Коррекционно-развивающая программа формирования и повышения учебной мотивации младших школьников "Хочу знать и узнаю"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Кривощапова Мария Николаевна

«Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивов. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_znat_i_uznayu.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

формирования и повышения учебной мотивации младших школьников

Контингент детей:

 2, 3, 4 классы

Сроки реализации программы:

в течение 8 недель учебного года

Автор:

педагог-психолог

Кривощапова Мария Никлаевна

Пояснительная записка

«Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивов. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.

Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории:

1. Внешние мотивы (социальные).

  • Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.
  • Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа.
  • Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.

2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками  и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.

С первых же дней пребывания в школе, у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Всё, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придаёт новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Но такая широкая мотивация, как новая социальная позиция, как показывает практика, не может поддерживать учёбу в течение длительного времени и теряет постепенно своё значение.  

К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые, казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.

Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, мотивы собственного совершенствования.  Таким образом, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:

1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).

Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка.

В зависимости от уровня способностей, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:

–высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
–высокий уровень развития интеллекта и – мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация.

Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный компонент. Коррекционная работа в младшем школьном возрасте основана на изменении познавательной сферы.

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию;
  • сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;
  • дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;
  • предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Такие условия создаются за счет  целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренинговых и развивающих занятий.

Временные характеристики: программа рассчитана на 8 занятий по 40 минут 1 раз в неделю.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Игровой тренинг  «Активизация познавательной деятельности младших школьников»

40 мин.

2

Развивающее занятие «Внимание – мой главный помощник в учёбе»

40 мин.

3

Урок-тренинг «Развиваем память и внимание»

40 мин.

4

Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти»

40 мин.

5

Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти»

40 мин.

6

Занятие 5.

Развивающее занятие "Приемы успешного запоминания"

40 мин.

7

Тренинг «Я учусь запоминать»

40 мин.

8

Тренинг «Я учусь запоминать»

40 мин.

Использованная литература

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999г.;

2.  Аржакаева Т.А.,  Вачков И.В.,  Попова А.Х.  “Психологическая азбука” – М.: “Ось - 89”. 2003 г.;

3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во “Союз”, 2000г.;

4. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.;

5. Князева Т. Н. “Я учусь учиться” психологический курс развивающих занятий для младших школьников. - М.: АРКТИ, 2004 г.;

6. Локалов Н.П. “90 уроков психологического развития младших школьников – М.: «Луч», 1995г.;

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999г.;

8. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997;

9. Фопель К. “Энергия паузы” психологические игры и упражнения. –М.: “Генезис”, 2005 г.;

10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -  М., 1991г.;

11. Шлыкович А.С. Нам не скучно. – М.: Издательство “Детская литература”.

Занятие 1.

Игровой тренинг  «Активизация познавательной деятельности младших школьников»

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности младших школьников.

Задачи:

  • развитие познавательной сферы младших школьников;
  • развитие навыков коллективной работы;
  • развитие социально-психологических качеств личности;
  • развитие рефлексии.

Вводная часть

Знакомство. Упражнение “Снежный ком”. Для активизации учащихся и поддержания темпа упражнения можно использовать любую игрушку. Участники и ведущий тренинга сидят в кругу. Сидящий слева от ведущего называет свое имя и передает игрушку следующему. Тот повторяет, как зовут первого и называет свое и т.д. Упражнение заканчивает ведущий.

Целевая установка: В жизни много различных ситуаций, когда нам нужно проявить смекалку, выдумку чтобы найти выход из какой-либо ситуации или найти решение какой-либо задачи. Сейчас вам представится такая возможность.

Основная часть

Задание 1. “Ребус”.

Участникам тренинга раздаются три разрезанные (по количеству участников) картинки. Собрав картинку, участники тренинга делятся на три команды, отгадывают ребус и узнают название своей команды. Команды занимают места за игровыми столами.

 Итак, у нас образовалось три команды: “Вишенка”, “Радуга”, “Солнышко”.

Задание 2. “Сочини рассказ”.

Даны слова:  ФЛАГ, ВОРОТНИК, ЗИМА, НОС, ОБРУЧ, АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ.

Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.

Команды работают 3-5 минут, затем представляют свои рассказы.

- Трудно было выполнить задание? Почему?

  Игра “Тропинка, кочки, копна”. Играем в игру “Тропинка, кочки, копна”. Если я скажу: “Тропинка” - все изображают тропинку: приседают друг за другом, руки кладут на плечи впереди сидящему. Если я скажу: “Кочки” - все приседают и закрывают голову руками. Если я скажу: “Копна” - все собираются в круг и поднимают руки вверх, изображая копну. Все встали, играем.

  Задание 3. “Тарабанская грамота”.

BLHСJUGLKIUYUУGЧTVЕGDHGFDSДLЕJHGCDYЬFDSДWQOIUJNNBGVЕFЧGDRCESfWРQALКMNJHUIOUYIRЛMNИVДZЕSQWЛDRFАGYТHUЬLffGFBHNJЕUЧYTREWNVGYTRГDEDRFCVОBNL

   Перед вами – “Тарабанская грамота”. Ваша задача – прочесть, что там написано. Время выполнения задания 3 минуты.

- Что получилось? (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

- Каким образом вы догадались, как нужно выполнить задание?

  Задание 4. “Рисуночное письмо”.

