Интерактив "Самостоятельность ребёнка"
классный час
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».
1. Вступительная часть.
- Добрый день, уважаемые родители. Рада видеть всех вас на нашем собрании.
- В начале нашей встречи я хочу познакомить вас с высказыванием знаменитого педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Самостоятельность ребёнка не развивается сама по себе, а воспитывается».
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Я согласна с каждым из вас, мне бы хотелось добавить, что самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Поэтому в воспитании данного качества у детей, огромное влияние играет роль родителей.
2. Определение темы, проблемы, цели собрания.
- Как вы думаете, чему посвящено наше собрание? (Воспитанию самостоятельности детей)
- Верно, тема нашего собрания: «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».
- Как вы считаете эта тема актуальна для сегодняшних дней? Почему?
- Верно, в век цифровых технологий дети отвыкли делать что-то сами. Для помощи с домашним заданием у них есть ГДЗ, продукты из магазина можно доставить на дом, а книгу прочитать в сокращённом варианте. Думаю, всем нам хотелось бы, что бы наши дети иногда были более самостоятельными.
Представьте себе следующую ситуацию…
Ситуация 1. «Маша с папой всегда вместе выполняли домашнюю работу, иногда папа даже делал её за дочку. Но случилось так, что он уехал в командировку. И теперь Маша требует того же от мамы. Но она каждый день работает и не может элементарно помочь ребёнку, так как делал это папа. Мама рассказывает, что, если Маша сталкивается с сложным заданием, не пытаясь разобраться в нём, она его не делает».
- Уважаемые родители, какую ошибку делают взрослые, лишая ребенка самостоятельности?
- Насколько важна самостоятельность в учебной деятельности младшего школьника?
- Давайте определим проблему, ответив на вопрос, что нас не устраивает в этой ситуации? (отсутствие самостоятельности мешает развитию учебной деятельности).
- В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем. Мы с психологом провели опрос детей, цель которого – выяснить, как родители помогают им в выполнении домашнего задания.
- Мы получили следующие результаты. 67 % детей в нашем классе с выполнением домашней работы помогают родители, 20 % - бабушки и дедушки и лишь 13% делают её самостоятельно.
- Скажите, эти данные должны вызвать наше беспокойство? Верно, мы не всегда правильно оказываем детям помощь в учебе, а это мешает развитию самостоятельности.
- Скажите, чтобы вы хотели узнать сегодня на собрании?
Определите, пожалуйста, его цель (определить, какими способами можно развивать самостоятельность ребёнка)
3. Основная часть.
- Выделите, пожалуйста ключевые слова в определении понятия САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ из педагогического терминологического словаря (ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛАЙДЕ).
Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Спасибо за ваши ответы.
Сейчас я хочу провести с вами упражнение «Открытый микрофон». Я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди передавать друг другу этот микрофон и отвечать на них. Ответы могут быть как развернутыми, так и краткими.
- Зачем ребёнку самостоятельность?
- Вы часто позволяете ребёнку быть самостоятельным?
- Считаете ли вы, что учебная самостоятельность и самостоятельность в быту должны быть связаны?
- Если у ребенка не получается домашнее заданием, может ли сделать его родитель?
- В развитии самостоятельности чего должно быть больше: кнута или пряника?
- Должен ли ребенок понимать, что значит быть самостоятельным?
- Уважаемые родители, наш микрофон высветил ряд существенных вопросов и среди них не последнее место занимает проблема выполнения детьми домашних заданий.
Сегодня мы рассмотрим, каким должно быть участие родителей в подготовке детьми домашних заданий, чтобы это не мешало развитию их самостоятельности.
- Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и сформулировать ответы на актуальные вопросы по теме собрания, которые я сейчас вам раздам. Записать свои мысли вы можете ниже на строчках.
Задание для пары 1.
Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, если родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание для пары 2.
Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?
Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для пары 3.
Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
Каждая группа высказывает своё мнение, остальные могут дополнить или развить высказанную мысль. (Например, «Давайте позволим каждому иметь своё мнение» или «Интересно услышать разные мнения»).
Как вы могли заметить из ваших ответов, что для развития самостоятельности у детей изменения необходимо начать с себя. Иногда для этого надо изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй получить за контрольную двойку!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы рада, если бы ты хорошо написал контрольную. Мы бы посидели за чаем, порадовались вместе».
Обратите внимание на построение ваших фраз. Психологи среди них выделяют «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты никогда не успеваешь сделать домашнее задание к моему приходу». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается. «Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему? » Этот способ решать проблемы менее конфликтен.
- Предлагаю вам выполнить задание (преобразовывают ты высказывания в я).
Ты опять играл с телефоном, хотя не доделал задание.
Я думала, мы с тобой договорились о том, что с телефоном можно играть только после того, как выполнишь домашнюю работу
Как ты мог сделать столько помарок в тетради.
Постарайся не спешить, когда пишешь в тетради, и помарок станет меньше.
Ты опять не собрал портфель назавтра!
В данной ситуации ты поступил неправильно. Я уверенна, что ты можешь быть более ответственным.
- Что вы испытывали, когда слышала подобные высказывания?
4. Самоанализ участия в работе родительского собрания.
- Уважаемые родители мы с вами сформулировали понятие самостоятельности, определили факторы, влияющие на несамостоятельность ребенка, обсудили рекомендации по развитию самостоятельности, мы можем сказать, что решили проблему? (Да) Достигли цели? (да)
- Тема была актуальна для вас?
- Какие советы вы используете уже сегодня?
- Сейчас я хочу попросить вас обозначить «слово дня», которое будет отражать значение данного собрания лично для вас. Было ли оно полезным, скучным, интересным и т.п. Выскажитесь по очереди, пожалуйста.
- В завершении собрания я хочу сказать, что учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности действительно необходимо. А для этого можно использовать подготовленные памятки для более рациональной организации работы по выполнению домашних заданий детьми. Или предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий.
Спасибо за участие!
Успехов Вам в воспитание наших детей!
ПАМЯТКА
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
-Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
-Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
-Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.
-Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.
-О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
-По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь задании может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."
Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...
Здоровый ребёнок – успешный ребёнок
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"
Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....
Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?
1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....
Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе
Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей...