Психолого-педагогическое сопровождение с одаренными детьми
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Психолого-педагогическое сопровождение работы
с одарёнными детьми»
Слайд 2. Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3. В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
А раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и высокомотивированных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Слайд 4. Упражнение «Круг»
Оборудование: листы бумаги, ручки (или карандаши).
Прошу Вас, письменно, на листах бумаги ответить на вопрос: «Кто я?» Обратить внимание не только на социальные роли, но и свои умения и способности.
Инструкция. На листе бумаги нарисуйте круг, на нём изобразите столько сегментов, сколько у вас ответов на вопрос. После этого оцените себя по шкале от 1 до 10 баллов и поставьте точки на соответствующих радиусах. Затем соедините точки. После окончания выполнения задания ответьте на вопрос.
Рефлексия.
- Получился ли у вас идеальный круг?
- Почему?
(Выполняя данное упражнение, вы видите, какие социальные роли, умения или способности вы реализовали на большее количество баллов).
Кроме этого мы понимаем, что нужно много работать, чтобы достичь идеального круга. Это относится не только к взрослым, но и к детям. Причём учащимся необходимо ещё больше трудиться.
Слайд 5. Типологические группы детей
По уровню умственного развития определяют такие типологические группы детей:
- одарённые (2-3 %)
- способные (15-18%)
- дети с удовлетворительным развитием (50-55%)
- дети со слабым развитием (10-15%)
Как свидетельствуют наблюдения и опыт популярная фраза «Талант себя проявит» не отвечает действительности. Дети раннего возраста могут часто скрывать свои способности, если взрослые вовремя не оценивают их. Они быстро приучаются вести себя как все, «как нужно». Хотя уже с 3 лет можно заметить способного ребенка. Чем больше вопросов «Почему?», тем выше творческий потенциал ребенка.
(Музыкальная одарённость В.А. Моцарт – в 3 года, Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, Ф. Шуберт - в 11 лет, К.М. Вебер – в 12 лет. Математическая одарённость: в 20 лет Б.Паскаль, Г.В.Лейбниц, И.Ньютон).
Рассматривая вопрос психологического сопровождения одарённых и высокомотивированных детей, невозможно обойтись без таких понятий: Слайд 6.
- задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности, которые являются основой развития на их базе способностей;
- способности – индивидуальные особенности личности, которые дают возможность в равных условиях успешно овладеть определенной деятельностью, знаниями, умениями (общие, специальные, творческие);
- одарённость – специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, которое дает возможность выполнять определенную деятельность на высоком уровне; качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности;
- талант – набор черт, качеств, которые дают возможность личности достигать значимых успехов, в оригинальном выполнении творческой деятельности.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Слайд 7. У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка. (В.А. Сухомлинский)
Слайд 8. Основные составные одаренности:
- анатомо-физиологические задатки;
(Психофизиологическая основа одарённости Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и правополушарные учащиеся). Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической).
- сенсорно-перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью;
- интеллектуальные и умственные возможности;
- эмоционально-волевая структура;
- высокий уровень воспроизведения новых образов, фантазия, воображение.
Слайд 9. Выделяют несколько типов одарённости, которые сразу замечает учитель:
- Интеллектуальный тип – умные, сообразительные, «надежда школы». Дети имеют глубокие знания, самостоятельно их добывают. Учащиеся этого типа точно и глубоко анализируют учебный материал, у них высокий интеллект.
- Академический тип одаренности – высокий интеллект, на первый план выходят способности к обучению. Это, как правило, медалисты, гордость школы.
- Художественный тип – высокие достижения в художественной деятельности: музыка, танцы, живопись, скульптура.
- Креативный тип – нестандартность мышления, особый взгляд на мир. Трудно выявить в школе из-за стандартизации обучения.
- Лидерская одаренность – организаторские способности.
- Психомоторная или спортивная одаренность.
Слайд 10. Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»
Цель: знакомство с техникой генерирования новых идей, активизация правополушарного мышления.
Большинство людей уверенны в том, что они не умеют рисовать, но на самом деле это не так. Просто мы стараемся рисовать левым полушарием, а нужно позвать на помощь правое полушарие!
Звучит музыка.
Закрываем глаза и под музыку, используя технику Леонардо да Винчи, начинаем рисовать. Представьте себя гениальным художником, который делает эскиз к картине. Не направляйте карандаш – пусть он просто ползет. А теперь посмотрите на созданное вами изображение.
