Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ЗПР
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Северного района Новосибирской области
Остяцкая основная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ Остяцкой ОШ
________________ В.В. Бирюкова
«____» ___________________ 2019 г.
Программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с ОВЗ
(2 класс, 7.2)
Педагог-психолог: Ивашкевич В.С.
2019 г
Пояснительная записка.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностик познавательной, когнитивно-личностной сферы учащегося, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии с заключением ПМПК.
На основе проведенной диагностики по развитию познавательных способностей у данного ребенка слабо развита устойчивость и концентрация внимания, недостаточный объем памяти, быстрота реакции. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет ему полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, мальчик не в состоянии самостоятельно усвоить содержательный минимум школьной программы. Ему свойственна интеллектуальная робость с оглядкой на взрослого, бедный словарный запас. Он часто отвлекается и не может сосредоточить свое внимание на одном объекте, имеет низкую работоспособность.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребенка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Цель программы:
Комплексное развитие и коррекция познавательной и когнитивно-личностной сферы обучающихся.
Задачи программы:
- развитие познавательных процессов обучающихся (различных видов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения, ощущений, общей координации и координации тонких движений, развитие аналитических способностей, умственных операций отвлечения и обобщения);
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
- формирование произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
- обучение рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
- Развитие саморегуляции, саморефлексии.
Объём программы рассчитан на 34 часа, два часа в неделю. Продолжительность одного занятия – 35-40 минут.
Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- навыки самостоятельности, самоконтроля, уверенности в себе;
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- позитивного отношения к своему «Я»;
- навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
Метапредметные результаты:
Познавательные
Обувающийся научится:
- владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;
- строить рассуждения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению исследовать свои качества и свои особенности;
Регулятивные
Обувающийся научится:
- ставить учебную задачу под руководством педагога - психолога;
- извлекать с помощью педагога-психолога необходимую информацию;
- определять и формулировать цели;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- работать по плану и корректировать свою деятельность;
Обучающийся получит возможность научиться
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- навыкам самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
Коммуникативные
Обувающийся научится:
- доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- аргументировать свою позицию;
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению вести конструктивный диалог;
- последовательно и полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- самостоятельно выполнить задания;
Обучающий получит возможность:
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
По окончании курса проводится повторная диагностика по выявлению динамики в развитии познавательных процессов по методикам:
Методика | Цель |
Методика «Несуществующее животное» | Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. |
Методика «Лесенка» В. Г. Щур. | определение уровня самооценки |
Методика «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурии | изучение продуктивности кратковременной и долговременной памяти, динамики умственной работоспособности. |
«Корректурная проба» | Исследование устойчивости и концентрации внимания |
Беседа. | сбор информации об общем уровне развития познавательной сферы, сформированности нормативных базовых знаний об окружающем мире. |
Методика “Определение типа памяти” | определение преобладающего типа памяти. |
Методика «Воспроизведение рассказа». | изучение возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимании явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). |
Методика «Последовательность событий» А. Н. Бернштейна | диагностика вербального мышления. |
Методика “Простые аналогии” | исследование логичности и гибкости мышления. |
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой. | определение школьной мотивации. |
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников. Не менее важной является и подготовка мышления обучающихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у обучающихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции.
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой. Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями, и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме.
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных, временных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Психологические процессы, подлежащие развитию:
- Ощущение
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Мышление
- Воображение
- Пространственные представления
- Самоконтроль
- Произвольность
- Психомоторика
- Внутренний план действий
Календарно-тематический план
коррекционной работы
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
Диагностика | 2 | ||
Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно – образное. | Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | |
Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | |
Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная. | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений. | 1 | |
Мышление (установление закономерностей).
Память вербальная . | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти. | 1 | |
Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений. | 1 | |
Мышление наглядно-образное. Внимание (устойчивость). Мышление (синтез). | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие мышления (процессы синтеза). | 1 | |
Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения. | Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений. | 1 | |
Внимание (распределение). Осязательные ощущения. | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений. | 1 | |
Мышление (анализ, синтез). Память зрительная. Внимание. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля. | 1 | |
Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика. | Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале). Развитие двигательной сферы. | 1 | |
Пространственные, временные представления. Мышление наглядно-образное. Мышление (гибкость). | Развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности. | 1 | |
Мышление (установление закономерностей). Память зрительная. Мышление (анализ). | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа). | 1 | |
Пространственные представления. Память (слуховая). Память зрительная. | Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. | 1 | |
Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ). | Развитие умения выделять существенные признаки. Развитие умения соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. | 1 | |
Мышление (анализ, синтез). Пространственные представления. Воображение. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | 1 | |
Ощущения осязательные. Память опосредованная. | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. | 1 | |
Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | 1 | |
Ощущения слуховые. Внимание (устойчивость, переключение). Мышление наглядно-образное. | Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | |
Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. | 1 | |
Внимание (распределение). Мышление (сравнение, установление закономерностей). | Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). | 1 | |
Память опосредованная. Мышление наглядно-образное. Восприятие слуховое. | Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия. | 1 | |
Память вербальная. Пространственные представления. | Развитие словесной памяти и произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
Мышление (анализ, синтез). Психомоторика. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие двигательной сферы (макродвижения). | 1 | |
Мышление (анализ). Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные. | Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений. | 1 | |
Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность. | Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). | 1 | |
Мышление (сравнение). Память зрительная. | Развитие мышления (операция сравнения). Развитие зрительной непосредственной памяти. | 1 | |
Мышление (установление закономерностей, обобщение, установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | 1 | |
Внутренний план действий. Память опосредованная. Произвольность. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). | 1 | |
Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление (абстрагирование). | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование?. | 1 | |
Пространственные представления. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. | 1 | |
Мышление (сравнение, установление закономерностей). Восприятие зрительной. | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы. | 1 | |
Повторная диагностика | 1 | ||
Итого | 34 |
1.Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
3.Интеллектуальные задания
2. Печатные пособия
a. Карточки.
b. Иллюстрации.
c. Плакаты.
d. Раздаточные листы.
3. Технические средства обучения и оборудование кабинета
Ноутбук
Принтер.
Доска с магнитами.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский.
4.Игровой материал
Пазлы.
Лото.
Мозаика.
Дидактические и настольные игры.
Игры для развития мелкой моторики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся
Программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...