Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №2»
Шелаболихинского района Алтайского края
Программа
развития классного коллектива
Автор-составитель
учитель начальных классов
Дёмина Евгения Витальевна
2011 год
Содержание (основные направления) программы
«Здоровый образ жизни»
Правило: лучше знать и уметь меньше, но хорошо, чем иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанными с совершенствованием здоровья.
Формы деятельности
- Игра «Путь к здоровому сердцу»;
- Практикум «Важное дело», «Если мама заболела», «Компьютер и здоровье»;
- Беседа «Серьёзный разговор», «Здоровье в твоих руках», «В царстве сна»;
- Уроки практической гигиены;
- Прогулки, игры на свежем воздухе «Играем круглый год на воздухе», экскурсии, походы;
- Подвижные перемены;
- Дни Здоровья;
- Конкурсы, викторины, КВНы «Моя безопасность»;
- Игры-путешествия, игры-соревнования «Будь самостоятельным, осторожным и внимательным»;
- Праздники, утренники «Солнце, воздух и вода»;
- Спортивные мероприятия в классе и в школе «Весёлые старты»;
- Выставки плакатов, рисунков, выпуск стенгазет, агитационных листовок о здоровом образе жизни;
- Конкурс чтецов «Гимн спорту!»;
- Родительские собрания с участием медработников.
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
- Культуру здорового образа жизни (здоровье как личностная и общечеловеческая ценность);
- Факторы риска (переедание, малая подвижность и др.), рациональное питание, функции основных органов и систем организма;
- Правила выполнения основных закаливающих процедур;
- Знать, что физическая культура обеспечивает полноценный обмен веществ в организме и предупреждает возможность болезни, что физические упражнения - это путь к здоровью, работоспособности и долголетию
Ученик должен уметь:
- Заботиться о своём здоровье, здоровье окружающих людей;
- Соблюдать режим сна и бодрствования;
- Рассказать о вреде алкоголя и курения для здоровья;
- Под контролем взрослых выполнять основные закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирание, обливание холодной водой);
- Организовать подвижную перемену, подобрать упражнения,
- Выполнять простейшие элементы спортивных игр.
«Школа человечности»
Правило: освоение нравственных ценностей играет важнейшую роль в духовном становлении ребёнка, так как духовность – это способность личности обнаруживать за предметом его социальное значение.
Формы деятельности
- Тематические классные часы «Быть уверенным, но не самоуверенным», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Словом можно убить, словом можно спасти!»;
- Практикумы «Вмиг по речи их узнали…», «Забота о детях», «Разные мысли обо мне», «Смотреть на мир глазами другого», «Слезами горю не поможешь», «Сотрудничество лучше конфликта»;
- Беседа «Она мне нравится», «У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть!», «Цветок счастья», «Листаем страницы Декларации прав ребёнка», «О правилах дружбы»;
- Игра-путешествие в город Невежд;
- КТД «Домашние волшебники»;
- Тематическое рисование «Я особенный!»;
- Викторины, конкурсы «Что такое – ДОБРОТА?»
- Занятия – тренинги «Слушать и слышать», «Стоп! Подумай! Действуй!», «Учимся прощать»;
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
- Грамотность речи (знание норм произношения, построения предложений);
- Речь как показатель нравственно-этической культуры;
- Честь и достоинство семьи, родословные связи;
- Красивый – некрасивый поступок;
- Понятия: свобода, неприкосновенность, достоинство, закон, Декларация, гражданин, правонарушение, гуманное отношение, миролюбие, сострадание, справедливость;
- Индивидуальность, неповторимость внутреннего мира каждого человека, необходимость адекватной оценки самого себя;
- Качества хорошего слушателя, правила дружбы, честной игры;
- Значение способности «смотреть на мир глазами другого»;
- Способы улучшения плохого настроения, способы саморегуляции в критических состояниях;
- Значение положительного настроя для достижения удачи.
Ученик должен уметь:
- Поддерживать беседу, выступать с сообщением, правильно, точно передавать свои мысли;
- Оказывать поддержку близким, быть внимательным к своим родным, проявлять милосердие, заботу, любовь;
- Замечать красоту поступков одноклассников, прийти на помощь другу;
- Соблюдать правила этикета;
- Отстаивать свои права и не нарушать права других людей;
- Выделять достоинства и недостатки, присущие личности;
- Внимательно слушать собеседника, оказывать другому эмоциональную поддержку;
- Договариваться и сотрудничать;
- Давать себе установку на успех.
