Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Курлянчикова Анастасия Витальевна

Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших

школьников с задержкой психического развития

1 занятие

Знакомство с новым форматом обучения

1. Приветствие (5 минут)

Занятие начинается с приветственного слова педагога. Приветствие — это

особый ритуал, которому ребенок и педагог придерживаются на каждом

занятие. Занятия проходят в дистанционном режиме, и ритуал приветствия

будет следующим: «Ребенок и педагог начинают играть в «Ладушки» и на

последний удар одной рукой, мы даем «пять» друг другу, что означает

начало занятия».

2. Упражнение «Инопланетяне» (7 минут)

Ребенку показывается картинки с инопланетянами, составленных из

геометрических фигур, которых необходимо запомнить в течение 30 секунд.

После чего картинка убирается, и ребенок рисует инопланетян, которых

запомнил.

3. Упражнение «Слушаем и рисуем» (5 минут)

43

Ребенку необходимо прослушать стихотворение и по памяти нарисовать те

предметы, про которые говорились в нем.

4. Упражнение «Школа» (7 минут)

Ребенку необходимо вспомнить, что его окружает, когда он идет в школу.

Составить рассказ по воспоминаниям его маршрута до школы.

5. Прощание (5 минут)

В конце занятия педагог предлагает ввести ритуал прощания. Ребенок и

педагог в конце занятия буду давать «пять» двумя руками и желать хорошего

дня.

2 занятие

Упражнения и игры на развитие зрительной памяти

Цель: развитие зрительной памяти.

1. Приветствие (5 минут)

Занятие начинается с приветственного слова педагога и ритуала приветствия.

2. Упражнение «Запоминай-ка» (5 минут)

Ребенку предлагается в течение 10 секунд внимательно рассматривать

картинку. Ответить на вопросы.

- Сколько ребят ты увидел на картинке?

- Что делали ребята?

- Есть ли животные на картинке?

- Что было на голове у снеговика?

3. Упражнение «Разноцветная лесенка» (5 минут)

44

На экране ребенку представлены 7 квадратиков разных цветов. Ребенку

дается 5 секунд, чтобы запомнить в каком порядке были расположены цвета,

потом они закрываются. Ниже расположены квадраты в такой же форме, где

ребенку необходимо будет их закрасить цветом, в порядке, который он

запомнил.

4. Игра «Парочки» (5 минут)

Ребенку необходимо будет соединить 8 пар. На экране будут расположены

картинки в произвольном порядке, в течение 10 секунд ребенок внимательно

рассматривать их, потом они переворачиваются, а ребенку необходимо найти

пары.

5. Игра «Чего не стало?»(5 минут)

На экране будут расположены 10 предметов (овощи), ребенку необходимо в

течение 5 секунд внимательно смотреть на них. Затем ребенок закрывает

глаза, и педагог убирает один предмет. Ребенок называет, какой предмет

убрали.

6. Прощание

В конце занятия педагог предлагает ввести ритуал прощания. Ребенок и

педагог в конце занятия буду давать «пять» двумя руками и желать хорошего

дня.

3 занятие

Упражнения и игры на развитие слуховой памяти

Цель: развитие слуховой памяти

1. Приветствие (3 минуты)

Проводится ритуал приветствия, который ввели на первом занятии.

2. Игра в слова на разные буквы (7 минут)

45

Педагог зачитывает определенный набор слов (10 слов) и говорит, что

ребенку необходимо слушать внимательно и запоминать.

Огурец, солнце, озеро, слон, окно, сова, овал, стол, олень, собака

- Назови слова, которые запомнил

- Назови слова, начинающиеся на букву «О», которые запомнил, а теперь на

букву «С»

- назови все слова, которые смог запомнить.

3. Упражнение «Лето на даче» (5 минут)

На экране появляется картинка, которую необходимо будет раскрасить

ребенку, после прослушивания текста. Педагог зачитывает текст, а ребенку

необходимо внимательно слушать и запоминать, какого цвета предметы и

потом раскрасить картинку в соответствии с прослушанным текстом.

4. Игра «Эстафета слов» (5 минут)

Данная игра проходит по аналогии игры «Снежный ком». В начале игры

задается тема слов, например, «Овощи», педагог называет первое слово и тем

самым, передает эстафету ребенку, он называет ваше слово и добавляет свое,

связанное с заданной темой. Темы слов можно менять и количество,

запоминаемых слов тоже.

5. Упражнение «Нарисую по памяти»

В данном задании ребенок с помощью педагога вспоминает упражнение с

предыдущего занятия, в котором он рассказывал, чем занимались ребята на

улице, какое время года было. После словесной инструкции и воспоминаний,

ребенку необходимо воспроизвести рисунок, который мы описали.

