исторический экскурс в возникновении и использовании проективных методик в работе педагога
план-конспект
Цель данной работы является исторический раскрытия понятия проективных методик в работе педагога-психолога. Показаны мнения о проективных тестах как отечественных, таки зарубежных педагогов и психологов.Проективные тесты важны темм, что они позволяют собрать такую информацию, которая не может быть получена никаким другим путём. Снижается сопротивление исследуемого ребенка при рассмотрении болезненных для него случаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikitinoy-tsvetnovoy.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК
В РАБОТЕ ПЕДАГОГА
Никитина А.Г.
педагог дополнительного образования,
Цветнова Н.С.,
концермейстер
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
г. Хабаровска
В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.
Цель данной работы является исторический раскрытия понятия проективных методик в работе педагога-психолога.
Некогда, вглядываясь в облака на небе, наблюдая игру светотени на поверхности водоемов, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации восковых фигурок в холодной воде. Известно также и то, что личности творцов (художников, писателей, поэтов) всегда в той или иной степени присутствуют в их произведениях. Прошли столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.[1] В глоссарии известного автора мы читаем несколько примитивное определение понятия проективные тесты – «психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения». [1] Существуют другие определения, громоздкие и многословные. Общая особенность любого адекватного определения состоит в том, что в нем существуют: 1) упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода; 2) указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности; 3) указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов. Еще одна особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого; неслучайно А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками «замаскированного тестирования» Неопределенной в целом для испытуемого является стимульная ситуация и материал в целом. Таким образом, тест является проективным, если, по определению, он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и, кроме того, ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно. [2] Задача в тестах несруктурирована, т. е. задача, допускает почти неограниченное разнообразие возможных ответов. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты. Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Следовательно, чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.[3] а
Глобальный подход к исследованию личности в проективных методиках предполагает не только изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных характеристик, но также и некоторых интеллектуальных аспектов поведения, таких как общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций.
Изначальное предположение, на котором строятся проективные методики, заключается в том, что все поведенческие проявления, как наиболее, так и наименее значительные являются выражениями личности индивида. Огромное количество новых методик показывает, что далеко не все разделяют этот взгляд. Достоинство теста зависит не только от того, насколько изучены его границы и возможности, но также от умений и интуиции интерпретатора.[4]
Проективные тесты важны еще и тем, что они позволяют собрать такую информацию, которая не может быть получена никаким другим путём. Снижается сопротивление исследуемого ребенка при рассмотрении болезненных для него случаев.
Следующее положение это психологический детерминизм. Утверждается, что в реакциях и словах человека нет ничего случайного. Всё, что он говорит и делает, обусловлено определённым сочетанием воздействий на него.
Хочется отметить еще одно направление проективной психодиагностики - психогеометрическое тестирование, предшественниками которого были: 1. Тест трёхмерной апперцепции (1947г., Д. Твидгел-Аллен); 2. Тест разработки символа (1950г., Д. Кроут); 3. Рисуночный тест Вартегта (1953г.); 4. Тест символической аранжировки (1955г., Т. Канн).
Первым проективным тестом был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга: «Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности». Отобрав слова-раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов.[5]
Одновременно с К.Юнгом, в 1910 году, Г. Кент и А. Розанов (США) сконструировали и применили тест, чрезвычайно напоминающий юнговский; они предлагали испытуемому 100 общеупотребительных слов-стимулов, отобранных в связи с тем, что почти у всех они вызывали одинаковые реакции (стол - стул, темно - светло и пр.). Исследования показали, что психически больные испытуемые давали большее количество оригинальных, названных авторами «индивидуальными», ответов, нежели здоровые. Однако метод не получил широкой известности в силу того, что подобные ответы зависели от психологического статуса индивида, но и от его возраста, социального положения, образовательного уровня и других факторов. Затем, ассоциативный эксперимент Юнга был переработан многими исследователями. Так, Д. Рапапорт, в 1946 году вдохновленный примером Юнга, отобрав 60 слов-стимулов с точки зрения их психоаналитической значимости, достаточно успешно работал с пациентами, анализируя их внутренние конфликты и используя свой метод для выявления нарушений ментальной деятельности. Обсуждая опыты Юнга, З.Фрейд в своей книге «К истории психоаналитического движения» видел их значение в «быстрой экспериментальной проверке утверждений психоанализа и для прямого показа в обучении таких связей, которые мог бы продемонстрировать только психоаналитик». Не будет преувеличением сказать, что тест Роршаха (1921), как и ТАТ Г. Мюррея, - два фундаментальных метода, определивших движение психологической диагностики проективного движения на много десятилетий вперед.[6]. Работа Германа Роршаха «Психодиагностика» была опубликована после четырнадцати лет работы, в которой он утвердил постулаты проективной психодиагностики в том числе.[7]
Справедливости ради нужно отметить, что русские ученые тоже внесли свой вклад в создание проективной психодиагностики: так, В.В. Абрамов в 1911 году предложил метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных. Однако, существовали некоторые расхождения в трактовке понятиях проективных методов в психоанализе и других направлениях психологии. Так, объектом проективного метода в психоанализе является глубоко конфликтная дезадатированная личность; поэтому такие понятия как влечение, конфликт, защита в их психоаналитическом понимании, составляют основу анализа и интерпретации практически любой методики. Следовательно, проективный метод, используемый в системе психоанализа, будет обладать следующими отличительными чертами: 1. Направленностью на диагностику причин дезадаптации бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты); 2. Трактовкой всего поведения, и проективного в частности, как проявления динамики бессознательных влечений; 3. Предпосылка любого проективного исследования неопределённость тестовых условий будет интерпретироваться как снятие давления реальности, в отсутствие которого личность проявит не конвенциальные, а якобы внутренне присущие ей способы поведения. В концепции проективного метода в рамках холистической психологии ядро личности, (по Франку), составляет субъективный мир желаний, мнений, идей и т. д. Взаимоотношение личности и её социального окружения есть процесс собирания и анализа «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный метод выступает, таким образом, как средство познания содержания и структуры «личного мира». На первый план выдвигается диагностика индивидуальных особенностей личности. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств - с этой точки зрения они вряд ли могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (имеется в виду их валидность и надежность).
Список литературы
- Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, с. 17.
- Титкова Л. С., Психодиагностика: Учебное пособие / С.Л. Титкова Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, с. 74.
- Доррер, М. Имитация психологической интуиции с помощью искусственных нейронных сетей. - М., София. С.247.
- Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для ВУЗов, М., 1994,С. 62.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999г. 528 с.
- Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., с. 17.
- Критический анализ объективных и проективных методов психодиагностики. [Электронный ресурс] // Мир психологии. [web-сайт].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кататимно-имагинативная психотерапия. Использование символдрамы в коррекционной работе педагога-психолога в образовательном учреждении
Символдрама, или метод сновидений наяву – направление психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Х. Лейнером, занимающее одно из ведущих мест среди психот...
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.
Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....
Возможности использования мини-сайтов в работе педагога
В работе дан обзор сайтов, которые может использовать педагог в своей работе...
Мастер класс " Использование Google форм в работе педагога. Создание теста».
Мастер класс " Использование Google форм в работе педагога. Создание теста»....
Современные образовательные технологии и методики в работе педагог – психолога.
В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновацио...
Использование образовательных платформ в работе педагога
quot;Использование образовательных патформ в работе педагога.Из опыта работы....