Эмоциональный интеллект учителя
консультация

Волкова Любовь Владимировна

Зачем учителю эмоциональный интеллект и как его развивать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ei_buklet_dlya_pedagogov.docx193.71 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект — способность человека понимать эмоции, намерения и желания других людей и свои собственные. Сюда же входит способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач . 

Если разбить EI до определенных навыков, то получится такой набор:

  • самосознание — понимание своих эмоций
  • самоконтроль
  • социальная чуткость или эмпатия
  • управление отношениями и умение работать в команде

Зачем учителю развивать эмоциональный интеллект:

Чтобы контролировать свои чувства

Учителя — не роботы. Они тоже чувствуют гнев, раздражение, могут принимать многое близко к сердцу и руководствоваться чувствами в принятии решений. Все это может быть незаметно для коллег и учащихся, но для самого учителя это не проходит незамеченным. Негативные эмоции накапливаются и стрессовый порог становится все ниже и ниже.

В таком случае высокий эмоциональный интеллект помогает “рационализировать” чувства, понять причины эмоционального потрясения и сделать более объективные выводы.

Вы не будете рассматривать негативные эмоции (свои и чужие), как что-то, что “накопилось”, “появилось непонятно откуда” и “нужно отдохнуть — само пройдет”. Развитый эмоциональный интеллект поможет вам видеть причинно-следственную связь и бороться не с негативными эмоциями, а с тем, что их вызывает.

Чтобы понимать учеников

Да и вообще всех людей, которые входят в круг вашего общения. И дело даже не в том, чтобы проявлять эмпатию, глубоко копаться в жизни каждого ученика (делать это, конечно, не нужно) и идти на уступки по любому вопросу.

В данном случае учителю важно считывать реакции ребенка на то, что ему говорят и что происходит в классе, оценивать его мотивацию и невербальные знаки.

Чтобы решать конфликты

А учителям приходится их решать. Конфликты могут возникать в общении с руководством, родителями, учениками. Худшее, что можно сделать, это податься во взаимные обвинения и компромиссы, которые, в итоге, не устраивают никого.

В конфликтных ситуациях EI работает на основе анализа эмоций. Для этого нужно:

  • успокоиться
  • оценить, почему недоволен собеседник (не старайтесь оценить объективность претензий; главное — понять эмоцию и ее причину)
  • проговорить все это вслух (“Я понимаю, вас расстраивает, что…», «Я бы чувствовала то же самое, если…»)
  • предложить решение (оно должно удовлетворять и вас, и собеседника хотя бы частично)

В любом случае, научиться справиться с раздражением — уже бесценный навык, особенно если вы работаете с людьми. Плюс люди с высоким EI не только успешно решают свои конфликты, но и помогают это сделать другим, и это принципиально важно для учителя.

Чтобы повысить эффективность общения

Люди с высоким EI лучше очерчивают свои приоритеты в общении, сами объясняют свои эмоции, не склонны к предвзятому отношению к другим и не имеют к людям завышенных ожиданий.

Что это значит? Что вам легче будет стать лидером в коллективе (в классе или среди коллег), инициировать изменения без негатива (например, спокойно убедить директора вашей школы, что в учительской вам просто необходим диван), делиться опытом и помочь другим людям совладать с эмоциями.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img13.jpg

Как это сделать?

На самом деле, как повысить эмоциональный интеллект — тема для целой книги. Мы же приведем краткий перечень рекомендаций, которые помогут вам сделать шаг к лучшей версии себя:

1. Обращайте внимание на свои эмоции — для этого четко сформулируйте эмоцию, назовите ее и подумайте, что ее вызвало.

2. Чаще напоминайте себе, что эмоции быстротечны и могут быть не лучше базой для серьезный решений. После эмоциональной встряски делайте паузу перед принятием решений.

3. Не занимайте ничью сторону в конфликтах других людей в рабочей среде.

4. Принимайте негативные эмоции как вариант нормы.

5. Развивайте активное слушание.

5. Признавайте эмоции и страхи других людей. Никогда не нивелируйте чужие чувства.

6. Если хотите сказать что-то в негативном ключе, остановите себя и замените все отрицательные слова на положительные.

7. Начните хвалить других людей, если еще не делаете этого.

Непрерывное развитие эмоционального интеллекта преподавателем не только облегчает коммуникацию и повышает ее эффективность, но и улучшает эмоциональное состояние в целом — предупреждает появление гнева, раздражительности, стресса и профессионального выгорания.

Знаем, сейчас вся эта информация кажется каким-то наваждением — нужно следить за собой, за другими, пытаться понять всех и анализировать каждую ситуацию. Это сложно только на первых порах. Как только вы введете все это в привычку, вы начнете получать удовольствие от того, что предотвратили ссору, смогли не поругаться с очень конфликтным человеком или добились своего в общении с администрацией и все остались довольны.

C:\Users\user\Desktop\5024477-deniel-goulman-emocionalnyy-intellekt-pochemu-on-mozhet-znachit-bolshe-che.jpg

МАОУ СОШ № 7

Эмоциональный интеллект учителя

C:\Users\user\Desktop\f6c349efc26ee915438a9a9fc04d177a.jpg

Составитель: Волкова Л.В. 

Когалым

2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Эмоциональный интеллект.

Выступление на школьном методическом объединении....

Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители

Данная статья помогает лучше понять и развить своего ребёнка....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...

Эмоциональный интеллект.Гайд для учителя

С началом обучения в школе ребёнок попадает в новую для себя социальную среду, переходит на следующий этап развития. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в мла...