Практический курс «Основы коммуникации» («Азбука общения»)
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
«Азбука общения» - это практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации процесса общения.
Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и гармонизации жизни на земле, направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации… Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kommunikatsii_17_2.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический курс «Основы коммуникации»
(«Азбука общения»)
Программа развития личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Международный университет семьи и ребёнка им. Рауля Валенберга.
Пояснительная записка
«Азбука общения» - это практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов обучения предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации процесса общения.
Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, возвышающемуся над материальным, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и гармонизации жизни на земле, направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации… Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.
«Азбука общения» не только помогает детям овладеть средствами коммуникации, но и убеждает их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определёнными ситуациями, но с их неверным восприятием и пониманием.
Структура курса.
Программа курса включает в себя 8 основных разделов, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков.
Раздел 1. Языки общения (навыки общения с внешним миром).
Раздел 2. Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя).
Раздел 3. Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников).
Раздел 4. Этот странный взрослый мир (общение со взрослыми).
Раздел 5. Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений).
Раздел 6. Умение владеть собой.
Раздел 7. Культура общения (этикет, или как себя вести).
Раздел 8. Мальчик и девочка (взаимоотношения разных полов).
Основные понятия.
Общение – процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Умение ребёнка общаться подразумевает:
– осознание того, что каждый (ребёнок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
– понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;
– ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;
– понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других.
Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика, вокальная мимика).
Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроениях ребёнка. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребёнка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный… Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряжённой, спокойной.
Жесты бывают условными, указывающими, подчёркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, богатством, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.
Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка. Отрицательные эмоции съёживают его фигуру, положительные, наоборот, развёртывают. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склонённой на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают однообразными, разнообразными, естественными, искусственными, скованными… Общий вид ребёнка может характеризоваться как напряжённый, расслабленный, скованный, естественный, подавленный, развязный, распрямлённый, сутулый, сгорбленный… Дети с бедной пантомимикой не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.
Чувство собственного достоинства. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие мирно, спокойно общаться это дети, которым плохо. Они живут в своём мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают.
В ходе реализации предлагаемого курса нужно помочь таким детям научиться ценить себя, потому что, когда ребёнок счастлив и удовлетворён (находится в мире с собой), он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.
Сопереживание. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнёра по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словестные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.
Самоконтроль. Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать своё поведение, речь. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать, не обижать детей, чем-либо отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Цель курса: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Основные задачи курса
- Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
- Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности.
- Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
- Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребёнка в процессе коммуникативной деятельности.
- Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Основные методы обучения
- Наблюдение.
- Рассматривание рисунков и фотографий.
- Свободное и тематическое рисование.
- Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).
- Этюды.
- Импровизации.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
- Чтение художественных произведений.
- Рассказ педагога и рассказы детей.
- Сочинение историй.
- Беседы.
- Мини-конкурсы.
- Дискуссии.
Вводный раздел. Проблемы онтогенеза общения.
Раскрытие содержания общения в качестве коммуникативной деятельности людей, направленной на согласование и объединение их усилий по налаживанию отношений, достижению общего результата и познание друг друга (основные понятия: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения, задачи общения, функции общения, средства общения, продукт общения).
Роль общения в психическом развитии ребёнка. Пути влияния общения на психическое развитие детей (общение со взрослыми; обогащение взрослыми опыта ребёнка; подкрепление взрослыми усилий ребёнка, их поддержка и коррекция; образцы действий и поступков взрослых; общение со сверстниками).
Развитие общения у детей первых 7-ми лет жизни (причины возникновения потребности в общении, критерии наличия потребности, этапы её оформления и основные формы общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Основные средства общения (экспрессивно-мимические: улыбка, взгляд, выразительные движения, вокализация; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, различные позы; речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Продукты общения взаимоотношения с окружающими, становление образа самого себя и партнёров по общению.
Раздел 1. Общение детей в семье.
Возникновение потребности общения ребёнка в семье – важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни – завершение подготовки ребёнка к вступлению его в общение.
Этапы становления коммуникативной функции дошкольника: общение ребёнка первого месяца жизни, этап эмоционального общения (2-6 мес.), этап доречевого делового общения (6 мес.-1,5 г.), этап речевого делового общения (1,5-3г.). Роль и значение эмоционального общения взрослого с малышом на начальном этапе его психического развития (закладывание основ для последующего становления личности и самосознания, формирование двусторонних связей с окружающими людьми).
Истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на его коммуникабельность. Формирование личностных качеств – важный результат общения ребёнка в семье.
Проблема общения и взаимоотношений дошкольников и младших школьников с разными членами семьи. Семейные стили воспитания (высокая ответственность, отчуждённый, авторитарный, попустительский, гиперопека и др.). Их влияние на личность ребёнка и последующую адаптацию его в детском коллективе.
Виды семейных взаимоотношений (сотрудничество супругов, паритет, соревнование, конкуренция, антогонизм). Зависимость личностных характеристик ребёнка от условий и взаимодействия в семье.
Роль мотивов общения со взрослыми в формировании коммуникативной готовности ребёнка к школьному обучению.
Раздел 2. Общение со сверстниками.
Роль общения со сверстниками в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Особенности коммуникативных действий (широкий диапазон на фоне богатого функционального состава общения, эмоциональная насыщенность контактов, нестандартность и нерегламентированность средств общения, преобладание инициативных действий над ответными).
Условия возникновения потребности в общении со сверстниками. Становление потребности в общении. Развитие потребности в общении у дошкольников и младших школьников.
Мотивы общения детей (деловые, познавательные, личностные). Динамика формирования мотивов общения.
Средства общения дошкольников и младших школьников со сверстниками. Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Зрительный контакт. Соотношение речевых средств общения со взрослыми и сверстниками. Содержание речевых контактов со сверстниками.
Хронология параметров коммуникативной деятельности при контактах со сверстниками (дата появления в онтогенезе, содержание потребности в общении, ведущие мотивы, основные средства общения, выделенность в самостоятельные эпизоды, отношение ребёнка к другим детям (эффект «невидимого зеркала», чувствительность к воздействиям партнёра, способность к разным контактам, значимость общения, гибкость отношения к партнёру).
Формы общения дошкольников и младших школьников со сверстниками: ситуативно – деловая, внеситуативно – деловая.
Становление основных систем отношений в начальных классах.
Понятие о положении ученика в системе личностных взаимоотношений. Дифференциация класса на группы по положению в системе личных взаимоотношений («звёзды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»).
Структура взаимоотношений учащихся начальных классов в процессе коммуникативной деятельности.
Раздел 3. Педагогическое общение – специально организованное межличностное взаимодействие воспитателя, учителя с детьми.
Типы педагогического отношения к детям (устойчиво–положительный, пассивно– положительный, неустойчивый, открыто–отрицательный, пассивно– отрицательный,).
Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения: осознаваемое, неосознаваемое, прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Использование эмоционально – положительных форм общения. Стили педагогического руководства (демократический, авторитарный, либеральный), их влияние на развитие личности ребёнка и уровень межличностных отношений в детском коллективе.
Типы педагогического отношения и взаимодействия с детьми (согласованный положительный, согласованный отрицательный, несогласованный положительно – отрицательный, несогласованный отрицательно - положительный).
Основные формы педагогического взаимодействия с учениками (индивидуальное, фронтальное общение педагога с классом или группой детей). Роль и содержание сотрудничества в процессе обучения детей.
Значение преемственности стилей педагогического общения воспитателя детского сада и педагога школы. Пути осуществления преемственности педагогической работы между детским садом и школой. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя в процессе работы с детьми 6 – 7-ми лет.
Раздел 4. Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Классификация методов изучения детей и детских коллективов в зависимости от следующих параметров:
- характер участия испытуемых в проведении исследований: пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др.);
- время проведения исследования: одномоментные (анкетирование и др.), длительные (целенаправленное наблюдение, биографические и др.);
- от места проведения: школьные (классные и внеклассные), лабораторные.
Не экспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), требования к их проведению.
Диагностические методы: количественные (тесты, шкалирование), качественные: педагогический консилиум.
Экспериментальные методы: естественный, моделирующий, лабораторный.
Формирующие методы.
Изучение личности ребёнка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в процессе коммуникативной деятельности.
Беседа с ребёнком. Анкетирование: анкета для педагога (воспитателя детского сада, учителя), анкета для родителей.
Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной).
Изучение специфики восприятия и общения детей: 1. Определение характера избирательности детей к «социальным» (с изображением человека) и «несоциальным» (с изображением различных предметов) зрительным воздействиям. 2. Анализ избирательного отношения детей к «социальным» (человек) и «несоциальным» (предметы – игрушки) воздействиям. 3. Определение типа общения ребёнка со взрослыми. 4. Выявление у ребёнка трудностей в общении с последующим выбором путей воспитательной работы по коррекции поведения.
Изучение личности ребёнка в условиях коммуникации: «самооценка коллективизма», «работа на конвейере», «направленность личности», «дневник учителя». Раскрытие содержания метода изучения личностного поведения (по Т.В. Сенько).
Изучение детских коллективов: уровни сформированности коллективов, структура межличностных отношений, положение ребёнка в системе межличностных отношений. Экспериментальные методики – «Что важнее?», «Выбор в действии», «Отметка другу», «К кому ты обратишься?», «Выбор одноклассников», «Угадай выбор», «Игра-задача на психологическую наблюдательность».
Изучение продуктов деятельности детей: анализ детских рисунков, игра «в кляксы» и другие.
Раздел 5. Коррекционные приёмы преодоления барьеров в общении, развитии понимания себя и других, снятия психического напряжения и создания возможностей для самовыражения.
Значение понимания и владения различными средствами выражения своего эмоционального состояния в процессе общения.
Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) – моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играющих важную роль в процессе общения.
Классификация основных эмоций (интерес, радость, удивление, дистресс, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, чувство вины), характерные признаки их внешнего выражения. Влияние эмоций на психические процессы.
Расстройства эмоциональной сферы, приводящие к нарушению у ребёнка социальных контактов (депрессия, тревожный синдром, эйфория, дисфория, лабильность эмоций).
Словесный язык чувств – средство эмоционального осознания ребёнком самого себя; повышения действенности нравственных представлений ребёнка со стороны родителей.
Вспомогательные средства общения (рисование, музыка).
Методика обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучение поз, походки и других выразительных движений; инсценировка различных эмоциональных состояний; опознание детьми эмоций, называние их.
Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, игра «в кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка.
Сущность коррекционной направленности методической работы с детьми, имеющими расстройства эмоциональной сферы.
Психогимнастика как один из методов коррекции трудностей в общении. Методические рекомендации к проведению занятий по психогимнастике: выявление и указание основных причин назначения ребёнка на занятия по психогимнастике (например, неустойчивость внимания, расторможенность, пониженный фон настроения, упрямство, жадность и др.), планирование, определение основных воспитательных психотерапевтических целей для группы в целом, схема занятий, особенности организации.
Раздел 6. Переход к обучению в школе – новый этап становления коммуникативных навыков у детей.
Начало обучения в школе – сложный этап в жизни ребёнка (смена социальной позиции, ведущей деятельности, социального окружения и пр.). Пути влияния общения в рамках педагогического процесса на психическое развитие детей.
Понятие личностной и социально-психологической готовности к школе. Уровни школьной адаптации: высокий, средний, низкий. Влияние уровня развития коммуникативных навыков ребёнка на процесс школьной адаптации.
Проблема индивидуального развития в процессе общения (сдерживание активности чрезмерно инициативного ребёнка и активизация вялых и пассивных детей). «Комплекс произвольности».
Развитие умственной, произвольной и коммуникативной деятельности детей при подготовке к школе. Игры на развитие памяти, внимания, мышления, речи, активности детей, коррекцию личностных нарушений и коммуникативных навыков.
Влияние уровня развития коммуникативных навыков на школьную успеваемость.
Становление основных систем отношений в начальных классах. Понятие о положении ученика в системе личных взаимоотношений. Содержание понятия структуры взаимоотношений. Первый круг желаемого общения. Второй круг желаемого общения. Общая структура личных взаимоотношений в процессе общения.
Учебный материал курса «Основы коммуникации» рассчитан приблизительно на 13 занятий (2 раза в неделю по 30-45 мин.). Методическое руководство содержит темы по всем разделам курса, цели, примерное содержание занятий и необходимое оборудование.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Коррекционно-развивающие цели | Кол-во часов |
4 кл | |||
1. | Восприятие мира (наши органы чувств) | Дать детям представления о различных средствах и способах познания окружающего мира и воспитать навыки общения с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами внешнего мира (в процессах восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах). | 1 |
2. | Мудрость природы (общение с животными и растениями) | 1 | |
3. | Язык жестов и движений. | 2 | |
4. | Язык чувств (наши эмоции). | 2 | |
Предполагаемый результат Учащиеся смогут: узнать о единстве человека и природы, о том, что они являются частицей окружающего мира; определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира; понять особенности общения в животном мире, общие с человеком языки общения (подражание, выразительные жесты и движения, эмоции); анализировать мимику, жесты, осанку, позу и эмоциональные реакции собеседника. | |||
5. | Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя) | Научить детей определять черты характера своего партнёра по общению и с их учётом строить своё поведение в различных ситуациях. | 1 |
Предполагаемый результат Дети должны уметь: распознавать свои характерные черты, которые делают их индивидуальными и неповторимыми; описать свои собственные чувства и желания; видеть себя со стороны: свой внешний облик, манеры поведения; ценить себя, адекватно анализировать свои успехи и достижения. | |||
6. | Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников) | Учить детей понимать своих сверстников, уметь общаться с ними с использованием художественных произведений, музыки, изобразительных средств. | 1 |
Предполагаемый результат Дети должны: воспитать в себе уважение к чувствам других детей; представлять, что такое «иметь друзей»; уметь принять решение при общении в группах сверстников; использовать общение для получения информации. | |||
7. | Этот странный взрослый мир (умение видеть и понимать старших) | Научить детей понимать окружающих взрослых людей и уметь вступать с ними в контакт при моделировании различных жизненных ситуаций. Знать историю своей семьи. | 1 |
Предполагаемый результат Дети смогут: узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим; понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми; анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях. | |||
8. | Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений) | Научить детей определять черты характера своего партнёра по общению и с их учётом строить своё поведение в различных ситуациях. | 1 |
Предполагаемый результат Дети усвоят: понятия о положительных и отрицательных чертах характера; смогут осознать себя как личность со всеми присущими ей чертами; особенности своего поведения с определёнными чертами характера; смогут анализировать взаимосвязь между действиями и поступками людей и чертами их характеров. | |||
9. | Умение владеть собой. | Научить детей контролировать и управлять своим поведением, поступками и речью в процессе общения. | 1 |
Предполагаемый результат Дети смогут: изучить основные приёмы и методы релаксации разных мышц тела; концентрировать своё внимание в коллективной деятельности; уметь управлять своим поведением в игровых ситуациях; преодолевать чувства страха, застенчивости. | |||
10. | Культура общения (этикет, или как себя вести) | Научить детей правилам этикета, формам и технике общения в различных жизненных ситуациях. | 1 |
Предполагаемый результат Дети смогут: Правильно употреблять слова приветствий, благодарности; вести разговор с партнёрами, не обижая и не унижая собеседника; знать правила хорошего тона; овладеть выразительными средствами родного языка; анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми. | |||
11. | Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов) | Прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности с учётом специфичности черт характеров девочек и мальчиков. | 1 |
Предполагаемый результат Дети научатся: завязывать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола; мальчики – уважительно относиться к девочкам; девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков; знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола; следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук). | |||
Всего | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
Программа курса: Основы этикета и искусства общения.
Программа этого курса составлена для работы с младшими школьниками и направлена на духовное развитие младшего школьника,на развитие его внутренних нравственных качеств. Материалы программы могут быть ...
Практический семинар для педагогов "Азбука общения"
Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога. Практический семинар для педагогов....
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации»
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации»...
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Азбука общения"
Занятие 1 "Давайте познакомимся!"Работа с пословицей, с правилами работы в группе....
Рабочая программа коррекционного курса «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» для 4 класса 6.1
Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДАЦелью курса является повышение социально-психологической компетентности учеников 4 класса и развитие их способности эффективно взаимодействова...
Программа внеурочной деятельности по курсу "Основы коммуникации". Направление: социальное
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» является частью АООП НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработанной на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ва...