Разработка мастер-класса
методическая разработка

Мастер -класс на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master_klassa.docx508.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с ТНР»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования регулятивных УУД.

 Задачи: показать использование приёмов работы по формированию регулятивных универсальных учебных   действий;

- отработать приёмы работы по формированию регулятивных УУД;

-обсудить с педагогами, какие приемы способствуют эффективному формированию регулятивных УУД;

Продолжительность проведения: 40 минут

Целевая аудитория: педагоги школы

Материалы: презентация, интерактивная доска, листы, фломастеры и ручки для индивидуальной работы.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Рады видеть вас на мастер-классе. Просим занять место в вашей группе. (Слайд 1)

           

Какие идеи и мысли возникают у вас при просмотре   данного кадра?

Как вы считаете, что необходимо обучающемуся для успешной социализации? (выслушать мнения и подвести аудиторию к формулированию темы мастер класса)

  1.  Актуальность проблемы 

Ознакомьтесь с темой нашего мастер -класса «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с ТНР» (слайд 2)

 В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Учащиеся с ТНР требуют больше внимания, чем обычные школьники. Их особенности влияют на становление психики, которые следует учитывать при обучении.

1.        Недоразвитие познавательных процессов, трудности в совершении мыслительных операций;

2.        Неустойчивость внимания (сложности в концентрации, переключении, распределении);

3.        Быстро забывается пройденный материал;

4.        Снижена познавательная активность в целом (сложности в воспроизведении последовательности событий, действий);

5.        Быстрая утомляемость;

6.        Хаотичность движений, неловкость.

Младшим школьникам с ТНР легче выполнять задания, представленные в наглядном виде. 

Но как вовлечь эту категорию учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования регулятивных УУД.   (слайд 3 цель и задачи)        

-Давайте вспомним что включают в себя регулятивные УУД (слайд 4)

-Знаете ли вы на достаточном уровне методы и приёмы формирования регулятивных УУД .  Для этого мы обратимся к нашей интерактивной доске.

 -Чтобы вы смогли оценить свои знания мы будем использовать методику «Дерево» (работа с интерактивной доской)

Представьте себе, что дерево-это те методы и приемы, с помощью которых мы формируем регулятивные УУД. Отметьте, тот уровень, на котором вы находитесь в данный момент при помощи этих человечков. К этому дереву мы с вами вернемся в конце мастер-класса.

  - А сейчас  я хочу непосредственно перейти к   некоторым  приёмам формирования регулятивных универсальных учебных действий.

III .     Основная часть.

Остановимся более подробно на целеполагании.

1. Целеполагание.     Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?»,  и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

А сейчас предлагаю вам один из приемов формирования действия целеполагания «Исключение» (работа на интерактивной доске)

Найди среди морских обитателей лишнюю картинкуhttp://1.bp.blogspot.com/-Q67O41Ja7tA/VAG55IEHNLI/AAAAAAAAAXQ/p558U3uXiik/s1600/II-3.jpg

https://malchishki-i-devchonki.ru/images/_XuTQI-8Rm2M/S8npujEKb8I/AAAAAAAAB3A/tz_R3042kIY/s320/Najdi-Lishnij-8.jpg

        

-

-Выберите лишнюю картинку из предложенных. Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.

Итак, резюмируем: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:

1.         Побуждение учащихся к достижению цели.

2.        Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3.        Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»

 -Следующее действие - планирование.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

-Для формирования этого действия можно использовать такой прием как: «Рисуночный план»

 - Сейчас я вам предлагаю разбиться на пары, взять фломастеры ручки и листы для практической работы. Вам нужно составить рисуночный план работы по ранее озвученной теме. (работа в парах с последующей демонстрацией задания)

- Такой вид работы используется для учащихся 1 классов для более старших детей можно предлагать самостоятельное написание плана и другие виды работ.

Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.

-Переходим к следующему действию -прогнозирование

Данное действие используется для формирования адекватной самооценки обучающимся. Прогностическая оценка осуществляется перед выполнением какого-либо задания. Ученик должен оценить, как он может выполнить это задание. Этот прием можно использовать и на этапе планирования.

Актуальные вопросы на данном этапе: На что вы обратите внимание? Как ты думаешь какой результат получится? Какие трудности могут возникнуть?

Приём «Ключевые слова». Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика.

- У вас на столах лежат карточки со словами и словосочетаниями. Определите, о чем мы будем беседовать на уроке? (на карточках: юг, листопад, исчезновение насекомых, похолодание).

Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить. Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Лесенка», «Число-контролер»; сверка с образцом (готовым ответом); выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем, оценочный лист.

- На одном из примеров хочу вам показать, как тесно между собой связаны контроль и оценка.

- Возьмите конверт. Выберите себе карточку любого цвета.

 Задания:

Выберите только те приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия целеполагания. (Красные карточки с названием приемов)

 Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия планирования. (Оранжевые карточки с названием приемов)

 Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия контроля. (Жёлтые карточки с названием приемов)

 Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия оценки. (Синие карточки с названием приемов)

Прежде чем мы проверим вашу работу, хочу обратить ваше внимание, коллеги, что мы сейчас отработали с вами два приема: прием самоконтроля – взаимопроверка и прием оценки – многоступенчатый выбор (вы оценили свои знания и выбрали нужный конверт).

Моделирование.

А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Кто выбрал красный цвет, озвучьте нам приемы целеполагания (прикрепляю карточки на доске под надписью целеполагание, жёлтые - приёмы контроля, синие – приёмы оценки.

-У нас получилась таблица приемов регулятивных универсальных учебных действий. Я думаю, что все эти приемы станут вашими помощниками, и вы сможете использовать их для построения урока с целью формирования регулятивных УУД.

-Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Рефлексия мастер-класса

- Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы

- Знаете ли вы теперь на достаточном уровне методы и приемы формирования регулятивных УУД? Оцените знания по данному вопросу (возвращение к методике «Дерево»). Изменил ли положение ваш человечек.

        

                                     Спасибо за внимание.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"

ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...

Методическая разработка мастер класса по теме: «Открытка к празднику День Победы».

Цель: формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности  обучающихся и их родителей.  Воспитание  чувства патриотизма,  любви к Родине,  гордости за св...

Методическая разработка мастер-класса "Хамелеончик"

Методичексая разработка мастер-класса "Хамелеончик" для учащихся 1-3 классов....

Презентация к разработке "Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886086","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","style":"width: 100px; height: 93px; float: left;","width":"480"}}]]Человеку все...

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....

Разработка "Мастер-класса" -"Дагестанский ковровый орнамент в технике аппликации"

Данная разработка представляет собой краткое описание дагестанских ковров, их  виды, композиционное решение и последовательное построение несложной ковровой композиции   в технике "аппликаци...

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....