Рефлексия.
- Что вы создали?
- Обведите найденные образы.
Слайд 11. Четыре этапа развития способностей
- Первый этап — игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет со своими способностями» примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.
Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
- Второй этап — индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этого этапа характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
- Третий — этап роста.
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
- Четвертый — этап мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.
Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Вывод: на первом этапе ребенок тянется за родителями; на втором этапе преподаватель начинает все более заметную роль в развитии способностей ребенка на третьем этапе родители имеют дело с состоявшейся личностью.
Слайд 12. Рекомендации учителям
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
- К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…
- Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад.
Материал для практической деятельности
В начале нашей с вами работы я предлагаю отметить личностные и деловые качества учеников. Знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Каких «+» у Вас больше чётных или нечётных? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. Если же вы не попали в эту категорию не расстраивайтесь, психолог всегда рад прийти Вам на помощь.
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
2. Неровно успевающий. 4.Выбивающийся из общего темпа. 6. Странный в поведении, непонятный. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 10.Занятый своими делами (индивидуалист). 12.Не умеющий общаться, конфликтный. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Эти качества в большей мере относятся к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Мастер-класс
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
(слайд №1)
Тема: « Составление плана конспекта современного урока по ФГОС».
Цель: расширение знаний о современном уроке, обобщение опыта работы.
Задачи:
- конкретизировать представления педагогов о современном уроке;
- создать условия для профессионального диалога;
- создание условий для проявления и развития педагогического мастерства участников.
Целевая группа: методист, учителя физики.
Техническое и методическое обеспечение: мультимедийный проектор; презентация, разработанная в программе PowerPoint; раздаточный материал для участников, маркеры, листы А4 (ватманы).
Ход мастер-класса
1. Организационный момент. Физику можно не знать, но не любить ее не возможно. Физика не может быть неинтересной! Именно этот принцип лежит в основе моего отношения к обучению физике, в этом я пытаюсь убедить своих учеников.
Приглашаю всех присутствующих к активному участию в работе.
- Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
- А какую основную форму обучения мы используем? (урок) (слайд №2).
- Что такое урок?
2. Сообщение темы. Определение круга проблемных вопросов (слайд №3).
- Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
- Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик (слайд №4). А современному уроку требуется современный учитель.
- В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал и тьютор (наставник), который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- консультирует и корректирует действия учащихся;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии, проектное обучение, исследовательский метод.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
- Совсем недавно мы считали: «Учитель – это артист!» Современная ситуация в образовании диктует свои условия и данное выражение, уже давно потеряло актуальность, а главное мы все больше убеждаемся в том, что учитель – это режиссёр, постановщик, а актеры – это его ученики. Каким будет «спектакль» учителя режиссера и постановщика, что принесет он детям: удовлетворение или разочарование, что в дальнейшем скажут «критики», а это в первую очередь родители, которым не безразлична судьба ребенка, а значит и его обучение. ФГОС предъявляет новые, очень высокие требования и к учителю, и к ученикам. Но это вполне реально, если учитель мастер, если он хороший режиссер (слайд №5). Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
- Как вы думаете, урок это нечто статическое, неизменяемое, или все-таки он имеет постоянно меняющуюся форму?
- Почему урок меняется?
3. Работа в группах или микрогруппах.
- Сравнительный анализ современного урока и традиционного.
- С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.
- Помогите мне закончить предложения.
(слайд №6) Отличие современного урока от традиционного:
По способу передачи знаний:
- объяснительно-иллюстративный и репродуктивные методы на ... уроке;
- деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский на ...
По характеру взаимоотношений:
- субъектно-объектный – это ...,
- субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в требованиях к ... уроку.
- Характерные черты традиционного и современного стилей обучения.
- Каждая группа получает комплект карточек из которых нужно «собрать» таблицу (слайд №7). Автор таблицы - Владимир Павлович Максаковский, профессор, академик Российской академии образования.
Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков
Традиционный стиль
Современный стиль
1. Четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.
1. Интегрирование учебного материала и разнообразие форм построения урока.
2. Учитель выступает в роли передатчика знаний.
2. Учитель выступает в роли организатора.
3. Ученик играет пассивную роль.
3. Ученик играет активную роль.
4. Ученик не участвует в конструировании урока.
4. Ученик участвует в конструировании урока.
5. Акцент делается на память, заучивание и повторение.
5. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.
6. Учитель постоянно оценивает знания учеников.
6. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.
7. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.
7. Формирование знаний происходит по свободной системе.
8. Проверка и оценивание знаний обучающихся ведется только учителем.
8. Проверка и оценивание знаний обучающихся ведется не только учителем, но и самими обучающимися (само- и взаимопроверка).
9. Акцент делается на соревновательность между учениками.
9. Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.
10. Обучение происходит в рамках класса.
10. Обучение не ограничивается только классом.
11. Слабый акцент на творческое начало.
11. Сильный акцент на творческое начало.
- Давайте озвучим результаты работы. Проанализируйте свою работу (если нет желающих, тогда по цепочке).
- Мы видим, что на современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту.
- Все знания на современном уроке дети получают через деятельность, которую организует учитель.
- Формы организации современного урока.
- Предложите формы организации современного урока (слайды №8, 9).
- Урок-викторина
- Урок-поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок-игра
- Урок-семинар
- Урок пресс- конференция
- Урок-экспедиция
- Урок без учителя
- Урок взаимообучения
- Урок-зачет
- Урок-конференция
- Интегрированные уроки
- Урок-фантазия
- Урок-сказка
- Урок-спектакль
- Урок-лекция
- И другие
- - Раньше эти уроки мы называли нетрадиционными. А сейчас мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.
- - Каковы, на ваш взгляд, типичные недостатки традиционного обучения?
- - Почему надо работать по-новому, потому, что в новых стандартах прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и учеников.
- - Самое главное – меняется подход в обучении. В приказе Министерства Образования и науки прописано, что в основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход.
- Основные требования к современному уроку (слайд №10).
- - Давайте перечислим самые важные, основные требования к современному уроку:
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора и руководителя;
- высокая степень речевой активности обучающихся;
- самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока;
- обязательная рефлексия обучающихся на уроке.
- Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.- Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
- (слайд №11) Хоть выйди ты не в белый свет,
- А в поле за околицей,-
- Пока идёшь за кем- то в след,
- Дорога не запомнится.
- Зато, куда б ты ни попал
- И по какой распутице,
- Дорога та, что сам искал,
- Вовек не позабудется.
- 4. Рефлексия. «Все в твоих руках» (слайд №12).
- Н.М. Верзилин «Урок − это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».
Этапы урока
- Афоризмы
- 1. Организационный этап.
- Барон Мюнхгаузен: «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
- 2. Постановка цели и задач урока.
Планирование деятельности.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. - Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Лев Толстой «Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы знать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после».
Стас Янковский «А надо ли тебе знать то, что не знаешь, если не знаешь, что тебе надо?»
Жан Жак Руссо «Важно знать не то, что есть, а то, что полезно». - 3. Актуализация знаний.
- Альфонс Карр «Чтобы заработать на жизнь надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».
- 4. Первичное усвоение новых знаний.
- Блез Паскаль «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
Чарльз Диккенз «Нет ещё на свет такого холма, вершины которого настойчивость в конце концов не достигнет». - 5. Первичная проверка понимания.
- Оноре де Бальзак «Все человеческие умения не что иное, как смесь терпения и времени».
- 6. Первичное закрепление.
- У.Эл. Ченнинг, американский богослов «Трудности должны будоражить, а не обескураживать».
Лев Николаевич Толстой «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Джордж Бернард Шоу «Деятельность - единственный путь к знанию». - 7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению.
- Жорж Сименон «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей».
- 8. Рефлексия. Подведение итогов.
- Ишхан Геворгян «Если после учёбы не возникают интересующие вопросы, то зря ходил в школу».
- И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой − отражающиеся в ней звезды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических условий работы хореографа с детьми младшего школьного возраста, на базе общеобразовательной школы.
Публикация затрагивает аспекты адаптации ребенка к школе.В данной работе описывается положительное влияние занятий в кружках и студиях дополнительного образования, в частности хореографией...
Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи в работе с детьми.
В статье приведен анализ исследований арттерапии в практической работе с детьми, раскрыты арттерапевтические техники....
Игра как психолого-педагогический прием для работы с детьми и подростками с ОВЗ
Игра как психолого-педагогический прием для работы с детьми и подростками с ОВЗ...
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
Психолого-педагогические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ
Психолого-педагогические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ.Виды ОВЗ. Виды ЗПР. Памятки для учителей...