Игра как психолого-педагогический прием для работы с детьми и подростками с ОВЗ
статья
Игра как психолого-педагогический прием для работы с детьми и подростками с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_psihologo-pedagogicheskiy_priem_dlya_raboty_s_detmi_statya.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как психолого-педагогический прием для работы с детьми и
подростками с ОВЗ
(статья)
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Она начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть, хотя еще долгое время он не знает, что это называется игрой.
Игра детей - это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых, и самооздоровление, и коррекция детско-родительских отношений.
Это важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Она занимает в жизни ребенка особое место,
внося в душу ребенка радость и одновременно содействуя укреплению организма. В процессе игры ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, быстроту реакции. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать, фантазировать.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания младших школьников с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенньое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Педагог С. Т. Шацкий назвал игру «жизненной лабораторией», где наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития ребенка.
Игра для дошкольника является эффективным средством формирования личности, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка.
Наиболее важные функции игры:
– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие;
– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено;
- познавательная функция – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей;
– воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;
– коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
– развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;
– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка;
- развитие речи – в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.
Как познакомить ребенка с ОВЗ с окружающим миром? Как развивать мелкую моторику? Как адаптировать его к социуму? Конечно же через систематические занятия, как правило, в игровой форме.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками
Материал содержит особенности коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками...
Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с детьми, во временных детских коллективах.
Самое главное, что вы сможете сделать для ребенка, – это внимательно выслушать его, когда ему нужно будет высказаться. Быть может, это наступит не сразу, а только тогда, когда ребенок буде...
Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ГПД
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Психолого-педагогическая мастерская по взаимодействию с "трудными" детьми
Материалы для психологического мероприятия с учителями, расширение психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гипреактивными и тревожными учащимися...
Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с детьми ООП и их родителями.
Опыт работы с детьми и родителями по психолого-педагогической компетентности....
Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...
Упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ
Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что ...