В гармонии с миром и с самим собой
методическая разработка

Юлия Александровна Прощалыгина

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_garmonii_s_mirom_i_s_samim_saboy.docx376.96 КБ

Предварительный просмотр:

D:\зпщита\скан\ю4 001.jpg

                                             1. Пояснительная записка

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.

Одна из очевидных задач школьного образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни.

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.

Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?

Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.

Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

Необходимо учитывать особенность возраста, и обратить на него внимание. Опираясь на концепцию периодизации детского развития Э.Эриксона в данном возрасте необходимо развитие личностных качеств, позитивных понятий о самих себе, умения конструктивного действия в конфликтных ситуациях. В периодизации — 11 лет характеризуется кризисом отношений, формируются формы общения со сверстниками. Как пишет Дж. Липсиц, этот возраст, стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы - в области образования, качества личных отношений, социальных ориентации, здоровья.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на основе их искать путь самовоспитания, саморазвития.

Срок реализации программы: 1 год

За основу взяты программы: О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему я: уроки психологиии в средней школе», Н.Слободчик «Уроки общения для младших подростков»

Адресат программы: учащиеся 5 класса.

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Задачи программы:

  1. Обучать распознавать свои чувства и выражать их. (Л)
  2. Обучать доступным приемам саморегуляции (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности). (Р)
  3. Развивать умения успешно взаимодействовать с окружающим социумом. (К)
  4. Обучать осознанному произвольному построению речевого высказывания. (П)
  5. Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельности действий по инструкции педагога. (Р)
  6. Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе. (Л)
  7. Формировать положительную мотивацию к учению, речевую активность у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности. (Л), (К)
  8. Повышать самооценку(Л)
  9. Развитие рефлексии через самоанализ своего характера, его сильных и слабых сторон. Построение плана развития и приобретения положительных черт характера. Развитие “Я” – концепции. (Л)
  10. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. (К)

2. Тематический план программы (Приложение 1)

3. Содержание программы

Я и мой внутренний мир (7 часов)

Кто я, какой я? Самооценка. Каждый видит мир и чувствует по-своему.Уникальность моего мира. Границы моего Королевства. Мои внутренние друзья и внутренние враги

Ярмарка достоинств

Я и ты (7 часов)

Я глазами других. Ищу друга. Я и мои друзья. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Планета друзей

Позитивное общение (6 часов)

Почему люди ссорятся? Дружелюбие. Решение проблем и конфликтов. Умение слушать других. Умение ладить с другими

Проблемы общения

Пойми меня. Мои проблемы. Обиды. Критика. Комплименты или лесть? Груз привычек. Агрессия и гнев. Азбука перемен.

Культура поведения (5 часов)

Зачем нужен этикет? Приветствия Умение вести беседу. Телефонный разговор. Принимаем гостей

Итоговое занятие (1час)

4. Предполагаемые результаты

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы организации внеурочной деятельности на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

  • профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;
  • улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

Предполагаемый результат реализации программы:

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной и итоговой диагностики:

  1. Методика изучения коммуникативных умений.
  2. Развитие регуляции и самоконтроля деятельности.
  3. Уровень учебной мотивации.
  4. Уровень самооценки.
  5. Изучение нравственной воспитанности.

Условия реализации программы:

  1. Занятия по программе проводятся в групповой форме на базе ОУ 1раз в неделю (по 30 -40 минут).
  2. Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: групповые игры, ролевые игры, рисование, тесты.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, элементы сказкотерапии, коммуникативные игры, когнитивные методы, дискуссионные методы

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия по программе проходят 1 раз в неделю..

Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей 11-12 лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для нового отношения к себе и миру, социальных чувств.

5. Формы контроля

Создание проектов, выставки.

6. Методические рекомендации

Учитывая специфику предлагаемого детям материала, возрастные особенности учащихся, необходимо оговорить методические рекомендации к работе по программе. Успешному овладению детьми полученной информации, созданию благоприяьных условий для развития коммуникативных навыков способстввует наличие:

  • оборудованного кабинета для психологических занятий;
  • ТСО (мультимедийного проектора, магнитофона, аудиозаписей релаксационной музыки, мультфильмов);
  • игрушек, масок, элементов костюмов, используемых в процессе игр-драматизаций и в работе над сказками;
  • методических разработок дидактических и творческих игр, раздаточных и наглядных пособий.

Успешность освоения программы во многом зависит от верно выбранных методов преподавания. Так, в работе по программе используются следующие методы, методики и приемы обучения:

  1. сказкотерапия;
  2. игровые приемы.

Хорошо послужат сказки и игры -такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Чтобы использовать силу зрительных образов, в работе предполагается не только чтение сказок, но и просмотр мультфильмов. Важно соблюсти один из законов эффективности работы – «закон тройного прикосновения». Важной частью занятия является обсуждение мультфильма, сказочной истории, игры

Особое внимание следует уделить применению на занятиях дидактических материалов и наглядных пособий (карточек с изображением различных эмоциональных состояний, раздаточный материал для игр, иллюстраций к сказкам и т.д.)

Одной из возрастных особенностей детей данной группы является появление способности к рефлексии и саморефлексии. Данный процесс необходимо поддерживать комментариями и групповым обсуждением психолога и детей сказок, игр, а также сложившихся ситуаций.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Методическая литература

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.Уроки психологии в средней школе М: Гегезис,2005
  • Аудиовизуальная техника (магнитофон, мультимедиапроектор,)
  • Игры и игрушки
  • Фотоаппарат
  • Ноутбук, ксерокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Презентация детского литературного творчества на уроке окружающего мира. Сочиняем сказки сами. Сказки о растениях.

Презентация, иллюстрирует урок окружающего мира  по теме "Дикие и культурные растения". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации при...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

Час общения "В гармонии с самим собой и миром"

формирование здорового образа жизни, духовно – нравственного воспитания, способствовать формированию доброты и милосердия у детей, воспитывать чувство доброты,  чуткости, сострадания, навыков кул...

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок построен на основе деятельностной технологии,  с использованием  частично-поиского метода,  в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...

Тест для детей «Наедине с самим собой»

Тест об отношениях с родителями...

Лучшие слова - это те, которые являются сами собой.

laquo;Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями».П.Буаст Если...