Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи в работе с детьми.
статья

В статье приведен анализ исследований арттерапии в практической работе с детьми, раскрыты арттерапевтические техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

АРТТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Горохова О.В.,

воспитатель ГБУ ЦССВ «Лесной».

Терапия искусством или арттерапия – это специализированная форма психотерапии и психокоррекци, применяемая в специальной педагогике и психологии к лицам, имеющим нарушение интеллектуального развития.

Арттерапевтический процесс – это процесс коррекции и реабилитации лиц, имеющих нарушение в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах, средствами искусства. Арттерапевтический процесс осуществляется  в специально созданном арттерапевтическом пространстве. Арттерапевтическое пространство составляют: сам арттерапевт, участники и ими созданный художественный образ. При этом арттерапевт является активным посредником между ребенком и продуктом его творчества.

Понятие арттерапевтического пространства как одно из базовых  в арттерапии  рассматривается в двух  аспектах. Во-первых, это атмосфера, которая складывается в процессе взаимодействия между арттерапевтом и участниками арттерапии на основе вербальной и невербальной коммуникации. Во-вторых, это место, в котором происходит арттерапевтический процесс, где хранятся средства, материалы, продукты творческой деятельности участников арттерапии. Таким образом, создается особая целительная среда взаимодействия. В организованном арттерапевтическом пространстве важно не менять рабочие места ребенка, поскольку место каждого ребенка образует составляющую его личного пространства.

Другими составляющими арттерапевтического пространства являются изобразительные средства и материалы: краски, фломастеры, восковые мелки, гуашь, свечи, тушь, пастель, соус, клейстер, сангина, художественный уголь, кисти, палитра, баночки с водой, губка, валик, бумага разных форматов, цветов, оттенков, фольга, нитки, веревки, скотч, ножницы, иногда используется соль, песок, природный, поделочный, и иные материалы для создания объемных композиций.

В арттерапевтической работе для преодоления проблем ребенка наряду с общепризнанными арттерапевтическими техниками (семейное рисование, спонтанные рисунки), рекомендуют использовать и нетрадиционные техники рисования (рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли, рисование под музыку, методом напыления, оттиск пробкой, пенопластом и др.), которые приемлемы для детей с нарушениями интеллект. Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышения уровня развития зрительно-моторной ориентации, коррекции мелкой моторики рук. Отображение действительности с использованием нетрадиционных техник менее утомительно для детей с нарушением интеллекта, чем другие способы рисования. У них сохраняется активность, работоспособность на протяжении достаточно длительного времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая ему нравится.

Использование нетрадиционных техник способствует не только развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы детей в целом, но и помогает создать у детей атмосферу личностной безопасности, эмоциональную поддержку. Нетрадиционные техники рисования характеризуются доступностью использования в процессе арттерапевтической работы и позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, имеющих проблемы в развитии.

Известно, что использование арттерапии по специально разработанной программе по организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса существенно повышает эффективность работы с детьми, имеющими различные нарушения интеллекта.

Специально созданные группы в дошкольных учреждениях, укомплектованные детьми, имеющими различные нарушения в развитии, работают по специальным методическим разработкам. Для осуществления коррекционно-педагогической работы в таких группах наиболее эффективной является модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе А.А. Венгер, Г.Л. Выготской, Э.И. Леонгард.

Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью и не предполагает закрепления полученных ранее знаний. Занятие рекомендуется  начинать с организационного этапа, необходимого для активизации внимания детей, создания у них положительного настроя на занятие, а также развития восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. В каждое занятие необходимо включать динамическую паузу, основной целью которой является снятие психоэмоционального напряжения у детей, повышение их  двигательной активности и игровых навыков.

Занятие состоит из двух частей. Первая часть – развитие речи, формирование фонематических процессов, первоначальных навыков письма и чтения, лексико-грамматического строя речи, развитие связанной речи, пальчиковая и артикуляционная моторика. Вторая часть – развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с помощью средств искусства.

В условиях детского центра рекомендуется проводить занятия во второй половине дня. Продолжительность по времени – 1 час 20 мину, наполняемость группы – 10-12 человек. Наиболее сензитивным для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии является возраст 6-7 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арттерапевтических методик.

Можно с уверенностью сказать, что применение арттерапии дает положительные результаты в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, и позволяет направлять их деятельность таким образом, чтобы она оказала благотворное влияние на развитие их личности.

Так, помимо программ, направленных на формирование учебной деятельности, познавательных интересов и потребностей в самообразовании, очень важным является использование достижений креативной педагогики, обеспечивающей организацию продуктивной деятельности, самостоятельного творчества, для личности, интеллекта, эмоций и духовного развития таких детей.

Терапия искусством в настоящее время широко используется в специальных медико-психолого-социальных центрах, в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях.

Такое широкое использование арттерапии в различных учреждениях обосновано присущими ей функциями: диагностической, коррекционной, развивающей, обучающей, реабилитационной, психотерапевтической и социальной.

Анализ современных исследований по терапии искусства позволяет констатировать полезность применения этого метода не только для лечебных целей, но и коррекционно-педагогических.

Использование арттерапии в работе с детьми с нарушениями в развитии существенно повышает их социальную адаптацию и интеграцию в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями"

Доклад представлен на школьном методическом объединение...

Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с детьми, во временных детских коллективах.

Самое главное, что вы сможете сделать для ребенка,  – это внимательно выслушать его, когда ему нужно будет высказаться. Быть может, это наступит не сразу, а только тогда, когда ребенок буде...

Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ в ГПД

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Психолого-педагогическая мастерская по взаимодействию с "трудными" детьми

Материалы для психологического мероприятия с учителями, расширение психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гипреактивными и тревожными учащимися...

Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с детьми ООП и их родителями.

Опыт работы с детьми и родителями по психолого-педагогической компетентности....

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого-педагогические аспекты групповой формы работы младших школьников

Современное образование рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации ...