В гармонии с миром и с самим собой
методическая разработка
Программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_garmonii_s_mirom_i_s_samim_saboy.docx | 376.96 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.
Одна из очевидных задач школьного образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни.
Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.
Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?
Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.
Необходимо учитывать особенность возраста, и обратить на него внимание. Опираясь на концепцию периодизации детского развития Э.Эриксона в данном возрасте необходимо развитие личностных качеств, позитивных понятий о самих себе, умения конструктивного действия в конфликтных ситуациях. В периодизации — 11 лет характеризуется кризисом отношений, формируются формы общения со сверстниками. Как пишет Дж. Липсиц, этот возраст, стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы - в области образования, качества личных отношений, социальных ориентации, здоровья.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на основе их искать путь самовоспитания, саморазвития.
Срок реализации программы: 1 год
За основу взяты программы: О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему я: уроки психологиии в средней школе», Н.Слободчик «Уроки общения для младших подростков»
Адресат программы: учащиеся 5 класса.
Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи программы:
- Обучать распознавать свои чувства и выражать их. (Л)
- Обучать доступным приемам саморегуляции (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности). (Р)
- Развивать умения успешно взаимодействовать с окружающим социумом. (К)
- Обучать осознанному произвольному построению речевого высказывания. (П)
- Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельности действий по инструкции педагога. (Р)
- Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе. (Л)
- Формировать положительную мотивацию к учению, речевую активность у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности. (Л), (К)
- Повышать самооценку(Л)
- Развитие рефлексии через самоанализ своего характера, его сильных и слабых сторон. Построение плана развития и приобретения положительных черт характера. Развитие “Я” – концепции. (Л)
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. (К)
2. Тематический план программы (Приложение 1)
3. Содержание программы
Я и мой внутренний мир (7 часов)
Кто я, какой я? Самооценка. Каждый видит мир и чувствует по-своему.Уникальность моего мира. Границы моего Королевства. Мои внутренние друзья и внутренние враги
Ярмарка достоинств
Я и ты (7 часов)
Я глазами других. Ищу друга. Я и мои друзья. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Планета друзей
Позитивное общение (6 часов)
Почему люди ссорятся? Дружелюбие. Решение проблем и конфликтов. Умение слушать других. Умение ладить с другими
Проблемы общения
Пойми меня. Мои проблемы. Обиды. Критика. Комплименты или лесть? Груз привычек. Агрессия и гнев. Азбука перемен.
Культура поведения (5 часов)
Зачем нужен этикет? Приветствия Умение вести беседу. Телефонный разговор. Принимаем гостей
Итоговое занятие (1час)
4. Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы организации внеурочной деятельности на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
- профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;
- улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
Предполагаемый результат реализации программы:
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной и итоговой диагностики:
- Методика изучения коммуникативных умений.
- Развитие регуляции и самоконтроля деятельности.
- Уровень учебной мотивации.
- Уровень самооценки.
- Изучение нравственной воспитанности.
Условия реализации программы:
- Занятия по программе проводятся в групповой форме на базе ОУ 1раз в неделю (по 30 -40 минут).
- Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Формы и методы организации работы.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: групповые игры, ролевые игры, рисование, тесты.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, элементы сказкотерапии, коммуникативные игры, когнитивные методы, дискуссионные методы
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия по программе проходят 1 раз в неделю..
Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей 11-12 лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для нового отношения к себе и миру, социальных чувств.
5. Формы контроля
Создание проектов, выставки.
6. Методические рекомендации
Учитывая специфику предлагаемого детям материала, возрастные особенности учащихся, необходимо оговорить методические рекомендации к работе по программе. Успешному овладению детьми полученной информации, созданию благоприяьных условий для развития коммуникативных навыков способстввует наличие:
- оборудованного кабинета для психологических занятий;
- ТСО (мультимедийного проектора, магнитофона, аудиозаписей релаксационной музыки, мультфильмов);
- игрушек, масок, элементов костюмов, используемых в процессе игр-драматизаций и в работе над сказками;
- методических разработок дидактических и творческих игр, раздаточных и наглядных пособий.
Успешность освоения программы во многом зависит от верно выбранных методов преподавания. Так, в работе по программе используются следующие методы, методики и приемы обучения:
- сказкотерапия;
- игровые приемы.
Хорошо послужат сказки и игры -такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Чтобы использовать силу зрительных образов, в работе предполагается не только чтение сказок, но и просмотр мультфильмов. Важно соблюсти один из законов эффективности работы – «закон тройного прикосновения». Важной частью занятия является обсуждение мультфильма, сказочной истории, игры
Особое внимание следует уделить применению на занятиях дидактических материалов и наглядных пособий (карточек с изображением различных эмоциональных состояний, раздаточный материал для игр, иллюстраций к сказкам и т.д.)
Одной из возрастных особенностей детей данной группы является появление способности к рефлексии и саморефлексии. Данный процесс необходимо поддерживать комментариями и групповым обсуждением психолога и детей сказок, игр, а также сложившихся ситуаций.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
Методическая литература
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе М: Гегезис,2005
- Аудиовизуальная техника (магнитофон, мультимедиапроектор,)
- Игры и игрушки
- Фотоаппарат
- Ноутбук, ксерокс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....
Презентация детского литературного творчества на уроке окружающего мира. Сочиняем сказки сами. Сказки о растениях.
Презентация, иллюстрирует урок окружающего мира по теме "Дикие и культурные растения". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации при...
Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...
Час общения "В гармонии с самим собой и миром"
формирование здорового образа жизни, духовно – нравственного воспитания, способствовать формированию доброты и милосердия у детей, воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, навыков кул...
Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)
Урок построен на основе деятельностной технологии, с использованием частично-поиского метода, в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...
Тест для детей «Наедине с самим собой»
Тест об отношениях с родителями...
Лучшие слова - это те, которые являются сами собой.
laquo;Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями».П.Буаст Если...