Программа коррекционного курса "Здравствуй, первый класс!" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Сыч Наталья Владимировна

Цель программы: создание  социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа коррекционного курса 66.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

коррекционного курса «Здравствуй, первый класс»

обучающихся 1д класса

(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

количество часов: 66 ч.

Составитель: Сыч Н.В.
педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский

2022 – 2023 г.

  1. Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» (1 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ППк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учебно-методического комплекса Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС /сост. Е. В. Языканова. - 22-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 79.,  Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003 – 168 с.; Хухлаева О.В. – Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 10-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 312 с.

 Нормативно-правовая база для разработки программы

Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» для 1д класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233;
    от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» составлена
    в соответствии с адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.)
    в  МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2022 г. №468 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

Цель и задачи коррекционного курса

 Цель программы: создание  социально-психологических условий для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР вар. 7.2.), способствующих их интеллектуальному, эмоционально-личностному, коммуникативному развитию, а также успешной адаптации в современном социуме.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

  1. Характеристика коррекционного курса

Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

- Входящая диагностика (3 часа);

- Я и мои эмоции (10 часов);

- Темперамент и характер (7 часов);

- Развитие коммуникативных умений и навыков (8 часов);

- Психика и познание мира (35 часов);

- Итоговая диагностика (3 часа);

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Здравствуй, первый класс» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, беседы.

 Все задания в разделах можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса;

- задания на развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:

- вводную часть,

- основную,

- заключительную.

Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).

 Задача основной части –  развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 15 минут.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивание учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Структура занятий в разделе «Введение в школьную жизнь» включает в себя те же элементы, что и в разделе «Развитие познавательных процессов», но отличается наполняемостью.

Задача  вводной части  направлена на создание благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации на предстоящее занятие. Продолжительность вводной части – 5 минут.

Основная часть является «ядром» коррекционного занятия и построена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма,
в обсуждении, в игре. «Закон тройного прикосновения» позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Продолжительность основной части – 15 минут.

Задача заключительной части состоит в анализе и обсуждении с ребенком, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Содержание программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности
    и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

        4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов
и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося
к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть
в зону актуального развития.

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на детей 1 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования. Согласно индивидуальному учебному плану  реализация программы коррекционного курса «Здравствуй, первый класс»  рассчитана на 66 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 30 мин.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» является знакомство школьника с нормами школьной жизни, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной сферы. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возрастам плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая
в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти учащегося является формирование
у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации,
на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей с ЗПР, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса

Программа коррекционного курса «Здравствуй, первый класс» обеспечивает достижение учащимися 1 класса определенных личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации,

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов деятельности
и формирование личностного смысла учения,

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей,

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- умение концентрировать и переключать своё внимание,

- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ,

- умение использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,

-  формулирование собственного мнения,

- использование речи для регуляции собственных действий.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы
с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Сроки

Вид

 диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определение уровня сформированности познавательных процессов, особенностей эмоционально - личностной сферы.

-Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

-Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор,

- цветовой тест М. Люшера,

- методика «Лесенка»,

- анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Тестирование

Май

Итоговая

Определение уровня сформированности познавательных процессов,

особенностей эмоционально - личностной сферы.

- Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор,

- методика «Лесенка»,

- методика «Домики» (модификация О. А. Ореховой),

- анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Тестирование

6. Содержание программы коррекционного курса

РАЗДЕЛ 1. ВХОДЯЩАЯ ДИАГНОСТИКА

Занятие 1.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.

Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов,  пространственно-временных представлений

Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей. Определение уровня развития мыслительных операций
и эмоционально-личностных особенностей.

РАЗДЕЛ 2. Я И МОИ ЭМОЦИИ.

Занятие 4. Что такое эмоции. Знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей.

Занятие 5. Какие бывают эмоции? Расширить у детей активный словарь понятий, обозначающих эмоции; развить мимический и жестовой репертуар выражения эмоций.

Занятие 6. Радость – одна на всех. Знакомство с эмоцией радость; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Занятие 7. Чудо-дерево. Знакомство с эмоцией удивления; закрепление мимических навыков.

Занятие 8. Наши страхи. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения.

Занятие 9. Грусть и печаль. Обучить распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; сформировать чувство товарищества, взаимопомощи.

Занятие 10. Я контролирую себя. Развить произвольной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. 

Занятие 11. Слушай команду. Развить произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.

Занятие 12. Волшебная клетка. Развить произвольной регуляции поведения детей, снятие психо-эмоционального напряжения.

Занятие 13. Планета эмоций. Научить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закрепить знания об основных эмоциях, снятие психо-эмоционального напряжения.

        РАЗДЕЛ 3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Занятие 14. Что такое темперамент? Знакомство детей с предметным содержанием понятия «темперамент»; осознание детьми наличия индивидуальных различий между людьми.

Занятие 15. Типы темперамента. Развить умения различать типы темперамента, опираясь на знание их психологических характеристик; мотивировать детей на осознание собственных особенностей темперамента.

Занятие 16. Разные люди – разные типы темперамента. Закрепить умение различать типы темперамента, опираясь на значение их психологических характеристик. Помощь
в осознании детьми собственной уникальности и неповторимости через обнаружение
у себя проявлений того или иного типа темперамента.

Занятие 17. Разные люди – разные характеры. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «характер», с чертами характера. Развить умения описывать черты характера, развитие произвольности поведения.

Занятие 18. Какой у меня характер? Актуализировать представления о хороших
и плохих чертах характера. Мотивировать обучающихся на осознание собственных черт характера.

Занятие 19. Какой характер у других. Научить детей осознавать особенности собственного характера на основе оценки своих поступков. Развитие экспрессивных способностей детей.

Занятие 20. Мой характер: оценим недостатки. Научить детей осознавать непривлекательные черты своего характера за счет получения обратной связи; поддерживать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе.

        РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Занятие 21. Что такое общение? Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развить социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Занятие 22. Путешествие в страну «Понимание». Усвоить нормы общения с детьми
и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества
и взаимодействия
.

Занятие 23. Я – доброжелательный. Сформировать уважительное отношение друг
к другу, развить коммуникативные навыки, формирования устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я - концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Занятие 24. Волшебные средства взаимопонимания. Познакомить с «волшебными средствами понимания» – интонацией и мимикой. Развить сочувствие и внимание
к людям, умений описывать свои ощущения.

Занятие 25. Драки и обиды. Создать условия для понимания обучающимися того, что
в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; накопление учащимися опыта общения, опыта решения жизненных ситуаций.

Занятие 26. Мы поссорились и помирились. Сформировать способность к разрешению конфликтов; создать условия для понимания обучающимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; уважать чувства, желания других людей; развитие эмпатии (сопереживания).

Занятие 27. Застенчивость и уверенность. Повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии (сопереживания).

Занятие 28. Дерево дружбы. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания
и психологической безопасности, создание благоприятного психологического климата
в классе.  

        РАЗДЕЛ 5. ПСИХИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА

Занятие 29. Королевство Внутреннего Мира. Мотивировать детей на познание самих себя. Создание первоначального представления о специфике внутреннего мира.

Занятие 30. Сказка о волшебных зеркалах. Познакомить детей с основными составляющими Я-образа; создать условия для развития самоанализа и рефлексии.

Занятие 31. Сказка о волшебных зеркалах. Закрепить интерес детей к самопознанию; закрепить знания об основных составляющих Я-образа.

Занятие 32. Что я знаю о себе? Развить у детей потребность в самоанализе и рефлексии.

Занятие 33. Что я знаю о себе и о других? Научить детей оценивать себя глазами других людей.

Занятие 34. Я – это кто? Помочь осознать детям собственную уникальность, осознать себя в прошлом, настоящем и будущем.

Занятие 35. Мои ощущения. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и видами ощущения. Развить осознание различных видов ощущения.

Занятие 36. Мое восприятие мира. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «восприятие»; развить осознание различных видов ощущения.

Занятие 37. Мое внимание. Познакомить детей с предметным содержанием понятия «внимание». Развить внимательность.

Занятие 38. Как быть внимательным? Развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания. Содействовать в осознании детьми актуального состояния своего внимания и значимости внимания в жизни.

Занятие 39. Развиваем свое внимание. Развитие произвольного внимания; активизация внимания, связанного с координацией слухового, зрительного и двигательного анализатора.

Занятие 40. Я умею быть внимательным! Развитие произвольного внимания
и наблюдательности.

