Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)

Иконникова Татьяна Сергеевна

    Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено "Социометрия". Данная методика позволяет:

- диагностировать эмоциональные связи в классе;

- измерить степень сплоченности-разобщенности в классе;

- выявить симпатии-антипатии в классном коллективе (лидеры, аутсайдеры, звезды).

     Полученные данные можно использовать для повышения сплоченности коллектива.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_gruppy.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»

Категория: Тесты на межличностные отношения в коллективе

Назначение и содержание Социометрический тест предназначен для:

а)  диагностики эмоциональных связей;

б) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

в)  выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

г)  обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Впоследствии можно использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Методика проведения: Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Определяет внутригрупповые проблем, основанные на симпатиях и антипатиях членов группы.

Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.

Методические указания: Дети должны знать цель исследования и быть уверенными в неразглашении ответов.

Мотивация к деятельности: Дорогие ребята, я хочу с вами поближе познакомиться, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, а я обещаю, что никому о ваших ответах не расскажу.

Список вопросов:

  1. Кого из одноклассников вы бы пригласили на день рождение? Кого бы точно не пригласили?
  2. Кому из одноклассников вы бы подписали открытку? Кому точно нет?
  3. Если бы вы переходили в другой класс, то кого из одноклассников хотели бы взять с собой? А с кем бы не хотели встречаться в новом классе?
  4. С кем из ребят в классе вы хотели бы сидеть за одной партой? С кем не хотели бы сидеть за одной партой?
  5. Если бы ваш класс пошел в поход. С кем вместе вы хотели бы пойти в поход? А кто бы, по вашему мнению, лучше не ходил с вами?

После каждого вопроса, педагог объясняет детям, что в колонку «да» записывают фамилии учеников, которых пригласили бы на день рождение, «нет» - тех кого не пригласили бы и т.д.

После того как социометрические карточки заполнены и собраны, данные вносятся в таблицу и на ее основе строится социограмма для наглядности объединения в малые группы и выделения «лидеров».

Обработка и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы. Социоматрица– это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Табл. 1

ФИО

Кого выбирают

всего

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

А.

*

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

В.

*

1

1

1

2

2

1

1

2

3

Г.

1

2

1

*

2

2

2

1

1

2

1

2

1

1

2

1

1

4

Д.

2

1

2

*

2

1

2

1

2

5

Ж.

2

*

2

2

1

6

З.

2

*

1

2

2

7

К. В.

1

2

2

1

2

1

*

2

1

2

1

1

2

8

К. Я.

2

2

1

2

2

2

*

2

1

2

1

1

2

2

9

Л.

2

1

1

2

*

1

1

2

10

М.

1

2

1

2

1

2

1

*

2

1

1

1

11

Н.

2

2

1

1

1

*

2

1

1

2

2

12

О.

2

1

1

1

1

*

1

2

2

13

П. Б.

1

1

2

1

*

2

14

П. К.

1

2

2

1

1

2

2

2

2

1

*

15

С.

1

1

1

2

1

2

*

16

Ф.

2

1

1

2

1

1

2

2

1

*

2

17

Х.

1

1

2

*

Кол-во выборов

5

2

5

5

2

6

2

8

3

2

4

4

1

2

5

7

4

69

Кол-во взаимных выборов

4

2

3

3

1

3

1

6

2

2

3

1

1

2

1

5

1

41

Коэффициент сплоченности группы вычисляется по формуле:

, где

 - сумма всех взаимных выборов, n–количество членов группы

Сn = 41 / 136 = 0,301

Показатель хорошей групповой сплоченности равен 0,6 – 0,7

Для оценки межличностных отношений в коллективе была проведена социометрическая методика Дж. Морено. В результате выявлено, что коэффициент групповой сплоченности равен 0,301 (коэффициент хорошей сплоченности коллектива равен 0,6-0,7), следовательно, можно сделать вывод, что коллектив еще не сформирован, что в принципе для второго года обучения не критично.

Выделен явный лидер – К.С., его отличает не только то, что ученики выбирали его, отвечая на вопросы, но и то, что он выбрал почти всех учеников. Это говорит о высоком уровне культурного развития ребенка, его умении находить подход к другим ученикам, а также сформированности понятия «единый коллектив». Ученик входит в состав официального актива.

Всего на 1 балл отстала от лидера П. К. На социоматрице наглядно видно большое количество выборов и взаимовыборов П.К., как с мальчиками, так и с девочками.

Все девочки класса (5) входят в зону предпочитаемых учеников, кроме того являются представителями микрогруппы, с невыделенным лидером.

Вторая ярко выраженная микрогруппа включает 5 мальчиков, лидер группы – Г. (не входит в состав официального актива). Участники: Г., В., Л., Н., Ф..

Также выделены 2 небольшие группы – это П. Б. и М., при этом с П.Б. хотят дружить и другие мальчики; а также А. и Ж, признающие лидерство К.В.  

Данные социометрического исследования, позволяют наглядно увидеть межличностные отношения в классе, сделать соответствующие выводы и найти наиболее эффективные пути внесение коррективов в общую атмосферу, микроклимат класса.

На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что в классе идёт процесс формирования и создания сплочённого коллектива.

Учитывая уровень развития коллектива, воспитанности и межличностных отношений его членов, их общее и физическое развитие предстоит совместная кропотливая работа классного руководителя с родителями по созданию максимально-благоприятных условий для развития устойчивого, сплочённого коллектива и творческой личности как в школе, так и дома.

Вся деятельность классного коллектива будет направлена на решение поставленных задач под девизом: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».

Авторская разработка включает в себя:1) презентацию «Заочное путешествие в космос» для исследования психологического климата в классе. Это апробированная диагностика,  в основе которой лежит горо...

Диагностика межличностных отношений

План занятия:1.     Приветствие учащихся.2.     Беседа с уч-ся по теме занятия.3.     Просмотр и обсуждение мультфильма « Самый большо...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразовани...

Диагностика межличностных отношений младших школьников

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов направлено на изучение межличностных отношений младших школьников. ...