Методика Гинзбурга
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Методика изучения учебной мотивации первоклассников
по итогам обучения в 1-м классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни,
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового.
Спасибо!»
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл. 1).
Таблица 1
Варианты ответов | Количество баллов по номерам вопросов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а) б) в) г) д) е) | 0 5 3 2 4 1 | 1 2 3 0 5 4 | 2 5 0 1 3 4 | 5 2 3 0 1 4 |
Баллы суммируются и по оценочной таблице 2 выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица 2
Уровни мотивации | Количество баллов по номерам | Сумма баллов итогового уровня мотивации | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I | 5 | 5 | 5 | 5 | 17—20 |
II | 4 | 4 | 4 | 4 | 13—16 |
III | 3 | 3 | 3 | 3 | 9—12 |
IV | 2 | 2 | 2 | 2 | 5—8 |
V | 0—1 | 0—1 | 0—1 | 0—1 | 6—4 |
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II — высокий уровень учебной мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень учебной мотивации;
V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач. Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга
Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга для начальной школы.Определение мотивации. Виды мотивов. Возрастные характеристики младшего школьного возраста...
Методика изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга.
Учебная мотивация....
Методика изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга
Представлен материал по формированию учебной мотивации младших школьников...
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче-ния; степень развития целеп...
Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург)
Методика была разработана М.Р.Гинзбургом и опубликована в 1988г.:Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8 лет // В кн.:Особенности психического развития детей 6-8-летнего возраста. М., 1988...
Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург)
Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург)...
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития цел...