Психологическая готовность детей к обучению в школе
консультация (1 класс)
Будущий первоклассник, какой он? Должен ли он уметь читать, писать, прежде, чем придет в первый класс. Как психологически грамотно организовать подготовку ребенка к школе? Советы родителям по преодолению трудностей адаптационного периода младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая готовность к школе | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога на родительском собрании.
Тема: «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Добрый день, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу. Совсем скоро ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с Вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы?
Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) социальная готовность
Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.
2. Показатели психологической готовности
2.1.Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.
Мотивационная готовность включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое.
Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться.
Можно задать ребенку вопросы:
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Что в школе самое важное?
- Что самое интересное?
- Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался?»
Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе, наличие интереса к ней и желание познавать новое. И если не достаточно у ребенка представлений о школе, то их нужно развивать. Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между
«хочу в школу» и « надо» учиться, работать. Без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать, считать и писать.
Поэтому очень важно иметь волевую готовность.
2.2.Волевая готовность
Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок сосредоточенно заниматься каким либо делом? (рисовать, лепить, мастерить и т.д.). Для развития у детей волевых качеств и совершенствования всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование (например, ребенок должен поставить цель, строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном).
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Развитию произвольного поведения способствуют:
- складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков,
- выкладывание по образцу мозаики
- собирание конструктора по заданным картинкам
- срисовывание.
2.3.Интеллектуальная готовность.
Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек».
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка.
Следует вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
2.4. Социальная готовность
Социальная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Педагог-психолог: «Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?».
Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
2.5.Модель выпускника детского сада
Ребенок 6,5-7 лет, успешно освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ЭТО РЕБЁНОК:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. любознательный, активный.
- эмоционально отзывчивый.
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
3. Факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников
- Задержка нервно-психического развития на первом года жизни или на протяжении всего периода раннего возраст
- Частые ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.
- Наличие хронических соматических заболеваний (пиелонефрит, глюмерулонефрит, ревматизм, холецистит и др.1 и Дефекты слуха, зрения и речи).
- Наличие различных заболеваний нервной системы.
- Наличие энуреза, заикания, навязчивых страхов, тиков.
- Тяжелая адаптация к дошкольному учреждению с развитием невротических реакций.
- Алкоголизм родителей (матери, отца).
- Конфликтные ситуации в семье.
- Неправильное воспитание ребенка («кумир семья «ежовые рукавицы», «Золушка», гиперопека, гипоопека, высокая моральная ответственность).
- Развод родителей.
- Неполная семья (отсутствие отца или матери в семье).
- Отверженность ребенка и постоянное противопоставление его другим детям в семье.
- Низкая самооценка.
- Различные комплексы неполноценности ребенка.
- Высокий уровень тревожности.
- Низкая коммуникабельность.
- Отсутствие познавательных мотивов.
Как Вы видите, многие из этих факторов возможно устранить. Они зависят главным образом от Вас и климата в семье. Однако сделать это надо все заблаговременно, так как подобный груз уменьшит зрелость ребенка, утяжелит его адаптацию.
А это значит то, что школа для него окажется обычным стрессогенным фактором.
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания! А если при всем этом Вам понадобится помощь школьного психолога я буду рада видеть вас в своем кабинете на 3 этаже нашей школы. Часы работы кабинета будут вывешены для ознакомления чуть позже. Так как я являюсь так же учителем химии, то время приема будет ограничено. Но в любом случае, помните, что с 1 сентября вы станете частью новой большой семьи под названием школа, и все трудности, возникающие у вас при обучении ребенка, у самого ребенка в процессе адаптации, мы будем преодолевать вместе. Звоните, приходите! Наши двери всегда открыты для вас!
КАК НАДО готовить ребенка к поступлению в школу
- Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них.
- Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.
- Создать благоприятный климат для него в семье.
- Любить, как прежде, может быть, немного больше и дать ему об этом знать.
- Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать.
- Следить за умственным развитием ребенка.
- Создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его задержки.
- Читать ребенку сказки и стихи.
- Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино.
- Хвалить его за первые рисунки.
- Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк.
- Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.
- Приветствовать сюжётно-ролевые игры и режиссерскую игру.
- Любыми способами поощрять общение со сверстниками.
- Воспитывать мир чувств.
- Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться уменьшать его тревожность.
- Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений.
- Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько зрел или незрел ребенок, или же провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.
- Если ребенок зрел, то, даже, несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые там ждут.
Практические советы: «Как развивать будущих первоклассников».
Определенные знания и умения будущему школьнику, конечно нужны. Но еще важнее развить то, что поможет ему учиться: мышление, речь, внимание, восприятие, память, познавательный интерес.
Это – фундамент, который можно и нужно закладывать с рождения.
Вот несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или по дороге в магазин.
Удивительное - рядом.
Попробуйте найти вокруг себя что–нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.
Найди отличие.
Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур»!, а ворона – «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.
Смотри в оба.
Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете «один - два – три – четыре – пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»
Цвет и форма.
По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель - О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.
Гимнастика мозга:
«Кулак, ребро, ладонь» - сначала правой, затем левой, затем вместе 2 руками.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга
«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.
«Беседа» - разговор с ребенком должен быть простой и не слишком длинным, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Пальчиковая гимнастика:
Вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
- раскрашивание;
- вырезание;
- штриховка;
- лепка;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- перекладывание мелких игрушек;
- закручивание и раскручивание гаек;
- перебирание крупы;
- мозаика.
Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку. Когда ребёнок уже запомнил ту или иную геометрическую фигуру, можно предлагать ему задания такого типа:
– Верно ли, что та фигура, которую я сложила, называется треугольник?
– Сравни рисунок в книге и рисунок на столе: всё ли правильно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность родителей к обучению в школе их детей.
В статье содержатся советы родителям будущих первоклассников....
собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"
Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обо...
Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе
Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе...
КОПИЛКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Сборник игр для развития психологических познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Выступление педагога психолога на родительском собрании "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в Школе будущего первоклассника....
«Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе»
laquo;Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе»...
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Аннотация к собранию для родителей будущих первоклассников«Психологическая готовность детей к обучению в школе» Вниманию родителей будущих первоклассников предлагается ряд реком...