Команда «Солнышко» пишет письмо (с помощью рисунков)

команде «Вишенка»

«Позвони мне сегодня в 6 часов вечера».

Команда «Вишенка» пишет письмо  команде «Радуга».

«Пойдем сегодня после уроков играть в футбол»

Команда «Радуга» пишет письмо  команде «Солнышко».

«Приходи в воскресенье ко мне на День рождения в 15 часов».

    Когда – то люди не знали букв. Но они могли писать друг другу письма. Каким образом? Они могли рисовать. Напишите с помощью рисунков короткое письмо вашим соперникам. Что помогло вам справиться с заданием?

Заключительная часть

   Упражнение “Быстрота реакции”.

   Ведущий быстро зачитывает следующие слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка.  А учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.

   Что получилось? Ведущий демонстрирует, что должно получиться у всех участников игры: Спасибо за работу

   Рефлексия занятия.

    Участники тренинга снова садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия. Как вы себя чувствовали на занятии? Что понравилось? Кому было трудно? 

Занятие 2.

Развивающее занятие «Внимание – мой главный помощник в учёбе»

  Цель: познакомить учащихся с понятием "внимание" и с его значением в жизни человека, способами тренировки и развития внимания.

  Задачи: 

  • знакомство учащихся с предметным содержанием понятия “внимание”;
  • содействие в осознании детьми актуального состояния своего внимания;
  • развитие свойств внимания.

   Материал к занятию: каждому ребёнку раздаётся материал, содержащийся в приложениях.

  Организационный момент

   На доске написано: “… - мой главный помощник в учёбе”. Детям предлагается подумать и расшифровать психическую функцию, без которой ребятам тяжело хорошо учиться играть и выполнять любую работу. Какая психическая функция так нам необходима во всех делах?

Ход занятия

   Задание №1. “Запомни и назови”. Правила игры: в течение 30 секунд дети смотрят вокруг себя и пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопрос ведущего о местоположении и других характеристиках той или иной вещи в кабинете.

  Например: Сколько стульев в кабинете? Сколько выключателей?

  Задание №2. “Найди слово”. Каждому ребёнку, исходя из уровня развития внимания, дается своё приложение.

   А «Найди слово»

К П Р М Н Г Л Ш Д Б Т М С В К Ч Ф Б Щ З Ж Х У А  И О Е О Л Д Ш Г Н К У Ф Ч Т Р Д Б Ж Э Ю Ь А Е И О Л Д Ш Г С И О А Я Ы У Е О Л Д Ш Г Н К Ц В П Р Т Б Д Л Ж Б Л Г Х О  Т П Р Н Г Ш Л Д Б И З Б А Р Т П К В У А О Ю Я Ы А О И Л Д Ш Н Г Р П М Т С Б Д Б Ж Э Ю Ь А Е И О Л Д Ш Г С И О А Я Ы У Е О Л Д Ш Г Н К Ц В П Р Т Б Д Л Ж Б К П Р М Н Г Л Ш Д Б Т М С В К Ч Ф Б Щ З Ж Х У А  И О Е О Л Д Ш Г Н К У Ф Ч Т Р Д Б Ж Э Ю Ь А Е И О Л Д Ш Г С И О А Я Ы У Е О Л Д Ш Г Н К Ц В П Р Т Б Д Л Ж Б Л Г Х

  Б «Найди слово»

К П Р М Н Г Л Ш Д Б Т М С В К Ч Ф Б Щ З Ж Х У А  И О Е О Л Д Ш Г Н К У Ф Ч Т Р Д Б Ж Э Ю Ь А Е И О Л Д Ш Г С И З Б А И О А Я Ы У Е О Л Д Ш Г Н К Ц В П Р Т Б Д Л Ж Б Л Г Х О  Т П Р Н Г Ш Л Д Б Р Т П К В У А О Ю Я Ы А О И Л Д Ш Н Г Р П М Т С Б  

   В «Найди слово»

К П Н Р Т Г Ш  И З Б А Г Н К В П Р Т Б Д Р Т О Е У А Ы Я Ю О З Ш Г Н П Р Т Б Л Д

Задание А - с высоким уровнем развития концентрации внимания;

Задание Б - со средним уровнем развития концентрации внимания;

Задание В - с низким уровнем развития концентрации внимания.

Инструкция: среди буквенного текста вставлено слово. Найди его и запиши в тетради.

   С детьми проводиться физкультминутка (качание икр и ленивые восьмёрки).

   Задание №3 “Лабиринт”.

  А

Б

 

Задания даются разноуровневые:

  Учащимся с высоким уровнем развития распределения внимания даются более сложные задания.

 Задание Б со средним уровнем развития распределения внимания;

 Задание А с низким уровнем развития распределения внимания.

Инструкция: Найди выход из лабиринта.

   Задание №4 “Реши задачку”

Рисунок №1

  Возьмите листочек, где у вас изображены лица девочек.

  Инструкция: Сосчитайте, сколько изображено девочек с черными волосами и черными бантами?   (Правильный ответ - 12.)

  Задание №5 “Расшифруй слово”

  На доске записывается  ряд цифр и ряд соответствующих им букв.

  Инструкция: Нужно расставить буквы в соответствии с рядом цифр, который находится в конце пути на “Поле знаний”, используя предлагаемый ключ.

1

2

3

4

5

6

А

И

Е

В

М

Н

  Расшифровывая, дети заканчивают фразу, написанную на доске в начале занятия, и узнают название психического процесса, который они развивали на протяжении всего занятия.

   Заключение

  А сейчас я вам прочитаю сказку, которая называется “Сказка о внимательном Иванушке”.

    Юля как-то попросила: "Папа, расскажи мне что-нибудь о внимании". Папа поднял голову от стола, улыбнулся ей и пересел на край Юлиной кровати.

- Хорошо. Тебе будет интереснее, если это будет сказка?

- Конечно!

- Ну, тогда слушай. Как обычно сказка начинается?

- В некотором царстве, в некотором государстве… - подсказала Юля.

- Хорошо. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата: старший - Василий, средний - Пётр и младший братец - Иванушка. И ещё была у них сестрица…

- Алёнушка! - радостно воскликнула Юля.

   Пусть будет Алёнушка. Отправилась как-то Алёнушка в лес по грибы, по ягоды. А злая Баба-Яга схватила её и утащила в свою избушку на курьих ножках, в чёрную дремучую чащу, в самую глухомань. Ждали Алёнушку братья - не дождались и пошли на поиски. Выходят они на полянку и видят: на пеньке заяц сидит. Братья за луки схватились, а Иванушка их останавливает: “Подождите, братцы любезные, посмотрите внимательно - глаза-то у зайца оранжевые. Не простой это заяц, заколдованный. Авось поможет он нашу сестрицу сыскать”.

   Заяц прыг с пенька - в лес, а братья за ним. Быстро скачет косой, но и братья не лыком шиты - бегать умеют. Но устали они наконец, и умчался от них заяц. Отдохнули немного братья, стали следы длинноухого искать.Не простая оказалась это задача. “Нет, - говорит старший брат Василий. - Ничего не получается. Не видно заячьих следов!” - “А ты, Вася, внимательно присматривайся, - отвечает Иван. - Тут травка примята, здесь веточка у куста обломана, а там и отпечаток на сырой земле - вот они, заячьи следы”. Пошли братья вслед за Иванушкой по следам и скоро нашли зайца с оранжевыми глазами. Опять бросились они в погоню. Почувствовала Баба-Яга, что кто-то преследует её волшебного зайца, и начала колдовать. Смотрят братья: вместо одного зайца из-за куста три зайца выпрыгнули и кинулись в разные стороны.

   “Хитришь, не выйдет! - кричит Иванушка. - За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь, а уж за тремя - и подавно. Один только из них настоящий. Глядите внимательно, братушки! Тот, что на восток побежал почти весь белый, - не наш, тот, что на запад, слишком тёмный, - тоже не тот, а наш-то - вот он, на север улепётывает!” И снова устремились братья за зайцем.

   Видит Баба-Яга, не сумела обмануть Иванушку, и снова колдовство затеяла. Бегут братья и слышат - дивная песня над лугом разносится. Прекрасные девушки хоровод водят. Пётр загляделся на их красоту, свернул с пути и к лугу подался. “Не отвлекайся, Пётр! - кричит Иванушка. - Смотри за зайцем внимательно”. Но не слушает его Пётр, к лугу бежит. Добежал, а никаких девушек и нет, растаяли под солнечными лучами - наваждение одно. Повернул он назад, а братьев и след простыл. Где же их искать?

   А Иванушка со старшим братом тем временем дальше бегут. Вот-вот настигнут зайца с оранжевыми глазами. А Баба-Яга опять колдует. Налетела гроза ужасная. Гром загрохотал, молнии засверкали, ливень обрушился на братьев. Василий от каждого удара грома, приседает, крестится, больше следит за тем, чтоб в лужу не ступить, а за зайцем и следить-то некогда. "Всё внимание - на зайца!" - говорит ему Иванушка. - "Неспроста эта непогода. Отвлечь нас хотят!" Да Василий уже не может за зайцем следить, от дождя прячется. Так и отстал он от Иванушки. Но тот не сдается.

   Наконец, упал заяц, обессиленный, тут его Иванушка и схватил. В ту же минуту очутился он перед избушкой Бабы-Яги. Огляделся внимательно вокруг и заметил у крыльца ленточку красную - узнал он Аленушкину ленточку, из косы оброненную. “Ага! - думает Иванушка. - Вот где сестрица моя!”

   Ну-ка, избушка, - скомандовал Иванушка, - поворачивайся к лесу задом, а ко мне передом!

   Кряхтя, переваливаясь с боку на бок, повернулась избушка на курьих ножках. Взобрался Иван на крыльцо и взошел в избу. Вскинул лук с каленой стрелой и говорит Бабе-Яге:

   А ну, старая ведьма, освобождай мою сестрицу Аленушку, а не то конец тебе настанет!

   Да что ты, голубок, не видала я твоей сестрицы, - отвечает старуха.

   Оглядел Иван внимательно избу и видит: стоит в углу большущий сундук, запертый на замок, а из-под крышки кончик платья виднеется. Подошел Иванушка к сундуку, сбил замок, отбросил крышку, и выбралась из сундука сестрица его Аленушка.

   Видит Баба-Яга: дело ее плохо. Испугалась ведьма, прыгнула в ступу и вылетела в печную трубу. Иванушка с Аленушкой на лужайку перед избушкой выбежали. Здесь их уже Василий с Петром ждут. Смотрят они в небо: летит Баба-Яга в ступе, виляет из стороны в сторону, потом зацепилась за верхушку сосны и прямо в колючие кусты свалилась.

 - Она метлу с собой не взяла, - сказал Иванушка. - Полетела без рулевого управления. Это все из-за невнимательности.

А теперь ответьте мне на вопросы.

  1. Как Иванушка догадался, что заяц заколдованный?
  2. Что помогло Иванушке найти сестрицу в избушке Бабы-яги?
  3. С помощью какой психической функции Иванушка нашёл сестрицу Алёнушку?
  4. Сколько раз внимание помогло Иванушке в трудных ситуациях? (Ответ: 7 раз.)

  Молодцы! А где нам необходимо внимание? (Ответы: на уроке, в игре, при переходе через дорогу и т.п.)

  Вывод: в любом деле и ситуации человек должен быть внимательным, следовательно, ВНИМАНИЕ необходимо человеку в жизни. Каждый человек может сделать своё внимание лучше.

Занятие 3.

Урок-тренинг «Развиваем память и внимание»

  Цели занятия:

1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.
2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека

  Оборудование: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).

ХОД ТРЕНИНГА

1.Вступительная беседа.

 Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”.  (Читается по памяти.) Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?
- Что такое память? Зачем она нужна человеку?

  • Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
    - Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.

  • Диагностика внимания и памяти.

-Давайте поиграем в игру на внимание.

  Игра “Наоборот”. Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете. (Показываются различные движения, а дети выполняют их наоборот.)

Давайте проверим, насколько вы внимательны.

  Методика 1.

-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

 

4

3

2

8

2

3

6

5

9

7

5

7

6

6

5

9

0

8

3

1

0

1

3

4

0

6

5

7

2

4

1

0

6

2

3

7

6

5

4

4

3

8

8

3

1

8

0

0

3

2

1

5

4

9

0

7

6

3

2

6

3

8

2

6

1

7

6

9

5

8

5

9

7

4

1

7

5

3

9

2

3

6

3

0

7

6

9

1

0

9

-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.
-А сейчас давайте проверим вашу память.

  Методика 2. Зрительная память.

-Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках.

 (1 минута).  Кто сможет повторить?  (Дети называют те предметы, которые они запомнили.  Подводится итог.)

  Методика 3. Слуховая память.

-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

-Кто повторит то, что запомнил?  ( Подводится итог.)

-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.
- Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.

   Игра “Поиск предмета”.

- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.

( На стол кладётся любой предмет.)

- Повернитесь. Что-то изменилось? (Игра проводится несколько раз.)

  • Упражнения по развитию памяти.

-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.

Пример: “Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.

-А сейчас, кто попробует повторить все слова?
-Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.
-А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на слух.  
(Дети все вместе составляют рассказ.)

-Кто повторит?


-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко запоминать различные слова и зрительно, и на слух.

  • Итог занятия. 

 -Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и вниманием на следующих занятиях.

Занятие 4.

Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти»

  Цель:  определение особенностей памяти учащихся; продолжение знакомства с приёмами рационального запоминания и рекомендациями по развитию памяти.

        План занятия

  1. Вступительное слово.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Что думали о памяти раньше.
  4. Основная часть.

а) виды памяти;

б) тестирование различных видов памяти учащихся;

в) феноменальная память;

г) десять заповедей Мнемозины;

д) упражнение для тренировки памяти;

е) как запоминали знаменитые люди;

ж) другие способы запоминания.

  1. Заключительная часть.

а) итог;

б) раздача памяток и упражнений “Как развивать память”.

    Оборудование: магнитные цифры; открытки для тестов и упражнений, картинка “Стол”, памятки “Как развивать память”, таблички с высказываниями древних мыслителей о памяти, индивидуальные карточки для учащихся, заповеди Мнемозины, отдельные предметы (шишка, пуговица, колокольчик, салфетка, шнурок, перчатка, салфетка, новогодняя игрушка, точилка, магнитная доска).

 1. Вступление.  Каждый день человек что-то запоминает: информацию, события, явления, лица, имена… Бывает, хочешь запомнить, а не получается, а иногда не хочешь, а запомнишь. Что-то запоминается быстро, а иногда приходится собирать всю свою волю и учить наизусть.

   Память - способность мозга сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Без нее мы не помнили бы прошлое и не представляли будущего .

2. Сообщение темы и цели занятия. Вы уже поняли, что наше занятие посвящено памяти. Сегодня вы определите, какой вид памяти преобладает у вас и как сделать так, чтобы память вас не подводила.

3. Что думали о памяти раньше. Давайте прочитаем высказывания мыслителей древности, которые так и иначе обращались к вопросу о том, что же представляет собой память, В каком месте человеческого тела она расположена? Почему у одних людей ее больше, а у других меньше?

а). “Память – процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть ни что иное, как распределение этого изменения.”   Диоген, 5 в. до н.э.

б). “Память – это смесь света и тьмы, тепла и холода, и что если эту смесь не взбалтывать, то память будет отличная”. Пармени,.6-5 в. до н.э.

в). “Запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения”. Аристотель.

г). “Память –лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тот час же уносит назад.” Китайская мудрость.

   Конечно, сейчас их размышления кажутся наивными, но все же, я думаю, вам было интересно узнать их мнение.

4. Основная часть. 

а). Все люди обладают памятью. Человек получает информацию по разным каналам, соответственно виды памяти тоже различны:

  • двигательная
  • образная
  • эмоциональная
  • кратковременная
  • оперативная  / от нескольких секунд до нескольких дней/
  • долговременная
  • механическая  /не опирающаяся на понимание/
  • смысловая
  • и другие.

  Каждому человеку важно знать особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала.

б). Тестирование различных видов памяти (таблица у каждого ученика).

Тест № 1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Кратковременная

Зрительная

Слуховая

Логическая

  Теперь с помощью тестов определим, какой вид памяти у вас развит лучше.

ТЕСТ №1. Предъявляется ряд цифр на пять секунд. Необходимо записать цифры подряд по памяти. Пример: 9,3,7,2,6,8,0,5,4,7,3 ……

Норма –семь цифр. Результат записывается в таблицу в первый столбец.

ТЕСТ №2. Предлагается в течение десяти секунд посмотреть на девять картин, изображенных на плакате, затем по памяти написать название предметов, которые запомнили. / Девять предметов – исключительная,

6-8 хорошая, 5 –среднее, меньше пяти – недостаточно/.

ТЕСТ №3. Читается три раза равномерно, с перерывом в одну секунду ряд чисел: 642, 893, 578, 762, 463, 739, 327, 146, 423, 951, После этого требуется записать их по памяти в любом порядке.  / Каждое правильное число- 10% /.

ТЕСТ №4. Читается один раз с интервалом в две секунды десять пар слов: Луч- солнце, медь – свинец, сучок- елка, год – месяц, нуль –число, свет –заря, шум – водопад, дом – обед, нож – вилка, лист – дерево. Через десять секунд перерыва читаются только первые слова, вторые слова пары нужно вспомнить и записать. / Норма составляет не менее 60% - 6 пар /.

  Итак, какой вид памяти у вас развит лучше?

в). Феноменальная память. Из истории известно немало людей, обладающих феноменальной памятью.

- Например, согласно древним хроникам, великие полководцы Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени каждого своего воина . А ведь их было до тридцати тысяч в войске.

- Хранитель ватиканской библиотеки кардинал Джузеппе Меццофанти, по рассказам, владел 57 иностранными языками.

- А итальянский пианист, дирижер и композитор Ферруччи Бузони с одного раза запоминал и позже мог воспроизвести любую из услышанных когда-либо мелодий.

- Знаменитый шахматист Александр Алехин мог играть вслепую на 40 досках.

г).   Десять заповедей МНЕМОЗИНЫ.

  • До такой памяти нам еще далеко, но если пользоваться заповедями МНЕМОЗИНЫ / греческой богини памяти/, то кто знает…. Давайте их прочтем: 

1.Внимание – резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желание, заинтересованности в новых знаниях – тем лучше запомнится.

2. Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель - запомнить ненадолго, надолго, навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условие для лучшего запоминания.

3.Используйте смысловое запоминание: а/ поймайте; б/ установите логическую последовательность: в/ разбейте материал на части и найдите в каждой части “ключевую фразу” или “опорный пункт”.

4.Знайте о таком эффекте: если решение какой – либо задачи прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решенными задачами.

5.Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

6.Начинайте повторять материал “ по горячим следам”, лучше перед сном и с утра.

7.Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.

8.Все, что вы учите, старайтесь применять, Настоящая мать учения – не повторение, а применение.

9.Где это возможно, используйте мнемотехнику: - искусственные приемы запоминания: - а/ связь с тем, что хорошо запоминается / например: каждый охотник желает знать, где сидит фазан –название цветов солнечного спектра – красный оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый/; б/группировка последовательности цифр; в/ рифмование; г/ использование ритма, д/ пропевание и др.

10.Если результаты по каким – либо тестам окажутся лучшими, то во время учебы вам следует опираться именно на этом вид памяти. Если результаты плохие, не падайте духом и не теряйте надежды – память поддается тренировке и при желании ее можно улучшить.

Занятие 5.

Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти»

  Цель:  определение особенностей памяти учащихся; продолжение знакомства с приёмами рационального запоминания и рекомендациями по развитию памяти.

  д) Упражнения для тренировки памяти.

1. На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете, тем лучше. / Нет ошибок – 10 баллов, 1-2 ошибки – 8 баллов, 3-5 ошибок – 5 баллов, 6 и более – 1 балл/. 

2. Внимательно посмотри на эту картинку 20 секунд. Вспомни какие предметы находились на столе, и представь, в какой последовательности они упадут, если стаскивать скатерть со стола. / Нет ошибок – 10 баллов,1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки –4 баллов, 4 ошибки –2 балла, 5 и более –1 балл./

3.Это упражнение можно выполнять вдвоем. Перед тобой набор из двенадцати открыток – шесть по две одинаковых. Они перемешаны. Надо запомнить, где лежат одинаковые открытки. После запоминания открытки переворачивают и ты начинаешь выполнять упражнение. Открывается первая открытка, например, это “жук” и ты должен указывать, где лежит второй такой же  “жук”.На это дается две попытки. Если ты не нашел жука, то упражнение выполняет твой напарник. Все открытки, перевернутые ошибочно, снова переворачиваются картинками вниз, когда “жук” найден, открывается вторая открытка и т.д. / Не могу –1б, могу, но не все – 5 б, могу легко все запомнить – 10 б./

  Даже тесты, которые мы использовали для определения видов памяти, тоже могут служить как упражнения для тренировки.

  е) Как запоминали знаменитые люди. А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди.

  1. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, пол которой был сделан из расколотых бревен, а стеклами в окнах служили вырванные из тетрадей и смазанных жиром, листки бумаги. В школе имелся только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу “гудящий улей”. В этом “гудящем улье” Линкольн приобрел привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь; он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты. “Он надоел мне ужасно, - говорил его компаньон. – Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю. “ Его память была необыкновенно цепкой. “Мой ум,- говорил он,- подобен куску стали. Очень трудно выцарапать в нем что- либо, но уже почти невозможно стереть однажды написанное.” Чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, он пользовался двумя органами чувств. Можете делать тоже самое. Идеальными было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать, и попробовать на вкус.

  2. Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его выступления. Вот что он рассказал: “Тридцать лет назад я каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер в помощь себе мне приходилось иметь листок с записями, чтобы не сбиться. Записи представляли собой первые слова абзацев, их было одиннадцать. Это было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что- либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картину. Я знал их наизусть, но не как не мог запомнить их последовательность. Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! Тогда мои страдания кончились. За две минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз. Я выбросил рисунки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть века, и текст той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать назад, но я мог бы снова написать его по тем же картинкам – они остались в моей памяти”.

   3. Каирский университет аль - Азхар – один из крупнейших в мире. Это мусульманское учебное заведение, имеющее 21 тысячу студентов. На вступительном экзамене от каждого поступающего требуется знание наизусть Корана. Как арабские студенты умудрялись совершать подобные подвиги, кажущиеся невероятным? Посредством повторения. Вы можете запомнить почти бесконечное количество материала, если будете достаточно часто повторять его. Повторяйте сведения, которые вы хотите запомнить, пользуйтесь ими. Применяйте их. Употребляйте новое для вас слово в разговоре. Называйте нового знакомого по имени, если хотите запомнить его имя. Упоминайте в разговоре моменты, о которых вы хотите говорить в публичном выступлении. Сведения, которые используются, закрепляются в памяти.

  ж) Другие способы запоминания. А вот интересно узнать какими способами запоминания пользуетесь вы? / узелок на память “ крестик” на руке, возвращаешься на то место, откуда ушел и т.д./

  У древних американских индейцев существовал обычай – носить с собой пузырьки с благовониями. Присутствуя при каком-то значительном событии, которое им хотелось запомнить до мельчайших подробностей, они вдыхали аромат одного из пузырьков. По прошествии времени, желая воспроизвести в памяти это событие, индейцы, вдыхали аромат, ассоциативно запоминали происходившее.

  5. Заключение. Итак, теперь вы знаете: у кого какой вид памяти развит лучше; как улучшить свою память, с помощью каких упражнений. И в заключении я хочу раздать памятки “ Как развивать память” и упражнения для тренировки. Через месяц мы с вами встретимся и вы продемонстрируете свои успехи.

    Памятка «Как развивать память»

1.Учи стихи.

2.Пересказывай фильмы.

3.Внимательно слушай и наблюдай за всем, что происходит вокруг тебя.

4.Помечай необходимое для запоминая опорным сигналом или ассоциативным значком.

5.Учи языки.

6.Много читай.

7.Слушай хорошую музыку.

8.Бывай на выставках.

9.Веди записную книжку.

10. Конспектируй нужное и интересное.

   Упражнения для тренировки памяти.

Задание 1. Цена каждого запомненного слова 10 баллов. За 45 секунд запомните 15 слов.

1. Ваучер                             9. Культура

2. Виноград                        10. Героиня

3. Манускрипт                   11. Журнал

4. Правило                          12. Зерно

5. Энергетика                     13. Литература

6. Методика                        14. Парнас

7. Масло                              15. Селение

8. Бульдозер      

 Воспроизведите устно или запишите на листе.

  Задание 2. Цена каждой запомненной цифры 10 баллов.

  Запомните 15 чисел за 15 секунд.

  99                      9.71

  24                     10.90

  3.17                  11.63

  4.9                    12.27

  5.32                  13.84

  43                     14.13

  1.  15.21

8.15    

           

  Задание 3. Цена каждой цифры 10 баллов.

  Запомните номера телефонов за 30 секунд.

 895 - 64 - 32

 245 - 47 - 12

 Задание 4. Цена каждого цветка 10 баллов.

 Запомни названия цветов в тексте за 40 секунд.

   Любите ли Вы незабудки? Я подарю Вам орхидеи и, может быть, альпийские фиалки. Сам я люблю петунию, цикламены, аспарагус и традесканцию, но могу довольствоваться и простой ромашкой, настурцией и  флоксами.

  Задание 5.  Цена каждой строки 12,5 баллов.

  Прочитайте любое стихотворение из книги - 8 строк.

  Перед этим дайте себе жесткую установку: "запомнить", затем

  воспроизведите.

  Задание 6. Цена каждой запомненной фигуры 10 баллов.

 Запомните 10 фигур за 20 секунд.

img1

Занятие 6.

Развивающее занятие "Приемы успешного запоминания"

  Цель занятия:

  • научить детей запоминать, используя для этого специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию.

  Задача:

  • обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.

  Оборудование: плакат с опорными словами к тексту, вербальный материал для методики “Пиктограмма”, 4 текста для запоминания, тетради, ручки.

  Содержание занятия

  I. Приветствие. Создание эмоционального настроя. 

  Упражнение “Напиши своё имя”.

   Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необыкновенное, чего вы, скорее всего, никогда еще в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите всё своё тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.

    Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе своё имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V — “знак победы”.

  Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своём правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак “V”.

    В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И тот, кто с этим справился, должен дать мне на этот раз двойной сигнал - поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной знак победы.

  II. Настрой на занятие. Актуализация знаний.

  Беседа-опрос по пройденному материалу:

   Прежде чем мы приступим к теме занятия, давайте вспомним, что мы уже с вами изучили на прошлых занятиях, и ответим на следующие вопросы:

  • Что такое память?
  • Какие виды памяти вы знаете?
  • Бывает ли так, что какой – то материал очень трудно запоминается? Почему?

  III. Работа по теме “Виды запоминания”

  1. Развитие образной памяти на основе ассоциаций

  Методика “Пиктограмма”.

  Детям объясняют, что иногда, чтобы запомнить информацию (слово, предложение, текст), надо представить себе то, что запоминаешь, и обозначить это слово или предложение каким-либо значком. Для того чтобы убедиться в том, что дети поняли способ запоминания,  спрашивают  у детей, каким значком они бы обозначили слово “лето”,

“семья” и т.п.

   Далее детям предлагается потренироваться в обозначении различных слов для того, чтобы лучше их запомнить. Для запоминания предлагается 5 слов конкретного содержания и столько же слов отвлеченного содержания, которые при диктовке лучше чередовать.

   Диагностический материал типа: слон, тетрадь, зима, замок, радость, школа, наводнение, урок, краски, перемена.

   Cлова зачитываются с паузой 5-7 минут. В это время дети делают обозначение этого слова (зарисовку). Нельзя это слово записывать и долго рисовать значок. Если ребенок затрудняется в обозначении слова символом, он может поставить точку или крестик и продолжить обозначение далее. По окончании этой работы детей просят вспомнить и написать те слова, которые они обозначали.

    После этого слова читаются снова, и дети проверяют правильность воспроизведения. Желательно побеседовать с детьми по результатам этой работы с целью выяснения того, что было трудно запоминать или обозначать. Можно устроить обмен мнениями о том, как обозначить то или иное понятие.

  2. Запоминание на основе логического объединения

   Детям рассказывают о том, что есть еще один интересный способ запоминания — объединять отдельные слова, которые надо запомнить, в предложения или словосочетания. Например, детям предлагается построить словосочетание или предложение со словами: яблоко, земля.

   Можно запомнить эти слова, связав их словосочетание: яблоко на земле; или в предложение: Спелое яблоко упало на землю.

    Далее детям объединить в предложения или словосочетания пары слов, типа: пуговица – зима, печка – доска, цветок – стул, дом – книга.

  3. Запоминание текста по опорным словам

   Детям зачитывается текст, который надо запомнить. Для более точного запоминания он просит детей записывать главные (“опорные”) слова в каждом предложении.

  Текст: Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по - галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже прогнали.  (Опорные слова лучше написать на отдельном листе и при проверке запоминаемого открыть эти записи).

Опорные слова:

  • Галка, голубей, кормят.
  • Выбелилась, в голубятню.
  • Как свою, накормили.
  • Закаркала по-галочьи.
  • Голуби прогнали.
  • Вернулась к галкам.
  • Тоже прогнали.

     Во время чтения интонационно выделяются эти слова и замедляется темп чтения, упрощая детям задачу обнаружения и выписывания опорных слов. Один из ребят (по желанию) может выписывать слова на доску. После чтения дети по своим записям восстанавливают предложения (возможны дополнения и уточнения).

  IV. Практическая работа по группам

    Класс делится на 4 группы. Детям даётся следующая инструкция: “Сейчас каждой группе будет предложен текст, который нужно будет запомнить, используя один из способов запоминания. После выполнения этого задания каждая группа представит свою презентацию запоминания текста”.

 

  1группа – способ “пиктограмма”.

Кит

Это огромное морское животное очень похоже на рыбу. Но на самом деле - это млекопитающее. Но на протяжении всей своей жизни киты живут в воде. Они могут задержать дыхание на целых два часа.

Китята родятся хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения. Морская свинья, дельфин, кашалот и кит – все эти животные относятся к китообразным млекопитающим. Кормят они своих детенышей молоком.

На голове у кита есть круглое отверстие – дыхало. Кит всплывает. Тогда из отверстия выбрасывается фонтан воздуха и водяных паров.

Самым большим китом считается голубой кит. Он достигает в длину тридцати метров и весит до ста тонн. Кит пытается креветками и может съедать четыре тонны в день.

  2 группа – способ запоминания на основе логического объединения.

Пираньи

Пираньи – небольшие в длину хищные рыбки. Они населяют реки и озера Америки. Пираньи часто ссорятся между собой. Эти рыбки очень прожорливы.

Пасть хищниц с выступающей нижней челюстью очень похожа на бульдожью. Своими зубами пиранья может легко перекусить палку или палец. Хищницы нападают на любое живое существо. Только бы оно оказалось близко от них. Стая пираний способна за несколько минут обглодать быка. Животное размером с крупную собаку будет объедено за минуту. А ведь средняя длина рыбок – тридцать сантиметров.

  3 группа – способ запоминание текста по опорным словам.

Растения – хищники

Среди хищных растений наиболее известны саррацении из Америки. В Канаде их зовут солдатской кружкой, охотничьим рогом, растением – кувшином. По виду они похожи на кувшинчики вокруг голого стебля. Стебель увенчан большим красным цветком. Яркий цветок привлекает насекомых. Они подлетают к нему и спускаются к кувшинчикам. Число насекомых у больших цветов достигает сорока штук. Вокруг горлышка кувшинчика есть сладкий нектар. Насекомые цепляются за мягкие волоски стен кувшинчика и заползают внутрь. Насекомое попадает в кувшинчик, а волоски выпрямляются. На свободу уже не выйдешь. Скоро бедняги попадают на дно с особой жидкостью. С её помощью растения – хищники очень быстро переваривают свою добычу.

  4 группа придумает и предложит свой способ запоминания текста.

Хризантема

Трон императора Японии зовется хризантемным. Золотистая хризантема – символ солнца. А от солнца произошел японский народ. Так говорится в легенде. Хризантема украшает герб и печать Японии. Только для императора изготовляли ткань для одежды с изображением этого цветка. Никто другой не смел носить такую одежду. Ослушнику грозила смерть.

В сентябре в Японии отмечается праздник осеннего цветения хризантем. Люди украшают этими цветками жилища и храмы, слушают на улицах певцов и музыкантов. Поэты сравнивали хризантемы с ежами, ананасами, потоками масла и молока, дождем из серы и огня, градом трепещущих искр.

   Каждая группа представляет выступление, восстанавливая текст, используя свой способ запоминания.

  V. Рефлексия. Дети рассаживаются в круг, и каждый делится впечатлениями.

  • Что было интересного на занятии?
  • Что нового ты узнал?
  • Какой способ больше понравился? Почему?

  VI. Ритуал прощания.  Упражнение “ДА!”   Этой процедурой хорошо закончить занятие. Она выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения занятия, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии новые знания со старыми, уже имеющимися. Все ученики класса становятся в круг лицом друг к другу. Они держат перед собой руки ладонями вверх.  “Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового — в правую. И когда я скажу: “Готово, давай!”, ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: "Да!"”

   Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.

Занятие 7.

Тренинг «Я учусь запоминать»

   Цель: Продолжать знакомить учащихся с  разными способами запоминания, закреплять их применение на практике. Мотивировать детей на тренировку своей памяти

   Оборудование: таблицы Шульте, конверты с буквами.

Ход занятия

   Беседа с детьми. Настрой на работу. Кому нравится погода сегодня?

   Кто с желанием шел сегодня в школу?  Нарисуйте свое настроение.

   Сегодняшняя наша тема “Я учусь запоминать!” Давайте вспомним: а нужно ли это? Зачем?

   Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на занятии.

   Подготовим наш мозг к работе. Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

   Упражнения на развитие внимания:

1). Работа с таблицами Шульте. Учащимся необходимо внимательно рассмотреть таблицу и назвать пропущенное число. (См. пример таблицы).

1

6

5

7

8

9

2

4

9

4

3

6

5

2

7

8

8

2

1

9

4

6

5

3

6

9

4

7

2

8

1

5

3

5

7

9

8

1

2

6

2

8

5

4

6

3

9

7

2

6

4

3

9

5

8

1

5

1

8

2

7

4

3

9

4

3

9

8

1

5

7

6

  2). Игра “Пишущая машинка” (на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание). “Вы - буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)Эта игра поможет нам развивать своё мышление, ведь прежде, чем запоминать, нужно хорошенько подумать.

  3. Игра «Сгруппируй буквы». Учимся группировать. (У детей конверты с буквами). Сгруппируйте буквы.

А

б

П

Т

К

а

к

Б

П

т

А

К

Б

п

Т

б

п

а

к

т

по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные

Учимся запоминать

   На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Ваша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. (Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает). Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего занятия).

   Оцените себя: меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо, 9,10 слов – отлично
. Как вам понравился ваш  результат?

   Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.

   3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11.
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.   Как запоминали?

 

Занятие 8.

Тренинг «Я учусь запоминать»

   Цель: Продолжать знакомить учащихся с  разными способами запоминания, закреплять их применение на практике. Мотивировать детей на тренировку своей памяти

   Оборудование: тетради, наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти).

Ход занятия

   Беседа с детьми. Настрой на работу. Кому нравится погода сегодня?

   Кто с желанием шел сегодня в школу?  Нарисуйте свое настроение.

   Сегодняшняя наша тема “Я учусь запоминать!” Давайте вспомним: а нужно ли это? Зачем?

   Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем продолжать сегодня заниматься на занятии.

   Подготовим наш мозг к работе. Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

  Минутка отдыха. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.

Рисунок 2

Вспомним ещё с  один способ запоминания информации. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.

После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.

   Развиваем зрительную память.

1.Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. Посмотрите на эту вазу, запомните. А теперь найдите эту вазу среди других.

Рисунок 3                            Рисунок 4

2. Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы. Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте все вам известные виды памяти: тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.

Рисунок 5

Итог занятия. 

- Какой способ запоминания вам показался удобнее?

-В каких случаях мы можем применять различные способы запоминания учебной информации?

- Какую службу может сослужить вам память в учёбе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"

Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации  и дальней...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников

Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников...

Использование инновационных технологий как средства повышения учебной мотивации младших школьников

Статья раскрывает значение современных технологий в учебной деятельности младшего школьника....