Рабочая программа-Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться".
рабочая программа
ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
(36 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsiya_psihomotoriki_i_sensornyh_protsessov.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
для учащихся 1 - 6 классов
АКТУАЛЬНОСТЬ
Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специаль-ные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и под-готовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллек-туальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития:
- общность основных факторов и движущих сил развития;
- возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;
- сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;
- органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.
Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. При проведении коррекционных занятий необходимо разделение учащихся на группы с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.
Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осяза-тельного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналити-ко-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- восприятие пространства;
- восприятие времени;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- тактильно-двигательное восприятие;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Программа строится на обучении учащихся по группам, 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психи-ческому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Коррекционные групповые занятия проводятся во второй половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 36 часов в год.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:
- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;
- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;
- работа с локальными мышечными движениями;
- для повышения устойчивости;
- работа с патологическими ригидными телесными установками.
Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
К ней относятся:
- упражнения на развитие чувства ритма;
- развитие перцептивных и мнемических возможностей;
- формирование пространственных представлений;
- упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
- развитие ловкости, точности, одновременности движений;
- развитие произвольного внимания.
Раздел 3 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
- различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- различать речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- распознавать эмоции;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
(36 часов)
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- быстро и точно передвигаться в пространстве;
- анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);
- определять времена года и называть их признаки;
- последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
- выполнять творческие работы из различных материалов;
- конструировать без опоры на образец;
- выделять предмет из группы;
- определять картинку к заданным эталонам;
- определять материал, из которого сделан предмет;
- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
- выполнять пальчиковые упражнения;
- различать основные цвета, знать оттенки цветов;
- классифицировать фигуры по нескольким признакам;
- ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
- распознавать основные эмоции, уметь их показывать;
- составлять предмет из частей;
- знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;
- выполнять графические работы под диктовку педагога;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы занятий | К-во час. |
| Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ | 1ч. |
1 | Общая осведомлённость. Мелкая моторика. Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. | |
| Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 8: |
2 | 1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. | 2 ч. |
3,4 | Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "Приключения Буратино и его друзей". | 2 ч. |
5,6 | Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек.). "Приключения Буратино и его друзей". Приключения продолжаются. | 2 ч. |
7,8 | Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег). | 2 ч. |
| 2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (2 часа) | 2 ч. |
9 | Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации. Этапы релаксации. "Незнайка в стране снов". | 1 ч. |
10 | Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела. "Буратино мечтает о кладе". | 1 ч. |
| 3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики | 5 ч: |
11 | Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"* | 1 ч. |
12 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к походу на "Поле Чудес", "Встреча с Карабасом - Барабасом"* | 1 ч. |
13 | Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Побег от Лисы Алисы и Кота Базилио" | 1 ч. |
14,15 | Развитие умения контролировать сменяемость действий "Выступление в театре кукол". | 2 ч. |
| 4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков | 3 ч: |
16 | Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "Буратино в школе". | 1 ч. |
17 | Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Сказкотренинг "Буратино в школе", "Приключения Буратино" (Придумай историю сам) | 1 ч. |
18 | Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Буратино учится". | 1 ч. |
| 3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. | 6: |
| 1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов. | |
19 | Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Спортивные увлечения Буратино". | 1 ч. |
20 | Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Буратино и его друзья любят спорт" | 1 ч. |
21,22 | Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый театр". | 2ч. |
23,24 | Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". | 2ч. |
| 2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. | 3: |
25 | Ориентировка на собственном теле и теле другого "Черепаха Тортилла и её лягушки". | 1 ч. |
26 | Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Буратино сажает денежное дерево". | 1ч. |
27 | Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Буратино в гостях у черепахи Тортиллы". | 1ч. |
| 3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. | 1 ч: |
28 | Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро. Последовательность событий. | 1 ч. |
| 4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие. | 2ч: |
29 | Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. | 1 ч. |
30 | Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек" | 1ч. |
| 5 МОДУЛЬ. Изучаем эмоциональный мир. | 3 ч: |
31 | Страх/испуг. Сказкотерапия "Лиса и петух" Грусть/Печаль. Сказкотренинг "По щучьему велению". | 1 ч. |
32 | Радость. Игротренинг "Цветик - семицветик". Доброта "Волк и телёнок". | 1 ч. |
33 | Гнев. Сказкотренинг "Лиса и заяц". Злость. Сказкотренинг "Золушка". | 1ч. |
| 4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ | 2ч. |
34,35 | Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика. Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений. | 2 ч. |
| Всего 36 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа занятий театрального кружка
Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Рабочая программа занятий детской киностудии "Витязь"
Программа написана для занятий с детьми 11-12 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»
Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума» в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовате...
Рабочая программа занятий кружка «Весёлый английский» для учащихся 4-х классов
Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности, п...