Занятие 41. Я умею управлять собой. Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Занятие 42.  Я умею преодолевать трудности. Сформировать умения обратиться
за помощью при необходимости; сформировать мотивацию н преодоление ТЖС.

Занятие 43. Я умею слушать других. Развить умение у детей слушать. Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых).

Занятие 44. Я умею учиться у ошибки. Научить детей анализировать свои ошибки, планировать действия по устранению ошибок.

Занятие 45. Я умею быть доброжелательным. Развить у детей общительность, дружелюбное поведение; развить мышление, речь, внимание, воображение, творческие способности.

Занятие 46. Я – доброжелательный. Развить у детей общительность, дружелюбное поведение; развить мышление, речь, внимание, воображение, творческие способности.

Занятие 47. Я умею быть ласковым. Развить умение выражать эмоции при помощи вербальных и невербальных средств (тела и голоса); овладеть навыками самоконтроля
в общении со сверстниками и взрослыми.

Занятие 48. Я становлюсь сильным духом. Развить  социальные  и  коммуникативные  умения,  необходимые для успешных межличностных отношений друг с другом; выработать психологическую устойчивость в условиях негативного влияния со стороны сверстников. 

Занятие 49. Я умею делать задание вместе с другими. Способствовать формированию умений сотрудничать друг с другом.

Занятие 50. Я умею слышать мнение другого. Развить умение слушать; научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых).

Занятие 51. Что такое конфликт? Сформировать у детей представление о конфликте.

Занятие 52. Я учусь решать конфликты. Сформировать умение анализировать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из конфликтов. 

Занятие 53. Я умею решать конфликты. Разъяснить детям причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

Занятие 54. Кто такой сердечный человек? Познакомить детей с таким нравственным понятием как «сердечность» с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

Занятие 55. Кого называют доброжелательным человеком? Познакомить детей
с таким нравственным понятием как «доброжелательность» с целью выработки собственных нравственных взглядов.

Занятие 56. Трудно ли быть доброжелательным человеком? Помочь детям исследовать свои положительные качества, развитие доброжелательности по отношению  к окружающим.

Занятие 57. Чистое сердце. Развить навыки межличностного взаимодействия; способствовать изучению детьми своих особенностей.

Занятие 58. Каждый человек уникален. Помочь детям осознать свою уникальность
и неповторимость; развить креативные способности; сформировать здоровые установки
и навыки ответственного поведения.

Занятие 59 Знакомство с Немогучками. Познакомить детей с понятиями «ложь»
и «фантазия»; научить детей находить различия и сходства между данными понятиями.

Занятие 60. Как справляться с Немогучками? Научить детей выбирать правильную линию поведения. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Занятие 61. Школьные трудности. Выработать у детей уверенность в своих силах; повысить навыки самоконтроля; смягчение эмоционального дискомфорта у детей.

Занятие 62. Домашние трудности. Выработать у детей уверенность в своих силах; повысить навыки самоконтроля; смягчение эмоционального дискомфорта у детей.

Занятие 63. Хорошие качества людей. Ознакомить детей с тем, какие положительные качества должны быть у современного человека.

РАЗДЕЛ 6. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.

Занятие 64.  Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития после коррекционно-развивающих занятий.

Занятие 65. Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений.   Определение уровня сформированности аттентивно-мнестических процессов и пространственно-временных представлений.

Занятие 66. Диагностика уровня развития мыслительных операций, адаптации
к школе.
Определение уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Названия тем в разделах являются «условными», так как на каждом занятии происходит комплексное развитие мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, а не одного какого-то процесса.

Раздел

Тема

Основные виды деятельности

Дата

По плану

По факту

1

Входящая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

2

Диагностика уровня развития памяти, внимания, пространственно-временных представлений.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

3

Диагностика уровня развития мыслительных операций, эмоционально-личностных особенностей.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

4

Я и мои эмоции

Что такое эмоции?

Упражнения, направленные на знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции окружающих.

5

Какие бывают эмоции?

Упражнения, направленные на расширение активного словаря понятий, обозначающих эмоции; развитие мимического и жестового репертуар выражения эмоций

6

Радость – одна на всех

Упражнения, направленные на знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

7

Чудо-дерево

Упражнения, направленные на знакомство с эмоцией «удивление», развитие мимических навыков

8

Наши страхи

Упражнения, направленные на знакомство с эмоцией «страх», изучение преодолевать эмоциональное состояние с помощью выразительных  средств (мимика, жесты, пантомимика)

9

Грусть и печать

Упражнения, направленные на распознавание и описание своих чувств и чувств других людей, формирование чувства товарищества, взаимопомощи

10

Я контролирую себя

Упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции поведения детей, предупреждения и снижения тревожности и страхов

11

Слушай команду

Упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции обучающихся

12

Волшебная клетка

Упражнения, направленные на развитие произвольной регуляции обучающихся

13

Планета эмоций

Упражнения, направленные на умение осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закрепление знаний об основных эмоциях.

14

Темперамент и характер

Что такое темперамент?

Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «темперамент».

15

Типы темперамента

Упражнения, направленные на развитие умения различать типы темперамента, опираясь на знание их психологических характеристик; мотивация детей на осознание собственных особенностей темперамента.

16

Разные люди – разные типы темперамента

Упражнения, направленные на закрепление умений различать типы темперамента, опираясь на значение их психологических характеристик.

17

Разные люди – разные характеры

Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «характер»,  с чертами характера; развитие умения описывать черты характера.

18

Какой у меня характер?

Упражнения, направленные на актуализацию представлений о хороших и плохих чертах характера.

19

Какой характер у других?

Упражнения, направленные на осознание детьми особенностей собственного характера на основе оценки своих поступков.

20

Мой характер: оценим недостатки.

Упражнения, направленные на осознание непривлекательных черт своего характера за счет получения обратной связи.

21

Развитие коммуникативных умений и навыков

Что такое общение?

Упражнения, направленные на усвоение норм общения с детьми и взрослыми; развитие социальных и коммуникативных умений.

22

Путешествие в страну «Понимание».

Упражнения, направленные на развитие способностей к разрешению конфликтов; развитие коммуникативных и социальных умений; развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

23

Я – доброжелательный.

Упражнения, направленные на формирование уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

24

Волшебные средства взаимопонимания.

Упражнения, направленные на знакомство с интонацией и мимикой. Развитие сочувствия и внимания к окружающим.

25

Драки и обиды.

Упражнения, направленные на понимание того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям общаться.

26

Мы поссорились и помирились.

Упражнения, направленные на формирование способности к разрешению конфликтов, уважения к другим.

27

Застенчивость и уверенность.

Упражнения, направленные на повышение уверенности в себе, преодоление замкнутости, пассивности и скованности.

28

Дерево дружбы.

Упражнения, направленные на создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности.

29

Психика и познание мира

Королевство Внутреннего Мира.

Упражнения, направленные на мотивацию детей на познание самих себя; создание первоначальных представлений о специфике внутреннего мира.

30

Сказка о волшебных зеркалах.

Упражнения, направленные на знакомство детей с основными составляющими Я-образа; создание условий для развития самоанализа и рефлексии.

31

Сказка о волшебных зеркалах.

Упражнения, направленные на закрепление интереса детей к самопознанию; закрепление знаний об основных составляющих Я-образа.

32

Что я знаю о себе?

Упражнения, направленные на развитие у детей потребности в самоанализе и рефлексии

33

Что я знаю о себе и о других?

Упражнения, направленные на умения научить детей оценивать себя глазами других людей.

34

Я – это кто?

Упражнения, направленные на осознание детьми собственной уникальности, осознание себя в прошлом, настоящем и будущем.

35

Мои ощущения.

Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «ощущение» и видами ощущения; развитие осознания различных видов ощущения.

36

Мое восприятие мира.

Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «восприятие»; развитие осознания различных видов ощущения.

37

Мое внимание.

Упражнения, направленные на знакомство детей с предметным содержанием понятия «внимание»; развитие внимательности.

38

Как быть внимательным?

Упражнения, направленные на развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания.

39

Развиваем свое внимание.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания; активизацию внимания, связанного с координацией слухового, зрительного и двигательного анализатора.

40

Я умею быть внимательным.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и наблюдательности.

41

Я умею управлять собой.

Упражнения, направленные на умение фокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период.

42

Я умею преодолевать трудности.

Упражнения, направленные на формирование умения обратиться за помощью при необходимости.

