Настольная психологическая игра "Паиньки - Озорники"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Захарова Галина Юрьевна

Многим специалистам помогающих профессий наверняка знакома ситуация: игр, карточек, наборов много, потрачены не малые суммы, но рано или поздно возникает ощущение, что всё равно их недостаточно. Поиграли и в те, и в другие игры. Поэтому возникает необходимость в изобретении новых способов использования уже имеющихся игр без увеличения затрат на покупку новых.

Игра «Паиньки-Озорники» разработана для расширения возможностей использования игрового набора карточек О.В.Хухлаевой «Неправильная страна» (издательства «Генезис»). В описании игры предложены несколько вариантов её проведения (с разными игровыми полями, в разных форматах: онлайн и офлайн), что позволяет увеличить количество использования игры с одними и теми же игроками.

Разработанный вариант психологической игры позволяет добавить групповую динамику и игровую механику в процесс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конкурсная работа в номинации «Игры, игрушки»

Захарова Галина Юрьевна,

педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский

Кировской области

Настольная психологическая игра

«Паиньки - Озорники»

Многим специалистам помогающих профессий наверняка знакома ситуация: игр, карточек, наборов много, потрачены не малые суммы, но рано или поздно возникает ощущение, что всё равно их недостаточно. Поиграли и в те, и в другие игры. Поэтому возникает необходимость в изобретении новых способов использования уже имеющихся игр без увеличения затрат на покупку новых.

Игра «Паиньки-Озорники» разработана для расширения возможностей использования игрового набора карточек О.В.Хухлаевой «Неправильная страна» (издательства «Генезис»). В описании игры предложены несколько вариантов её проведения (с разными игровыми полями, в разных форматах: онлайн и офлайн), что позволяет увеличить количество использования игры с одними и теми же игроками.

Разработанный вариант психологической игры позволяет добавить групповую динамику и игровую механику в процесс.

Взрослые, поздравляя детей, часто говорят: «Будь послушным(-ой)… Слушайся маму и папу…». Это удобно родителям, педагогам. Но в тотальном послушании есть недостаток. В результате безропотного послушания дети могут вырасти безвольными, зависимыми от чужого мнения, несамостоятельными с вытесненными негативными чувствами по отношению к взрослым. Либо другая крайность. Дети, устав выполнять требования, правила, соответствовать стандартам, вдруг начинают проявлять яростное сопротивление, осознанно, демонстративно нарушают запреты.

К школьному психологу чаще обращаются со второй категорией детей, когда им грозит постановка на профилактический учёт в школе, дневник исписан замечаниями, родители не знают, что делать. Первая категория детей продолжает радовать пап и мам, на консультацию такие дети приходят, будучи взрослыми, когда осознают, что их личные границы нарушаются, им дискомфортно в созависимых отношениях, они не уверены в себе, имеют низкую самооценку и множество страхов.

Поэтому в первую очередь игра востребована на групповых профилактических занятиях с младшими школьниками с нарушениями в поведении.

Цель игры: коррекция протестного поведения младших школьников.

Задачи игры:

  • способствовать отреагированию негативных чувств и эмоций,
  • способствовать снижению внутреннего напряжения через юмор,
  • способствовать уменьшению социальных страхов (страх ошибки на уроке, страх насмешки сверстников, страх наказания и утраты расположения взрослых и др.),
  • способствовать повышению осознанности социальных норм и психологических границ.

Игра вызывает большой эмоциональный отклик у учащихся, желание играть сохраняется на протяжении всех ходов до конца занятия.

Количество игроков: от 2 до 4.

        Для игры «Паиньки-Озорники» потребуются материалы:

  • кубик D6 (шестигранный),
  • игровое поле, разработанное Захаровой Г.Ю. (можно выбрать 1 из 3 вариантов),
  • фишка (любой предмет, который помещается в клетку игрового поля)/ общая для отслеживания хода на разноцветном игровом поле без нумерации, индивидуальные фишки по количеству игроков на игровом поде с разноцветными клетками с нумерацией от 1 до 36;
  • жетоны – 36 штук (это могут быть простые фигуры: квадраты или круги, вырезанные из белой плотной бумаги),
  • карточки –комплименты (разработанные Захаровой Г.Ю.);
  • карточки из игры Хухлаевой О.В. «Неправильная страна» (36 на одну игру по 6 категориям),
  • наборы пластилина, доски для лепки (по количеству игроков).

Для игры «Паиньки-Озорники» разработано три варианта игровых полей

Игровое поле создано в Сервисе дизайна Canva и представляет собой квадратную сетку из 36 клеток: 6 по вертикали, 6 по горизонтали.

  1. Без нумерации. Этот вариант поля содержит разноцветные клетки, значение которых указано вертикально на поле справа. Цвета клеток распределены по категориям карточек с заданиями (6 категорий – 6 цветов). Для удобства игрокам по бокам игрового поля отмечены цвет и значение категории карточек с заданиями, которые нужно выполнить в данный ход.

Игра на этом варианте поля более длительная по проведению, т.к. нужно продумывать ходы для попадания на пустую клетку, что усложняется к концу игры. Подходит для игры офлайн, можно распечатать на баннерной ткани, на плотном листе бумаги формата А3.

  1. С нумерацией от 1 до 36. Старт игры – от первой клетки «1», финиш – на клетке «36» или за её пределами. Игроки ходят по полю «змейкой», т.е. продвигаясь по своему полю поочерёдно по пронумерованным клеткам (в первой строке снизу из клетки старта «1» слева направо, затем во второй строке – справа налево и т.д. вверх до финиша на клетке «36»). Игра на этом поле недлительная, т.к. не все клетки будут задействованы. Подходит для игры онлайн и офлайн. В игре онлайн можно предложить игрокам запастись своим кубиком D6 либо использовать генератор случайных чисел от 1 до 6.

F:\игра Паиньки-Озорники\ИГРОВЫЕ ПОЛЯ - 3 варианта\1.png                       F:\игра Паиньки-Озорники\ИГРОВЫЕ ПОЛЯ - 3 варианта\игровое поле разноцветное с нумерацией.jpg     

  1. С однотонными клетками. По типу игры «Морской бой»: буквы алфавита по порядку (от А до Е) горизонтально, цифры (от 1 до 6) вертикально. Подходит для игры онлайн. Цвет клеток для игроков одинаковый – светло-серый, о том, какая клетка выпадет игроку в его ход, знает только ведущий, ориентирующийся на разметку игрового поля для игры офлайн с разноцветными клетками без нумерации (см. выше). Это нужно для сохранения интриги игры. F:\игра Паиньки-Озорники\ИГРОВЫЕ ПОЛЯ - 3 варианта\игровое поле монохром.jpg

Для удобства отслеживания выполненных ходов игроки перед началом игры распечатывают игровое поле (у каждого своё). Игроки называют случайным образом комбинацию из буквы и цифры в заданном диапазоне (например, А2 или Е6, или Г1 и т.д.). Если ход уже был сделан, то ведущий отмечает клетку, как использованную.

В типографский набор игры «Неправильная страна» входит 108 карточек, которые поделены на 6 групп:

  • «Неправильные поступки»,
  • «Неправильная школа»,
  • «Неправильный дом»,
  • «Неправильные вопросы»,
  • «Неправильные рассказы (небылицы)»,
  • «Неправильные утверждения».

В каждой группе по 18 карточек, они делятся ещё на три подгруппы, обозначенные римскими цифрами: «I», «II», «III», что означает порядковый номер игры. То есть по 6 карточек в подгруппе на одну игру в каждой категории. Это предусмотрено для того, чтобы сохранять интерес игроков, если они играют в эту игру несколько раз, чтобы текст на карточках не повторялся. То есть игроки, играющие впервые, берут карточки с пометкой «I», играющие второй раз – «II», в третий – «III».

При желании можно каждую группу карточек дополнить своими вариантами, добавив карточки с пометками «IV», «V», «VI».

Ход игры

Подготовка к игре.

На равноудалённом расстоянии от всех игроков на столе выкладывается большое общее игровое поле (с нумерацией от 1 до 36 или поле без нумерации с разноцветными клетками) – для офлайн игры.

В онлайн игре рекомендуется каждому игроку распечатать поле с однотонными клетками, у ведущего перед глазами – поле с разноцветными клетками (тоже напечатано для отметок по произведённым ходам).

Карточки из набора психологической игры О.В.Хухлаевой «Неправильная страна» (либо свой набор) в зависимости от порядка проведения игры (обозначены римскими цифрами внизу карточек) раскладываются по категориям рубашками вверх с надписями: «Неправильные поступки», «Неправильная школа», «Неправильный дом», «Неправильные вопросы», «Неправильные рассказы (небылицы)», «Неправильные утверждения». В онлайн версии игры карточки только у ведущего.

Проводится жеребьёвка очерёдности хода каждого игрока.

Все игроки сбрасывают кубик D6. Игру начинает тот, у кого выпало наибольшее значение, второй – со значением, меньшим, чем у первого и т.д. по убыванию.

В варианте игры с разноцветным непронумерованным полем у первого игрока есть бонус: он может поставить фишку, которая будет передвигаться по игровому полю, на любую клетку, с которой начнётся игра.

