Развитие дивергентного мышления. Практическая работа
методическая разработка

Зимоглядова Ольга Анатольевна

    Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения.

    К дивергентным задачам также относятся задачи на поиск причин событий, придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов.       Для развития дивергентного мышления детям можно предложить разноцветные геометрические фигурки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_divergentnogo_myshleniya.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дивергентного мышления

Практическая работа

Задание № 1

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических        фигур.

развитие творческого мышления

Задание № 2

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены        на        рис.        2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.

развитие творческого мышления

Задание № 3

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис.        3. Примеры коллажей из разных материалов.



развитие творческого мышления

Задание № 4

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Задание №5

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...


Задание № 6

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

Задание № 7

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького        котенка.


Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло        у        каждого        из        героев.

развитие творческого мышления

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."


Задание № 8

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: 

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

развитие творческого мышления

Задание № 9

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

развитие творческого мышления

        

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя        данные        фигуры.

развитие творческого мышления

Задание № 10

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй,        а        другая        -        злой.


развитие творческого мышления

Задание № 11

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных        решений        (рис.4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

развитие творческого мышления

Задание № 12

      Для развития дивергентного мышления детям предлагаются разноцветные геометрические фигурки. Задание: составить как можно больше изображений из простых геометрических фигур.

       Другой пример дивергентных задач: нарисуй как можно больше сюжетов на одну тему (например,  тема «подводный мир», сюжеты: «играющие рыбки», «коралловые рифы» «путешествую с командой Ж.Кусто» и т.д.

       Придумай и назови как можно больше способов использования дерева;

опиши с разных сторон ситуацию « построен новый дом» «наступила весна», «изобретен вечный двигатель» и т.д.

К числу дивергентных относятся и такие задания:

        

Упр. «Лучший вопрос» 

Перед вами учебный текст. Прочитайте его и придумайте как можно больше оригинальных вопросов на тему учебного текста.

Упр. «Опорные сигналы»

Прочитаем учебный текст, стараясь как можно лучше его понять. Теперь законспектируйте текст таким образом, чтобы вместо слов и предложений были рисунки, схемы, символы и т.д.

Упр. «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе лишь внешние характеристики вещей, оригинальные ответы – анализ существенных признаков предметов.

Например: Стандартные: «в лодку и тарелку можно налить жидкость»

оригинальные: «лодка и тарелка могут держаться на воде»

Упр. «Другими словами»

Задается вариант предложения из текста. Необходимо выразить мысль предложения другими словами.

Например: «Нынешнее лето будет теплым»

Вариант ответа: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким»

      К дивергентным задачам относится и анализ ситуаций, поиск причин выхода из ситуаций.

Ситуации: «Сережа не пришел сегодня в школу»

«весь день на улице звучала музыка» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления при работе со словарными словами

В статье я показала развитие  различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно....

урок математики в 4 классе Тема урока: Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом

Цели урока: обучающие-обобщение знаний, полученных на уроках математики;формирование навыков сложения и вычитания с многозначными числами;умение выделять главное, существенное в изучаемом м...

Урок в технологии "Развития критического мышления" - практический семинар

МО учителей начальных классов проводили семинар для коллег нашей школы по теме: Урок в технологии "Развития критического мышления"...

Программа кружка «Эрудит» как средство развития дивергентного мышления младших школьников

Данный кружок включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития дивергентного мышления и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышле...

Развитие дивергентного мышления на уроках математики

Математика имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического и т.д. мышления, но и творческого. Огромное количество математических задач, накопленных и провере...

«Развитие дивергентного мышления учащихся начальных классов при решении текстовых задач»

Внедрение в школьный курс нестандартных видов работы над задачей...