Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы
методическая разработка
Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Первичная адаптация детей к школе. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска». Промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. Итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.28 раздела III ФГОС НОО) и основного общего образования (п.25 раздела III ФГОС ООО) должны обеспечивать:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС :
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся,
- выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Таким образом, основными направлениями работы, обозначенными в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися, родителями.
Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе состоят в определении готовности к обучению в школе, обеспечении адаптации к школе, повышении заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитии познавательной и учебной мотивации, развитии самостоятельности и самоорганизации, поддержке в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей. Именно в этих направлениях и ведется работа педагога-психолога с учащимися начальной школы
Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения
Задачи психологического сопровождения на начальной стадии заключается в определении готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения, а следовательно и в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии со стандартами формировать у обучающих не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия.
План психологического сопровождения образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Содержание деятельности | Сроки | Примечание |
Будущие первоклассники | ||
1. Диагностика уровня психологической готовности к обучению | Первые 2 занятия | Ведется |
2. Проведение развивающих занятий в рамках школы будущих первоклассников | 3-5 день | Ведется |
Родители будущих первоклассников | ||
1. Занятия с элементами тренинга на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Организация жизни ребенка в летний период перед школой», «Чтобы 1 сентября стало праздником». | Сроки устанавливаются в зависимости от плана работы школы | Планируется |
2.Индивидуальное консультирование | В течение учебного года | Ведется |
Учителя будущих первых классов | ||
1. Групповые консультации в различных практико-ориентированных формах на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет»*, «Психологическая готовность к школьному обучению»*, «Чтобы 1 сентября стало праздником». | В течение учебного года | Ведется |
2. Индивидуальное консультирование по вопросам организации и планирования деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся | В течение учебного года | Ведется |
Обучающиеся 1-х классов | ||
1. Изучение процесса адаптации | Вторая половина октября-ноябрь (стартовая диагностика) Май (итоговая диагностика) | |
2.Проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД | В течение учебного года | Ведется |
Родители обучающихся 1-х классов | ||
1.Проведение консультаций | Сентябрь-октябрь | Ведется |
Учителя начальных классов | ||
1. Постоянно действующий семинар повышения психологической компетентности педагогов | В течение учебного года в соответствии с утвержденным администрацией ОУ планом | Планируется |
2.Диагностика эмоционального состояния педагогов. | Февраль | Планируется |
3.Мониторинг профессиональных затруднений | Сентябрь, май | Планируется |
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия:
- в каждой параллели ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
- при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами.
- психологическое сопровождение одаренных детей.
Ближе к работе педагога-психолога с учащимися начальной школы
I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.
2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями и учителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
4. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:
- Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
- Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
- Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. Данный этап предполагает следующее:
- Проведение промежуточной групповой диагностики во 2 четверти 3 класса (изучение личностных, коммуникативных, познавательных УДД).
- Психолого-педагогическая работа:
- Развивающая – развивающие групповые занятия.
- Просветительская работа с педагогами и родителями.
- Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса
IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс
- Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
- Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.28 раздела III ФГОС НОО) и основного общего образования (п.25 раздела III ФГОС ООО) должны обеспечивать:
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
готовность к обучению в школе адаптация к школе заинтересованность школьников познавательная и учебная мотивация самостоятельности и самоорганизации «умение учиться » творческие способности Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе:
Содержание деятельности Сроки Примечание Будущие первоклассники 1. Диагностика уровня психологической готовности к обучению Первые 2 занятия Ведется 2.Проведение развивающих занятий в рамках школы будущих первоклассников 3-5 день Ведется План психологического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Содержание деятельности Сроки Примечание Родители будущих первоклассников 1. Занятия с элементами тренинга на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Организация жизни ребенка в летний период перед школой», «Чтобы 1 сентября стало праздником». Сроки устанавливаются в зависимости от плана работы школы Планируется 2.Индивидуальное консультирование В течение учебного года Ведется
Учителя будущих первых классов 1. Групповые консультации в различных практико-ориентированных формах на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет»*, «Психологическая готовность к школьному обучению»*, «Чтобы 1 сентября стало праздником». В течение учебного года Ведется 2. Индивидуальное консультирование по вопросам организации и планирования деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся В течение учебного года Ведется Содержание деятельности Сроки Примечание
Обучающиеся 1-х классов 1. Изучение процесса адаптации Вторая половина октября-ноябрь (стартовая диагностика) Май (итоговая диагностика) 2.Проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД В течение учебного года Ведется Содержание деятельности Сроки Примечание
Учителя начальных классов 1. Постоянно действующий семинар повышения психологической компетентности педагогов В течение учебного года в соответствии с утвержденным администрацией ОУ планом Планируется 2.Диагностика эмоционального состояния педагогов. Февраль Планируется 3.Мониторинг профессиональных затруднений Сентябрь, май Планируется Содержание деятельности Сроки Примечание
1 . Психологическая диагностика УДД 2 . Консультации и просветительская работы с родителями и учителями первоклассников 3 . Психолого-педагогическая поддержка школьников. 4 . Аналитическая работа I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика детей с трудностями в формировании УУД Групповая психо -коррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Групповая развивающая работа по развитию УУД. Консультирование и просвещение родителей II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».
Промежуточная групповая диагностика Развивающие групповые занятия. Просветительская работа с педагогами и родителями. Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы.
Диагностика психолого-педагогического статуса учащихся Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе. IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога с родителями в начальной школе.
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как “связь с родителями”, “работа с родителями”, из ценностно-нейтральной фор...
Основные этапы работы над созданием проекта учащихся начальной школы «Литературный журнал»
При изучении литературы восемнадцатого века дети приходят к выводу, что детской литературы не существовало. Не было авторов, писавших для детей. Существовал небольшой перечень книг, рекомендован...
Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.
Новые возможности работы с детьми в тандеме психолог + библиотекарь....
Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)
Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...
Требования к ИКТ-компетентности учителя начальных классов для реализации основных положений ФГОС НОО
Цель: получить представления о уровне необходимой ИКТ-компетентности, для реализации учителем начальных классов требований ФГОС НОО.Задачи: в ходе работы обучающимися должны быть решены следующие зада...
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога школы, является коррекционно-развивающая работа. В последнее время число обратившихся, составляют дети с задержкой психического разв...