развивающая программа
рабочая программа
Развивающая программа для детей,
обучающихся в начальной школе
«Увлекательная переменка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dinamicheskaya_pauza.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая программа для детей,
обучающихся в начальной школе
«Увлекательная переменка»
Педагог - психолог: Лебёдкина Е.Д.
Москва 2017-18 г.
Пояснительная записка
Программа «Увлекательная переменка» является формой работы по направлению – психологическое сопровождение внедрения ФГОС в начальной школе. В разработке и апробации программы приняли участия педагоги – психолог Лебёдкина Е.Д.
Основные направления работы по данной программе были намечены в результате анализа основах пунктов положения о Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а именно:
Подпункт 3.1. Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Подпункт 4.1.3. Базисный учебный план начального общего образования
- Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Подпункт 4.1.7. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
В результате детального анализа основных требований стандарта были выделены приоритетные направления развивающей работы:
- Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы
- Развитие статодинамической (двигательной) функции
- Развитие мыслительной сферы ребенка
Цель - данные направления должны формировать и развивать знания, умения и навыки, а также личностные качества ребенка необходимые для успешного прохождения адаптационного периода и освоения новых требований в системе образования.
В соответствии с целью формулируются следующие задачи (линии развития)
- Развитие коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
- Формирование социальных навыков:
- Развитие мыслительных операций в частности знаково – символической функции
- Развитие моторно - двигательной сферы (профилактика нарушения осанки и гиподинамии)
Для реализации поставленных задач необходима такая форма работы, которая позволяла бы объединить данные направления развития и давала возможность не только сформировать новый навык, но и автоматизировать его. Другими словами перевести качественно новое образование из зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка первоклассника.
Игры сгруппированы в соответствии с линиями развития: «игры, способствующие более успешному процессу адаптации», «игры направленные на развитие мыслительной сферы ребенка» и т.д.
Условия реализации
- Сорки проведения – в течение учебного года.
- Участники развивающего процесса – ученики 1-4 класса общеобразовательной школы.
- Время проведения одной игры 5-15 минут.
- Количество участников определяется спецификой предлагаемой игры (места проведения, игрового замысла, возраста участников и т. д.)
- В связи с тем, что «Увлекательная переменка» является работой развивающего направления, проведение игр может реализовывать следующий участник образовательного процесса:
- педагог – психолог школы;
- учитель (классный руководитель);
- руководитель группы продленного дня;
- учитель физкультуры;
- вожатый;
- старшеклассник (в присутствии учителя).
- В связи со спецификой школьных перемен (проветривание классов, большое скопление учеников в коридоре и т.д.) взывающих затруднения проведения «Динамических пауз» необходим подбор игр с учетом специфики проведения:
- характеристика игрового пространства;
- рекомендации к проведению;
- четкие инструкции, регламентирующие последовательность (очередность) действия каждого участника;
- характеристика места и время (урочное, внеурочное) проведения;
- нюансы пространства школы.
- С целью оптимизации качества и количества проведенных игр задействовать время не только школьных перемен, но и время урока (10 минут урока по нормативам) а также время продленного дня.
Специфика игры и упражнений
Для успешной реализации поставленной цели программы перед нами стаяла задача подбора «универсальный» игр и упражнений. В практической реализации это означает, что в процессе проведения одной игры создается возможность для формирования всех знаний, умней и навыков заявленных как основные линии развития.
В процессе подбора и анализа материала нами было признано целесообразным структурирования перечня игр и упражнений на основе ведущего направления развития.
В результате используемые игры и упражнения в учетной форме соответствуют задачам программы, а именно:
- Игры на развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы
- Игры на развитие статодинамической (двигательной) функции
- Игры на развитие мыслительной сферы ребенка
Отдельным пунктом выделяются игры, рекомендуемые к проведению в первые три недели адаптации ребенка к школе.
Так же в учетной форме было признано целесообразным не указывать цели данной конкретной игры, а определять ее специфику формулирование возможностей данного взаимодействия.
Это поможет специалисту точнее подобрать именно ту игру, которая отвечает актуальным потребностям группы детей на данный конкретный момент.
Специфика организации игр:
- характеристика игрового пространства;
- рекомендации к проведению;
- четкие инструкции, регламентирующие последовательность (очередность) действия каждого участника;
- характеристика места и время (урочное, внеурочное) проведения;
- нюансы пространства школы.
В процессе подбора игры и упражнений были проанализированный
следующие источники:
Фопель, К. «Как научить детей сотрудничать? : в 4-х частях
О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
Начальная школа (1-4 классы)
С.В. Кривцова «Жизненные навыки» Уроки психологии
М.Р. Битянова «Практикум по психологическим в играм с детьми и подросткаки»
А.З. Зак «Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет»
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления у детей»
Н.В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению»
Чистякова М.И. Психогимнастика
О, Н. Козак «Путешествие в страну игр»
Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед, 2005 - №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова
Рабочая программа по письму (русскому языку )и азбуке (литературное чтение) по развивающей системе Занковаструктура программы:1.пояснительная записка2.содержание программы учебного курса3. учебно-тема...
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...