Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено "Социометрия". Данная методика позволяет:
- диагностировать эмоциональные связи в классе;
- измерить степень сплоченности-разобщенности в классе;
- выявить симпатии-антипатии в классном коллективе (лидеры, аутсайдеры, звезды).
Полученные данные можно использовать для повышения сплоченности коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_gruppy.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»
Категория: Тесты на межличностные отношения в коллективе
Назначение и содержание Социометрический тест предназначен для:
а) диагностики эмоциональных связей;
б) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
в) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
г) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Впоследствии можно использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Методика проведения: Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Определяет внутригрупповые проблем, основанные на симпатиях и антипатиях членов группы.
Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.
Методические указания: Дети должны знать цель исследования и быть уверенными в неразглашении ответов.
Мотивация к деятельности: Дорогие ребята, я хочу с вами поближе познакомиться, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, а я обещаю, что никому о ваших ответах не расскажу.
Список вопросов:
- Кого из одноклассников вы бы пригласили на день рождение? Кого бы точно не пригласили?
- Кому из одноклассников вы бы подписали открытку? Кому точно нет?
- Если бы вы переходили в другой класс, то кого из одноклассников хотели бы взять с собой? А с кем бы не хотели встречаться в новом классе?
- С кем из ребят в классе вы хотели бы сидеть за одной партой? С кем не хотели бы сидеть за одной партой?
- Если бы ваш класс пошел в поход. С кем вместе вы хотели бы пойти в поход? А кто бы, по вашему мнению, лучше не ходил с вами?
После каждого вопроса, педагог объясняет детям, что в колонку «да» записывают фамилии учеников, которых пригласили бы на день рождение, «нет» - тех кого не пригласили бы и т.д.
После того как социометрические карточки заполнены и собраны, данные вносятся в таблицу и на ее основе строится социограмма для наглядности объединения в малые группы и выделения «лидеров».
Обработка и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы. Социоматрица– это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Табл. 1
№ | ФИО | Кого выбирают | всего | ||||||||||||||||
Кто выбирает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
1 | А. | * | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||
2 | В. | * | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||||
3 | Г. | 1 | 2 1 | * | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
4 | Д. | 2 1 | 2 | * | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||
5 | Ж. | 2 | * | 2 | 2 | 1 | |||||||||||||
6 | З. | 2 | * | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||
7 | К. В. | 1 | 2 | 2 1 | 2 1 | * | 2 | 1 | 2 1 | 1 | 2 | ||||||||
8 | К. Я. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | * | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||
9 | Л. | 2 | 1 | 1 | 2 | * | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
10 | М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | * | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||||
11 | Н. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | * | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | |||||||
12 | О. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | * | 1 | 2 | 2 | |||||||||
13 | П. Б. | 1 | 1 | 2 | 1 | * | 2 | ||||||||||||
14 | П. К. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | * | |||||||
15 | С. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | * | |||||||||||
16 | Ф. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | * | 2 | |||||||
17 | Х. | 1 | 1 | 2 | * | ||||||||||||||
Кол-во выборов | 5 | 2 | 5 | 5 | 2 | 6 | 2 | 8 | 3 | 2 | 4 | 4 | 1 | 2 | 5 | 7 | 4 | 69 | |
Кол-во взаимных выборов | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 6 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | 41 |
Коэффициент сплоченности группы вычисляется по формуле:
, где
- сумма всех взаимных выборов, n–количество членов группы
Сn = 41 / 136 = 0,301
Показатель хорошей групповой сплоченности равен 0,6 – 0,7
Для оценки межличностных отношений в коллективе была проведена социометрическая методика Дж. Морено. В результате выявлено, что коэффициент групповой сплоченности равен 0,301 (коэффициент хорошей сплоченности коллектива равен 0,6-0,7), следовательно, можно сделать вывод, что коллектив еще не сформирован, что в принципе для второго года обучения не критично.
Выделен явный лидер – К.С., его отличает не только то, что ученики выбирали его, отвечая на вопросы, но и то, что он выбрал почти всех учеников. Это говорит о высоком уровне культурного развития ребенка, его умении находить подход к другим ученикам, а также сформированности понятия «единый коллектив». Ученик входит в состав официального актива.
Всего на 1 балл отстала от лидера П. К. На социоматрице наглядно видно большое количество выборов и взаимовыборов П.К., как с мальчиками, так и с девочками.
Все девочки класса (5) входят в зону предпочитаемых учеников, кроме того являются представителями микрогруппы, с невыделенным лидером.
Вторая ярко выраженная микрогруппа включает 5 мальчиков, лидер группы – Г. (не входит в состав официального актива). Участники: Г., В., Л., Н., Ф..
Также выделены 2 небольшие группы – это П. Б. и М., при этом с П.Б. хотят дружить и другие мальчики; а также А. и Ж, признающие лидерство К.В.
Данные социометрического исследования, позволяют наглядно увидеть межличностные отношения в классе, сделать соответствующие выводы и найти наиболее эффективные пути внесение коррективов в общую атмосферу, микроклимат класса.
На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что в классе идёт процесс формирования и создания сплочённого коллектива.
Учитывая уровень развития коллектива, воспитанности и межличностных отношений его членов, их общее и физическое развитие предстоит совместная кропотливая работа классного руководителя с родителями по созданию максимально-благоприятных условий для развития устойчивого, сплочённого коллектива и творческой личности как в школе, так и дома.
Вся деятельность классного коллектива будет направлена на решение поставленных задач под девизом: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».
Авторская разработка включает в себя:1) презентацию «Заочное путешествие в космос» для исследования психологического климата в классе. Это апробированная диагностика, в основе которой лежит горо...
Диагностика межличностных отношений
План занятия:1. Приветствие учащихся.2. Беседа с уч-ся по теме занятия.3. Просмотр и обсуждение мультфильма « Самый большо...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразовани...
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)
Методика диагностики мотивации учения....
Диагностика межличностных отношений младших школьников
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов направлено на изучение межличностных отношений младших школьников. ...