Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
статья по теме
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
Практическая статья о УУД в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_v_uchebnom_dialoge.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
Бенько Галина Анатольевна
Нижневартовск, Российская Федерация
Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников.
Сегодня начальное образование закладывает основы учебной деятельности ребенка: систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.
Таким образом, возникновение понятия "универсальные учебные действия" (далее -УУД) связано с изменением парадигмы образования: цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Также УУД подразумевают способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Функции универсальных учебных действий:[1]
• регуляция учебной деятельности:
- принятие и постановка учебных целей и задач;
- поиск и эффективное применение средств и способов реализации учебных целей и задач;
- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности;
• создание условий для саморазвития и самореализации личности:
[1] По материалам пособия для учителей"Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли"/ под ред. А.Г, Асмолова. - М. 2008. - Примеч. авт.
- выработка готовности к непрерывному образованию на основе умения учиться;
- формирование гражданской идентичности и жизненной толерантности в поликультурном обществе;
- развитие высокой социальной и профессиональной мобильности;
• обеспечение успешности обучения:
- работа над качественным усвоением знаний, умений и навыков;
- создание целостной картины мира;
- формирование компетентности в любой предметной области познания.
Виды УУД:
• регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);
• познавательные:
- общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др.;
- знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование), моделирование;
- логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др.;
- постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка
вопросов, построение речевых высказываний и др.).
Рассмотрим особенности учебного диалога, его организацию в начальной
школе и возможность развития с его помощью некоторых УУД детей.
Учебный диалог-субъект-субъектное взаимодействие учителя и обучающихся,
а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное сотрудничество в ходе внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.
Учебный диалог возникает только в процессе учебной деятельности, которую направляет и побуждает потребность в самоизменении действующего
субъекта. Эта потребность реализуется в решении учебных задач, когда происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания. Решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями.
Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих
ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.
Таким образом, учебный диалог имеет обширный образовательный потенциал, так как способствует формированию УУД. В приложениях 1, 2
представлены стенограммы уроков, в ходе которых можно проследить, на каком этапе и в каких заданиях урока, выстроенного в форме учебного диалога, происходит становление УУД обучающихся.
Стенограмма урока русского языка во 2-м классе
"Нахождение подлежащего и сказуемого"
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | 2 |
Минутка чистописания Цель: закрепить правильное написание букв "Б", "б" | |
Урок начинается с минутки чистописания. - Отгадайте загадку: Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу | Ответ: белка |
- Выделим первый звук в слове-отгадке. - Расскажите о нем | Произносят, слушают, - Звук [б'] - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначается буквой "Б" |
Обращаю внимание на написание петли и горизонтальной прямой линии с закруглением слева у большой буквы, а также прямой горизонтальной линии у маленькой буквы | Пишут строку "Бб" |
Задание с недостающими данными Цель: продолжить обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию учебного действия оценки (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |
- Вам нужно списать слова, правильно соединяя буквы: бублик, барабан, берлога. Как вы будете действовать? | - Читаем так, как написано. Диктуем себе так, как написано. Записывают слова |
- Что общего у этой группы слов? (Фиксирую все мысли на доске.) - Согласны? | Слова начинаются с буквы "Б", называют предметы, отвечают на вопрос "что?" Показывают знак согласия "+" |
- Можно ли добавить к этим словам слово "бегать"? - Знак согласия или несогласия? | - Нельзя, это слово обозначает действие. Показывают знак согласия "+" |
- Можно ли добавить слово "белка"? - Ребята, что нужно сделать в этом случае? - Подумайте, о чем меня можно спросить? -Вопрос задан, называю признак-"обозначает предмет". - Знак согласия-несогласия? | Одни полагают, что можно, поскольку это предмет, а другие - что нельзя, так как это слово отвечает на вопрос "кто". Один сомневается: и можно, и нельзя добавить. - Задать вопрос. - По какому признаку нам надо смотреть? - Значит, это слово нельзя добавить, потому что оно отвечает на вопрос "кто?" Показывают знак согласия "+" |
Актуализация знаний. Задание с последующей работой в парах Цель: продолжать обучать детей работе в парах (умение договариваться). Постановка цели урока (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |
- Прочтем, что написано во второй строке. - Что это? - Расскажите об этом предложении. - Знак согласия или несогласия? - Запишем это предложение под диктовку. Я буду диктовать так, как мы говорим | Читают:"Белка грызет орешки". - Предложение. - Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное Показывают знак согласия "+". Записывают |
