Рабочая программа: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
рабочая программа
Рабочая программа, модульная: «В некотором царстве, в некотором государстве…» для 1-4 классов с элементами сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nekotorom_tsarstve_v_nekotorom_gosudarstve.docx | 107.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа, блок модульная: «В некотором царстве, в некотором государстве…» разработана для младших школьников с элементами сказкотерапии и игровой деятельность. Направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающих социальную успешность младших школьников.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
Терапевтические сказки способны решать детские проблемы и справляться с жизненными трудностями безопасно и экологично. Множество моделей поведения в различных ситуациях, которые можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем гибче социальный интеллект, тем успешнее процесс социализации. Читая, придумывая, анализируя сказки, мы становимся ближе к ребенку, начинаем понимать друг друга. Работая со сказкой, дети не только получают удовольствия от процесса, но и получают жизненный опыт. Сказка выступает важным средством, формирования личности ребенка. В ней совмещаться элементы обучения, побуждению к действию, предупреждению.
В программе применяются:
Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения.
Психотерапевтические сказки. Сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.
Выбор жанра сказки основывается исходя из запроса классного руководителя, наблюдений и психологической диагностики.
Программа блок модульная, состоит из 6 модулей направленных на разрешение определенного вида проблем. В работе можно применять программу целиком, так и отдельный модуль. Рассчитана на один учебных года 18 учебных часов.
Режим занятий:
один год обучения: 18 учебных часов (1 час в неделю).
Цель - способствовать полноценному психологическому развитию младшего школьника.
Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка, сохранения его психологического здоровья.
Воспитательно -развивающие задачи сказкотерапии:
- воспитание у детей положительных нравственных качеств;
- умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи;
- развивать психофизические процессы (внимание, память , мышление и т.д).
Категория участников: обучающиеся начальной школы с 1-4 класс.
Место курса: внеурочная деятельность.
Продолжительность: 40 мин.
Результаты освоения программы
Личностные и метапредметные:
- способность контролировать эмоции, управлять ими;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- уметь делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- уметь моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей ;
7 строить речевое высказывание в устной форме;
8. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
9. моделировать различные жизненные и учебные ситуации.
Формы реализации программы внеурочной деятельности:
групповая с элементами сказкотерапии и тренинга.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:
• низкий уровень тревожности
• адекватная самооценка
• позитивное отношение к себе и своей личности
• хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
• сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Содержание программы внеурочной деятельности
Формы контроля:
- Диагностика (групповая или индивидуальная)
- Наблюдение и ведение индивидуальных карт
- Оценка эффективности классным руководителем.
Содержание курса:
№ | СОДЕРЖАНИЕ КУРСА | ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1 | 1.Блок. Трудности обучения в школе.(3 часа) «Трудно и скучно»; «Не хочу учиться»; «Трудности преодолеваем». | Тренинг, беседа, игровая деятельность, сказкотерапия. |
2 | 2. Блок. Проблемы в учебе (3 часа) «Я не могу»; «Со мной не дружат»; «Волшебный предмет» | Тренинг, беседа, игровая деятельность, сказкотерапия |
3 | 3. Блок. Трудности в общении (3 часа) «Я не похож на других»; «Хочу быть таким, как они!»; «Снятие чар» | Тренинг, беседа, игровая деятельность, сказкотерапия |
4 | 4.Блок. Трудности в учебе (3 часа) «Не могу…» «Мой выбор»; «Волшебные существа» | Тренинг, беседа, игровая деятельность, сказкотерапия |
5 | 5. Блок. Школьные трудности (3 часа) «Какой Я?» «Мне нравится»; «Сказочные гости» | Тренинг, беседа, игровая деятельность, сказкотерапия |
6 | 6. Блок. Трудности самоконтроля (3 часа) «Я не могу себя заставить»; «Мышка- мышка, кролик- кролик»; «Я умею управлять собой» | Тренинг, беседа, игровая деятельность, сказкотерапия |
№ п/п | Тема раздела, занятия | Кол-во часов |
1 | 1.Блок. Трудности обучения в школе.