        Вступительное слово ведущего:

Дорогие друзья! Сегодня я предлагаю Вам сыграть в очень интересную игру «Паиньки-Озорники».

Кто знает значение этих слов?

Кого называют паинькой? А кого озорником?

(дети предлагают свои варианты ответов)

Паинькой обычно называют благоразумного послушного ребёнка с примерным поведением. А озорником в народе называют непослушного, шаловливого ребёнка, проказника, баловника, сорванца, хулигана, т.е. это слово противоположно слову «паинька».

В каких литературных произведениях Вы встречали персонажей послушных и озорных? В каких художественных фильмах, мультфильмах?

Какими качествами обладают эти персонажи? Что делает их привлекательными? Как общество относится к Паинькам и Озорникам?

При наличии времени можно посмотреть с игроками мультфильм «На задней парте» о соседях по парте Лейкине и Зайкиной.

После просмотра обсуждается, какому герою больше подходит роль Паиньки, а кому – Озорника.

Герои игры: Паинька и Озорник.

        Каждому игроку предлагается вылепить их пластилина свою версию героев сказки Паиньки и Озорника. В онлайн игре этап лепки можно опустить.

После изготовления персонажей игроки по очереди рассказывают сказку о них. Если дети затрудняются в спонтанном составлении истории, можно предложить им кубики историй или метафорические ассоциативные карты, которые случайным образом скидывают или вытягивают соответственно.

Первый ход.

На цветном игровом поле без нумерации. Первый игрок сбрасывает кубик D6 и ходит по клеткам поочерёдно в любом направлении «прямо» и «перпендикулярно», кроме диагонального. То есть можно ходить вправо, влево, вверх, вниз, но не по диагонали. Можно во время хода менять направление движения по полю. Например, игроку выпало «6», он может сходить вправо на 2 клетки, вверх на 3, влево на 1. Или в другой комбинации: 1-1-4, 4-2, 3-3, 1-2-3, 5-1, 1-5 и т.д. Важно не выйти за поля, не ходить по диагонали, в один ход нельзя пройтись по уже «хоженым» клеткам.

        На цветном игровом поле с нумерацией от 1 до 36. Все игроки ставят фишки перед первой клеткой. По очереди сбрасывают шестигранный кубик и продвигают свою фишку к 36-ой последовательно по ходу нумерации.

        На игровом поле с однотонными клетками (по типу «Морской бой»). Игроки поочерёдно называют комбинации букв (от А до Е) и цифр (от 1 до 6). На пересечении названных букв и цифр ведущий называет значение клетки, которое видит на своём разноцветном поле-шпаргалке. Игроки не видят это поле, отмечают свои ходы на распечатанном поле (у каждого игрока своё поле).

Общее для всех полей: остановившись на клетке, игрок выполняет задание той тематики, какого цвета клетка:

  • «Школа» - жёлтая,
  •  «Дом» - бирюзовая,
  • «Рассказы» - оранжевая,
  •  «Поступки» - розовая,
  •  «Вопросы» - серая,
  •  «Утверждения» - белая.

После выполнения задания игрок забирает карточку себе в офлайн игре на цветном непронумерованном игровом поле, а на место клетки под фишку кладёт жетон, что означает, что эта клетка уже участвовала в игре, задание в этой категории было выполнено. Игра на этом варианте поля заканчивается, когда все клетки будут покрыты жетонами.

Если ребёнок в ходе игры поставил общую фишку на клетку с жетоном, т.е. на ней уже был ранее сделан ход в игре, то ход этот игрок пропускает ход. Таким образом, игроки имеют возможность развить ещё и способность рассчитывать ход, планируя выгодные маршруты движения по полю. Ведь их задача: набрать как можно больше карточек с выполненными заданиями к концу игры.

Так как число клеток в каждый ход определяется случайным образом сбросом шестигранного кубика, то и название категорий в каждый ход будет у каждого игрока своё, что не позволит игрокам заскучать, ведь задания будут сменять друг друга в непредсказуемой последовательности.

Задания по разным категориям

Клетка «Школа» жёлтого цвета. Задания с карточками «Неправильная школа».

Например, «Алиса разговаривала на уроке с соседом по парте. Учительница попросила Алису передать ей дневник. А Алиса…».

Клетка «Дом» бирюзового цвета. Задания с карточками «Неправильный дом».

Например, «Маше запретили трогать подарки под Ёлкой до наступления праздника. А Маша…».

Клетка «Поступки» розового цвета. Задания с карточками «Неправильные поступки».

Например, «Федя иногда не хочет выполнять домашние поручения (вымыть посуду, сходит в магазин за хлебом и др.). Тогда он говорит маме, что ему много задали уроков, ему некогда».

