Программа «Школы родителя особого ребенка»
рабочая программа
Программа "Школы родителя особого ребенка" ориентирована на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школы родителя особого ребенка»
МБУ «Методический центр» Отдел коррекции и реабилитации
Педагог-психолог Фокина Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра, сталкиваются со специфическими проблемами, и испытывают значительные затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка, незнание элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Современные исследования (Т. Н. Высотина (2011), В.А. Карташов (2016), Н. О. Керре (2011) и др.) указывают на изменения в эмоциональной сфере, в психическом и соматическом состоянии родителей детей с РАС.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями «особых» детей является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с такой семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Исследование семей, воспитывающих ребенка с РАС, показало, что такие родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.
То есть, многоаспектность проблем «особого» ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем впоследствии, и определяется содержание их запросов к специалистам.
Программа клуба «Школа родителя особого ребенка» составлена на основе авторской программы Ткачевой В.В. «Гармонизация отношений между матерью и ее ребенком» (Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии). (Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007).
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
- формирование у родителей позитивное восприятие личности ребенка с
РАС;
- расширение видения родителями своих воспитательных функций в
отношении «особого» ребенка;
- знакомство родителей со специальными коррекционными и
методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с «особым» ребенком в домашних условиях;
- знакомство родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с РАС;
- формирование у родителей мотивации к взаимодействию со
специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "школа – семья";
- мотивация родителей на обращение за психологической помощью
лично для себя, на участие в психологических тренингах;
- способствование расширению контактов с социумом, обеспечение
возможностей общения родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают занятия специалистов Отдела коррекции и реабилитации МБУ «МЦ». Также приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка и участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 9 недель (затем, по необходимости, она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 – 2 часа:
14.00-16.00
Состав группы: 8 – 10 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал, а также замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступать с ними в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
- Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
- Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
- Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
- Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
- Просмотр видеозаписей о детях с РАС, об использовании педагогических приемов в работе с такими детьми, о возможностях и достижениях детей при грамотно организованном коррекционном процессе.
- Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
- Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми с РАС.
- Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия и сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
- Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
- Фотовыставки по занятиям – информация о содержании прошедших встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
- «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
- «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
- Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
- Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса к занятиям.
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, с кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: «Примерное содержание занятий» по всем темам, «Притчи», содержание и правила психологической игры «Дельфин», лекторий для родителей, примерные варианты анкет «Обратная связь».
Программа может корректироваться в зависимости от запросов и потребностей участников клубных встреч.
Список используемой литературы и используемых источников
- Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011 г.
- Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ
- Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//http://zvetka.ru
- Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г.
- Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012 г.
- Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 г.
- Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010 г.
- Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3.
- Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007
- Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и
зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-113190-1350137624.jpg)
Программа "Школа для родителей".
Рекомендуется для использования в коррекционных школах – интернатах.Коррекция личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья, посредством активного привлечения его родителей к пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-578186-1424002499.jpg)
Программа "Школа для родителей"
Программа взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-821739-1476527208.jpg)
Статья:"Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями".
Совместная работа воспитателя ГПД класса «особый» ребенок с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1090848-1544344937.jpg)
Памятка для родителей, воспитывающих "особого ребенка"
Памятка для родителей, воспитывающих "особого ребенка"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510926-1414683011.jpg)
Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»
Памятка для родителей, воспитывающих «особого ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1055616-1588236624.jpg)
«Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению"
На онлайн-встрече с родителями 28.05.2021г. «Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению" совместно со специалистами ГБОУ Школа 854 ...