Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений
классный час по теме

Прокофьева Наталия Вадимовна

 

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить процесс совместного обучения. Перечисленные ценности очень важны в современных условиях, сегодня особенно важно усилить психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакт, т.к. все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

         Как научить детей сотрудничать?

         Эта проблема долгое время волновала и меня. В поисках ответа я пробовала разные средства, одним из них я хочу сегодня с вами поделиться. Это интерактивные психологические игры и упражнения, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта детей и помогают педагогу создать в классе атмосферу открытого общения детей друг с другом, тем самым облегчая процесс совместного обучения.

         Немецкий психолог К. Фопель давно занимается проблемами психологического здоровья детей и их эмоционального опыта. Его усилия направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Экономные немцы, встречаясь с К. Фепелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. Образовательные учреждения, педагоги и родители, ориентирующиеся на поиск практических психологических технологий, не могут пройти мимо трудов этого автора. Не прошла мимо них и я. С радостью сегодня представляю вам свой опыт работы по применению практической психологической технологии, основанной на интерактивных играх, в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

        Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить процесс совместного обучения. Перечисленные ценности очень важны в современных условиях, сегодня особенно важно усилить психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакт, т.к. все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

        Как научить детей сотрудничать?

        Эта проблема долгое время волновала и меня. В поисках ответа я пробовала разные средства, одним из них я хочу сегодня с вами поделиться. Это интерактивные психологические игры и упражнения, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта детей и помогают педагогу создать в классе атмосферу открытого общения детей друг с другом, тем самым облегчая процесс совместного обучения.

        Немецкий психолог К. Фопель давно занимается проблемами психологического здоровья детей и их эмоционального опыта. Его усилия направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Экономные немцы, встречаясь с К. Фепелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. Образовательные учреждения, педагоги и родители, ориентирующиеся на поиск практических психологических технологий, не могут пройти мимо трудов этого автора. Не прошла мимо них и я. С радостью сегодня представляю вам свой опыт работы по применению практической психологической технологии, основанной на интерактивных играх, в начальной школе.

Таким образом, интерактивная психологическая игра выступает как средство формирования личностных качеств младших школьников. Такие как:

любознательность, навыки учения, общения, умения ладить с людьми, внимание, воображение, доверие, сочувствие, саморегуляция, чувство принадлежности к группе, установление контакта, чувственное  восприятие.

Вы видите матрицу, составленную мной. Каждой задаче свой набор игр, позволяющие формировать качества, о которых говорилось выше.

Как  они формируются?

Психологическая и педагогическая технология описывается следующим алгоритмом, вы видите его на экране. Я хочу   сделать некоторые дополнения.

  1. Учитель  предлагает игры сам.  

Чем больше дети будут играть , тем чаще они будут просить провести какие-то определенные игры, которые им необходимы именно сейчас, например: « Игра, с помощью которой можно научиться решать споры».

    2.  Играет  вместе с детьми.

Необходимо выражать заинтересованность и с пониманием относиться к ответам детей.

     3. После окончания  играть обязательно помогает  детям  выразить и обсудить  свои впечатления.

 Важнее всего  тактичность и умение взрослого помочь детям.

     4. Учитель относится,  заинтересовано и с пониманием к ответам детей и побуждает  их к искренности.

 Нужно побуждать ребят искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим.

     5.  Исключить жесткое управление процессом обсуждения.

Помочь понять детям, что они могут контролировать себя сами.

  1. Необходимо  представление особого времени  для интерактивных игр.

Для многих класс – это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама по себе.

        Предлагая детям вашего класса интерактивные игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.

Сейчас я приглашаю вас  стать участниками  игры.

я прошу вас  объединиться  в группы.

Постарайтесь выбрать себе в группу тех, у кого есть с вами что- то общее, например цвет одежды или волос.

(Каждая  группа  садиться за отдельный  стол. На столе -  бумага  и цветные  карандаши)

У: Каждому из вас нужно будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько вещей, объединяющих вас между собой.

Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы – творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. «Вы  любите смотреть телевизор?» - Естественно. _ Вот вам и первое сходство! Вы по - русски говорите? Вот вам – второе! Но такие сходства очень скучны. Ваша задача найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные. Например, «Мой сын  учит испанский язык» Вот, это действительно, первое! Вы поняли, что я   имею в виду! Ну, тогда, начали!

(Работа  в команде  5 минут)

Команда№1 Покажите сколько сходств вам удалось найти.

Команда№2 Назовите что не называла команда№1

Что из того, что вы обнаружили, показалось вам самым интересным?

- Понравилось ли вам очень быстро разговаривать с другими

Теперь я прошу команду №1 встать в этот круг, а команду№2 в другой.

Даю в руки  плакаты и черчу один общий круг.

Мы  разные, но мы вместе!

3. Рефлексия с залом

Бросаю игрушку. Тот, кто поймал продолжает предложение: Эта тема….

Спасибо за игру, а вам за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Эмоциональный интеллект младших школьников с нарушениями зрения

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собст...

Публичное представление педагогического опыта работы "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В статье описываются теоретические сведения по данной теме и опыт работы учителя в данном направлении, результаты работы....

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества".

Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества". Новизна педагогического исследования в том, что была со...

Экспресс-Ярмарка педагогических идей и находок "Развитие регулятивных УУД младших школьников как основы умения учиться"

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД....

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....