43

Я умею слушать других.

Упражнения, направленные на развитие умения у детей слушать. Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых).

44

Я умею учиться у ошибки.

Упражнения, направленные на умение научиться анализировать свои ошибки, планировать действия по устранению ошибок.

45

Я умею быть доброжелательным.

Упражнения, направленные на развитие у детей общительности, дружелюбного поведения; развитие мышления, речи, внимания, воображения, творческих способностей.

46

Я – доброжелательный.

Упражнения, направленные на развитие у детей общительности, дружелюбного поведения.

47

Я умею быть ласковым.

Упражнения, направленные на развитие умений выражать эмоции при помощи вербальных и невербальных средств (тела и голоса).

48

Я становлюсь сильным духом.

Упражнения, направленные на развитие  социальных  и  коммуникативных  умений,  необходимых для успешных межличностных отношений друг с другом. 

49

Я умею делать задание вместе с другими.

Упражнения, направленные на формирование умений сотрудничать друг с другом.

50

Я умею слышать мнение другого.

Упражнения, направленные на развитие умений слушать; научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых). 

51

Что такое конфликт?

Упражнения, направленные на формирование у детей представления о конфликте.

52

Я учусь решать конфликты.

Упражнения, направленные на формирование умений анализировать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из конфликтов. 

53

Я умею решать конфликты.

Упражнения, направленные на разъяснение причин возникновения конфликтов, рассмотрение видов конфликтов в обществе и способы их разрешения.

54

Кто такой сердечный человек?

Упражнения, направленные на знакомство с понятием «сердечность».

55

Кого называют доброжелательным человеком?

Упражнения, направленные знакомство с понятием «доброжелательность».

56

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Упражнения, направленные на исследование своих положительных качеств, развитие доброжелательности по отношению  к окружающим.

57

Чистое сердце.

Упражнения, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия.

58

Каждый человек уникален.

Упражнения, направленные на осознание своей уникальности и неповторимости; развитие креативных способностей.

59

Знакомство с Немогучками

Упражнения, направленные на знакомство с понятиями «ложь» и «фантазия».

60

Как справляться с Немогучками?

Упражнения, направленные на умение выбирать правильную линию поведения; коррекцию мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

61

Школьные трудности.

Упражнения, направленные на выработку уверенности в своих силах; повышение навыков самоконтроля.

62

Домашние трудности.

Упражнения, направленные на выработку уверенности в своих силах; повышение навыков самоконтроля.

63

Хорошие качества людей.

Упражнения, направленные на ознакомление детей с положительными качествами современного человека.

64

Итоговая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

65

Диагностика уровня развития памяти и внимания, пространственно-временных представлений.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

66

Диагностика уровня развития мыслительных операций, адаптации к школе.

Психологическая диагностика, тестирование, практические задания

8. Описание материально-технического обеспечения.

Материально-техническое обеспечение коррекционного курса:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

5. Диски с мультфильмами.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение коррекционного курса:

1.Балова Ж. И. Программа занятий по ускорению адаптационных процессов
у первоклассников «Мультики+первоклашки=?» /
Школьный психолог №21, 2008.

2. Володина Н. В. Пишу красиво: для детей 6-7 лет: в 2 ч./ Н. В. Володина. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2014.- 56с. : ил. – (Ломоносовская школа).

3.  Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.

4. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С.Развиваем память. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

5. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

6. Земцова О. Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012.

7. Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

8. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.

9. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)». – М.: «Ось-89», 2006.

10. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособ. для школьн. Психолога. – СПб.: Знание, 1998.

11. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.

12. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС /сост. Е. В. Языканова. - 22-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2020. - 79.,  

13. Вачков И.В. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003 – 168 с.;

14. Хухлаева О.В. – Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 10-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новогодняя сказка» Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.

Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.Проведение праздника «Новогодней Ёлки»....

Программа коррекционного обучения 2 класс

В этои материале представлены пояснительные записки и программы курса коррекционного обучения во втором классе по всем предметам....

ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ сценарий конкурсной программы для учеников первых классов

Познавательное мероприятие для будущих первоклассников....

«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...

Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.

Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....

Праздничная конкурсно - игровая программа «До свиданья, первый класс!»

Праздничная конкурсно-игровая программа для обучающихся 1-х классов....

Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ....