Программа коррекционного курса "Здравствуй, первый класс!" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Цель программы: создание социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционного курса | 66.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
коррекционного курса «Здравствуй, первый класс»
обучающихся 1д класса
(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
количество часов: 66 ч.
Составитель: Сыч Н.В.
педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский
2022 – 2023 г.
- Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» (1 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ППк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учебно-методического комплекса Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС /сост. Е. В. Языканова. - 22-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 79., Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003 – 168 с.; Хухлаева О.В. – Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 10-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 312 с.
Нормативно-правовая база для разработки программы
Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» для 1д класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233;
от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» составлена
в соответствии с адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.)
в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2022 г. №468 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
Цель и задачи коррекционного курса
Цель программы: создание социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР вар. 7.2.), способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному, коммуникативному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
- развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.
- Характеристика коррекционного курса
Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:
- Входящая диагностика (3 часа);
- Я и мои эмоции (10 часов);
- Темперамент и характер (7 часов);
- Развитие коммуникативных умений и навыков (8 часов);
- Психика и познание мира (35 часов);
- Итоговая диагностика (3 часа);
Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Здравствуй, первый класс» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые проходят в форме игровой деятельности, беседы.
Все задания в разделах можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса;
- задания на развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.
Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:
- вводную часть,
- основную,
- заключительную.
Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).
Задача основной части – развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 15 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивание учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Структура занятий в разделе «Введение в школьную жизнь» включает в себя те же элементы, что и в разделе «Развитие познавательных процессов», но отличается наполняемостью.
Задача вводной части направлена на создание благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации на предстоящее занятие. Продолжительность вводной части – 5 минут.
Основная часть является «ядром» коррекционного занятия и построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма,
в обсуждении, в игре. «Закон тройного прикосновения» позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Продолжительность основной части – 15 минут.
Задача заключительной части состоит в анализе и обсуждении с ребенком, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Содержание программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности
и глубины предшествующей диагностической работы. - Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов
и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося
к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть
в зону актуального развития.
- Место коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 1 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования. Согласно индивидуальному учебному плану реализация программы коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» рассчитана на 66 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 30 мин.
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Содержанием коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» является знакомство школьника с нормами школьной жизни, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной сферы. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возрастам плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая
в процесс восприятия мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.
Основным направлением в развитии памяти учащегося является формирование
у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации,
на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей с ЗПР, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса
Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» обеспечивает достижение учащимися 1 класса определенных личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации,
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов деятельности
и формирование личностного смысла учения,
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей,
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- умение концентрировать и переключать своё внимание,
- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ,
- умение использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- формулирование собственного мнения,
- использование речи для регуляции собственных действий.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы
с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Сроки | Вид диагностики | Задачи | Содержание | Формы |
Сентябрь | Входящая | Определение уровня сформированности познавательных процессов, особенностей эмоционально - личностной сферы. | -Тест интеллектуального развития Д. Векслера; -Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена; - методика «10 слов»; - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго); -методика «Существенные признаки», - методика «Исключение лишнего», - тест Тулуз-Пьерона, - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор, - цветовой тест М. Люшера, - методика «Лесенка», - анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой. | Тестирование |
Май | Итоговая | Определение уровня сформированности познавательных процессов, особенностей эмоционально - личностной сферы. | - Тест интеллектуального развития Д. Векслера; - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена; - методика «10 слов»; - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго); -методика «Существенные признаки», - методика «Исключение лишнего», - тест Тулуз-Пьерона, - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор, - методика «Лесенка», - методика «Домики» (модификация О. А. Ореховой), - анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой. | Тестирование |
6. Содержание программы коррекционного курса
РАЗДЕЛ 1. ВХОДЯЩАЯ ДИАГНОСТИКА
Занятие 1. Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.
Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов, пространственно-временных представлений
Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей. Определение уровня развития мыслительных операций
и эмоционально-личностных особенностей.
РАЗДЕЛ 2. Я И МОИ ЭМОЦИИ.
Занятие 4. Что такое эмоции. Знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей.
Занятие 5. Какие бывают эмоции? Расширить у детей активный словарь понятий, обозначающих эмоции; развить мимический и жестовой репертуар выражения эмоций.
Занятие 6. Радость – одна на всех. Знакомство с эмоцией радость; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Занятие 7. Чудо-дерево. Знакомство с эмоцией удивления; закрепление мимических навыков.
