Вектор жизни
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование/(В.А.Горский,А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.) ;под ред. В. А. Горского . – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2011. – 111 с.
Место курса в учебном плане
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Режим занятий: занятия 1 час в неделю, всего 30 часов в год.
Возрастные ограничения: 14-17 лет
Форма обучения: очная.
Размер группы – до 15 человек
Общая характеристика внеурочной деятельности
Данная программа состоит из 3 блоков. Каждый из них направлен на решение определенных психологических задач, актуальных для данного возраста. Программа основана на системно-деятельностном подходе, что предполагает активную и самостоятельную познавательную деятельность школьника в процессе познания и развития собственной личности.
Цель данного курса: содействовать личностному росту и развитию обучающихся, их личностному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- способствовать процессу адаптации и социализации обучающихся в социуме;
- развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру через методы самопознания, самовоспитания;
- активизировать процесс личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
Методы и приемы используемые в реализации программы:
- ролевые и деловые игры;
- дискуссии, беседы;
- игровые упражнения;
- проигрывания ситуаций;
- диалог;
- элементы телесной терапии;
- техники активного слушания;
- рисуночная арт-терапия;
- метафорические истории и притчи.
Программа способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные включают в себя: готовность к жизненному и личностному самоопределению, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
Регулятивные: способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции, умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализом, осмыслением, оценивать условия и результаты собственной деятельности.
Познавательные: общеучебные, логические действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные: социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3г.Козьмодемьянскаим.С.Н.Сивкова»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка
по психологии
«Вектор жизни»
на 2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка.
Подростковый и старший школьный возраст — важнейшие этапы жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Современное поколение в данные возрастные периоды с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание родителям (иным законным представителям), алкоголь, трудности в учебе или какими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у обучающихся на данных жизненных этапах была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе.
Основной задачей данного курса занятий по психологии является формирование навыков коррекции своего поведения. Опыт, который школьники приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими, решать задачи личностного и профессионального самоопределения.
На пути взросления хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно в этом возрасте подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить школьник. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, что делать, чтоб меня услышали, что такое ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д. Кроме того, программа данного курса позволяет обучающимся познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.
Цели программы:
1. Изучение своего внутреннего мира.
2. Формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, развитие позитивного образа собственного будущего.
3. Формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, личностному и профессиональному самоопределению.
4. Повышение компетентности (личностные, социальные, коммуникативные).
5. Развитие навыков преодоления проблем подросткового возраста, прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение следующих задач.
1. Формировать общие представления о психологии как науке.
2. Оказывать помощь в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
3. Побуждать к самопознанию, формированию мотивов самопознания и самосовершенствования.
4. Развивать навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
5. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
6. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
Программа кружка по психологии направлена на формирование у умений и способностей:
Личностные компетенции:
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
- способность контролировать эмоции, управлять ими;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции:
- умение анализировать;
- умение работать с текстом;
- развитие воображения;
- развитие внимания и памяти.
Содержание программы.
Программа состоит из 3 блоков:
Раздел | Всего часов | Основные виды деятельности |
Я И МОЙ МИР | 10 | Изучать и применять на практике основные нормы и правила общения, заниматься самопознанием и саморазвитием своих личностных качеств. |
ХОЧУ УМЕТЬ | 10 | Учиться распознавать эмоции, осваивать навыки волевой и эмоциональной саморегуляции, изучать природу конфликта, способы конструктивного решения конфликтов. |
МОЙ «ВЕКТОР ЖИЗНИ» | 10 | Изучать основные навыки общения и способы эмоциональной поддержки, развивать способность к эмпатии и оказании психологической поддержки другим людям. Изучать мир профессий, формировать осознанное отношение к выбору профессии, дальнейшей образовательной траектории. |
БЛОК 1. «Я И МОЙ МИР»
Цель: Формирование представлений о себе, развитие способностей к самопознанию и самоанализу, познанию и принятию людьми друг друга, передачи информации, взаимодействие, преодолению барьеров в общении.
Задачи:
- Совершенствовать навыки общения.
- Развивать уверенность в себе.
- Познакомится с эмоциями и развивать умения определять эмоциональное состояние других людей.
- Тренировать умение владеть своими эмоциями.
БЛОК 2. «ХОЧУ УМЕТЬ»
Цель: Формирование представлений о психологических аспектах процесса общения; о роли общения в жизни человека; развитие навыков общения со сверстниками.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; обучение преодолению трудностей, возникающих при общении.
- Познакомить с понятием «конфликт». Обучение способам выхода из конфликтной ситуации. Помощь в осознании необходимости и важности объединения людей в группы по интересам (компании); дать представление о положительных и отрицательных компаниях; учить быть верным своей жизненной позиции. Осознание роли семьи в жизни каждого человека, в его успешности или неуспешности.
- Познакомить с основными человеческими ценности, учить ранжировать их по степени значимости, влиянии приоритетных ценностей на формирование мировоззрения.
БЛОК 3. «МОЙ «ВЕКТОР ЖИЗНИ»
Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.
Задачи:
- Дать информацию о мире профессий.
- Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
- Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
- Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях, роли семьи в жизни каждого человека
- Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Материально-техническая база:
- наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории
- ноутбук
- общий стол
- стул на каждого ученика
- доска
- стенд для вывешивания плакатов
- канцелярские принадлежности: цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).
Ожидаемый результат:
1.Достижение результатов (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) происходит за счет познания обучающимися правил эффективного общения, понимания своих особенностей и особенностей других людей, обучения эффективным стратегиям разрешения межличностных конфликтов. Ученик овладевает элементами волевой саморегуляции, самоконтроля, самооценки. Приобретает знания для социализации в обществе.
2. Формирование результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) происходит за счет активизации межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом, через обсуждение проблем, высказывание собственного мнения, анализ положительных и отрицательных качеств характера; с помощью внутригрупповых дискуссий. Формирование позитивного отношения происходит через эмоциональное переживание, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
3.Формирование результатов (приобретение школьниками опыта социально значимого действия) происходит за счет приобретения опыта публичного выступления; опыта интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыта общения с представителями разных классов во время проведения декады психологии, образовательных событий и конференций; опыта организации совместной деятельности с другими детьми.
Блок 1. Я И МОЙ МИР
Тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов |
Знакомство | 1 | |
Входная диагностика | 1 | |
«Я»-настоящее и будущее | 1 | |
«Я»-настоящее и будущее | 1 | |
Мой мир: внутренний и внешний | 1 | |
Мой мир: внутренний и внешний | 1 | |
Игра на взаимодействие «Минное поле» | 1 | |
Мои эмоции и привычки | 1 | |
Мои эмоции и привычки | 1 | |
Я хочу сказать… | 1 |
Блок 2. ХОЧУ УМЕТЬ
Тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов |
Общение и его роль в разных жизненных ситуациях | 1 | |
Трудности общения и их преодоление | 1 | |
«Пойми меня». | 1 | |
Природа конфликта. Отработка навыков "я–высказываний" | 1 | |
Искусство достойного отказа | 1 | |
Я и моя семья. Дискуссия о взаимоотношениях детей и родителей. | 1 | |
Полоролевая идентичность | 1 | |
Любовь. Просмотр и обсуждение фильма о подростковой любви. | 1 | |
Здоровье. Психологическое здоровье. | 1 | |
Наши чувства, желания, настроения. «Стоп! Подумай! Действуй!» | 1 |
Блок 3. МОЙ «ВЕКТОР ЖИЗНИ»
Тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов |
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги | 1 | |
Мои ресурсы | 1 | |
Мой характер. Как формировать характер | 1 | |
Жизненные ценности и их роль в жизни человека | 1 | |
Вредные привычки. Встреча со специалистами. | 1 | |
Мои интересы. Презентация личных увлечений | 1 | |
Анкета профессионального самоопределения | 1 | |
Эмоциональные особенности некоторых профессий | 1 | |
Составление своей профессиональной карты. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда | 1 | |
Составление собственного психологического портрета. Презентация себя | 1 |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы для педагогов
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проспект, 2001.
- Голуб Г.Б., Чудакова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии.2005. № 1. С. 181-182.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006.
- 7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).– М.: Сентябрь. 2004. - 208 с.
- Мачехина О.Н. Социальная компетентность старших школьников.- Москва, 2006.
- Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.
- Методическое пособие для педагога по курсу «Основы социализации личности» / Под редакцией Н.Р. Огневой.- Томск, 2006.
- Методическое пособие для педагога по курсу «Психология успеха и планирование карьеры» для старшеклассников / Под редакцией Н.Р. Огневой. – Томск, 2003.
- Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть II. Методическое пособие для педагогов и психологов / Под редакцией канд.пед. наук О.В. Шушпановой. – Томск, 2007.
- Огнева Н.Р., Спичева Д.И. Как выбрать профиль: Методическое пособие по курсу для педагогов и психологов / Под ред. П.И. Горлова.- Томск, 2005.
- Подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий: Сборник методических материалов./ Ответственный редактор: Суханова Е.А. Томск, 2001.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пятакова О.М.; под общей редакцией Битяновой М.Р. – СПб: Питер, 2002.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
Список литературыдля обучающихся
- Алан Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. М., 1996.
- Ашихмина Л.П. Методическое пособие «Найди себя»: Для учащихся 8-9 классов.– М.: ИНПО, 1997.
- Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М., 1996.
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце скажи…- М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-оздоровительный лагерь "Вектор"
Презентация выездного летнего лагеря ( Туапсинский район Краснодарского края)...
Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"
Программаразвития классного коллектива...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Вектор доброты»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияна основеКомплексноймодульной программы «Маленькая стран...
От учебной задачи к проектной - естественный вектор перемен
Ознакомившись с представленным материалом вы сможите провести мастер - класс , учебное занятие по проектной задачи для обучающихся 2, 3 классов. Проектная задача взята из журнала "Начальная школ...
Методика ТРИЗ - инновационный вектор критического мышления
ТРИЗ – технология, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером дала мощный толчок к разработке педагогических технологий, связанных с развитием креактивных процессов подрастающего че...
Программа клуба "Социальный вектор"
Программа клуба для подростков...
Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы
quot;Детство - важнейший период человеческой жизни, подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь". ...