Эссе «Моя педагогическая философия. Век живи – век учись!»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кондукторова Светлана Анатольевна

Учитель. А каким должен быть современный учитель? Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо определёнными понятиями. Учитель для людей во все времена  - это особенный человек, пример для своих учеников на всю жизнь. Много людей поступает учиться на учителя, но не каждый им становится.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе   «Моя педагогическая философия. Век живи – век учись!»
Учитель живет до тех пор,
пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.

                                                                                                К.Д. Ушинский.
Учитель. А каким должен быть современный учитель? Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо определёнными понятиями. Учитель для людей во все времена  - это особенный человек, пример для своих учеников на всю жизнь. Много людей поступает учиться на учителя, но не каждый им становится.
Я мечтала стать учителем с детства.   Веру в меня вдохнула моя первая учительница Жуковская Анна Евсеевна. Она - то и была для меня примером подражания. После учёбы, дома, я становилась учителем для своих кукол, зайцев, медведей и других игрушек. Я ставила им отметки, хвалила  за хороший ответ и ругала за неаккуратность и ошибки в тетрадях.
И когда пришло время выбирать, после восьмого класса я поступила в педагогическое училище. Теперь мне уже был ясен мой путь в жизни, только вперёд покорять вершины педагогики. Отучившись, я вернулась в родную школу города Лахденпохья.
В 19  лет началась моя педагогическая карьера учителем начальных классов. И ни разу не пожалела об этом. Первую педагогическую практику  мне посчастливилось пройти у своего первого учителя. Я шла к  детям  с радостью, смотрела в их горящие глаза, чувствовала их доверие, неподдельную любовь и уважение. Как когда–то я была ученицей у своего учителя. Мне важно было показать, чему я научилась. Достойна ли я звания учитель?
Прошли  уже больше двадцати лет работы в школе. Выросли свои дети: сын и дочь. Постоянно занимаюсь самообразованием, повышаю квалификацию. В 2010  году получила  высшую квалификационную категорию. В этом мне помогают мои родные, дети и муж. Участвую в различных конкурсах на разных уровнях. В школе работать очень нравится, люблю детей, пытаюсь научить всему, что знаю и умею, а они в свою очередь меня! Свой  персональный сайт  на  портале ucoz.ru   я назвала «Век живи - век учись!»
Да, наступил новый век, прибавилось опыта и знаний, многое сделано в профессии, но ощущение радости и удовлетворение от работы остаются всегда. Перечитываю  книги, смотрю кинофильмы, беседую с коллегами и все время спрашиваю себя: «Чем эта профессия особенна?» И отвечаю сама себе: «Профессия учителя столь же древняя, как и история культурного человечества. В роли учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. Это было почётно, важно, ответственно.  И я не просто член нашего общества, работник, мастер педагогического труда, я - учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи».
Учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы,  направляющей и организовывающей, но обязательно оставляющей своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому требуется  умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону  ближайшего развития. Именно в мои руки родители передают своих ребятишек. Еще вчера, всеми заботливо опекаемый, ограждаемый от всяких житейских сложностей, маленький человек в одночасье вступает в самостоятельную жизнь, где сталкивается с огромным количеством свалившихся на него обязанностей:   учиться планировать свой день, делать уроки, находить общий язык со сверстниками, учителями, переваривать и осваивать потоки новой информации. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Роль  первого учителя  очень важна для ребёнка, который пришёл в первый класс.
      Я считаю, что учитель начальных классов  – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Еще В.А.Сухомлинский поставил перед собой важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Эти задачи остаются для учителя начальных классов очень актуальными и современными. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предметам, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися.  Шагаем в ногу со временем.
Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. И если, посмотрев в глаза и поговорив с таким учителем,  ребёнок скажет маме и папе: «Я хочу учиться только у этого учителя»,  тогда и протянется невидимая ниточка взаимодействия между учеником и педагогом, это и послужит  важным началом  внутреннего понимания.
Чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология развития критического мышления, проблемная, проектно- исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно- ориентированного подхода. Связующим звеном всего вышеперечисленного становится игровая деятельность, в которой ученик начальной школы чувствует себя всегда комфортно.
Педагог должен много внимания уделять родителям своих учеников. От взаимодействия к взаимопониманию и сотрудничеству - именно таким образом строится работа современного педагога с родителями и социумом.
     Работая в школе,  очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку, хотят рассказать,  что случилось у них дома. Как не погасить веру в себя, в учителя?  Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет.
Я, как классный руководитель, стараюсь строить доверительные отношения со своими детьми, ведь только в доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Очень раскрываются дети в походах, на экскурсиях и поездках. Они берут умение общаться, стараются быть коммуникативными. Кроме того,  учитель должен нести высокую культуру, т.е. быть культурным внешне и внутренне, придерживаться здорового образа жизни, постоянно находиться в творческом поиске.  
В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и центральное место в ней занимает урок. Хороший урок пролетает незаметно. Звенит звонок с урока… Дети удивляются: «Светлана Анатольевна! Уже закончились все уроки?» Таких уроков в моей практике становится всё больше. Не замечаешь, и как пролетают четыре года обучения в начальной школе. Прощаться всегда тяжело. И через каждые четыре года вновь беру маленьких первоклашек, чтобы  снова  научить читать, писать, считать, общаться и снова находить решения проблем…
  Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности на уроке. Ученик становится учителем, обучаясь, учит других, ставит цель и решает проблемы, начинает диалог. Это интересно. Учеба становится увлекательным, желанным занятием. Учитель и сам постоянно находится в творческом поиске, самосовершенствуется, ведь личный пример – самый наглядный.
 Мои достижения - это успешная работа с детьми. Мои ученики любят школу, участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях. Они занимают призовые места, и  это их подстёгивает учиться с  интересом дальше. А я вместе с  ними учусь, и на сегодняшний день у меня высшая квалификационная категория, как итог педагогической деятельности. Вместе с детьми собираем портфолио своей деятельности и шагаем по жизни дальше. С развитием современных компьютерных технологий важнейшими педагогическими средствами являются образовательные  Интернет-ресурсы. Открытый и свободный доступ к информации  дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и оперативно получать необходимую ему информацию. У меня создан и мини-сайт, где опубликованы  мои работы и  детей.
             В заключение хотелось бы сказать, что всегда самым главным для учителя оставалось уважение к себе и окружающим, ведь без чёткого позиционирования себя как старшего и умудренного опытом невозможно добиться авторитета у своих подопечных, а без должного уважения к детям невозможно общаться на равных.
     Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. Это главное в моей профессии. Вот почему я каждый день спешу в школу со словами: «Век живи - век учись!».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Эссе "Моя педагогическая философия" "Век живи- век учись".

Статья может быть полезна педагогам, желающим принять участие в профессиональном конкурсе педагогического мастерства....

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...

Эссе «Моя педагогическая философия. Век живи – век учись!»

Учитель. А каким должен быть современный учитель? Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо определёнными понятиями. Учитель для людей во все времена  - это особенный ...