Занятие 8. Наши страхи. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения.
Занятие 9. Грусть и печаль. Обучить распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; сформировать чувство товарищества, взаимопомощи.
Занятие 10. Я контролирую себя. Развить произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
Занятие 11. Слушай команду. Развить произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.
Занятие 12. Волшебная клетка. Развить произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.
Занятие 13. Планета эмоций. Научить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закрепить знания об основных эмоциях, снятие психо-эмоционального напряжения.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Занятие 14. Что такое темперамент? Знакомство детей с предметным содержанием понятия «темперамент»; осознание детьми наличия индивидуальных различий между людьми.
Занятие 15. Типы темперамента. Развить умения различать типы темперамента, опираясь на знание их психологических характеристик; мотивировать детей на осознание собственных особенностей темперамента.
Занятие 16. Разные люди – разные типы темперамента. Закрепить умение различать типы темперамента, опираясь на значение их психологических характеристик. Помощь
в осознании детьми собственной уникальности и неповторимости через обнаружение
у себя проявлений того или иного типа темперамента.
Занятие 17. Разные люди – разные характеры. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «характер», с чертами характера. Развить умения описывать черты характера, развитие произвольности поведения.
Занятие 18. Какой у меня характер? Актуализировать представления о хороших
и плохих чертах характера. Мотивировать обучающихся на осознание собственных черт характера.
Занятие 19. Какой характер у других. Научить детей осознавать особенности собственного характера на основе оценки своих поступков. Развитие экспрессивных способностей детей.
Занятие 20. Мой характер: оценим недостатки. Научить детей осознавать непривлекательные черты своего характера за счет получения обратной связи; поддерживать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе.
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Занятие 21. Что такое общение? Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развить социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Занятие 22. Путешествие в страну «Понимание». Усвоить нормы общения с детьми
и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества
и взаимодействия.
Занятие 23. Я – доброжелательный. Сформировать уважительное отношение друг
к другу, развить коммуникативные навыки, формирования устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я - концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Занятие 24. Волшебные средства взаимопонимания. Познакомить с «волшебными средствами понимания» – интонацией и мимикой. Развить сочувствие и внимание
к людям, умений описывать свои ощущения.
Занятие 25. Драки и обиды. Создать условия для понимания обучающимися того, что
в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; накопление учащимися опыта общения, опыта решения жизненных ситуаций.
Занятие 26. Мы поссорились и помирились. Сформировать способность к разрешению конфликтов; создать условия для понимания обучающимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; уважать чувства, желания других людей; развитие эмпатии (сопереживания).
Занятие 27. Застенчивость и уверенность. Повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии (сопереживания).
Занятие 28. Дерево дружбы. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания
и психологической безопасности, создание благоприятного психологического климата
в классе.
РАЗДЕЛ 5. ПСИХИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА
Занятие 29. Королевство Внутреннего Мира. Мотивировать детей на познание самих себя. Создание первоначального представления о специфике внутреннего мира.
Занятие 30. Сказка о волшебных зеркалах. Познакомить детей с основными составляющими Я-образа; создать условия для развития самоанализа и рефлексии.
Занятие 31. Сказка о волшебных зеркалах. Закрепить интерес детей к самопознанию; закрепить знания об основных составляющих Я-образа.
Занятие 32. Что я знаю о себе? Развить у детей потребность в самоанализе и рефлексии.
Занятие 33. Что я знаю о себе и о других? Научить детей оценивать себя глазами других людей.
Занятие 34. Я – это кто? Помочь осознать детям собственную уникальность, осознать себя в прошлом, настоящем и будущем.
Занятие 35. Мои ощущения. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и видами ощущения. Развить осознание различных видов ощущения.
Занятие 36. Мое восприятие мира. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «восприятие»; развить осознание различных видов ощущения.
Занятие 37. Мое внимание. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «внимание». Развить внимательность.
Занятие 38. Как быть внимательным? Развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания. Содействовать в осознании детьми актуального состояния своего внимания и значимости внимания в жизни.
Занятие 39. Развиваем свое внимание. Развитие произвольного внимания; активизация внимания, связанного с координацией слухового, зрительного и двигательного анализатора.
Занятие 40. Я умею быть внимательным! Развитие произвольного внимания
и наблюдательности.
