ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Канева Татьяна Владимировна

Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога школы, является коррекционно-развивающая работа. В последнее время число обратившихся, составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).  Индивидуальная работа с "любыми" детьми сложна поддерживанием необходимого "энергетического" уровня для создания эффективных отношений в диаде "психолог-клиент", а особенно с детьми с ЗПР. Такие ситуации встречаются как на первых сеансах, так и при дальнейшем взаимодействии. Одной из рекомендаций по преодолению "застоя" в пространстве "психолог-ребенок" может быть смена форм работы. Например, можно предложить ребенку сыграть в самую простую настольную игру - "бродилку".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Канева Татьяна Владимировна, г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №93 Пушкинского раона, педагог-психолог.

Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога школы, является коррекционно-развивающая работа. В последнее время число обратившихся, составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).  Индивидуальная работа с "любыми" детьми сложна поддерживанием необходимого "энергетического" уровня для создания эффективных отношений в диаде "психолог-клиент", а особенно с детьми с ЗПР. Такие ситуации встречаются как на первых сеансах, так и при дальнейшем взаимодействии. Одной из рекомендаций по преодолению "застоя" в пространстве "психолог-ребенок" может быть смена форм работы. Например, можно предложить ребенку сыграть в самую простую настольную игру - "бродилку".

Что же может привлечь психолога в такой игре и как ее можно преобразовать, сделать более "психологической"? Рассмотрим подробнее некоторые аспекты психологической работы с использованием настольных игр "бродилок".

  • Настольные игры со-бытийны, так как позволяют создать уникальный мир диалога взрослого и ребенка, что уже само по себе обладает развивающим, коррекционным, терапевтическим действием.
  • Настольная игра позволяет создать уникальную атмосферу бытия ребенка, перейти на его язык и мотивировать на изменение поведения, донести необходимую информацию.
  • Особая организация пространства позволяет почувствовать общность: ребенок и взрослый, сидя вокруг игрового поля, уже символически объединены.
  • Особая организация времени: спокойный темп, возможность "перемещаться во времени" - переигрывать, обдумывать будущее, стирать прошлое. То есть в настольной игре исчезают грани пространства и времени, остается только "здесь и сейчас".
  • Простота понимания: дойди до цели по легко запоминающимся правилам, что обеспечивает уверенность и безопасность отношений внутри игры.
  • Снимается фактор личной обиды, поскольку в настольных играх в роли "судьбы" выступает кубик, показавший некоторое количество точек. Это уравнивает в правах всех участников игры, и таким образом обеспечивается совершенная прозрачность процесса и его обезличенность, независимость от конкретного человека.
  • Легкость восприятия и отношения: настольная игра - это проста игра. Эта мысль создает ощущение безопасности и личного контроля ситуации, позволяет безнаказанно ошибиться, пробовать различные варианты поведения.
  • Каждый ход - это внимание к определенному игроку, что позволяет всем получить достаточно уважения и признания.
  • Свобода действий во время выполнения задания и их принятие взрослым укрепляют онтологический статус ребенка.
  • Развивающий, психотерапевтический, коррекционный смысл заключается в том, что ребенок может попробовать нехарактерное для него поведение в безопасной обстановке.
  • Минимальный уровень внешних ресурсов: фишка и один для всех кубик подчеркивают значимость личности, индивидуальности ребенка, его опыта, внутреннего мира, у детей появляется возможность побыть наедине с собой, при этом чувствуя поддержку взрослого.

Таким образом, настольные игры -"бродилки" несмотря на кажущуюся простоту, удовлетворяют многие человеческие потребности: в признании, любви, внимании, уважении.

Технология создания психологической настольной игры по типу "бродилки" очень проста: для этого потребуется чистый лист бумаги, карандаш, фишки (любые мелкие предметы) и игральный кубик с точками, который в случае его отсутствия можно легко заменить маленькими бумажными карточками с нарисованными точками или цифрами.

Правила тоже простые: бросаем кубик (вытягиваем карточку с цифрой), делаем определенное количество шагов и выполняем задание, "спрятанное" в определенной клеточке (кружочке). Если задание выполнено верно, игрок получает возможность сделать следующий ход, в противном случае ход пропускается.

В рамках психологической работы настольная игра становится поводом поговорить: задания придумываются ведущим в русле запроса. Что служит заданием и как его "спрятать" в клеточке? Вариантов множество: это может быть вопрос на интересующую тему, просьба прокомментировать какую-либо ситуацию, инсценировка рассказа, демонстрация желаемого поведения в конфликтной ситуации, упражнение, направленное на развитие определенного навыка и пр. Все зависит от того какую цель занятия ставит педагог-психолог. Если эта коррекционная работа по развитию моторики, то в клеточках прячется упражнения на развитие моторики, например "Коза" или упражнения с предметами "Шнуровка", "Застегивание и расстегивание пуговиц" и т.д. Если это коррекционная работа по формированию межличностных отношений, то задания нацелены на преодоление отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей. Например, сначала ведущий может рассказать какую-нибудь историю: "Жил-был мальчик, который...(описываем личностные особенности ребенка), и он хотел бы научится...(описываем запрос). Он отправляется гулять по такой дороге (показываем игровое поле), на которой его ждало много всяких приключений и вопросов. Пойдем ли мы с тобой в такое путешествие?"

Психолог и ребенок по очереди кидают кубик и придумывают задания на определенную тему (например: "Я злюсь, когда...", "Когда я злой, мне хочется..." и др.). Сначала дети могут не сохранять единую линию игры. В этом случае психологу необходимо набраться терпения и подавать пример собственным поведением.

Например, очень застенчивая девочка с трудом устанавливает контакты в группе. На индивидуальных занятиях она заинтересовалась и активно включилась в настольную игру, которая заключалась в вопросах такого типа: "Что ты будешь делать, если захочешь с кем-нибудь поиграть?", "Что ты скажешь ребятам, чтобы тебя приняли в игру?", "Если тебя прогоняют, что ты сделаешь?". Активность девочки очень возрастала во время подобных игр. Через некоторое время девочка стала увереннее общаться с ребятами и воспитателями, стала сама инициировать контакты со сверстниками и взрослыми. Таким образом, простой лист бумаги с нарисованными клеточками послужил мощным стимулом развития необходимого психологического ресурса.

Если это работа по формированию эмоциональной сферы то в клеточках спрятаны игры-упражнения, например такие как, "Встаньте все те, кто...", "Опиши друга", "Что изменилось", "Как ты себя чувствуешь", упражнения на ролевые проигрывания ситуаций.

Если это коррекционная работа по физическому воспитанию, то это упражнения на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастические упражнения, упражнения на выразительность движений.

Кратко обозначу решаемые с помощью настольных игр задачи:

Особенности поведения: например, для застенчивых, тревожных и необщительных детей сама ситуация совместного творчества уже терапевтична - выдумывание заданий, проговаривание их, лидирующая позиция по отношению к взрослому являются стимулом для проявления себя, раскрытия границ Я. Шумные, недисциплинированные, неорганизованные дети также хорошо поддаются терапии настольными играми, потому что внешние ограничения в виде двух простых и понятных правил (строгая очередность ходов и шаги по счету) помогают им совладеть с собственной активностью, научится контролировать поведение и действовать в соответствии с установленными нормами. Таким образом, многочисленные проговаривания и, возможно, инсценировки желаемого поведения позволяют создать новый способ действий у ребенка.

Особенности эмоционально-волевой сферы: настольная игра послужит прекрасным способом научить ребенка понимать собственные и чужие эмоции, покажет экологичные способы поведения в конфликтных ситуациях. Агрессивные, капризные, обидчивые дети смогут обсудить и увидеть в новом свете свои личностные особенности и, возможно, найти другой, более адекватный способ общения с миром.

 Особенности когнитивной сферы: многие задания, рассчитанные на развитие того или иного познавательного процесса, можно представить ребенку в качестве "бродилки", где нужно не только переставлять фишку в соответствии с количеством точек, но и попутно выполнять предложенные задания. Дети с удовольствием играют, воспринимая это как серьезное испытание и тем самым прилагая больше усилий для правильного выполнения упражнений.

