Методическая разработка «Диагностика УУД учащихся 1 классов» Педагог-психолог ГБОУ 698 Мацкевич Н.А. Санкт-Петербург 2021
методическая разработка (1 класс)
Результаты данной диагностики позволяют определить уровень сформированности у учащихся 1 классов таких универсальных учебных действий, как познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Определить общий уровень развития ууд для класса. Определить группу учащихся для последующей развивающе-коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УУД 1 классов | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Диагностика УУД учащихся 1 классов»
Педагог-психолог ГБОУ 698
Мацкевич Н.А.
Санкт-Петербург
2021
Актуальность.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение – деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда. Кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности – учения – перестраивается весь повседневный ход его жизни.
Трудность или относительная легкость перехода на новую ступеньку своей жизни у ребенка будет зависеть от ряда причин. И среди них главными будут такие, как интеллектуальная, мотивационная, коммуникативная и личностная готовность. В школу поступают очень разные дети: как подготовленные, так и неподготовленные к школе, и учить приходится всех.
Данная технология тестирования первоклассников предназначается для диагностики уровня подготовки к школе, первичной адаптации, выявления детей группы риска и направлений коррекции.
Цель: выявление адаптированных к школе и неадаптированных детей.
Задачи:
- тестирование уровня развития познавательных ууд
- тестирование уровня развития регулятивных ууд
- тестирование уровня развития личностных ууд
- Тестирование уровня развития коммуникативных ууд
Тестирование основывается на рекомендациях Асмолова.
Для тестирования использовались методики разных авторов.
В тестировании участвует весь класс одновременно. Время тестирования – 1, 5 часа.
Используются следующие методики:
1. Личностные УУД
Самооценка
- Лесенка В.Г. Щур
Уровень школьной мотивации
- Анкета Н.Г. Лускановой
- Рисунок на тему: «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лускановой
2. Познавательные УУД
- «Паровозик» из методички И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».
3. Регулятивные УУД
- ВОК из Агафоновой,
- Графический диктант Д.Б. Эльконена,
- Кодировка Пьерона-Рузера.
4. Коммуникативные УУД
- Методика «Лесенка дружбы»
Описание и обработка методик
1. Личностные УУД
1. Самооценка
- Лесенка ученика (Лесенка В.Г. Щур)
Цель: выявление уровня самооценки учащихся.
Инструкция: « Перед вами лесенка из 10 ступенек. Представьте себе, что на этой лесенке располагаются все ученики, причем, на первой ступеньке стоят самые плохие ученики, и чем ступенька выше, тем ученики лучше, и на самой последней ступеньке находятся самые лучшие ученики. Поставь крестик на той ступеньке, которая соответствует, по твоему мнению, тебе. Напиши сверху букву «Я». Теперь подумай, на какую ступеньку поставил бы тебя учитель, и поставь крестик на этой ступеньке. Сверху напиши букву «У». А теперь представь, на какую ступеньку поставили бы тебя родители. Поставь крестик на этой ступеньке и сверху напиши букву «Р»».
Оценки.
Оценка соответствуют номеру ступеньки. Чем выше ступенька, тем выше самооценка, и наоборот.
Максимальная оценка 10, минимальная - 0.
10-8 баллов – высокий уровень самооценки (В)
7-5 – средний уровень (С)
4-0 – низкий уровень (Н)
Подсчитываются средние на класс
По Я, по У, по Р.
Подсчитывается средняя на класс по трем оценкам (Я+У+Р)/3
Статистика 1-х классов школы по теме за 15-21 учебные года
Я =8,6
У = 7,3
Р = 8,9
Средняя самооценка = 8,3 (высокий уровень)
2. Школьная мотивация
- Анкета «Школьная мотивация» Н.Г. Лускановой
Цель - выявление предпочтения игрового или учебного компонента школьной жизни.
Инструкция: «Я буду сейчас читать вам вопросы, а вы будете на них отвечать в ответном листе значками: (+) означает «да», (-) означает «нет», (.) означает «не знаю». Читать каждый вопрос я буду 2 раза».
Вопросы анкеты.
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам. Желающим можно остаться дома. Ты пошел бы в школу?
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты бы хотел, чтобы тебе отменили домашние задания7
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя в школе был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Обработка.
1 (+)3 (-)0 (.)1
2 (+)3 (-)0 (.)1
3 (+)3 (-)0 (.)1
4 (-)3 (+)0 (.)1
5 (-)3 (+)0 (.)1
6 (-)3 (+)0 (.)1
7 (+)3 (-)0 (.)1
8 (-)3 (+)0 (.)1
9 (+)3 (-)0 (.)1
10 (+)3 (-)0 (.)1
Обработка
Подсчитывается суммарная оценка для каждого ученика
Оценка.
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации (В)
20-24 балла – средний уровень (С)
15-19 баллов – внешняя мотивация (С)
10-14 баллов – низкий уровень (Н)
9 – 0 баллов - негативное отношение к школе, дезадаптация (Н)
Подсчитывается средняя оценка на класс.
Уровень класса определяется по той же шкале оценок.
Вопросы 1-3 – выявляют отношение к школе
Вопросы 4-6 – выявляют уровень учебной мотивации
Вопрос 7 – выявляет проблемы с родителями
Вопрос 8 – выявляет проблемы с учителями
Вопросы 9-10 – выявляют проблемы в отношениях с учениками в классе
Статистика 1-х классов школы по теме за 15-21 учебные года
Уровень учебной мотивации по анкете = 20 (средний уровень)
- Рисунок на тему: «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лускановой
Цель - выявление фактического предпочтения учебного или игрового мотивов в школьной жизни.
Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему: «Что мне нравится в школе»».
Оценка.
УМ (предпочтение отдается учебной стороне школьной жизни – учебная мотивация) – нарисован процесс учебы.
ВМ (Предпочтение отдается внешним проявлениям школьной жизни – внешняя мотивация) – нарисована школа, дорога в школу, класс.
ИМ (предпочтение отдается игровым моментам школьной жизни – игровая мотивация) – нарисована ситуация перемены, спорт зал, столовая, прогулка.
На класс подсчитывается количество УМ, ИМ, ВМ.
Статистика 1-х классов школы по теме за 15 - 21 учебные года
Уровень учебной мотивации по рисункам =21% (т.е. преобладает игровой и внешней мотивации)
2. Коммуникативные УУД
- Методика «Лесенка дружбы».
Цель – выявление уровня коммуникативности учащихся.
Инструкция: « Перед вами 2 лесенки. Каждая имеет 5 ступенек. На левой лесенке вы будете отвечать на вопрос: «Как я хочу дружить с ребятами класса?». Значение ступенек такое: 1 ступенька – совсем не хочу дружить с ребятами класса, 2 – очень редко хочу дружить, 3- иногда хочу, 4- часто хочу дружить, 5 – очень хочу дружить. Поставьте крестик на той ступеньке, которая соответствует твоему желанию дружить с ребятами класса. Теперь посмотрим на правую лесенку. На ней так же 5 ступенек. И вам нужно ответить на вопрос: « Как ребята класса хотят со мной дружить». Выберите ступеньку и поставь те на ней крестик по тому, как вы чувствуете.» Значение ступенек такое: 1 тупенька – ребята совсем не хотят со мной дружить, 2 – дружат очень редко, 3 – дружат иногда, 4 – часто дружат, 5 – очень хотят дружить».
Оценки
Номер ступеньки соответствует баллу. Баллы по двум ступенькам суммируются.
Максимальная оценка – 10 баллов, минимальная – 0 балов.
9-10 баллов – высокий уровень коммуникативности (В)
8-6 балов – средний (С)
0-5 баллов низкий (Н)
Подсчитывается средняя оценка на класс. Уровень коммуникативности класса оценивается по той же шкале.
Статистика 1-х классов школы по теме за 15- 21 учебные года
Уровень коммуникативности = 8,2 (средний)
3. Познавательные УУД
Методика «Паровозик» из методички И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».
Цель – выявление уровня развития логического мышления.
Инструкция: «Жили были бабочка ( Б), червячок (Ч ) и паучок ( П).
Они любили играть в паровозик, то есть становиться друг за другом в цепочку и бегать. Но чтобы было справедливо, они все время менялись местами так, чтобы порядок их был всегда разным. Вначале они встали в таком порядке: бабочка, червячок, паучок БЧП). Теперь у вас осталось 5 дорожек. Подумайте, как должны встать друг за другом бабочка, червячок и паучок на каждой дорожке, чтобы их порядок был разным».
БЧП_________
_________
__________
____________
___________
_________
Ответы:
БЧП________
ЧПБ _________
ПЧБ _________
ПБЧ _________
ЧБП__________
БПЧ__________
Обработка
За каждый правильный ответ назначается 1 балл.
Максимум 5 баллов, минимум – 0 баллов.
Оценка
5 баллов – высокий уровень развития логического мышления (В)
4-3 – средний уровень (С)
0-2 – низкий уровень (Н)
Статистика 1-х классов школы по теме за 15-21 учебные года
Уровень познавательных УУД = 3,9 (средний)
4. Регулятивные УУД
- Методика ВОК И.Н. Агафоновой,
Цель: выявление уровня переключения внимания, уровня развития пространственной ориентации, уровня развития арифметического счета.
Процедура и инструкция.
Предъявляется сетка из 6 квадратов.
Инструкция: «Сейчас мы будем работать в квадратах, которые вы видите на листочках. Ребята, покажите левую и правую руку. Левые квадраты ближе к левой руке, правые – ближе к правой. Покажите мне их. Теперь я буду давать вам задания, а вам нужно будет выполнять их в квадратах. Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз».
- «В левом верхнем квадрате нарисуйте столько палочек, сколько я покажу пальцев» (показать 4 пальца).
- «В правом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было на 3 больше, чем палочек».
- «В правом верхнем квадрате рисуем треугольники. Их должно быть на 2 меньше, чем палочек».
- «В левом нижнем квадрате рисуем столько маленьких квадратов, сколько будет вместе треугольников и кругов».
- «В верхнем среднем квадрате мы будем рисовать крестики. Посмотрите, насколько меньше у вас нарисовано палочек, чем кружочков, столько и нарисуем крестиков». (Повторить 2 раза)
- «А теперь мы будем рисовать в нижнем среднем квадрате жирные точки. Посмотрите, насколько меньше у вас крестиков, чем квадратов, столько и нарисуйте жирных точек». (Повторить 2 раза).
Выводятся две оценки: ВО и ВК.
ВО (ориентация) - 0-6 баллов (1 балл назначается каждый раз, если верно нарисована фигура и верно найден квадрат)
ВК (количество) - 0-6 баллов (1 балл назначается каждый раз, если верно количество фигур и верно найден квадрат).
Уровни оценок
6-5 баллов – высокий уровень (В)
4-3 балла – средний уровень (С)
2-0 баллов – низкий уровень (Н)
Высчитываются средние оценки на класс по ВО и ВК.
Статистика 1-х классов школы по теме за 15- 21 учебные года
ВОК(О) +=5,6 (высокий)
ВОК(К) = 4,4 (средний)
- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконена
Цель: выявление уровня устойчивости внимания, умения следовать инструкции, графических навыков, уровня зрительного восприятия и особенностей логического мышления.
Инструкция: «Поставьте ручку на первую точку, которая у вас отмечена на бланке и рисуйте линии, которые я сейчас вам буду говорить. Например, 1 клетка вверх, 2 вправо…».
1 задание: «1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз…. Выявите закономерность и продолжите линию самостоятельно».
2 задание: «Поставьте ручку на вторую точку, которая у вас отмечена на бланке и чертите: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо… Выявите закономерность и продолжите линию.
3 задание. Поставьте ручку на третью точку, которая отмечена у вас на бланке, и чертите: 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Выявите закономерность и продолжите линию».
Обработка
За правильно выполненное первое задание - 1 балл.
За правильно выполненное второе задание – 2 балла.
За правильно выполненное третье задание – 3 балла.
Не выполнено ни одного задания – 0 баллов.
Максимальная оценка = 6 (1+2+3)
Минимальная оценка = 0.
Оценки
5 - 6 балов – высокий уровень выполнения задания (В)
3 - 4 – средний (С)
1 - 2 –низкий (Н)
Статистика 1-х классов школы по теме за 15 - 21 учебные года
Уровень выполнения работы =5 (высокий)
- Методика Пьерона-Рузера на темп психических процессов.
Цель - выявление темпа умственных процессов.
Инструкция: «Закодируйте таблицу в 50 фигур, расставив в ней знаки по образцу. Время на выполнение 2 минуты».
Обработка
Подсчитывается количество правильно закодированных фигур за 2 минуты.
Оценка
50 знаков – высокий темп (В)
40-30 знаков – средний темп (С)
Меньше 30 знаков – низкий темп (Н)
Статистика 1-х классов школы по теме за 15 - 21 учебные года
Уровень темпа = 44,4 (средний)
Ниже представлена таблица для занесения данных и анализа результатаов
Исследование УУД учащихся 1-А кл 20-21учебный год
№ | Фамилия, имя | Позн | Регулятивные УУД | Комммун | Личностные УУД | ||||||||
УУД | ВОК О | ВОК К | Кодир | Гр дикт | УУД | Самооц | Шк мот | Шк мот | |||||
Я | Со мн | Я | Уч | Ро | Анкета | Рис | |||||||
1 | 5 | 6 | 4 | 39 | 3 | 3 | 2 | 6 | 4 | 8 | 23 | И | |
2 | 2 | 6 | 4 | 24 | 1 | 5 | 5 | 9 | 7 | 10 | 15 | И | |
3 | 5 | 6 | 6 | 50 | 6 | 4 | 4 | 7 | 9 | 10 | 30 | И | |
4 | 5 | 6 | 6 | 50 | 6 | 4 | 5 | 8 | 7 | 10 | 24 | И | |
5 | 4 | 2 | 6 | 50 | 6 | 5 | 4 | 10 | 10 | 10 | 27 | И | |
6 | 2 | 6 | 1 | 50 | 6 | 5 | 1 | 9 | 4 | 10 | 24 | И | |
7 | 3 | 6 | 6 | 50 | 3 | 5 | 4 | 6 | 9 | 4 | 13 | ИУ | |
8 | 5 | 6 | 6 | 50 | 6 | 4 | 4 | 10 | 8 | 9 | 17 | У | |
9 | 3 | 6 | 5 | 50 | 3 | 5 | 4 | 9 | 8 | 10 | 24 | И | |
10 | 4 | 6 | 1 | 50 | 3 | 4 | 4 | 10 | 10 | 10 | 17 | И | |
11 | 2 | 6 | 4 | 46 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 9 | 9 | И | |
12 | 2 | 6 | 5 | 27 | 3 | 5 | 4 | 10 | 9 | 10 | 11 | У | |
13 | 5 | 6 | 5 | 50 | 6 | 5 | 5 | 8 | 8 | 10 | 17 | И | |
14 | 4 | 6 | 4 | 50 | 3 | 4 | 5 | 8 | 6 | 10 | 16 | И | |
15 | 2 | 6 | 5 | 50 | 3 | 2 | 2 | 10 | 6 | 9 | 6 | И | |
16 | 5 | 6 | 6 | 50 | 3 | 4 | 2 | 10 | 10 | 10 | 20 | У | |
17 | 5 | 6 | 6 | 50 | 6 | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 27 | У | |
18 | 4 | 6 | 6 | 50 | 6 | 3 | 3 | 10 | 9 | 8 | 8 | ИУ | |
19 | 5 | 4 | 3 | 50 | 6 | 5 | 1 | 10 | 1 | 10 | 2 | ИУ | |
20 | 2 | 6 | 4 | 50 | 3 | 5 | 4 | 9 | 8 | 10 | 17 | У | |
21 | 5 | 6 | 6 | 50 | 6 | 4 | 4 | 9 | 8 | 10 | 23 | У | |
22 | 2 | 6 | 6 | 45 | 6 | 5 | 4 | 10 | 8 | 10 | 20 | И | |
23 | 0 | 4 | 4 | 27 | 6 | 5 | 2 | 4 | 6 | 10 | 8 | И | |
24 | 2 | 6 | 2 | 41 | 6 | 5 | 5 | 8 | 8 | 10 | 25 | И | |
25 | 5 | 6 | 4 | 50 | 6 | 5 | 4 | 10 | 9 | 8 | 30 | У | |
26 | 3 | 6 | 3 | 49 | 3 | 5 | 5 | 8 | 9 | 10 | 18 | У | |
27 | 2 | 6 | 2 | 33 | 3 | 5 | 5 | 8 | 4 | 10 | 18 | И | |
28 | 4 | 6 | 3 | 30 | 6 | 5 | 3 | 10 | 7 | 9 | 11 | У | |
29 | 4 | 6 | 4 | 25 | 6 | 5 | 4 | 10 | 7 | 9 | 17 | У | |
30 | 2 | 6 | 4 | 50 | 6 | 5 | 1 | 7 | 5 | 9 | 24 | У | |
31 | 4 | 6 | 6 | 45 | 6 | 5 | 3 | 7 | 10 | 10 | 15 | ИУ | |
Средние 1А 20-21 | 3,7 | 5,7 | 4,5 | 45 | 4,7 | 4,5 | 3,5 | 8,7 | 7,5 | 9,3 | 18,0 | 46%У | |
Ур УУД 1А 20-21 | С | В | В | В | В | С | В | С | |||||
Средние по школе | 3,9 | 5,6 | 4,4 | 44,7 | 5,0 | 8,3 | 8,6 | 7,3 | 8,9 | 20,0 | 21%У |
На основании общих количественных и качественных оценок сформированности уровней ууд, которые сравниваются с банком данных, делается вывод о соответствии или несоответствии учащихся 1-х классов этапу адаптации.
На основании сравнения общих оценок, полученных отдельными учащимися, с общими оценками класса делается вывод о соответствии или несоответствии отдельных учащихся этапу адаптации.
Таким образом, предложенная диагностическая программа позволяет выделить среди учащихся 1 класса группы ребят: с высоким, средним и низким уровнем адаптации к школьным требованиям, дать общую оценку адаптации 1-го класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...
Результаты и опыт работы ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт – Петербурга по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся младшей школы.
Статья для родителей и педагогов....
Творческий проект "Люблю тебя, Петра творенье!" Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД ГБОУ НШ - ДС№624 Санкт - Петербурга.
Творческий проект по истории Санкт - Петербурга "Люблю тебя, Петра творенье!". Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД, ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург. Рассчитан на детей 2 - 3 класса....
Статья Литературные викторины. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС№624, Санкт - Петербург
Статья "Литературные викторины" и дидактический материал. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург....
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБУ школы № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга с НОДА. Вариант обучения 6.3
Методическая разработка урока по математике для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения ...