Методическая разработка с применением гендерного подхода
методическая разработка

Райхель Диана Эдуардовна

Методическая разработка с применением гендерного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendern.ped_._rayhel_d.e.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка с применением гендерного подхода

Существуют различия в готовности мальчиков и девочек к школе. Исследования свидетельствуют о том, что девочки подготовлены лучше, т.к. девочки лучше развита способность к общению, лучше сформирована произвольность общения и поведения, у них больший объем пространственно-зрительной памяти, более высокий уровень работоспособности, лучшее понимание учебной задачи. Также девочки уже знают, что такое учебная деятельность и разграничивают ее и игровую деятельность. А вот мальчики ходят в школу не только, чтобы учится, но и играть. Девочки лучше запоминают расположение вещей, мелкие детали, лучше противоположного пола сосредоточиваются в непривычной обстановке (например, в шумном месте), могут делать несколько дел одновременно, у женского пола лучше выносливость.

 Мальчики, как правило, лучше разбираются в математике, лучше справляются с заданиями на внимание, память. У мужского пола лучше развито трехмерное мышление, т.е. мальчики могут представить, например, нарисованную геометрическую фигуру в объеме, могут вращать ее в разном направлении. Такое мышление как правило сформировано у мальчиков уже к 7 годам. У девочек обычно выше успеваемость, и различия в отметках незначительные, у мальчиков же разброс в отметках может составлять 3 балла. 

При изучении темы по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел», девочкам достаточно познакомиться с алгоритмом вычисления, и к концу урока уже можно было дать самостоятельную работу на закрепление, с мальчиками же нужно отрабатывать вычислительные приемы практически весь урок. Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части. На уроках русского языка девочки лучше выучивают орфографические правила и применяют их к заданиям, ребята же зачастую правилами не пользуются совсем. На уроках ИЗО нельзя давать установку: «Нарисовать такую-то игрушку!» Интересы у девочек и мальчиков разные, следовательно, и игрушки будут разные. На уроках литературного чтения ребята получают конкретные задания по тексту, отвечают на вопросы по прочитанному, а девочкам больше нравятся задания, где нужно пофантазировать, придумать продолжение сказки или историю какого-либо героя.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый. Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя алгоритм. Применительно к школе следует вывод, что мальчику подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Девочки все прекрасно слышат сразу. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых.

1 класс Математика

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Посчитайте, сколько солдатиков стоит на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

 В гаражи расставили машины. В каждый гараж умещается определённое количество машин в соответствии с определённой закономерностью. Расскажи, сколько машин находится в двух последних гаражах? Объясни, как ты действовал:

1,  3, 5,  7,  …,  …

10,   7,  4,   …;

Дед Мороз приготовил для детей подарки. У нас есть волшебные очки, через которые мы увидим только предметы синего цвета. Что мы увидим?

Посчитайте, сколько кукол рассадили на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

 На полки расставили кастрюли. На каждую полку умещается определённое количество кастрюль в соответствии с определённой закономерностью. Расскажи, сколько кастрюль находится на двух последних полках? Объясни, как ты действовал:

2,  4, 6,  8,  …,  …

11,   9,  7,   …;

Снегурочка приготовила для детей подарки. У нас есть волшебные очки, через которые мы увидим только предметы розового цвета. Что мы увидим? 

Обучение грамоте (русский язык)

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Составьте предложение, состоящее из стольких слов, сколько колёс у легковой машины.

Составьте предложение со словарным словом «машина».

Слова склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите простой карандаши проведите вертикальные линии между словами.

Мострыбакудочкарыбалодкапоплавокведро. На какую тему эти слова? Составь маленький рассказ про рыбалку.

Составьте предложение, состоящее из стольких слов, сколько колёс у детской коляски.

Составьте предложение со словарным словом «корзина».

Слова склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите простой карандаши проведите вертикальные линии между словами.

Порошокстиркабельёприщепкаверёвкатазпорошок. На какую тему эти слова? Составь маленький рассказ про стирку.

Обучение грамоте (чтение)

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Сочините загадку про сказочного героя мужского пола (Буратино, Чиполлино, Незнайку, Винни-Пуха, Хоббита и т.д.)

Расскажите сказку «Репка» от лица деда. Придумай свою концовку для этой сказки.

Разгадай кроссворд по теме «Сказки о богатырях».

Придумай сказку о богатыре, о солдате, о царе или о принце.

Сочините загадку про сказочного героя женского пола (Мальвину, Дюймовочку, Золушку, Синеглазку, Кенгу и т.д.)

Расскажите сказку «Репка» от лица внучки. Придумай свою концовку для этой сказки.

Разгадай кроссворд по теме «Волшебные сказки».

 Придумай сказку о принцессе, королеве, фее или волшебнице.

Окружающий мир

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Зашифруй с помощью ребуса название профессии твоего папы.

Придумайте кроссворд по теме «Мужские профессии».

Сочините сказку про зимние изменения в природе «Дед Мороз».

Зашифруй с помощью ребуса название профессии твоей мамы.

Придумайте кроссворд по теме «Женские профессии».

Сочините сказку про осенние приметы «В гостях у царицы Осени».

Рекомендации по работе с учащимися младшего школьного возраста:

Мальчики

Девочки

включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации;

до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач;

следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание;

развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство;

стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи;

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

    Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

    При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

    Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!” 1 раз в 2 месяца.

    При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимно дополняют друг друга.

    В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.

    При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

      Исследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу в обучении школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников.    

                   Исходя из полученных результатов, можно дать учителям начальных классов следующие рекомендации:

1)    При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских отношений. 

2)   Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек. 

3)   При реализации гендерного подхода к обучению особенно актуальным является единство действий учителей и родителей ребёнка. Взаимодействие с семьями учащихся строится на основе согласования целей, задач обучения, единства действий, требований и уважения ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека.
                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание на основе гендерного подхода

В материале к родительскому собранию говорится о том, что нужно учитывать родителям, воспитывающим детей разного пола, ведь девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка....

Методическая записка на тему "Применение деятельностного подхода на уроках литературного чтения"

Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Младшие школьники стремятся самостоятельно добывать знания, расширять кругозор, познавательный интерес....

Методическая разработка презентации: "Применение ИКТ на занятиях в школьном логопункте"

Методическая разработка презентации: "Применение ИКТ на логопедических занятиях в школьном логопункте" предназначена для логопедов школьных логопедических пунктов и студентов лопедических кафедр....

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Методическая разработка: "Рекомендации педагогам начальной школы, работающих в гендерных классах, спортивной направленности"

Рекомендации педагогам начальной школы, работающих в гендерных классах, спортивной направленности...

Методическая разработка на тему: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент»

Данная разработка: «Современные подходы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент» предназначена для повышения уровня педагогического мастерства и воспо...