«Радость познания»
Правило: познавательная деятельность помогает раскрыть перед ребёнком реальный мир и формирует ценностное отношение к знаниям, книге, процессу познания.
Формы деятельности
- Игра – путешествие «Читай город!»;
- Книжные ярмарки, тематические выставки книг;
- Практикум «Путешествие по домашним библиотекам»;
- Предметные недели;
- Интеллектуальные игры «Загадайка-угадайка!», «Умники и умницы»;
- Дистанционные интеллектуальные марафоны, игры, конкурсы;
- Занятия в интеллектуальных школьных объединениях «Интерактивочка», «Первые шаги в науку», «Игровая экология», «Занимательная география», «Художественное слово»;
- Месячник творческих проектов;
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
- Благоприятные условия для самоуправляемого учения, гигиену умственного труда;
- Энциклопедии: «Почемучка», «Я познаю мир», атлас «От Земли до Неба»;
- Историю книги, книгопечатания; литературные жанры;
- Сказки, жанры сказки (бытовые, о животных, волшебные);
- Что такое самоконтроль, самостоятельность, самодисциплина.
Ученик должен уметь:
- Ориентироваться в мире книг;
- Работать с научно-познавательной литературой;
- Обмениваться информацией, впечатлениями о прочитанных книгах;
- Использовать справочную литературу для поиска недостающей информации;
- Формулировать вопросы, делиться знаниями с другими;
- Делать сообщение познавательного характера;
- Организовывать познавательную игру.
«Труд
на радость себе и людям»
Правило: именно в трудовой деятельности ребёнок, активно взаимодействуя с миром, преобразовывая его объекты, развивает себя, свои духовные и физические силы.
Формы деятельности
- Беседа «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны»;
- КТД «Праздничные сюрпризы», «Новинки из корзинки», «Мастерская самодельной игрушки», «Чудеса своими руками»;
- Самоуправление в классе «Мы хозяева!»;
- Реализация проектов «Чистый берег», «Начни с дома своего», «Посади деревце»;
- Занятия в школьном объединении «Оч. умелые ручки»;
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
- Профессии людей;
- Понятия: ответственность, забота, заботливость, сотрудничество;
- Домашние и классные поручения, обязанности (их содержание, последовательность выполнения);
- Различные инструменты для работы, разнообразие материалов;
- Народное творчество.
Ученик должен уметь:
- Сотрудничать (трудиться сообща, договариваться);
- Ставить цель, планировать и оценивать свою работу;
- Выполнять посильную работу (сажать семена, копать, убирать урожай, делать птичьи домики);
- Работать не торопясь, без суетливости;
- Регулярно выполнять свои домашние и классные обязанности;
- Работать с различными материалами (тканью, бумагой, соломкой, деревом, проволокой и др.), экономно их расходовать;
- Доводить начатое дело до конца;
- Творчески относиться к изготовлению изделия;
- Радоваться и радовать других.
«Природа наш дом»
Правило: только экологически воспитанный человек способен замечать и создавать красоту в природе, бережно относится к ней, предвидеть последствия своего поведения.
Формы деятельности
- Акции, операции «Чистый берег», «Наш школьный дворик», «Поможем зимующим птицам», «Осенние хлопоты», Птичья столовая», «Птичье новоселье»;
- Исследовательская работа «Муравьишкин дом», «Капелька», «Следопыт», «Кто и что нас окружает?», «Предсказание погоды»;
- Экомарафон;
- Игра «Учимся наблюдать, замечать»;
- Конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы «Юный эколог»;
- Игра – путешествие «По родному краю»;
- Практикум «Золотое правило экологии»
- Занятия в школьном объединении «Игровая экология»
Ожидаемый результат
Ученик должен знать:
- Универсальную ценность природы;
- Нормы и правила экологически обоснованного природопользования;
- Экологические потребности растений и животных, особенности ухода за ними;
- Виды взаимосвязей в природе;
- Разнообразие природных объектов, их значение;
- Экологические проблемы ближайшего природного окружения, пути их решения.
Ученик должен уметь:
- Устанавливать связи между бережным отношением к воде, теплу, энергии вещам и охраной природных ресурсов;
- Определять необходимость того или иного вида ухода за растениями и животными в пользу их экологического благополучия;
- Замечать и создавать красоту в природе;
- Устанавливать взаимосвязи в природе;
- Осуществлять элементарные исследовательские операции экологического состояния природных объектов;
- Оценивать результаты взаимодействия людей с природным окружением.
«Экономическая азбука»
Правило: экономические знания – позволяют спокойно относиться к мысли, что люди сами отвечают за свою жизнь, сами должны зарабатывать на неё и не должны ни на кого, кроме себя самих, надеяться.
Формы деятельности
- Игра «Экономика вокруг нас»;
- Классный час «Зачем нужны деньги», «За покупками», «Для чего реклама?»;
- Экономическая эстафета;
- Практикум «Монетный двор», «Откуда деньги к нам приходят»;
- Викторина «К портрету делового человека»;
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
- Качество продукции;
- Понятия – конкуренция, стоимость, цена, реклама, товар, деньги, прибыль, ярмарка, финансы;
- Деньги (наличные, безналичные);
- Функции денег.
Ученик должен уметь:
- Устанавливать взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами (высокий уровень экономики – безотходное производство);
- Использовать деньги при покупке товаров, оплате услуг;
- Управлять желаниями, считаться с окружающими;
- Объяснять смысл простейших экономических понятий;
- Обосновывать взаимосвязь экономических явлений на конкретном примере;
- Участвовать в дискуссии.
«В гармонии с
природой и искусством»
Правило: становление индивидуальности невозможно без приобщения учащихся к эстетической культуре общества, к миру прекрасного.
Формы деятельности
- Путешествие – наблюдение «Зоренька-зарница»;
- Экскурсия «Грозы внезапное блистанье»;
- Игра «Архитекторы зелёного строительства»;
- КТД «Чудесный остров», «Удивительная ваза»;
- Практикум «Макияж для кофейной», «Конь-огонь», «Слушаем и танцуем»;
- Музыкальный час (знакомство с великими композиторами), балет – сказка «Лебединое озеро»;
- Игра-путешествие «Представление без слов»;
- Проект «Театр теней»;
- Тематическая неделя «Театр и мы»;
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
- Живописность, поэтичность, музыкальность природы;
- Радость познания тайн природы;
- Красота быта, бережное отношение к вещам, предметам;
- Связь человека с миром искусства;
- Памятники культуры и искусства, их создатели – Великие Мастера;
- Выразительные средства передачи художественного образа( пластика, движение, речь);
- Понятия: мастер, мастерица, язык искусства, украшение.
Ученик должен уметь:
- Выявлять эстетическую ценность объектов и явлений природы;
- Эмоционально откликаться на «встречу» с красотой природы;
- Ощущать единство, гармонию с окружающим миром;
- Создавать красивые вещи, предметы быта своими руками, украшать свой быт;
- Замечать своеобразие отображения окружающего мира в различных видах искусства (театр, музыка, изобразительное искусство, литература);
- Владеть доступными приёмами воплощения художественного образа в конкретной творческой деятельности;
- Передавать средствами искусства свой внутренний мир;
- Оценивать содержание пьесы, способы выразительной передачи художественного образа.
Работа с родителями
Правило: только взрослые могут вселить детям надежду на положительный результат в любом деле, научить анализировать реальность, принимать решение, уважать и сочувствовать, справляться со своим горем и страхами, развивать силу воли, сильный характер.