| 3 |
2 | 2. Блок. Проблемы в учебе 1. «Я не могу»; 2. «Со мной не дружат»; 3.«Волшебный предмет» | 3 |
3 |
1.«Я не похож на других»; 2.«Хочу быть таким, как они!»; 3.«Снятие чар» | 3 |
4 | 4.Блок. Трудности в учебе 1.«Не могу…» 2.«Мой выбор» 3. «Волшебные существа» | 3 |
5 |
1. «Какой Я?» 2.«Мне нравится» 3. «Сказочные гости» | 3 |
6 |
1.«Я не могу себя заставить» 2.«Мышка- мышка, кролик- кролик» 3.«Я умею управлять собой» | 3 |
№ | Тема | Методики и задания | Цель |
Диагностика: входящая промежуточная итоговая | Наблюдение, анкетирование, социометрия, методика «Сказка» В.А.Корневская | Оценка эмоционально-личностной сферы обучающихся | |
| |||
1 | «Трудно и скучно» | Котенок Маша. Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться. | Преодоление трудностей в обучении. |
2 | «Не хочу учиться» | Кораблик. Сказка про отважного крабика. | |
3 | «Трудности преодолеваем» | Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь | |
Проблемы в учебе. |
| ||
1 | «Я не могу» | Кенгуренок Вася. Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться? | Формирование адекватной самооценки и восприятия себя |
2 | «Со мной не дружат» | Сказка про маленькое Облачко. Ловкая Лапка. | |
3 | «Волшебный предмет» | Игра «Волшебный сундучок». | |
| |||
1 | «Я не похож на других» | Маленькое Привидение. Маленький Котенок. | Формирование коммуникативных навыков. |
2 | «Хочу быть таким, как они! | Хвостатик. Волшебный сундучок – сказочные герои | |
3 | «Снятие чар» | Игра «Волшебный сундучок». | |
| |||
1 | «Не могу…» | Медвежонок и Старый Гриб. Сказка о непоседливой Обезьянке. | Вырабатывание позитивного отношение к возникающим трудностям. |
2 | «Мой выбор» | Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь. | |
3 | «Волшебные существа» | Игра «Волшебный сундучок» | |
| |||
1 | «Какой Я?» | Шустрик и Обжорик. | Способствовать формированию адекватному восприятию оценки. |
2 | «Мне нравится» | Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь. | |
3 | «Сказочные гости» | Игра «Волшебный сундучок». | |
| |||
«Я не могу себя заставить» | Сказка о двух братьях и сильной воле. | Выработка социально приемлемого поведения в соцууме. | |
«Мышка- мышка, кролик- кролик» | Игра « Волшебный сундучок» | ||
«Я умею управлять собой» | Игра «Волшебный сундучок». |
Материально-техническое обеспечение
Для освоения курса «В некотором царстве, в некотором государстве…» -материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы, легко мобильные и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска и интерактивная для вывешивания иллюстративного материала; комплект мягкой мебели.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, CD и DVD);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «В некотором царстве, в некотором государстве…» (комплексная программа, учебные пособия для обучающихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования предметов дополнительного образования;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Список литературы
- Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Изд.: «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
- Татьяна Зинкевич-Евстигнеева: Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей. Изд.: Речь, 2016 г.
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми.
Изд.: Форум, 2015 г
- Хухлаева О.В.. Книги онлайн
- Ирина Васильева. Волшебные существа. Волшебный сундучок. Комплект развивающих карточек Изд.: - "Речь" 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В некотором царстве, в некотором государстве.."
Я как классный руководитель проблемой профилактики ДДТТ( детский дорожно-транспортный травматизм) занимаюсь несколько лет, понимая, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и с...
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Предлагаю вам сценарий выпускного вечера в 4 классе....
Рабочая программа кружка "Книжное царство"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Книжное царство" для 1-2 класса....
Мероприятие по правовому воспитанию « В некотором царстве, в некотором государстве…..»
Мероприятие по правовому воспитанию« В некотором царстве, в некотором государстве…..»...
Конспект комплексного занятия для будущих первоклассников «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Цели:- уточнить представления детей о буквах и звуках, цифрах и числах,- совершенствовать умения составлять слова, сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10.Задачи:- развитие и...
Мероприятие по литературному чтению "В некотором царстве, в некотором государстве"
Описание материала: сценарий разработан для учащихся начальных классов. Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательско...
Урок литературного чтения в 3 классе «В некотором царстве, в некотором государстве...» Обобщение по разделу.
План-конспект по литературному чтению (3 класс)...