6. Рефлексия и ритуал прощания (5 минут)

46

Ребенок делится впечатлениями о пройденном занятии, рассказывает, что

запомнил. В конце занятия проходит ритуал прощания.

4 занятие

Игры на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти

1. Приветствие (3 минуты)

Проводится ритуал приветствия, который ввели на первом занятии.

Ребенок вспоминает и повторяет то, что проходили на предыдущих занятиях.

2. Игра «Повтори движение» (7 минут)

Ребенок и педагог становятся друг напротив друга. Педагог показывает 5

движений, которые необходимо запомнить ребенку и повторить. Ребенок

также может придумать движения, а психологу необходимо будет повторить.

3. Упражнение «Закрытыми глазами» (10 минут)

Родители помогают ребенку и завязывают глаза, на стол кладут листочек и

ручку на место, где всегда они лежат, когда ребенок делает уроки. Педагог

дает задание:

- взять ручку и написать 3 строчки из стихотворения, которое помнит;

- с новой строки начертить прямую линию на всю строчку, а ниже

нарисовать волнистую линию;

- сложить двухзначное число с двухзначным в столик.

4. Игра «Запрещенное движение» (5 минут)

Правило игры заключается в том, что ребенку необходимо повторять

движения за педагогом, но будет одно запрещенное движение, которое

делать нельзя будет, например, поднимать руки наверх.

47

5. Рефлексия и проведение прощального ритуала

Ребенку необходимо будет вспомнить, какие движения были в игре «Повтори

движение», какое было движение запрещенным, в последней игре, а также

поделиться своими эмоциями, после занятия. В конце проводится ритуал

прощания.

5 занятие

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Цель: развитие словесно-логической памяти

1. Приветствие (3 минуты)

Проводится ритуал приветствия, во время которого ребенок рассказывает,

что он помнит с предыдущего занятия, делится своим настроением перед

началом занятия.

2. Упражнение «По парам» (5 минут)

В данном упражнении ребенку необходимо соединить слова в пары, главное,

чтобы они подходили по смыслу. (Игра создается на сайте)

3. Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

В данном упражнении ребенку необходимо выстроить ряд ассоциаций для

одного слова. На экране будет расположен ряд слов, к которым ребенку

необходимо будет придумать ассоциации.

4. Упражнение «Рисуем схему» (7 минут)

В данном задании педагог учит ребенка, как содержание предложения можно

представить в рисунке-схеме, и это будет понятно только автору. Например,

на берегу моря стоит большой дом и рядом с ним растет дерево. Как только

ребенок поймет смысл данного задания, можно переходить на тексты

больше.

48

5. Рефлексия

На данном этапе ребенок делится эмоциями, которые получил на занятие,

рассказывает, что узнал нового на занятии. В конце занятия происходит

ритуал прощания - «пять» двумя руками и желают друг другу хорошего дня.

6 занятие

Подведение итогов

Цель: рефлексия проведенных занятий, повторение пройденного

материала

Занятие начинается с ритуала приветствия. План занятия зависит от ребенка.

Мы обсуждаем, чему научился ребенок за период коррекционных занятий,

какие упражнения и игры ему понравились больше всего, а какие не

понравились или вызвали трудности при выполнении.

Выполняем упражнения, которые больше всего запомнились ребенку, а

также разбираем те, в которых у него были трудности при выполнении. В

конце ритуал прощания.

Контрольное занятие

1. Приветствие (3 минут)

Проводится ритуал приветствия, во время которого, ребенок рассказывает,

что нового узнал в школе, сохранились у него в памяти занятия, которые он

посещал.

2. Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

В данном упражнении ребенку необходимо выстроить ряд ассоциаций для

одного слова. На экране будет расположен ряд слов, к которым ребенку

необходимо будет придумать ассоциации.

3. Игра «Чего не стало?» (5 минут)

49

На экране будут расположены 15 предметов, ребенку необходимо в течение

10 секунд внимательно смотреть на них. Затем ребенок закрывает глаза, и

педагог убирает несколько предметов. Ребенку необходимо найти предметы,

которые исчезли, игру можно повторить.

4. Упражнение «Имена» (7 минут)

Ребенку необходимо внимательно слушать текст и запоминать имена героев.

После прослушивания текста, ребенку необходимо назвать имена, которые

услышал, если пропустил какое-то имя, текст следует прочитать еще раз.

5. Рефлексия (5 минут)

Ребенок делится впечатлениями после пройденного занятия, рассказывает,

были трудности при выполнении занятий или все было легко. В конце

занятия проходит ритуал прощания с пожеланием хорошего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития

ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....