Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии в 1 классе "Я и Мой мир"
методическая разработка (1 класс)

Веселов Виталий Сергеевич

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Актуальность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыть индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций "Я - хочу" и "Я - могу", как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, учителем, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция "мы вместе", а не "над"), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе "Я и Мой мир".

При разработке содержания программы, основных ее разделов, были взяты положения личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.), идеи Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, педагогики Рудольфа Штейнера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №369

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Принято:                                                                       Утверждаю:

Педагогический совет                             Директор ГБОУ лицей №369                                                       ГБОУ лицей №369

Протокол №___от___20__г.                      ____________ К.Э.Тхостов

                                                                       Приказ №__от_____20__г.

Рабочая  программа курса внеурочной деятельности

« Я и Мой мир » 1 час в неделю

(направление социальное)

                                          Возраст детей: 6-7 лет

                                                    Срок реализации: 2019/2020

                                                                         учебный год.

                                       

                                        Автор-составитель:

                                               Веселов Виталий Сергеевич

                                                       педагог-психолог

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку - все это ставит ребенка в трудное положение.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто "воспитывать" традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Актуальность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыть индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций "Я - хочу" и "Я - могу", как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, учителем, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция "мы вместе", а не "над"), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе "Я и Мой мир".

При разработке содержания программы, основных ее разделов, были взяты положения личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.), идеи Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы.

В основу программы "Я и Мой мир" положены следующие принципы:

  1. принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения ребенка;
  2. принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка, как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку;
  3. принцип индивидуализации воспитания учащихся. Этот принцип предполагает определение индивидульной траектории социального развития каждого ребенка, выделение социальных задач, соответствующих его особенностям , включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.

Программа рассчитана на 1 год (33 часа) обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий - 35 минут.

Цель программы - формирование личностных качеств, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления, через самопознание, общение, деятельность.

Задачи программы:

  1. формировать у детей представления о биполярных качествах личности;
  2. познакомить детей с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности;
  3. развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения;
  4. развивать внутреннюю убежденность в востребовании ребенка обществом;
  5. развивать основы личностной, адекватной самооценки, ответственность за свои поступки;
  6. воспитать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Ученик имеет представление (личностные):
  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
  • о конфликтах и способах их решения;
  • об основных моделях коммуникативного поведения;
  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
  1. Имеет умения (метапредметные):
  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинтва других, нравственные нормы поведения;
  • умеет анализировать поступки свои и других людей;
  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания,

возражения, отвержения и т.д.

  1. Имеет опыт (предметные):
  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, вмагазине, на улице, в транспорте и др.;
  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечения, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
  • взаимодействие со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
  •  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  •  строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности;
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  • учиться работать в паре и в группе, выполнять различные роли;
  • слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Формы и режим занятий

  • познавательная беседа;
  • этическая беседа;
  • профилактическая беседа;
  • игры: ролевые, ситуационные;
  • занятия с использованием художественных средств выразительности;
  • упражнения;
  • тренинги.

Результативность

Даная программа рассчитана на достижение первого уровня результатов: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Учебно-методическое планирование

п/п

Тема или раздел программы

Форма занятий

Объем внеурочной деятельности в нед.

Дата

Форма подведения итогов в конце раздела, программы

1

«Я и Мой мир»

Групповой тренинг

1

02.09.2019

2

Знакомство

Групповой тренинг

1

09.09.2019

3

«5 фактов о себе»

Групповой тренинг

1

16.09.2019

4

Я и мои друзья

Групповой тренинг

1

23.09.2019

5

« Вместе весело шагать»

Групповой тренинг

1

30.09.2019

6

Как хорошо быть вместе!

Групповой тренинг

1

07.10.2019

7

Внимательный ли ты слушатель?

Групповой тренинг

1

14.10.2019

8

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

Групповой тренинг

1

21.10.2019

9

Ссоры и споры

Групповой тренинг

1

05.11.2019

10

Вежливость - основа воспитанности

Групповой тренинг

1

11.11.2019

11

Мои умные помощники

Групповой тренинг

1

18.11.2019

12

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Групповой тренинг

1

25.11.2019

13

Это слово говорят, если вас благодарят

Групповой тренинг

1

02.12.2019

14

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Групповой тренинг

1

09.12.2019

15

Когда без извинения не обойтись?

Групповой тренинг

1

16.12.2019

16

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

Групповой тренинг

1

23.12.2019

17

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

Групповой тренинг

1

13.01.2019

18

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

Групповой тренинг

1

20.01.2019

19

К нам гости пришли!

Азбука общения

Групповой тренинг

1

27.01.2019

20

Гостям всегда рады

Групповой тренинг

1

10.02.2020

21

Если с другом вышел в путь

Групповой тренинг

1

17.02.2020

22

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

Групповой тренинг

1

24.02.2020

23

Почему люди ссорятся?

Групповой тренинг

1

02.03.2020

24

Культурный человек: кто он такой?

Групповой тренинг

1

09.03.2020

25

Как дарить подарки?

Групповой тренинг

1

16.03.2020

26

Культура общения

Групповой тренинг

1

30.03.2020

27

Волшебные слова

Групповой тренинг

1

06.04.2020

28

Да здравствует вежливость!

Групповой тренинг

1

13.04.2020

29

Вежливый отказ

Групповой тренинг

1

20.04.2020

30

Как вести себя  в гостях

Групповой тренинг

1

27.04.2020

31

Правила общения с окружающими

Групповой тренинг

1

04.05.2020

32

Беседа по телефону

Групповой тренинг

1

11.05.2020

33

Язык, мимика и жесты

Групповой тренинг

1

18.05.2020

Групповое тестирование,

2 раза за год

Содержание программы

Младший школьный возраст  - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций

     Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие  длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

      На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети  не только получают знания о том, как  общаться, но и упражняются  в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного  общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы  по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются  знания этикета.

п/п

Содержание деятельности

Объем внеурочной деятельности в неделю

1.1

«Я и Мой мир

Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство».

1

1.2

Знакомство

Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.

1

1.3

«5 фактов о себе»

Рассказ о своих 5 лучших качествах, которые должны узнать все.

1

1.4

Я и мои друзья

Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе.

1

1.5

«Вместе весело шагать»  Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание  ролевой  ситуации.

1

1.6

Как хорошо быть вместе!

Дать понятие  о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.  Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».

1

1.7

Внимательный ли ты слушатель?

Упражнения на развитие диалогической и монологической  речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».

1

1.8

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

Дать понятие, что речевая  ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание  ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».

1

1.9

Ссоры и споры

Поиск конструктивных  решений конфликта, навыков ведения спора.  Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка.

1

1.10

Вежливость - основа воспитанности

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?

Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

1

1.11

Мои умные помощники

Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения  в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.

1

1.12

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой  ситуации. Художественное  слово. Словесные игры

1

1.13

Это слово говорят, если вас благодарят

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

1

1.14

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику?  Разыгрывание ролевой  ситуации.    Художественное слово.

1

1.15

Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».

1

1.16

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)  Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

1

1.17

У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону)  Дать  понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

1

1.18

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

Игра «Опиши предмет»  Моделирование ситуации «Покупатель - продавец».  Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

1

1.19

К нам гости пришли! Азбука общения

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя.

1

1.20

Гостям всегда рады

Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для  гостей. Практикум «К нам гости пришли»

1

1.21

Если с другом вышел в путь

Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».

Обсуждение ситуаций. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.

1

1.22

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего?  Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

1

1.23

Почему люди ссорятся?

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов?

1

1.24

Культурный человек: кто он такой?

Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.

1

1.25

Как дарить подарки?

Нравится ли вам получать подарки?  Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка.

Поздравление и пожелание.

1

1.26

Культура общения

Инсценировка отрывка  сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций.

1

1.27

Волшебные слова

Знакомство с волшебными словами.

Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение  ситуаций (презентация).  От чего зависит сила волшебных слов?

1

1.28

Да здравствует вежливость!

Что значит вежливость?  Игра « Волшебные слова».

Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание  пословиц.

1

1.29

Вежливый отказ

Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций.

1

1.30

Как вести себя  в гостях

Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей.  Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова     «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин  дом». Правила  поведения  в гостях.

1

1.31

Правила общения с окружающими

Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.

Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение?  Басня « Птичий двор» (инсценировка)

-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами?  Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».

Составление « Дерево вежливости».

1

1.32

Беседа по телефону

Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка  отрывка Н.Носова « Телефон»

1

1.33

Язык, мимика и жесты

Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

1

Методическое обеспечение программы

  • Аудио-, видеозаписи.
  • Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
  • Набор открыток сюжетного содержания.
  • Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
  • Набор тематических таблиц.
  • Набор фотографий видов природы, портретов людей.
  • Психологические тесты.
  • Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);
  • Аудиозаписи (музыкальные произведения, звуки природы и др.);
  • Видеозаписи (классическая детская литературы, живая природа, социальные явления и др.)
  • Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.);
  • Мячи, обручи, ленты

Список литературы педагогу

  1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А.  Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 2007.
  2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
  3. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова.  – М : ТЦ Сфера, 2004.
  4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 2008 г.
  5. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 2004.
  6. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007.
  7. Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008.
  8. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003.
  9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997.
  10. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009.
  11. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. :  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
  12. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / под  редакцией В.В. Воронковой. - М. : Просвещение. 2005 г.
  13. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010 г.
  14. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007.
  15. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.  Сакович. - СПб. : 2007.
  16. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. 2004 г.
  17. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 2007 г.

Список литературы учащимся

  1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев.  Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен.  Минск,2004.
  3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко М.: Педагогическое общество России, 2001.
  4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий  М.: Просвещение, 1991.
  5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель М.: Проспект, 2005.
  6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.: Издательство «Атлант»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочной деятельности (УРОКИ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ)

Рабочие программы по внеурочной деятельности (УРОКИ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ, 5, 6 КЛАССА...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игровая психология"

Предлагаемая программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...