От учебной задачи к проектной - естественный вектор перемен
методическая разработка (2, 3 класс) на тему

Худякова Татьяна Михайловна

Ознакомившись с представленным материалом вы сможите провести мастер - класс , учебное занятие по проектной задачи для обучающихся 2, 3 классов. Проектная задача  взята из журнала "Начальная школа"  №3, март 2014 год. Вы познакомитесь как теоретическим материалом, так и на практике сможите выполнить 1 проектную задачу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_zadachi.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день  уважаемые коллеги!

(Слайд 3)В этом году большинство школ района ввели новый предмет, связанный с решением проектных задач. Поэтому стал актуальный вопрос, а чем отличается проектная задача от учебной? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться вмести. И именно поэтому тема нашей секции звучит: «От учебной задачи  к проектной – естественный вектор перемен».

Важнейшей задачей современного образования, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а также раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание его как личности готовой к жизни в современном мире. Сегодня решить современные педагогические задачи в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно- урочной формы организации образовательной деятельности, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательной деятельности, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких форм является проектная деятельность. Но, по мнению большинства исследователей, проектная деятельность среди обучающихся начальных классов может существовать лишь в какой – то элементарной форме. Причинами этого является: физиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста; отсутствие необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний у обучающихся начальных классов; отсутствие в самостоятельности в выборе темы; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументировано строить доказательства; слабое владение техническими средствами обработки информации.

Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит обучающегося начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

(Слайд 4) Определяя понятие «проектная задача», стоит согласится с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача- это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.

Проектная задача с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебная проектная задача с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова, ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Проектные задачи имеют творческую составную. Решая их, обучающиеся придумывают, фантазируют, ищут новые, не стандартные пути ранения, учатся работать в группе, помогать товарищам и учатся слышать и слушать друг друга. Для того чтобы система проектных задач в образовательной деятельности давала эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всей образовательной деятельности.

Каждая образовательная организация самостоятельно выбирает форму и порядок проведения проектных задач в начальной школе.  Вот какие рекомендации мы можем вам дать:

  1. На проектные задачи выделить 1 час в неделю, включить его не во внеурочную деятельность, а в часть формируемую участниками образовательных отношений. В связи с тем, что на внеурочную деятельность обучающиеся ходят по желанию, а  предметы из части формируемой участниками образовательных отношений обязательны для посещения всеми обучающимися, таким образом вы сможете формировать УУД у всех обучающихся.
  2. Название данного предмета выбирает ОУ. (Например «Все знаю, все смогу», «Первые шаги к проектной деятельности», «Проектные задачи»). Вам на этом часе, необходимо не только учить обучающихся решать проектные задачи, но и учить обучающихся, решать задания из комплексных стандартизированных работ, так как они направлены на формирование у обучающихся метапредметных результатов.
  3. Решение проектных задач может проходить на пришкольном участке, в школьной или сельской библиотеке, в столовой и других местах, все зависит от тематики и содержания выбранной проектной задачи.
  4. В расписание обучающихся 2-4 классов данный предмет поставить в один день и на одном уроке (например: в среду 3 уроком), для формирования разновозрастных групп или одновозрастных групп одной параллели, а также для презентации готового продукта для разных категорий слушателей.
  5. Рабочая программа пишется на данный предмет также как и на остальные предметы включенные в обязательную часть учебного плана.
  6. Обязательно необходимо прописать систему оценивания данного предмета в локальных актах и основной образовательной программе начального общего образования.

(Слайд 5) Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, выполнятся как в одновозрастной, так и разновозрастных группах, группы могут быть как постоянными, так и подвижными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для  них практическую ситуацию при создание реального продукта.

Познакомимся со структурой проектной задачи и перейдем к практической части.

Кто знает, из каких частей  состоит проектная задача?

(Слайд 6) Проектная задача состоит из трех частей:

  1. Описание проблемной ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации, так как формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.
  2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество детей (1задание -1 обучающийся или 1задание 2 обучающихся).
  3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.

Перед тем как мы перейдем к практике и попробуем создать «реальный продукт» одной из проектных задач.

Кто мне скажет каким образом мы сегодня разделились по группам? (по желанию) назовите еще несколько вариантов деления по группам:

  • по интересам,
  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности,
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту;
  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку — мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке;
  • по жребию.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения.

Перед вами листочки с номерочками выберите себе номер и прикрепите.

Таким образом, те у кого оказался листочек с номер 1 становятся экспертами в своей группе. Вам необходимо по ходу выполнения проектной задачи фиксировать деятельность каждого члена группы и группы в целом в экспертных листах. А все остальные являются членами группы и им необходимо будет создать «реальный продукт», а вот какой мы сейчас с вами и узнаем.

(Слайд 7) Проектная задача для обучающихся 2, 3- х классов по теме «День рождения буквы Ё»

Дорогие ребята! Сегодня вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного проекта. Вы будете оформлять небольшую книжку- малышку «День рождение буквы Ё». На эту работу 40 минут, за которые необходимо спроектировать и создать книжку. Затем нужно презентовать свой продукт.

Тема выбрана не случайно, ведь завтра, 29 ноября, отмечается День буквы Ё. Именно в этот день в 1783 г. русская азбука пополнилась еще одной буквой.

29 ноября 1783 г. в доме директоров Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний академии, обсуждался проект полного толкового словяно- русского словаря.

Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто- нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесенное ею слово «iолка», спросила присутствующих: «Можно ли изображать один звук двумя буквами?». Все промолчали, не зная ответа. И Екатерина Романовна предложила использовать новую букву Ё. Доводы Дашковой показались убедительными. 18 ноября 1784 г. буква Ё получила официальное признание.

После этого буква Ё в течение 12 лет изредка появлялась лишь в рукописном виде.

Первым словом, напечатанным с буквой Ё, было слово «всё». Затем последовали слова «огонёк», «пенёк». Гавриилом Романовичем Державиным употребляется первая фамилия с буквой Ё – Потёмкин. Таковы первые шаги Ё по страницам книг.

Формально буква Ё вошла в алфавит (и получила порядковый номер) только в советское время. Последующие 14 лет художественная и научная литература выходила с использованием буквы Ё, но в 1956 г. по инициативе Никиты Сергеевича Хрущева были введены новые, несколько упрощенные правила орфографии, и буква Ё вновь стала необязательной.

Ныне вопрос об употреблении Ё стал предметом научных споров.

В 2005 г. в Ульяновске букве Ё даже был установлен памятник.

 Согласно действующим правилам русской орфографии и пунктуации, в обычных печатных текстах буква Ё употребляется по выбору. Однако по желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана с буквой Ё.

Ё, ё – 7-я буква русского и белорусского алфавитов. В русском языке Ё почти всегда ударная.

Внимание! Вам предстоит выполнить задания. Работайте дружно и слажено.

Перед вами текст, используя этот текст сформулируйте цель и составите план работы над проектной задачей. Вам на эту работу 3-х минут должно хватить.

 (Варианты групп) Давайте заслушаем несколько вариантов составленных вами планов.

Давайте воплотим в жизнь составленные вами планы и поздравим букву Ё с праздником, только не забудьте, что вы должны не только создать, но и презентовать аудитории ваши книжки – малышки.

Работа групп

Молодцы! Все справились с заданиями, давайте организуем презентацию ваших книжек- малышек, а экспертам необходимо заполнить  Карту наблюдения, которая называется  «Оценка выполнения итогового задания группой»

Презентация «продуктов»

Итак,  на этом работа над проектной задачей не заканчивается нам с вами необходимо провести  анализ вклада каждого  из вас в общую работу группы. Для этого заполните листы самооценки. А чтобы эксперты не скучали попробуйте проанализировать  ваши экспертные листы и сравнить с заготовленными.

(Варианты листов самооценки и экспертных листов)

Так как проектная задача направлена на формирование  метапредметных результатов давайте проанализируем, на какие компетенции были направлены задания из данной проектной задаче?

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ:

-Анализировать и обобщать

-Устанавливать аналогию

- Представлять информацию

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

-Определять цель

-Планировать деятельность в группе

-Работать по плану

-Оценивать степень успешности достижения цели по критериям

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

-Работа в группе

-Создавать письменные тексты

-Излагать свое мнение, аргументировать его.

Остался последний шаг это размещение результатов проектной задачи в портфель достижений обучающихся. Что нам необходимо будет поместить в портфель достижений обучающихся? (Лист планирования, лист самооценивания, результат «продукт» (фотография, текст, схема), и экспертный лист (прописаны результаты конкретного обучающегося)). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

В статье рассмотрены результаты  проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...

«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»

Выступление на  семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»...

Рабочая программа учебного курса "Решение проектных задач"

Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач»        Рабочая программа составлена с учётом методическо...

Проектная задача- прообраз проектной деятельности

Проектная задача для обучающегося — это возможность раскрытия его творческого потенциала, формирования способностей и компетенций.  ...