапы занятия:

1. Организационная часть.

2. Работа по теме занятия.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение работы по теме занятия.

5. Итог занятия.

Оборудование: гимнастический  коврик; гимнастический мяч (фитбол); игрушки-животные; демонстрационный материал с изображением овощей и фруктов;  сюжетные картинки; детские музыкальные инструменты.

Занятие №1.

  1. Приветствие/знакомство.

Игра «расскажи мне о себе» (ребенок рассказывает о себе, психолог рассказывает о себе: кто он, чем они будут заниматься).

  1. Дыхательные упражнения.

Упражнение № 1 Вдох-пауза-выдох-пауза. При выполнении дыхательных упражнений очень эффективно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Упражнение № 2 Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

  1. Глазодвигательные упражнения.

Упражнение № 1 – Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.) – глаза в исходное положение – пассивный выдох – пауза. – Глаза влево – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза. – Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза. – Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

Упражнение № 2 – Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза. – Глаза и язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза. – Глаза и язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

 3. Растяжки и стабилизация тонуса мышц.

Упражнение №1 «Кобра».

Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены, вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.

Упражнение №2 «Звезда».

Ребенок ложится в позу «звезды» на спину – слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки, аналогично предыдущим: оттягивается пятка правой ноги и левая рука – по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали.

Упражнение №3 «Солдатик».

Лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется.

  1. Упражнения, направленные  на развитие сенсомоторной координации

Упражнение №1.«Покачай головой».

 Ход упражнения: ребенок должен знать понятия «да» и «нет» и правильно отвечать, качая или кивая головой. Удостоверьтесь, что ребенок удобно сидит на полу или на стуле. Задавайте ему шуточные вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например: «В классе идет снег?», «Ты любишь есть мороженое на завтрак?»). Попросите его отвечать с помощью движений головы. Позвольте ему самому решать, сколь долго он сможет кивать и качать головой. Варианты проведения: если ребенок не понимает значение слов «да» и «нет», адаптируйте задание: попросите ребенка просто качать головой.

Упражнение №2 «Прыгаем как животные».

 Материалы: гимнастический коврик или другая мягкая поверхность, мягкие игрушки – животные. Ход упражнения: попросите ребенка встать на мягкую поверхность, например на гимнастический коврик или ковер. Он должен выбрать животное, прыгать, как это животное, и изображать его голос и повадки (он может вести себя как кролик, изображая руками длинные уши; как кенгуру, прижимая к  животу мяч вместо кармана; как обезьяна, почесываясь и издавая звуки). Помогите, если это необходимо. Варианты проведения: ребенок может прыгать по комнате, следуя за педагогом, другим учащимся или источником звука (держась за плечо проводника).

Упражнение №3 «Прыгаем на мяче» .

Материал: гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры – выберите подходящий для ребенка размер (ему должно быть удобно сидеть, поставив ступни на пол). Ход упражнения: предложите ребенку сесть на гимнастический мяч, поставив ноги на пол и положив руки на мяч по бокам. Попросите ребенка попрыгать вверх и вниз пять-десять минут, не падая с мяча. Варианты проведения: - Используйте мяч с ручками. - Попросите ребенка раскачивать мяч из стороны в сторону, перенося вес. - Поиграйте с ребенком в ладушки, когда он сидит на мяче. - Положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.

  1. Динамическая пауза

Устал?  Давай поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».

Я буду давать задания, а ты их будешь  выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..

Встань пожалуйста, сядь…пожалуйста сядь…пожалуйста подними вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опусти руки…пожалуйста опусти руки… Пожалуйста, встань…пожалуйста, подпрыгни на месте один раз…сядь на место…пожалуйста, сядь…

  1. Упражнения, направленные на развитие  ВПФ

Упражнение №1 «Постучалки».

Постучите деревянной палочкой, металлической ложкой и т. п. по любым предметам, находящимся вокруг. Привлеките внимание ребенка к этим звукам и попросите его их запомнить. Дайте ему те же «палочки» и «озвучьте» вместе с ним стол, диван, стекло, траву, плитку и т. д.

Упражнение №2 «Угадай, что за звук».

Ребенку предлагается послушать, как звучат несколько детских музыкальных инструментов, а затем с закрытыми глазами определить, какой инструмент звучит. Усложняем задание, предлагая для угадывания последовательность из двух или трех инструментов.

Упражнение №3.«Овощи и фрукты» (зрительная память)

В течение 30 сек. Тебе нужно смотреть на рисунок. Запоминай, что на нем нарисовано и по моей команде назови то, что помнишь. Молодец!

Упражнение №4 «Найди отличия».

Ребенку предлагают сравнить два похожих изображения, в которых различаются только некоторые мелочи, и найти все отличия.

Упражнение №5 «Прослушай и перескажи».

Прослушивание (прочтение) рассказов с последующим пересказом и беседой о смысле воспринятого.

Упражнение №6. Составление рассказа по картинке или серии картинок.

Перед ребенком выкладывается картинка с понятным сюжетом или серия картинок в правильной смысловой последовательности, которые отражают определенное развертывающееся событие. Ребенок должен воспроизвести заданный сюжет. Если он не может самостоятельно рассказать историю по данным картинкам, сделайте это за него, потом вместе с ним. После этого предложите ему ответить на вопросы по картинкам. И наконец, дайте это задание еще и еще раз на другой картинке со схожим сюжетом. На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) коренным образом (вплоть до полного абсурда) меняет сюжет.

  1. Прощание.

Психолог и ребенок берутся за руки, смотрят друг на друга и психолог говорит: «наше занятие подошло к концу. Ты здорово справился! А вот и наш зайка нашелся! Спасибо что помог! Мне очень понравилось как ты делал то-то.., у тебя хорошо получалось это…». Ребенок в свою очередь благодарит психолога и озвучивает, что ему  понравилось, а где было сложно.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет.//Вестник МГУ. 1996, №2
  2. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997
  3. Семенович А.В. Ведение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005. – 319 с.: ил.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза. М., 2007.
  5. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное
  6. обучение. М.- В. 2005.
  7. Материалы лекций по дисциплине «Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"

Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.            2. Обогощать словарь учащихся....

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА РГСУ

Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования....

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"

Рабочая  программа  коррекционного  курса  "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  литературному  чтению"...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"

Рабочая  программа  коррекционного  курса "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  математике"...

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...

Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-4 класс (вариант 6.1)

Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется   в  1-4  классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...