Задача семьи и школы состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка качества благородного человека. Важно убедить родителей в том, что без их помощи работа по воспитанию детей будет не столь эффективной. В связи с этим, моделируя воспитательный процесс следует выполнять следующие рекомендации:
- Сосредоточиться на следующих вопросах: «Что делать?», «Как лучше сделать?», «Для чего?», «Будет ли эта работа полезной?»;
- С целью повышения педагогической культуры родителей каждую встречу начинайте с интересного рассказа, лекции («Берегите здоровье детей», «Как помочь ребёнку преодолеть страхи?», «Ребёнок и деньги»;
- Совершенствовать содержание, форму проведения родительского собрания (тренинги, круглые столы, беседы, конференции, дискуссии);
- Организуйте работу по определённым направлениям (рубрикам), которые зафиксированы в «Уголке для родителей»:
- «Для Вас, родители» - план работы с детьми на месяц, где отмечено участие родителей;
- «Прочитайте!» - выставляется книга по теме того или иного блока занятий;
- «Служба помощи» - кто консультирует в день родительского собрания;
- «Возьмите напрокат» - видео- и аудио записи, альбомы, диски;
- «Картотека добрых дел» - опыт полезных, добрых дел каждой семьи;
- «Полюбуйтесь чудом» - рисунки, поделки; гроздь рябины и др., то чем любуются дети;
- «Календарь заданий» - задание семье.
Доверительные, тёплые уважительные, конструктивные отношения между классным руководителем и родителями, между детьми и взрослыми постепенно будут укреплять ваше содружество, которое создаётся прежде всего ради ребёнка. Такое содружество – это прекрасная школа, которая учит детей следовать социальным нормам и правилам, объяснит им, что допускается проявление любых чувств, но не любого поведения.
Именно родители должны учить детей следующим жизненным мудростям:
- проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, прими решение, не позволяй себя подгонять;
- взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
- не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
- не обижай других людей;
- не нападай на других, когда тебе плохо.
Формы работы с родителями
- Лекции «Что значит питаться правильно?», «Дети и компьютер», «Воспитание без насилия», «Воспитание у детей трудолюбия», «Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста»;
- Беседы «Природа и здоровье», «В семье - сын (дочь)», «Традиции в семье», «О роли книги домашней библиотеке в воспитании читательской самостоятельности», «Как рассказать о своём труде, о своей профессии», «Исследование природы – радость открытий»;
- Тренинги «Говорить правильно и красиво», «Учите детей управлять собой», «Детские вопросы и взрослые ответы», «Семейный праздник»
Важно не забывать, что младший школьный возраст особенно благоприятен для позитивного общения, воспитания. Дети много хотят знать, тянутся к взрослым, верят им, уважают и ценят. Нужны лишь дружба, уважение, забота со стороны учителя, любовь родителей, чтобы повести их по светлой и прямой дороге знаний.
Суть воспитательной программы
«Вектор»
Сегодня все понимают, что изменить мир, общество, человека – это значит реформировать воспитание, главными задачами которого являются развитие информированности, творчества, способности личности, совершенствование её индивидуальной жизни.
Основой решения глобальных целей, задач воспитания должна стать система школьно-семейного воспитания.
Воспитательная система класса базируется на комплексе:
- воспитательных целей,
- содружестве людей,
- их деятельности, направленной на достижение этих целей;
- отношений, возникающих между участниками деятельности;
- той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач (образовательное пространство).
Эффективная воспитательная система имеет свою модель. Модель «Вектор» представляет собой социально-технологический вариант, в котором на основе заданного содержания смоделирована методика осуществления педагогической деятельности.
Цель программы «Вектор»
Создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
- Создать условия, благоприятные для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формировать культуру здорового образа жизни.
- Способствовать формированию нравственно-эстетической культуры младших школьников, формированию высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности и др.
- Формировать устойчивый интерес к знаниям, способности к самообразованию.
- Совершенствовать систему трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально – экономические условия.
- Воспитание гражданина своего Отечества и края на традициях русского народа в контексте с его духовной культурой.
- Формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду.
Что составляет основу программы «Вектор»?
В основу воспитательной программы «Вектор» заложен принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, способствующий решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией (воспитание через организацию интересной для ребёнка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой).
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании.
Необходимо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно – познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.
Обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.
Принцип здоровьесбережения.
Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни - это норма.
Принцип воспитания творческой личности.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребёнка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип сотрудничества.
Воспитательная система строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Создаётся обстановка, при которой каждый ребёнок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через своё участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: Систему базовых национальных ценностей...
программа развития классного коллектива
В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...
Программа развития классного коллектива
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива....
Программа развития классного коллектива
Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...