Развивающие игры для детей с РАС
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_dlya_detey_s_ras.docx | 311.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «Спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
«Нащупай в мешке»
Игру можно играть в два этапа. На первом этапе ребенок учится соотносить зрительную и тактильную информацию. Для игры потребуется мешок или наволочка и по две пары одинаковых предметов. Например: два мяча, два кубика, две тарелки. В наволочку кладем один предмет. Другой такой же положите на стол в качестве зрительной подсказки. Пусть ребенок сунет руку в наволочку, не заглядывая внутрь, и опишет предмет, который он трогает, глядя на предмет на столе. Как только он поймет что тактильная информация соответствует зрительной, находящейся перед ним, можно усложнить игру. Увеличьте сложность, выставив на стол больше предметов, чтобы ребенок попытался идентифицировать тот, который находится в мешке, не заглядывая туда. Как только ребенок идентифицирует объект, используйте речь, что бы описать действие и объект. Например: «Ты выбрал монетку, она круглая, гладкая и плоская», стимулируя, таким образом, вербальную коммуникацию. Как только ребенок начнет связывать описательные термины с предметами, помогите ему, предлагая выбор слов для описания: «Твердое или мягкое?», «Пушистое или гладкое?».
На следующем этапе нам понадобится небольшой бумажный пакет или мешочек и маленькие предметы (монеты, скрепки, пуговицы). Помещаем предметы в пакет. Пусть ребенок идентифицирует объекты, не глядя в пакет и попытается это сделать без визуальных подсказок. По мере улучшения навыков, пусть ребенок начнет описывать, а не просто называть предмет в пакете. Распознавание предметов в пакете при помощи рук и пальцев, без зрительной поддержки, стимулирует осязательную систему и закладывает основы для навыков мелкой моторики.
«Сосиска» в одеяле
Для данной игры потребуется тяжелое одеяло. Для начала положите на пол одеяло и скажите своему ребенку, что собираетесь делать сосиску в тесте, причем он выступит в роли сосиски. Пусть он ляжет на край одеяла (на полу), но его голова обязательно должна остаться снаружи – убедитесь в этом, прежде чем начнете сворачивать одеяло. Заверните одеяло так, чтобы оно оказалось обернуто вокруг ребенка. Говорите при этом: «Кто у нас соска в тесте?». Затем произнесите имя ребенка, допустим: «Ваня – сосиска в тесте!». Примените глубокое давление на спину ребенка (почти как при массаже), говоря при этом: «Теперь я кладу кетчуп на спину сосиске, а сейчас немного горчицы на ее руку». Продолжайте применять глубокое давление на спину, руки, ноги, массируя их. Проговаривайте вслух, какая часть тела в данный момент подвергается воздействию. Затем мягко потяните конец одеяла, чтобы ребенок выкатился наружу – это вызовет у него смех.
«Я знаю больше слов»
Подсобный материал: мяч
Выбирается какая-нибудь буква. Игроки должны, перекидывая друг другу мяч, называть слова, начинающиеся на эту букву. Игрок, который не сможет назвать слово, выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет назвать больше слов, т.е. последним назовет слово.
«Цепочка»
Подсобный материал: мяч
Игроки перебрасывают друг - другу мяч. При каждом своем броске игрок должен называть слово, которое начинается с предпоследней (или последней, или третьей с конца) буквы того слова, которое назвал при броске его партнер. Называть можно только существительные в единственном числе.
«В лесу»
Взрослый предлагает ребенку вообразить, что они отправляются в лес на прогулку. Ребенок должен ходить по комнате и внимательно слушать. Когда взрослый говорит: «Птица!» - ребенок расставляет руки в стороны (показывает, как птица летает). Когда взрослый говорит: «Медведь!» - ребенок изображает медведя (идет, как косолапый мишка). Когда взрослый говорит: «Лиса!» - ребенок изображает лису (крадется, как лисичка). Когда взрослый говорит: «Заяц!» - ребенок изображает зайца (прыгает, как зайчик). Игра повторяется несколько раз.
«Препятствия»
Взрослый предлагает ребенку походить по комнате с преодолением препятствий (например, в виде кубиков). Для этого нужно разложить на пол кубики по одной прямой на расстоянии 20-30 см. друг от друга так, чтобы ребенок мог без особого напряжения делать шаг, переступая через них. Взрослый читает текст, ребенок внимательно слушает и выполняет движения в соответствии со словами текста.
«Карта сокровищ»
Подсобный материал: лист бумаги, ручка или карандаш, игрушка или что-нибудь вкусное для «клада».
Взрослый вместе с ребенком рисует схематичное изображение комнаты, проговаривая вслух, что стоит справа, что слева, что посередине. Затем педагог обозначает на схеме - «карте сокровищ»-крестиком место, где он спрятал «клад», и просит ребенка помочь найти обозначенное место, сверяясь с картой.
Можно играть в игру и поменявшись ролями: ребенок сам на карте отмечает место, где спрятана игрушка, и рисует стрелками на плане дорогу к нему. Задача педагога – убедиться в правильности схемы, найдя «клад» по указателям на карте.
«Скульптор»
Подсобный материал: не требуется.
Один из игроков становится «глиной», а другой (или взрослый) – «скульптором», создающим из «глины» «скульптуру».
Ребенок закрывает глаза и расслабляет все части тела, которому «скульптор» придаёт задуманное положение.
Затем ребенок, не открывая глаз, должен словами как можно точнее описать свою позу, например так: «Правая рука у меня вытянута вперед, левая нога согнута в колене, голова повернута вправо».
Полезно манятся ролями. В этом случае ребенку самому нужно проверить, правильно ли описывает свое положение «говорящая скульптура», для чего он должен оценить положение в пространстве относительно другого человека.
«Охотник за словами»
Взрослый сообщает ребенку правила и зачитывает список слов. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда будет звучать слово из заданной категории.
Варианты категорий: «Поймай все, что летает», «Поймай профессию», «Поймай все растения».
За правильно «пойманное» слово ребенок получает очко, за ошибку (хлопок на слово не относящееся к заданной категории) – теряет 2 очка.
«Попробуй повтори»
Взрослый, придумывает ритм (например, из хлопков в ладоши и по коленкам) или движение и «показывает» его своему сопернику. Расчет должен быть в том, что партнер не сможет повторить это из-за сложности. Если партнер воспроизводит все без ошибок, он становится ведущим и придумывает свой ритм и движение.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский |
Материал подготовили
педагоги – психологи: Н.Ю. Салаватова
М.В. Нурмухаметова
Е.Е. Тихомирова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)
Материал представлен в виде таблицы.В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.С по...
Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей. Всех детей можно многому научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя поэтапное обучение, глубокую диф...
Развивающее занятие с учащимися 2 класса Тема: «Шаг за шагом.» Составила педагог-психолог ОГБОУ г. Рыбное «Рыбновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Конспект коррекционно-развивающего психологического занятия во 2 классе...
Организация развивающего обучения детей с нарушением слуха.
Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализаци...
«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...
План конспект коррекционно-развивающего занятия детей 4 класса с ОВЗ на тему: "Развитие и закрепление компонентов наглядно-образного мышления".
4 КЛАСС. Занятие 20. Тема: «Развитие и закрепление компонентов наглядно-образного мышления». ...
Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»
В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихс...