Вектор жизни
рабочая программа

Лехман Вера Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности  для 8-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование/(В.А.Горский,А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.) ;под ред. В. А. Горского . – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2011. – 111 с.

Место курса в учебном плане

Продолжительность реализации программы: 1 год.

Режим занятий: занятия 1 час в неделю, всего 30 часов в год.

Возрастные ограничения: 14-17 лет

Форма обучения: очная.

Размер группы – до 15 человек

Общая характеристика внеурочной деятельности

Данная программа состоит из 3 блоков. Каждый из них направлен на решение определенных психологических задач, актуальных для данного возраста. Программа основана на системно-деятельностном подходе, что предполагает активную и самостоятельную познавательную деятельность школьника в процессе познания и развития собственной личности.

Цель данного курса: содействовать личностному росту и развитию обучающихся, их личностному и профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • способствовать процессу адаптации и социализации обучающихся в социуме;
  • развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру через методы самопознания, самовоспитания;
  • активизировать процесс личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Методы и приемы используемые в реализации программы:

  • ролевые и деловые игры;
  • дискуссии, беседы;
  • игровые упражнения;
  • проигрывания ситуаций;
  • диалог;
  • элементы телесной терапии;
  • техники активного слушания;
  • рисуночная арт-терапия;
  • метафорические истории и притчи.

Программа способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные включают в себя: готовность к жизненному и личностному самоопределению, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

Регулятивные: способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции, умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализом, осмыслением, оценивать условия и результаты собственной деятельности.

Познавательные: общеучебные, логические действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные: социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3г.Козьмодемьянскаим.С.Н.Сивкова»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка

по психологии

«Вектор жизни»

на 2021 -2022 учебный год

Пояснительная записка.

Подростковый и старший школьный возраст — важнейшие этапы жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Современное поколение в данные возрастные периоды с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание родителям (иным законным представителям), алкоголь, трудности в учебе или какими-то иными способами.

Поэтому так важно, чтобы у обучающихся на данных жизненных этапах была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе.

Основной задачей данного курса занятий по психологии является формирование навыков коррекции своего поведения. Опыт, который школьники приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими, решать задачи личностного и профессионального самоопределения. 

На пути взросления хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно в этом возрасте подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.

Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить школьник. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, что делать, чтоб меня услышали, что такое ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д. Кроме того, программа данного курса позволяет обучающимся познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.

Цели программы:

1. Изучение своего внутреннего мира.

     2. Формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, развитие позитивного образа собственного будущего.

         3. Формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, личностному и профессиональному самоопределению.

4. Повышение компетентности (личностные, социальные, коммуникативные).

5. Развитие навыков преодоления проблем подросткового возраста, прогнозирования своего поведения.

Данные цели реализуются через решение следующих задач. 

1. Формировать общие представления о психологии как науке.

 2. Оказывать помощь в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.

     3. Побуждать к самопознанию, формированию мотивов самопознания и самосовершенствования.

     4. Развивать навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.

     5. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.

     6. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.

Программа кружка по психологии направлена на формирование у умений и способностей:

Личностные компетенции:

  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
  • умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
  • способность контролировать эмоции, управлять ими;
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей;
  • успешная адаптация в социуме.

Метапредметные компетенции:

  • умение анализировать;
  • умение работать с текстом;
  • развитие воображения;
  • развитие внимания и памяти.

Содержание программы.

Программа состоит из 3 блоков:

Раздел

Всего часов

Основные виды деятельности

Я И МОЙ МИР

10

Изучать и применять на практике основные нормы и правила общения, заниматься самопознанием и саморазвитием своих личностных качеств.

ХОЧУ УМЕТЬ

10

Учиться распознавать эмоции, осваивать навыки волевой и эмоциональной саморегуляции, изучать природу конфликта, способы конструктивного решения конфликтов.

МОЙ «ВЕКТОР ЖИЗНИ»

10

Изучать основные навыки общения и способы эмоциональной поддержки, развивать способность к эмпатии и оказании психологической поддержки другим людям.

 Изучать мир профессий, формировать осознанное отношение к выбору профессии, дальнейшей образовательной траектории.

БЛОК 1. «Я И МОЙ МИР»

Цель: Формирование представлений о себе, развитие способностей к самопознанию и самоанализу, познанию и принятию людьми друг друга, передачи информации, взаимодействие, преодолению барьеров в общении.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки общения.
  2. Развивать уверенность в себе.
  3. Познакомится с эмоциями и развивать умения определять эмоциональное состояние других людей.
  4. Тренировать умение владеть своими эмоциями.

БЛОК 2. «ХОЧУ УМЕТЬ»

Цель: Формирование представлений о психологических аспектах процесса общения; о роли общения в жизни человека; развитие навыков общения со сверстниками.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; обучение преодолению трудностей, возникающих при общении.
  2. Познакомить с понятием «конфликт». Обучение способам выхода из конфликтной ситуации. Помощь в осознании необходимости и важности объединения людей в группы по интересам (компании); дать представление о положительных и отрицательных компаниях; учить быть верным своей жизненной позиции. Осознание роли семьи в жизни каждого человека, в его успешности или неуспешности.
  3. Познакомить с основными человеческими ценности, учить ранжировать их по степени значимости, влиянии приоритетных ценностей на формирование мировоззрения.

БЛОК 3. «МОЙ «ВЕКТОР ЖИЗНИ»

Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.