С помощью таких игр намного проще и интереснее развить когнитивные способности ребенка, такие как, память, внимание, мышление. Педагог-психолог, используя все то же поле, прячет в клеточки задания, которые помогают развить ребенку эти процессы.

С какого возраста эффективно начинать работать с помощью настольных игр? Не младше пяти лет. В этом возрасте ребенок уже может поставить перед собой цель (научится играть по правилам, придумать историю или задание по определенной тематике), начинает понимать переносной смысл, делает определенные выводы на основании примеров и пытается исправить собственное поведение, исходя из понятого им смысла, сделанных выводов после игры.

Умениями, которыми  должен обладать педагог-психолог при использовании настольных игр:

- уметь говорить об одном событии разными словами;

- четко понимать цель игры и придерживаться ее на протяжении игры;

- подводить итоги игры, выделяя самое существенное и главное;

- с удовольствием играть, отвечать на детские вопросы и быть искренним.

В заключении хотелось бы отметить, ЗПР - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. Настольные игры-"бродилки" в силу своей интимности, таинственности, диалогичности являются очень действенным и простым способом помочь ребенку в формировании и развитии целостной личности. А также помогают педагогу-психологу установить контакт с ребенком, который так необходим для успешной, продуктивной работы.

 

Список литературы:

1. Маркова Л.С. "Построение коррекционной среды для школьников с задержкой психического развития", методическое пособие, АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2005 г.160 с.

2. Никишина В.Б., "Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития", "ВЛАДОС, Москва2003 г., 128 с.

3. Резник С.В. "Игровая методика театральной педагогики как средство разностороннего развития младших школьников", Сборник статей по материалам Второй Международной научно-практической конференции, "Галерея проектов", Иматра - Лаппеенранта, 2015 г. с. 81


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ педагог-психолог ГБОУ школа №93 Пушкинского района СПб Канева Татьяна Владимировна

Слайд 2

Индивидуальная работа с «любыми» детьми сложна поддерживанием необходимого «энергетического» уровня для создания эффективных отношений в диаде «психолог-клиент» , а особенно с детьми с ЗПР Одной из рекомендаций по преодолению «застоя» в пространстве «психолог-ребенок» может быть смена форм работы.

Слайд 3

Настольная игра-бродилка со- бытийны , позволяют создать уникальный мир диалога взрослого и ребенка; позволяет создать уникальную атмосферу бытия ребенка; особая организация пространства позволяет почувствовать общность; особая организация времени; простота понимания; снимается фактор личной обиды; легкость восприятия и отношения; каждый ход это внимание к определенному игроку; свобода действий; минимальный уровень внешних ресурсов; Развивающий, психотерапевтический, коррекционный смысл заключается в том, что ребенок может попробовать нехарактерное для него поведение в безопасной обстановке

Слайд 4

Коррекционная работа по развитию моторики «Шнуровка» «Застегивание и расстегивание пуговиц» «Коза»

Слайд 5

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений Задания нацелены на преодоление отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей .

Слайд 6

Работа по формированию эмоциональной сферы

Слайд 7

Коррекционная работа по физическому воспитанию

Слайд 8

ВОПРОС: С какого возраста эффективно начинать работать с помощью настольных игр? ОТВЕТ: Не младше пяти лет. В этом возрасте ребенок же может поставить перед собой цель (научится играть по правилам, придумывать историю или задание по определенной тематике). ВОПРОС: Какими умениями должен обладать педагог-психолог при использование настольных игр? ОТВЕТ: Уметь говорить об одном событии разными словами; Четко понимать цель игры и придерживаться ее на протяжении игры; Подводить итоги игры, выделяя самое существенное и главное; С удовольствием играть, отвечать на детские вопросы и быть искренним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

"Методика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательной школе".

Только вся система коррекционно-развивающего обучения, позволяет решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе....

Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

В  данном  материале   предоставлены  краткие  описания, виды  и  формы  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  разв...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, с задержкой психического развития.

Цель: развитие психических процессов.Задачи:Развитие зрительной памяти;Развитие словестно-логического мышления;Развитие внимания;Развитие мелкой моторики....