На карточках «Неправильная школа», «Неправильный дом», «Неправильные поступки» описаны ситуации из школьной жизни, из жизни семьи, в которых участвовал герой (мальчик или девочка). Нужно придумать продолжение с двух позиций: Паиньки и Озорника.

Обсуждение для этих карточек проводится по вопросам (можно варьировать, дополнять или не все вопросы задавать):

  • Какая позиция (Паиньки или Озорника) тебе больше понравилась? А остальным игрокам, слушавшим истории?
  • Чем он привлекателен?
  • Какие чувства, эмоции испытывали герои ситуаций (Паинька и Озорник)?
  • О чём думали герои?
  • Что хотели сделать? Чего хотели добиться? С какой целью делали то или иное?
  • Какие последствия поступков героев могут быть?
  • Каким другим способом они могли бы получить такие же эмоции, чувства?
  • Были ли у тебя порывы сделать (поступить так же) в реальной жизни?

Клетка «Рассказы» оранжевого цвета. На карточках «Неправильные рассказы (небылицы)» написаны по два слова: одно связано со школой, другое нет. Задача игрока: придумать как можно более смешную историю, которая бы понравилась другим игрокам, ведь за смешную историю они могут отдать рассказчику карточку-комплимент. В конце игры эти карточки подсчитываются для выявления победителя в номинации «Мастер смеха», «Душа компании». В онлайн формате подсчёт виртуальных карточек-комплиментов осуществляет ведущий.

Например, «Парта, слон».

Клетка «Вопросы» серого цвета. Вопросы на карточках «Неправильные вопросы» сформулированы по школьной и семейной жизни фантастического содержания. Задача игрока, как и на предыдущей клетке «Рассказы»: сочинить смешную историю, которая бы развеселила других участников, которые могут за историю отдать игроку карточку-комплимент.

Например, «Что было бы, если в твоём школьном рюкзаке жил эльф?».

Клетка «Утверждения» белого цвета. На карточках «Неправильные утверждения» зафиксированы утверждения-заблуждения, которые часто транслируются обществом, но не являются истинными.

Например, «Девочек нельзя обижать».

Обсуждение строится по вопросам и микро-заданиям:

  • Согласен ты или нет с этим утверждением?
  • Помогает или мешает жить такая установка? Приведи примеры.
  • Докажи обратное, приведя пример из жизни.
  • Составь новое утверждение, которое больше похоже на реальность.

Окончание игры: 

  • На разноцветном игровом непронумерованном поле для офлайн игры: все клетки пройдены, закрыты жетонами.
  • На игровом поле с однотонными клетками для онлайн игры (типа «Морской бой»): все клетки пройдены, зачёркнуты ведущим.
  • На разноцветном игровом поле с нумерацией от 1 до 36: кто-нибудь из игроков первым добрался до номера «36» или вышел за его пределы.

Кто выиграл? Награждение победителей

В игре предусмотрено награждение всех игроков для создания ситуации успеха каждому. Отдельно подсчитываются карточки.

  • «Мастер смеха», «Душа компании» за наибольшее количество набранных карточек-комплиментов.
  • «Мастер навигации» - звание за наибольшее количество карточек из набора «Неправильная страна» О.В.Хухлаевой (только для варианта игры с разноцветным полем без нумерации), т.к. предполагает просчёт хода и попадание на нужную пустую клетку.
  • «Мастер-сказочник» - звание за оригинально составленную сказку про Паиньку и Озорника (может быть поощрением, назначенным ведущим, при отсутствии наибольшего количества карточек по игре).
  • «Специалист по Паинькам и Озорникам» (может быть поощрением, назначенным ведущим, при отсутствии наибольшего количества карточек по игре).

        

        

Информационные источники:

  • О.В.Хухлаева. Игра для психологической работы с детьми «Неправильная страна». – М.: Генезис, 2018
  • Электронный Сервис дизайна Canva https://www.canva.com/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Настольные игры"

Цели:1) Познакомить детей с разнообразием настольных игр2) Интеллектуальное развитие3) Эмоциональное развитие4) Развитие коммуникативных навыковЗадачи:1) Расширение знаний и умений детей о богатстве и...

Настольная книга классного руководителя

Настольная книга классного руководителя...

Царевна-лягушка или лягушонок-озорник (технология, 4 класс)

Презентация с конспектом по теме `Царевна-лягушка или лягушонок-озорник"`, технология, 4 класс. В презентации дано пошаговое выполнение работы....

Изложение "Маленькие озорники"

I. Организационный момент. II. Постановка учебной цели. - Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, ра...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Сценарий сказки "Озорник Петрушка"

Сценарий сказки для кукольного театра "Озорник Петрушка"...