Что вам сейчас надо сделать? - Читайте. Стираю предложение с доски. Диктую | - Прочесть так, как записано. Читают. Записывают под диктовку |
- Вспомним, что такое подлежащее и сказуемое. Поработаем в парах. Что сначала надо сделать? | Договориться, кто будет говорить правило первым |
Наблюдаю за работой пар, помогаю тем, кто пока не может договориться друг с другом | Работают в парах. Договариваются и по очереди рассказывают друг другу правило о подлежащем и сказуемом |
Сегодня мы упражняемся в нахождении подлежащего и сказуемого: находим в предложении подлежащее и сказуемое, подчеркиваем их | Читают предложение, находят подлежащее и сказуемое, подчеркивают |
Нахождение подлежащего и сказуемого. Упражнения Цель: продолжить обучение нахождения подлежащего и сказуемого | |
- Запишем под диктовку: На землю падают снежинки. Они падают тихо, не торопясь. Земля становится белой, красивой. (Диктую орфографически) - Прочтем написанное. Что это? | Записывают, проговаривая - Текст. |
- О чем этот текст? - Продолжите текст устно. - В первом и втором предложениях найдем главные члены | - О наступлении зимы. Предлагают свои варианты. Находят, подчеркивают |
Физкультурная минутка | |
Работа с учебником Цель: выяснить роль главных и второстепенных членов предложения | |
- Работаем дальше. Находим в учебнике упражнение № 134. Читаем задание. - Как поняли задание? Что нужно сделать? | Находят. Читают вполголоса. - Надо изменить предложения так, чтобы остались только главные члены предложения |
- Работаем устно, с карандашом в руке. Читаем предложения, находим главные члены предложения, подчеркиваем их | Выполняют: читают предложение, подчеркивают главные члены и называют получившееся предложение |
По каждому получившемуся предложению задаю вопрос. - Мысль понятна? | -Да! |
- Можно ли пользоваться предложениями из двух слов? Ведь так легче, и мысль ясна... | -Можно. - Нельзя |
- Зачем нужны другие слова в предложении -неглавные члены? | Чтобы точнее выразить мысль, лучше понять другого человека |
Самостоятельная работа по карточкам Цель: закрепить навык нахождения главных членов предложения | |
- Работаем с карточками. Читаем задание на карточке. - Из данных слов составьте предложения, разные по цели высказывания. Запишите их: • кричал, кто, громко; • кричите, не, лесу, осеннем, в; • медведи, зимней, к, готовятся, спячке | Читают. Записывают |
- В третьем предложении подчеркните главные члены предложения | Подчеркивают |
- Повторим, как поняли задание. | Повторяют. Работают самостоятельно |
- Проверим | Читают предложение. Говорят, какое оно по цели высказывания. В третьем предложении выделяют подлежащее и сказуемое |
Итог урока Цель: продолжать обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию рефлексии (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |
В чем мы упражнялись сегодня на уроке? | - В нахождении подлежащего и сказуемого в предложении |
- Для чего нужно знать о подлежащем и сказуемом? | - Чтобы понять чужую мысль и грамотно выразить свою |
- Я тоже составила предложение. Оно состоит из таких слов: стрекоза, на, смотреть, пчела. Какое предложение я составила? - Это не мое предложение. Жду от вас вопросов по моему предложению (сразу фиксирую предлагаемые вопросы на доске): • Кто смотрит? • Какое первое слово? • О ком говорится ? • Какое подлежащее? - Отвечаю: смотрит пчела; первое слово -"пчела"; говорится о пчеле; подлежащее - "пчела"). Итак, сможете ли вы составить мое предложение, если я отвечу вам только на первый вопрос? - А если я отвечу только на второй, третий, четвертый вопросы? - Что вы можете сказать о ваших вопросах? - Ваши вопросы правильные, умные. Благодаря им я поняла, что вы усвоили то, что необходимо было усвоить | Называют варианты, не угадывают. - Кто в вашем предложении смотрит? Какое у вас первое слово в предложении? О ком говорится в вашем предложении? Какое подлежащее в вашем предложении? - Да! Пчела смотрит на стрекозу! -Да! - Это одинаковые вопросы! Они об одном и том же! |
- В чем вы испытывали затруднение на уроке? (Помогаю сформулировать мысли о трудностях.) - Урок закончен. Спасибо за совместную работу! | - Трудно было составить предложения, найти подлежащее, выполнить последнее задание |
Информационный список литературы
1. 1. БалашоваА.И.
К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А.Ермолова, А.Ф.Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
2.2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.:с.148-150.-ISBN978-5-09-022831-2.
3.3. Карабанова.О.А.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.
9-11.
Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
3.4. Карабанова О.А.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.- № 2. - С. 11-12.
4.4. Песняева Н.А.
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева // Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
5.5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
6.6. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
http://festival.1september.ru/articles/519655/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Статья выступления на педагогическом форуме работников образования....
Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.
Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...
Система формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Данная статья поможет в реализации ФГОС НОО в начальной школе. В ней описаны условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, продуктивные технологии для фор...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....