Занятие 41. Я умею управлять собой. Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.
Занятие 42. Я умею преодолевать трудности. Сформировать умения обратиться
за помощью при необходимости; сформировать мотивацию н преодоление ТЖС.
Занятие 43. Я умею слушать других. Развить умение у детей слушать. Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых).
Занятие 44. Я умею учиться у ошибки. Научить детей анализировать свои ошибки, планировать действия по устранению ошибок.
Занятие 45. Я умею быть доброжелательным. Развить у детей общительность, дружелюбное поведение; развить мышление, речь, внимание, воображение, творческие способности.
Занятие 46. Я – доброжелательный. Развить у детей общительность, дружелюбное поведение; развить мышление, речь, внимание, воображение, творческие способности.
Занятие 47. Я умею быть ласковым. Развить умение выражать эмоции при помощи вербальных и невербальных средств (тела и голоса); овладеть навыками самоконтроля
в общении со сверстниками и взрослыми.
Занятие 48. Я становлюсь сильным духом. Развить социальные и коммуникативные умения, необходимые для успешных межличностных отношений друг с другом; выработать психологическую устойчивость в условиях негативного влияния со стороны сверстников.
Занятие 49. Я умею делать задание вместе с другими. Способствовать формированию умений сотрудничать друг с другом.
Занятие 50. Я умею слышать мнение другого. Развить умение слушать; научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых).
Занятие 51. Что такое конфликт? Сформировать у детей представление о конфликте.
Занятие 52. Я учусь решать конфликты. Сформировать умение анализировать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из конфликтов.
Занятие 53. Я умею решать конфликты. Разъяснить детям причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.
Занятие 54. Кто такой сердечный человек? Познакомить детей с таким нравственным понятием как «сердечность» с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Занятие 55. Кого называют доброжелательным человеком? Познакомить детей
с таким нравственным понятием как «доброжелательность» с целью выработки собственных нравственных взглядов.
Занятие 56. Трудно ли быть доброжелательным человеком? Помочь детям исследовать свои положительные качества, развитие доброжелательности по отношению к окружающим.
Занятие 57. Чистое сердце. Развить навыки межличностного взаимодействия; способствовать изучению детьми своих особенностей.
Занятие 58. Каждый человек уникален. Помочь детям осознать свою уникальность
и неповторимость; развить креативные способности; сформировать здоровые установки
и навыки ответственного поведения.
Занятие 59 Знакомство с Немогучками. Познакомить детей с понятиями «ложь»
и «фантазия»; научить детей находить различия и сходства между данными понятиями.
Занятие 60. Как справляться с Немогучками? Научить детей выбирать правильную линию поведения. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Занятие 61. Школьные трудности. Выработать у детей уверенность в своих силах; повысить навыки самоконтроля; смягчение эмоционального дискомфорта у детей.
Занятие 62. Домашние трудности. Выработать у детей уверенность в своих силах; повысить навыки самоконтроля; смягчение эмоционального дискомфорта у детей.
Занятие 63. Хорошие качества людей. Ознакомить детей с тем, какие положительные качества должны быть у современного человека.
РАЗДЕЛ 6. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
Занятие 64. Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития после коррекционно-развивающих занятий.
Занятие 65. Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений. Определение уровня сформированности аттентивно-мнестических процессов и пространственно-временных представлений.
Занятие 66. Диагностика уровня развития мыслительных операций, адаптации
к школе. Определение уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Названия тем в разделах являются «условными», так как на каждом занятии происходит комплексное развитие мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, а не одного какого-то процесса.
№ | Раздел | Тема | Основные виды деятельности | Дата | |
По плану | По факту | ||||
1 | Входящая диагностика | Диагностика интеллектуального развития. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
2 | Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | |||
3 | Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | |||
4 | Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | Упражнения, направленные на знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции окружающих. | ||
5 | Какие бывают эмоции? | Упражнения, направленные на расширение активного словаря понятий, обозначающих эмоции; развитие мимического и жестового репертуар выражения эмоций | |||
6 | Радость – одна на всех | Упражнения, направленные на знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | |||
7 | Чудо-дерево | Упражнения, направленные на знакомство с эмоцией «удивление», развитие мимических навыков | |||
8 | Наши страхи | Упражнения, направленные на знакомство с эмоцией «страх», изучение преодолевать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, жесты, пантомимика) | |||
9 | Грусть и печать | Упражнения, направленные на распознавание и описание своих чувств и чувств других людей, формирование чувства товарищества, взаимопомощи | |||
10 | Я контролирую себя | Упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждения и снижения тревожности и страхов | |||
11 | Слушай команду | Упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции обучающихся | |||
12 | Волшебная клетка | Упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции обучающихся | |||
13 | Планета эмоций | Упражнения, направленные на умение осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закрепление знаний об основных эмоциях. | |||
14 | Темперамент и характер | Что такое темперамент? | Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «темперамент». | ||
15 | Типы темперамента | Упражнения, направленные на развитие умения различать типы темперамента, опираясь на знание их психологических характеристик; мотивация детей на осознание собственных особенностей темперамента. | |||
16 | Разные люди – разные типы темперамента | Упражнения, направленные на закрепление умений различать типы темперамента, опираясь на значение их психологических характеристик. | |||
17 | Разные люди – разные характеры | Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «характер», с чертами характера; развитие умения описывать черты характера. | |||
18 | Какой у меня характер? | Упражнения, направленные на актуализацию представлений о хороших и плохих чертах характера. | |||
19 | Какой характер у других? | Упражнения, направленные на осознание детьми особенностей собственного характера на основе оценки своих поступков. | |||
20 | Мой характер: оценим недостатки. | Упражнения, направленные на осознание непривлекательных черт своего характера за счет получения обратной связи. | |||
21 | Развитие коммуникативных умений и навыков | Что такое общение? | Упражнения, направленные на усвоение норм общения с детьми и взрослыми; развитие социальных и коммуникативных умений. | ||
22 | Путешествие в страну «Понимание». | Упражнения, направленные на развитие способностей к разрешению конфликтов; развитие коммуникативных и социальных умений; развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. | |||
23 | Я – доброжелательный. | Упражнения, направленные на формирование уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков. | |||
24 | Волшебные средства взаимопонимания. | Упражнения, направленные на знакомство с интонацией и мимикой. Развитие сочувствия и внимания к окружающим. | |||
25 | Драки и обиды. | Упражнения, направленные на понимание того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям общаться. | |||
26 | Мы поссорились и помирились. | Упражнения, направленные на формирование способности к разрешению конфликтов, уважения к другим. | |||
27 | Застенчивость и уверенность. | Упражнения, направленные на повышение уверенности в себе, преодоление замкнутости, пассивности и скованности. | |||
28 | Дерево дружбы. | Упражнения, направленные на создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности. | |||
29 | Психика и познание мира | Королевство Внутреннего Мира. | Упражнения, направленные на мотивацию детей на познание самих себя; создание первоначальных представлений о специфике внутреннего мира. | ||
30 | Сказка о волшебных зеркалах. | Упражнения, направленные на знакомство детей с основными составляющими Я-образа; создание условий для развития самоанализа и рефлексии. | |||
31 | Сказка о волшебных зеркалах. | Упражнения, направленные на закрепление интереса детей к самопознанию; закрепление знаний об основных составляющих Я-образа. | |||
32 | Что я знаю о себе? | Упражнения, направленные на развитие у детей потребности в самоанализе и рефлексии | |||
33 | Что я знаю о себе и о других? | Упражнения, направленные на умения научить детей оценивать себя глазами других людей. | |||
34 | Я – это кто? | Упражнения, направленные на осознание детьми собственной уникальности, осознание себя в прошлом, настоящем и будущем. | |||
35 | Мои ощущения. | Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и видами ощущения; развитие осознания различных видов ощущения. | |||
36 | Мое восприятие мира. | Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «восприятие»; развитие осознания различных видов ощущения. | |||
37 | Мое внимание. | Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «внимание»; развитие внимательности. | |||
38 | Как быть внимательным? | Упражнения, направленные на развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания. | |||
39 | Развиваем свое внимание. | Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания; активизацию внимания, связанного с координацией слухового, зрительного и двигательного анализатора. | |||
40 | Я умею быть внимательным. | Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и наблюдательности. | |||
41 | Я умею управлять собой. | Упражнения, направленные на умение фокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период. | |||
42 | Я умею преодолевать трудности. | Упражнения, направленные на формирование умения обратиться за помощью при необходимости. | |||
