Особенности взаимодействия с детьми 10-11 лет.
статья

 Выступление на родительском собрании. На что надо обратить внимание родителями , как лучше всего взаимодействовать с детьми 10-11 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_10-11_let.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей 10-11 лет

Все вы слышали о кризисе 3-х, 7 ми лет. Вот прошли эти этапы, адаптировались в школе, прошли первый класс и вроде успокоились. Следим что бы ребенок был обут, одет, социально адаптирован, а внутренние аспекты развития зачастую остаются без внимания.

Так что же происходит с детьми в этом возрасте.

Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства. Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности.

В этот период дети начинают мыслить категориями формальной логики. Отходит на второй план восприятие мира душой нараспашку. До этого времени ребенок воспринимал мир, как место для чудес, легко ассоциировал себя с неодушевленными предметами и не сомневался в целостности происходящего. Теперь же на пике формирования логического мышления все его представления о мире стали подчиняться рассудку. Ребенок начинает замечать несправедливость мира и взрослых в целом, противоречивость многих обыденных событий.  Его психика не справляется с уже достаточно четким процессом логического восприятия окружающего мира. Этот возраст характеризуется высокой степенью критичности по отношению к взрослому. Дети удивительно точно копируют поведение родителей, как положительное, так и отрицательное. В этом возрасте невозможно просто на словах убедить свое чадо в правильности и нужности каких-либо действий. Ребенок будет с интересом ждать подтверждения слов поступками родителя, для него это очень важный пример. Упрямство, цинизм, частые споры без повода — все это проявления кризиса девяти лет. Внутренняя работа, обработка информации идет постоянно. Внешне кажется, что ничего не происходит, а внутрь нас никто пустить не может, даже если бы и хотел. Это несоответствие внутреннего и внешнего (я же ребенок, от меня ждут привычных реакций) выливается в резкие перепады настроения, агрессию, обвинения, отказ выполнять обязанности, нежелание помогать, бездействие, раздражительность. Часто все домашние воспринимаются как враги.

В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом

Ребенок осознает, что он является индивидуальностью, которая поддается социальным воздействиям: он должен учиться и в этом процессе преобразовывать себя, овладевая общественными знаниями, понятиями, идеями, системой социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; при этом школьник чувствует свою уникальность, свое Я, стремится к достижению одобрения среди взрослых и сверстников, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.

Базисным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный оборот на себя — возникновение «ориентировки на себя», на собственные качества и умения как основное условие решения разного рода задач.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас дети выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета».

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы дети как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

На фоне необходимой поддержки и одобрения взрослых на первое место выходит взаимоотношения со сверстниками. Дружба, как форма взаимодействия, по-прежнему остается основной, и даже выходит на первый план. Дети учатся помогать друг другу, разделять интересы других людей. В этот период дружба основывается на уважении, а не на общности интересов, как ранее. Становится очень важно занять свое особое место в группе сверстников.

Личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Возникает главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Лидерами и их помощниками становятся дети, которые умеют отстоять свою позицию.  Этот период опасен экспериментами. Самоутверждение может происходит за счет дружбы со старшими детьми, велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием. Но авторитет учителя в этот период незыблемый. Поэтому не надо оспаривать слова учителя, а без ребенка обсудить возникающие вопросы.

Чем же мы можем помочь ребенку?

В первую очередь это разговоры с отпрыском «ни о чём». Взрослые должны отводить на эти разговоры по душам достаточно много времени и в основном слушать. Умение слушать и слышать позволит лучше понимать друг друга.

Обязательно структурируйте жизнь: распорядок дня и секций, обязанности по дому, семейные праздники. Все это позволяет преодолеть ощущение враждебности внешнего мира.

Читайте вместе хорошие добрые книги. Таким образом, у ребенка сохранится подорванная вера в жизнь, добро и справедливость.

Будьте с детьми искренними. Всегда объясняйте свои чувства и эмоции. Не стесняйтесь говорить, почему вы обижены или расстроены, называйте правдивые причины. Это позволит сформировать у ребенка правильное отношение к жизненным трудностям.

Ненавязчиво интересуйтесь, с кем дружит ваш ребенок, чем он занимается с друзьями. Помните, что все дети в этом возрасте проверяют границы своих возможностей, экспериментируют.

Очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные. Просьбы должны быть конкретными, сопровождаться жестами и произнесены очень твердо.

Необходимо дать возможность реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно.

В этом возрасте необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго силеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. так же трудно и их родителям, учителям....

«Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме детской агрессивности  у младших школьников с интеллектуальными нарушениями....

Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе.

Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе....

Конспект занятия с детьми и родителями «Игротерапия как способ взаимодействия с детьми»

Конспект занятия раскрывает возможности взаимодействия детей и родителей в игровой деятельности....

Особенности взаимодействия с агрессивными и гиперактивными, тревожными и аутичными детьми

Особенности взаимодействия с агрессивными и гиперактивными, тревожными и аутичными детьми...

Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.

Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента".  Она посвя...