Задачи:

  • Дать информацию о мире профессий.
  • Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
  • Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
  • Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях, роли семьи в жизни каждого человека
  • Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Материально-техническая база:

  1. наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории
  2. ноутбук
  3. общий стол
  4. стул на каждого ученика
  5. доска
  6. стенд для вывешивания плакатов
  7. канцелярские принадлежности: цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).

Ожидаемый результат:

1.Достижение результатов (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) происходит за счет познания обучающимися правил эффективного общения, понимания своих особенностей и особенностей других людей, обучения эффективным стратегиям разрешения межличностных конфликтов. Ученик овладевает элементами волевой саморегуляции, самоконтроля, самооценки. Приобретает знания для социализации в обществе.

2. Формирование результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) происходит за счет активизации межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом, через обсуждение проблем, высказывание собственного мнения, анализ положительных и отрицательных качеств характера; с помощью внутригрупповых дискуссий. Формирование позитивного отношения происходит через эмоциональное переживание, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

3.Формирование результатов (приобретение школьниками опыта социально значимого действия) происходит за счет приобретения опыта публичного выступления; опыта интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыта общения с представителями разных классов во время проведения декады психологии, образовательных событий и конференций; опыта организации совместной деятельности с другими детьми.

Блок 1. Я И МОЙ МИР

Тематическое планирование.

Тема занятий

Общее кол-во часов

Знакомство

1

Входная диагностика

1

«Я»-настоящее и будущее

1

«Я»-настоящее и будущее

1

Мой мир: внутренний и внешний

1

Мой мир: внутренний и внешний

1

Игра на взаимодействие «Минное поле»

1

Мои эмоции и привычки

1

Мои эмоции и привычки

1

Я хочу сказать…

1

Блок 2. ХОЧУ УМЕТЬ

Тематическое планирование.

Тема занятий

Общее кол-во часов

Общение и его роль в разных жизненных ситуациях

1

Трудности общения и их преодоление

1

«Пойми меня».

1

Природа конфликта. Отработка навыков "я–высказываний"

1

Искусство достойного отказа

1

Я и моя семья. Дискуссия о взаимоотношениях детей и родителей.

1

Полоролевая идентичность

1

Любовь. Просмотр и обсуждение фильма о подростковой любви.

1

Здоровье. Психологическое здоровье.

1

Наши чувства, желания, настроения. «Стоп! Подумай! Действуй!»

1

Блок 3. МОЙ «ВЕКТОР ЖИЗНИ»

Тематическое планирование.

Тема занятий

Общее кол-во часов

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

1

Мои ресурсы

1

Мой характер. Как формировать характер

1

Жизненные ценности и их роль в жизни человека

1

Вредные привычки. Встреча со специалистами.

1

Мои интересы. Презентация личных увлечений

1

Анкета профессионального самоопределения

1

Эмоциональные особенности некоторых профессий

1

Составление своей профессиональной карты. Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда

1

Составление собственного психологического портрета. Презентация себя

1

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список литературы для педагогов

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проспект, 2001.
  2. Голуб Г.Б., Чудакова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии.2005. № 1. С. 181-182.
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006.
  4. 7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).– М.: Сентябрь. 2004. - 208 с.
  5. Мачехина О.Н. Социальная компетентность старших школьников.- Москва, 2006.
  6. Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.
  7. Методическое пособие для педагога по курсу «Основы социализации личности» / Под редакцией Н.Р. Огневой.- Томск, 2006.
  8. Методическое пособие для педагога по курсу «Психология успеха и планирование карьеры» для старшеклассников / Под редакцией Н.Р. Огневой. – Томск, 2003.
  9. Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть II. Методическое пособие для педагогов и психологов / Под редакцией канд.пед. наук О.В. Шушпановой. – Томск, 2007.
  10. Огнева Н.Р., Спичева Д.И. Как выбрать профиль: Методическое пособие по курсу для педагогов и психологов / Под ред. П.И. Горлова.- Томск, 2005.
  11. Подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий: Сборник методических материалов./ Ответственный редактор: Суханова Е.А. Томск, 2001.
  12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пятакова О.М.; под общей редакцией Битяновой М.Р. – СПб: Питер, 2002.
  13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.

Список литературыдля обучающихся

  1. Алан Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. М., 1996.
  2. Ашихмина Л.П. Методическое пособие «Найди себя»: Для учащихся 8-9 классов.– М.: ИНПО, 1997.
  3. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М., 1996.
  4. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце скажи…- М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-оздоровительный лагерь "Вектор"

Презентация выездного летнего лагеря ( Туапсинский район Краснодарского края)...

Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"

Программаразвития классного коллектива...

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Вектор доброты»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияна основеКомплексноймодульной программы «Маленькая стран...

От учебной задачи к проектной - естественный вектор перемен

Ознакомившись с представленным материалом вы сможите провести мастер - класс , учебное занятие по проектной задачи для обучающихся 2, 3 классов. Проектная задача  взята из журнала "Начальная школ...

Методика ТРИЗ - инновационный вектор критического мышления

ТРИЗ – технология, созданная в 1946 году Генрихом  Альтшуллером  дала мощный толчок к разработке педагогических технологий, связанных с развитием креактивных  процессов подрастающего че...

Программа клуба "Социальный вектор"

Программа клуба для подростков...

Современное образовательное пространство гимназии: векторы развития начальной школы

quot;Детство - важнейший период человеческой жизни,  подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь".              ...