Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.
статья

Емельянова Анастасия Алексеевна

Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента".

 

Она посвящена, прежде всего, таким вопросам как: индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, в частности темперамент; методам и стилю воспитания, применяемых родителями; описанию выявленных взаимосвязей между типом темперамента ребёнка, родителя и стилем воспитания. Информация данной статьи является актуальной, не только для родителей младших школьников, но и для учителя начальных классов, при построении и проведения учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выдающийся педагог Сухомлинский В.А. говорил:

«Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродует их»

В жизни мы взаимодействуем с большим количеством людей, и часто сталкиваемся с трудностями в общении, непонимании другого человека. Так происходит и в семейных отношениях, родители часто неправильно истолковывают поведение и индивидуальные особенности своего ребенка, не учитывают особенности своей личности при построении отношений и взаимодействии с ребенком. Это может привести к дисгармонии в семейных отношениях, нарушениях в воспитании со стороны родителей; у детей отставаний в развитии, психологических отклонениях личности, неврозах, отставаниях в учебе и т.п.

Одной из таких, индивидуально-типологических особенностей личности является темперамент. В учении о типах темперамента, восходящем к Гиппократу и систематизированном И.Кантом, различают четыре типа темперамента: сангвиник (от лат. sanguis - “кровь”), флегматик (от греч. - phlegma - “флегма”), холерик (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолик (от греч. melas chole - “черная желчь”). [13]

Теме темперамента, посвящены работы, таких авторов как, Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын. В современной зарубежной психологической литературе этот вопрос представлен широко, его изучают такие ученые, как И. А. Томас, С. Чесс, Р. Пломин, Я. Стреляу, Г. Айзенк, М. Заккерман. В отечественной литературе теме темперамента посвящены исследования В. М. Русалова, А. И. Крупнова, А. В. Барташева, В. В. Белоуса.

Исследования как зарубежных, так и отечественных ученых пришли к тому, что темперамент – это врожденная характеристика, и что «корректировать» особенности каждого из типов темперамента легче в детском возрасте.

Теме семейных взаимоотношений, а в частности, влияния индивидуальных особенностей личности членов семьи, на складывающиеся внутрисемейные отношения, посвящены работы таких авторов как, А.И.Захаров, В.Н.Дружинин, Т.К.Карацуба, П.Ф.Лесгафт, Э.Г.Эйдемиллер и другие.

Несмотря на наличие теоретических разработок в этой области психологической науки, фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности семейных отношений, их структуры, процесса и условий формирования по сей день не имеют однозначного решения.

На основе изученной литературы, в течение младшего школьного возраста авторы выделяют следующие изменения темперамента: изменение отдельных свойств темперамента, усложнение структуры темперамента, изменение типа темперамента в целом;

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у детей является высокая пластичность нервной системы;

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента является  повышенная впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабая опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей младшего школьного возраста в процессе становления;

Индивидуальные особенности членов семьи оказывают влияние на взаимодействие между членами семьи, внутрисемейные отношения и стиль родительского взаимодействия с ребенком;

Система неправильного семейного воспитания, не учет темперамента ребенка при построении с ним отношений оказывает негативное влияние на развитие его личности;

На основе данных полученных из исследования, были сделаны следующие выводы:

  • К детям экстравертам матери проявляют большую строгость при наказаниях, больший уровень гипоопеки; у таких матерей наблюдается более высокий уровень неразвитости родительских чувств.
  • К детям интровертам матери проявляют минимальную строгость в санкциях, у таких матерей наблюдается низкий уровень неразвитости родительских чувств;
  • Матери интроверты проявляют к своим детям меньше требований-обязанностей, запретов, строгости в санкциях; большая степень гиперопеки, потворствования в воспитании; у таких матерей большая степень фобий утраты детей;
  • Матери экстраверты проявляют к своим детям больше требований-обязанностей и запретов, строгости в санкциях, большая степень гипоопеки, часто происходит вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания;
  • Наблюдается тенденция, при которой если в семье мать проявляет к своему ребенку больше требований, строгости санкций, то в таком случае отцы как бы компенсируют их и проявляют большую мягкость, больший уровень гиперпротекции и потворствования, меньше требований и строгости в санкциях; и наоборот.
  • Отцы-экстраверты проявляют к своим детям больше требований-запретов.
  • Для отцов у которых была выявлена гипоопека следствием является большая степень строгости в санкциях, частое игнорирование потребностей ребенка, неустойчивость в стиле родительского воспитания, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
  • Отцы-интроверты проявляют к своим детям меньшую степень запретов, требований, характерна гиперопека, следствием которой часто является потворствование, минимальность строгость санкций при наказаниях.
  • Выявлена тенденция к компенсации нарушений со стороны одним родителем другого. Так при излишней строгости и требовательности отцов к ребенку, игнорировании его потребностей,  матери зачастую проявляют наоборот гиперопеку, минимальность санкций, потворствование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...

Особенности занятий вокалом с детьми младшего школьного возраста

Особенности занятий с детьми младшего школьного возраста....

Особенности работы с "трудными детьми" младшего школьного возраста.

Причины отклоняющегося поведения "трудных детей". Индивидуальный подход, его компоненты....

Особенности работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста

В последнее время  тема агрессии и агрессивности стала наиболее актуальной, острой в современном обществе, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом....

Особенности учебной работы с детьми младшего школьного возраста с церебральным параличом (спастический тетрапарез).

Публикация в сборнике    I Международной конференции «Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского»....

Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего школьного возраста:Не наказывайте  за ...