43 | Я умею слушать других. | Упражнения, направленные на развитие умения у детей слушать. Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых). | |||
44 | Я умею учиться у ошибки. | Упражнения, направленные на умение научиться анализировать свои ошибки, планировать действия по устранению ошибок. | |||
45 | Я умею быть доброжелательным. | Упражнения, направленные на развитие у детей общительности, дружелюбного поведения; развитие мышления, речи, внимания, воображения, творческих способностей. | |||
46 | Я – доброжелательный. | Упражнения, направленные на развитие у детей общительности, дружелюбного поведения. | |||
47 | Я умею быть ласковым. | Упражнения, направленные на развитие умений выражать эмоции при помощи вербальных и невербальных средств (тела и голоса). | |||
48 | Я становлюсь сильным духом. | Упражнения, направленные на развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для успешных межличностных отношений друг с другом. | |||
49 | Я умею делать задание вместе с другими. | Упражнения, направленные на формирование умений сотрудничать друг с другом. | |||
50 | Я умею слышать мнение другого. | Упражнения, направленные на развитие умений слушать; научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых). | |||
51 | Что такое конфликт? | Упражнения, направленные на формирование у детей представления о конфликте. | |||
52 | Я учусь решать конфликты. | Упражнения, направленные на формирование умений анализировать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из конфликтов. | |||
53 | Я умею решать конфликты. | Упражнения, направленные на разъяснение причин возникновения конфликтов, рассмотрение видов конфликтов в обществе и способы их разрешения. | |||
54 | Кто такой сердечный человек? | Упражнения, направленные на знакомство с понятием «сердечность». | |||
55 | Кого называют доброжелательным человеком? | Упражнения, направленные знакомство с понятием «доброжелательность». | |||
56 | Трудно ли быть доброжелательным человеком? | Упражнения, направленные на исследование своих положительных качеств, развитие доброжелательности по отношению к окружающим. | |||
57 | Чистое сердце. | Упражнения, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия. | |||
58 | Каждый человек уникален. | Упражнения, направленные на осознание своей уникальности и неповторимости; развитие креативных способностей. | |||
59 | Знакомство с Немогучками | Упражнения, направленные на знакомство с понятиями «ложь» и «фантазия». | |||
60 | Как справляться с Немогучками? | Упражнения, направленные на умение выбирать правильную линию поведения; коррекцию мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. | |||
61 | Школьные трудности. | Упражнения, направленные на выработку уверенности в своих силах; повышение навыков самоконтроля. | |||
62 | Домашние трудности. | Упражнения, направленные на выработку уверенности в своих силах; повышение навыков самоконтроля. | |||
63 | Хорошие качества людей. | Упражнения, направленные на ознакомление детей с положительными качествами современного человека. | |||
64 | Итоговая диагностика | Диагностика интеллектуального развития. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
65 | Диагностика уровня развития памяти и внимания, пространственно-временных представлений. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | |||
66 | Диагностика уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания |
8. Описание материально-технического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение коррекционного курса:
1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).
2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.
3. Диагностический инструментарий.
4. Раздаточный материал.
5. Диски с мультфильмами.
6. Мультимедийные презентации.
7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).
Учебно-методическое обеспечение коррекционного курса:
1.Балова Ж. И. Программа занятий по ускорению адаптационных процессов
у первоклассников «Мультики+первоклашки=?» / Школьный психолог №21, 2008.
2. Володина Н. В. Пишу красиво: для детей 6-7 лет: в 2 ч./ Н. В. Володина. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2014.- 56с. : ил. – (Ломоносовская школа).
3. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.
4. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С.Развиваем память. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
5. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
6. Земцова О. Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012.
7. Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
8. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.
9. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». – М.: «Ось-89», 2006.
10. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособ. для школьн. Психолога. – СПб.: Знание, 1998.
11. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.
12. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС /сост. Е. В. Языканова. - 22-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 79.,
13. Вачков И.В. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003 – 168 с.;
14. Хухлаева О.В. – Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 10-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новогодняя сказка» Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.
Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.Проведение праздника «Новогодней Ёлки»....
Программа коррекционного обучения 2 класс
В этои материале представлены пояснительные записки и программы курса коррекционного обучения во втором классе по всем предметам....
ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ сценарий конкурсной программы для учеников первых классов
Познавательное мероприятие для будущих первоклассников....
«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...
Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.
Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....
Праздничная конкурсно - игровая программа «До свиданья, первый класс!»
Праздничная конкурсно-игровая программа для обучающихся 1-х классов....
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ....