Разработка мастер-класса
методическая разработка
Мастер -класс на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_master_klassa.docx | 508.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с ТНР»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования регулятивных УУД.
Задачи: показать использование приёмов работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий;
- отработать приёмы работы по формированию регулятивных УУД;
-обсудить с педагогами, какие приемы способствуют эффективному формированию регулятивных УУД;
Продолжительность проведения: 40 минут
Целевая аудитория: педагоги школы
Материалы: презентация, интерактивная доска, листы, фломастеры и ручки для индивидуальной работы.
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Рады видеть вас на мастер-классе. Просим занять место в вашей группе. (Слайд 1)
Какие идеи и мысли возникают у вас при просмотре данного кадра?
Как вы считаете, что необходимо обучающемуся для успешной социализации? (выслушать мнения и подвести аудиторию к формулированию темы мастер класса)
- Актуальность проблемы
Ознакомьтесь с темой нашего мастер -класса «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с ТНР» (слайд 2)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Учащиеся с ТНР требуют больше внимания, чем обычные школьники. Их особенности влияют на становление психики, которые следует учитывать при обучении.
1. Недоразвитие познавательных процессов, трудности в совершении мыслительных операций;
2. Неустойчивость внимания (сложности в концентрации, переключении, распределении);
3. Быстро забывается пройденный материал;
4. Снижена познавательная активность в целом (сложности в воспроизведении последовательности событий, действий);
5. Быстрая утомляемость;
6. Хаотичность движений, неловкость.
Младшим школьникам с ТНР легче выполнять задания, представленные в наглядном виде.
Но как вовлечь эту категорию учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования регулятивных УУД. (слайд 3 цель и задачи)
-Давайте вспомним что включают в себя регулятивные УУД (слайд 4)
-Знаете ли вы на достаточном уровне методы и приёмы формирования регулятивных УУД . Для этого мы обратимся к нашей интерактивной доске.
-Чтобы вы смогли оценить свои знания мы будем использовать методику «Дерево» (работа с интерактивной доской)
Представьте себе, что дерево-это те методы и приемы, с помощью которых мы формируем регулятивные УУД. Отметьте, тот уровень, на котором вы находитесь в данный момент при помощи этих человечков. К этому дереву мы с вами вернемся в конце мастер-класса.
- А сейчас я хочу непосредственно перейти к некоторым приёмам формирования регулятивных универсальных учебных действий.
III . Основная часть.
Остановимся более подробно на целеполагании.
1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
- А сейчас предлагаю вам один из приемов формирования действия целеполагания «Исключение» (работа на интерактивной доске)
-
-Выберите лишнюю картинку из предложенных. Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.
Итак, резюмируем: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:
1. Побуждение учащихся к достижению цели.
2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).
3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»
-Следующее действие - планирование.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
-Для формирования этого действия можно использовать такой прием как: «Рисуночный план»
- Сейчас я вам предлагаю разбиться на пары, взять фломастеры ручки и листы для практической работы. Вам нужно составить рисуночный план работы по ранее озвученной теме. (работа в парах с последующей демонстрацией задания)
- Такой вид работы используется для учащихся 1 классов для более старших детей можно предлагать самостоятельное написание плана и другие виды работ.
Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:
- Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
- Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- Составление своего плана решения учебной задачи.
-Переходим к следующему действию -прогнозирование
Данное действие используется для формирования адекватной самооценки обучающимся. Прогностическая оценка осуществляется перед выполнением какого-либо задания. Ученик должен оценить, как он может выполнить это задание. Этот прием можно использовать и на этапе планирования.
Актуальные вопросы на данном этапе: На что вы обратите внимание? Как ты думаешь какой результат получится? Какие трудности могут возникнуть?
Приём «Ключевые слова». Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика.
- У вас на столах лежат карточки со словами и словосочетаниями. Определите, о чем мы будем беседовать на уроке? (на карточках: юг, листопад, исчезновение насекомых, похолодание).
Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Приемам действия контроля необходимо специально учить. Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):
На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например, «Лесенка», «Число-контролер»; сверка с образцом (готовым ответом); выполнение задания по алгоритму; взаимоконтроль с товарищем, оценочный лист.
- На одном из примеров хочу вам показать, как тесно между собой связаны контроль и оценка.
- Возьмите конверт. Выберите себе карточку любого цвета.
Задания:
Выберите только те приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия целеполагания. (Красные карточки с названием приемов)
Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия планирования. (Оранжевые карточки с названием приемов)
Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия контроля. (Жёлтые карточки с названием приемов)
Выберите приемы, которые можно использовать для формирования у младших школьников действия оценки. (Синие карточки с названием приемов)
Прежде чем мы проверим вашу работу, хочу обратить ваше внимание, коллеги, что мы сейчас отработали с вами два приема: прием самоконтроля – взаимопроверка и прием оценки – многоступенчатый выбор (вы оценили свои знания и выбрали нужный конверт).
Моделирование.
А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. Кто выбрал красный цвет, озвучьте нам приемы целеполагания (прикрепляю карточки на доске под надписью целеполагание, жёлтые - приёмы контроля, синие – приёмы оценки.
-У нас получилась таблица приемов регулятивных универсальных учебных действий. Я думаю, что все эти приемы станут вашими помощниками, и вы сможете использовать их для построения урока с целью формирования регулятивных УУД.
-Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Рефлексия мастер-класса
- Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы
- Знаете ли вы теперь на достаточном уровне методы и приемы формирования регулятивных УУД? Оцените знания по данному вопросу (возвращение к методике «Дерево»). Изменил ли положение ваш человечек.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса "ИЗОНИТЬ"
ИЗОНИТЬ - искусство вышивания по картону и другим материалам – один из видов декоративно-прикладного искусства. - Презентация .Мастер-класс "ИЗОНИТЬ"- Презентация. Образцы изде...
Методическая разработка мастер класса по теме: «Открытка к празднику День Победы».
Цель: формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности обучающихся и их родителей. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за св...
Методическая разработка мастер-класса "Хамелеончик"
Методичексая разработка мастер-класса "Хамелеончик" для учащихся 1-3 классов....
Презентация к разработке "Мастер-класс по теме « Графический организатор «кластер» - один из приёмов работы проблемно-диалогического обучения".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886086","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","style":"width: 100px; height: 93px; float: left;","width":"480"}}]]Человеку все...
Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»
Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....
Разработка "Мастер-класса" -"Дагестанский ковровый орнамент в технике аппликации"
Данная разработка представляет собой краткое описание дагестанских ковров, их виды, композиционное решение и последовательное построение несложной ковровой композиции в технике "аппликаци...
Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».
Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....